Движение культуры во времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:59, реферат

Краткое описание

Гомеровский период занимает особое место в истории древнегреческой культуры. Основными источниками изучения этого периода (а по существу всей жизни эллинов со второй половины II до первых веков начала I тысячелетия) является греческий героический эпос, то есть “Илиада” и “Одиссея” Гомера и поэмы “Труды и дни” и “Теогония” Гесиода.

Оглавление

«История культуры»:
-Введение
-Античная культура.
-Культура средневековья.
-Культура нового времени.
-Заключение
«Семиотические аспекты культуры»:
-Введение
-Семиотика
-Символ
-Типология знаковых систем культуры
-Естественные знаки
-Функциональные знаки
-Иконические знаки и символы
-Конвенциональные знаки
-Вербальные знаковые системы - естественные языки
-Знаковые системы записи
-Заключение

«Движение культуры во времени»:
-Введение
- Движение культуры
-Концепция циклического развития культуры

Файлы: 1 файл

Движение культуры во времени.docx

— 59.38 Кб (Скачать)

Министерство образования  и наук РФ

Филиал государственного образовательного учреждения

Высшего профессионального  образования

«КУБАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА»

В г. Геленджике

 

 

Реферат

По культурологии

Темы: «История культуры»

«Семиотические аспекты  культуры»

«Движение культуры во времени».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила Зайцева  Валерия Юрьевна

Специальность: экономист, бухгалтер

Преподаватель: Таховская Е.Н.

Геленджик 2011

 

 

 

Содержание.

  «История культуры»:

                        -Введение

                        -Античная культура.

                        -Культура средневековья.

                        -Культура нового времени.

                        -Заключение

«Семиотические аспекты  культуры»:

                  -Введение

                        -Семиотика

                        -Символ

                        -Типология знаковых систем культуры

                        -Естественные знаки

                        -Функциональные знаки

                        -Иконические знаки и символы

                        -Конвенциональные знаки

                       -Вербальные знаковые системы  - естественные языки

                       -Знаковые системы записи

                        -Заключение

 

«Движение культуры во времени»:

                       -Введение

                      - Движение культуры

                     -Концепция циклического развития культуры

                       -Заключение

 

«История культуры»:

Введение

Историю культуры можно разделить  на три основных этапа: Античную культуру, культура  средневековья, культура нового времени.

 

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА.

Античная культура сыграла  значительную роль в истории европейской  цивилизации. Однако внутри себя Античность распадается на два культурно-исторических блока: Древняя Греция и Древний  Рим, что, тем не менее, позволяет  говорить об Античности как определенной целостности.

Гомеровский период занимает особое место в истории древнегреческой  культуры. Основными источниками  изучения этого периода (а по существу всей жизни эллинов со второй половины II до первых веков начала I тысячелетия) является греческий героический  эпос, то есть “Илиада” и “Одиссея”  Гомера и поэмы “Труды и дни” и “Теогония” Гесиода.

Следует отметить, что уже  на уровне мифологического сознания Греция избрала совершенно иной путь, нежели культуры. В мифологии и  религиях древнего Востока божественное начало чаще всего представало в  виде некой абстракции, весьма далекой  от обыденной жизни человека.

Роли богов распределены по профессиям (Гера - покровительница  рожениц, Посейдон - бог моря, Аид - бог  подземного мира, Аполлон - бог солнца и музыки, Артемида - богиня охоты, Арес - бог войны, Афродита - богиня любви, Гефест - бог огня, Гермес - бог торговли, Дионис - бог виноделия, Афина - богиня мудрости и ремесел и т.д.). Каждый из них имеет свой собственный характер, они живут как люди и ничто человеческое им не чуждо. Зевс обитает на высоком Олимпе. Сюда он собирает богов на роскошные пиршества и на советы. Характерно, что даже местонахождение богов - не небо и не космос, а Олимп, нечто близкое и вполне реальное, гора, на которую, в случае чего, всегда можно просто показать пальцем.

Своего наивысшего расцвета категории и принципы древнегреческой  культуры достигли во времена классического  периода.

Перед нами вырисовывается мир, в котором человек чувствовал себя уверенно, свободно. Этому способствовало и то, что греки понимали важность изучения окружающего мира, именно в Греции появились первые зачатки  науки. Весь мир представлялся древнему греку в форме космоса, упорядоченной, гармонизированной, уравновешенной, эстетически  прекрасной структуры, обладающей четко  установленными границами, в пределах которых человек ощущал себя очень  безопасно. Речь идет о красоте, мере и гармонии.

Для древнегреческой философской  мысли характерно сочетание удивительной, почти детской, наивности, с гениальными, поразительными для того времени  открытиями. Для грека первый вопрос, который занял его ум, звучал следующим  образом: что лежит в основе мироздания, какова субстанция (первооснова) мира?

Теперь несколько слов о древнегреческом искусстве, ведущими направлениями которого являлись: архитектура, скульптура, вазопись и театр.

Архитектура была основана на ордерной системе, где ордером  называлось определенное пропорциональное и гармоничное сочетание несомых  и несущих частей здания. Существовали три типа ордеров: дорический, ионический и коринфский.

Скульптурное искусство  представлено именами Мирона, Поликлета (ранняя классика), Фидия (высокая классика), Праксителя, Лисиппа, Скопаса (поздняя классика).

Театральное искусство было чрезвычайно популярно в Древней  Греции и его важность признавали все, так что во времена Перикла (V век до н.э.) неимущим гражданам даже выделялись деньги на покупку входных билетов в театр. Проводились настоящие театральные соревнования.

