Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 12:22, курсовая работа
Цель курсовой работы: Изучение видов восприятия.
Введение …………………………………………………………….……… 3
Глава 1. Теоретический анализ изучения восприятия…………….……... 5
1.1. Понятие о восприятии ………………………………..…….……... 5
1.2. Основные виды восприятия…………………………..…….……... 9
1.3. Восприятие пространства …………………………….…….……. 15
1.4. Восприятие движения ……………………………………..………18
1.5. Восприятие времени …..……………………………......…………21
Выводы ……………………………………………………………………..26
Заключение ………………………………………………………………... 28
Литература ………………………………………………………………… 29
МОСКОВСКИЙ
ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
Москва
2004
Введение …………………………………………………………….……… 3
Глава 1. Теоретический анализ изучения восприятия…………….……... 5
1.1.
Понятие о восприятии ………………………
1.2. Основные виды восприятия…………………………..…….……... 9
1.3. Восприятие пространства …………………………….…….……. 15
1.4. Восприятие движения ……………………………………..………18
Выводы ……………………………………………………………………..26
Заключение ………………………………………………………………... 28
Литература
…………………………………………………………………
29
Любой человек, сталкивающийся с таким сложным и многогранным явлением, как ощущение и восприятие в праве спросить, зачем нужно его изучать. Помимо чисто научных существует немало и других побудительных мотивов. Во-первых, идеи, дискуссионные вопросы и основные аспекты этой проблемы важны не только для истории психологии, как науки вообще, но и являются центральными для экспериментальной психологии в частности. Роль чувств, в решении фундаментальных философских проблем, касающихся того, как мы познаем окружающий нас мир, чрезвычайно велика. Сама экспериментальная психология началась с философских проблем, в которых основное внимание уделялось ощущению и восприятию.
Во-вторых, еще одна причина тесно связанная с первой, и побуждающая изучать ощущение и восприятие, - их важность для получения системных знаний о самих себе и окружающем нас мире. Это справедливо, так как все наши знания о находящейся вне нас реальности являются в первую очередь результатом ощущений и восприятия. Наши чувства – это наш единственный механизм обнаружения энергетических и химических сигналов, посылаемых нам средой, и именно на их основе мы воспринимаем и оцениваем реальность.
Есть также немало практических причин для изучения ощущения и восприятия. Этот раздел психологии имеет дело с важными, если не с решающими, аспектами нашего повседневного взаимодействия с внешней средой. Если говорить о практической целесообразности, то изучение ощущения и восприятия вооружает ученых умением выявлять и лечить людей с нарушениями сенсорно-перцептивной системы.
Изучение восприятия движения также немаловажно. Биологическая роль этого восприятия чрезвычайно велика. Чтобы их движения были эффективными, животные должны быть в состоянии определять, где именно, в каком направлении, а нередко – и с какой скоростью перемещаются те или иные объекты. Не вызывает сомнения, что информация о движении имеет решающее значение для выживания большинства биологических видов.
Изучение восприятия пространства и времени, также играет большую роль в жизни человека, так как позволяет построить правильную картинку окружающего нас мира.
Исследованием восприятия занимались такие ученые и исследователи, как Павлов И.П. (рефлекторная основа восприятия), Теплов Б.М., Запорожец А.Н. (этапы развития восприятия у детей), Эвклид (закон зрительного угла как закон восприятия размера), Мах Э. (механизмы восприятия движения), Вундт В. (теория восприятия движения), Вертгеймер М. (Фи-феномен) и другие отечественные и зарубежные исследователи.
Цель курсовой работы: Изучение видов восприятия.
Предмет исследования: Восприятие движения, времени и пространства.
Гипотеза исследования: Заключается в предположении, что восприятие движения, времени и пространства являются особыми видами восприятия.
Исходя из выдвинутой гипотезы и сформулированного предмета, решались следующие задачи:
Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди, и т.д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления.
«Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии на их органы чувств». (17, стр.42)
Выделяют четыре уровня перцептивного действия: обнаружение, различие, идентификация и опознание.
Обнаружение - исходная форма развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может лишь на простой вопрос, есть ли стимул.
Различие - собственно восприятие. Конечный результат – формирование перцептивного образа эталона. Когда прецептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознавания обязательны сличение и идентификация.
Идентификация - есть отожествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отожествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимающихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.
В
зависимости от того, в какой степени
целенаправленна будет
Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим витрины магазинов и т.д. (11)
Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей - воспринимать тот или иной объект и явление, ознакомиться с ним. Так \, например, преднамеренным восприятие будет рассматривание электрической схемы изучаемой машины, слушание доклада, просмотр тематической выставки и т.д. Оно может быть включено в какую-либо деятельность (в трудовую операцию, в выполнение учебного задания и т.п.), но может выступать как самостоятельная деятельность – наблюдение. (11)
Наблюдение – это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, ясно осознанной целью с помощью произвольного внимания. Важнейшими требованиями, которым должно удовлетворять наблюдение, являются ясность задачи наблюдателя планомерность и системность ведения. (4, 9)
Если человек систематически упражняется в наблюдении, то у него развивается такое свойство личности, как наблюдательность.
«Наблюдательность
– это умение подмечать в предметах
и явлениях то, что в них мало
заметно, не бросается само собой
в глаза, но что существенно или
характерно с какой-либо точки зрения».
(14, стр. 214, 9) Она приобретается в процессе
систематических занятий любимым делом
и поэтому связана с развитием профессиональных
интересов личности.
Основные свойства восприятия.
Одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т.д. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. (4)
Свойства восприятия:
1.2.
Основные виды восприятия
Опираясь на современную психологическую литературу, можно выделить несколько подходов к классификации восприятия. (см. рис. 1) В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущения, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различает зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.
Зрительное восприятие.
«Зрительное восприятие – форма восприятия, включающая в себя совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира», (9, стр. 135) на основе информации, получаемой с помощью зрительной системы. (4)
Боле простые из этих процессов обеспечивают восприятие цвета, которое может сводиться к оценке светлоты, или видимой яркости, цветового тона, или собственно цвета, и насыщенности как показателя отличия цвета от серого равного с ним светлоты. Основные механизмы цветового восприятия имеют врожденный характер и реализуются за счет структур, локализованных на уровне подкорковых образований мозга. Более филогенетически поздними являются механизмы зрительного восприятия пространства, в которых происходит интеграция соответствующей информации о пространстве полученной также от слуховой, вестибулярной, кожно-мышечной сенсорных систем и движении объектов. Позднее эта информация дополняется сведениями о форме и структуре объектов. (4, 9)
Есть веские основания называть зрение основной сенсорной системой. Во-первых, это, возможно, наиболее хорошо изученная система, что отчасти обусловлено методологическими и техническими факторами. Анатомия и связанные с ней особенности зрительной системы достаточно хорошо известны, а визуальное стимулирование, как правило, четко определяется и может быть точно проконтролировано. Вторая и, возможно, даже более существенная причина заключается в огромной важности и функциональной значимости зрительной системы. Для выживания многих видов зрение имеет решающее значение; оно является источником критически важных знаний о предметах и событиях среды обитания. Эти знания зависят от получения таких сведений, как форма и текстура, размер и расстояние, яркость и освещенность, цвет и движение, а также информация о взаимодействии этих отличительных признаков среды между собой. (18, 4)
Для человека зрение является доминантной, наиболее важной сенсорной системой. На биологическом уровне это подтверждается тем, что в обработке визуальной информации участвует примерно половина коры головного мозга. На поведенческом уровне доминирующая роль зрения для человека может быть отчасти доказана ситуациями, при которых оно входит в противоречие с другой сенсорной системой. (4, 18)
Информация о работе Восприятие движения, времени, пространства