Античности в формировании европейской культуры стала осознаваться во многом благодаря исследованиям  немецких философов XVIII - XIX вв., в частности  И.-Г. Гердера и В. Вельфлина; образцом устройства мира Античность считали деятели Возрождения; Новое время в лице приверженцев классицизма нашло в Античности свой этический и эстетический идеал.

                                              


Культура средневековья.

В период классического, или  высокого Средневековья, Западная Европа начала преодолевать затруднения и  возрождаться. С X века укрупнились  государственные структуры, что  позволило собирать более многочисленные армии и до некоторой степени  прекратить набеги и грабежи. Миссионеры понесли христианство в страны Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, так что  и эти государства вошли в  орбиту западной культуры.

Наступившая относительная  стабильность обеспечила возможность  быстрого подъема городов и экономики. Жизнь стала меняться к лучшему, в городах расцветала своя культура и духовная жизнь. Большую роль в  этом играла та же церковь, которая  тоже развивалась, совершенствовала свое учение и организацию.

На базе художественных традиций Древнего Рима и прежних варварских племен возникло романское, а позже  блестящее готическое искусство, причем развивалась не только архитектура и литература, но и другие виды искусства - живопись, театр, музыка, скульптура... Именно в эту эпоху были созданы шедевры литературы, «Песнь о Роланде», «Роман о Розе».

 

Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской  культуры, начавшиеся в период классики. Однако ход их был далеко не гладким. В XIV-XV веках Западная Европа неоднократно переживала великий голод. Многочисленные эпидемии, особенно чумы, принесли неисчислимые человеческие жертвы. Очень сильно замедлила развитие культуры Столетняя  война.

В эти периоды неуверенность  и страх владели массами. Хозяйственный  подъем сменяется длительными периодами  спада и застоя. В народных массах усиливались комплексы страха перед  смертью и загробным существованием, усиливаются страхи перед нечистой силой.

В конце Средневековья  в сознании простонародья Сатана трансформируется из, в общем-то, не страшного и иногда смешного черта во всемогущественного повелителя темных сил, который в завершение земной истории выступит в роли Антихриста.

Другая причина страхов - голод, как следствие низкой урожайности  и нескольких лет засух.

Источники страхов лучше  всего высвечиваются в молитве  крестьянина того времени: «Избави  нас, Господи, от чумы, голода и войны».

Господство устной культуры мощно способствовало умножению  суеверий, страхов и коллективных паник.

Однако, в конце концов, города возрождались, люди, уцелевшие  от мора и войны, получили возможность  устраивать свою жизнь лучше, чем  в предыдущие эпохи. Возникли условия  для нового подъема духовной жизни, науки, философии, искусства. Этот подъем с необходимостью вел к так  называемому Возрождению или  Ренессансу.

 

 

Культура Нового Времени

17 век


Культура XVII века. Это столетие знаменует  собой начало культуры Нового времени, продолжающейся до сих пор. В это  время были сформулированы его основные постулаты и аксиомы. Это столетие науки и философии. К середине XVII века закончились религиозные  войны и ведущим политическим образованием стали крупные национальные государства с абсолютистской формой правления. Родилась новая, сильная  Европа.

Мир теперь выглядит единым и однородным. Основными координатами человека становятся время и пространство. И его  положение здесь зависит только от его силы и ума. Поэтому человек  поставил себе цель овладеть природой. Для упрощения этой задачи все  сложное сводится к простому. Человек представляется неделимым, то есть индивидуумом, а природа есть некий автомат, и, чтобы его понять, - достаточно разобрать на составляющие. Анализ стал ведущим методом науки.

В XVII веке наука действительно рванулась  вперед. Были сделаны величайшие открытия в естественнонаучной области. Появляется экспериментальная наука, резко  активизировавшая все исследования. Наука становится универсальной, все  превращается в предмет ее ведения. Ничто не может быть просто так  принято на веру. Главным критерием  истины становится разум. Формируется  новый метод получения истины - рационалистический. Его основателем, а следовательно, “отцом науки и философии” Нового времени является французский философ, математик, физик Рене Декарт, больше известный студентам по декартовым координатам. Создавая “рационалистический метод”, Декарт стремился к тому, чтобы дать человеческому разуму точные критерии истины. В средневековье лишь Бог владел прерогативой на истину. Теперь, когда человек сам стал определять свою жизнь, возникает опасность релятивизации истины, ее относительности. Поэтому, по мысли Декарта, рационалистический метод и должен был бы стать новым основанием истинности познания. Трагедия этого великого ученого в том, что он понял невозможность создания такого абсолютного метода и увидел уже в то время, с какими бедами столкнется человечество в будущем. Человек, потерявший опору в Боге и не приобретший ничего взамен, стал игрушкой в руках различных сил, стремящихся как к экономическому, политическому, так и к духовному господству. Помимо Декарта упомянем, конечно же, Фрэнсиса Бэкона, Джона Локка, Исаака Ньютон, Блэза Паскаля.

Если говорить об искусстве XVII века, то здесь мы увидим формирование двух крупных общеевропейских стилей: классицизма и барокко. Первый явился эстетическим выражением идей абсолютизма и основное развитие получил во Франции. Его художественной целью является преобразование действительности через призму классицистского эстетического идеала, построенного на рациональных основах. Основные принципы классицизма следующие: общественно-значимый характер, монументальность, подражание античному идеалу, морализаторство, нормативность (проявляющаяся в системе трех единств и иерархии жанров). Архетипом классицизма можно назвать “кристалл”. Деятели классицизма: поэт Николя Буало, драматурги Пьер Корнель, Жан Расин, комедиограф Жан-Батист Мольер, художник Николя Пуссен. Барокко выступает как антитеза классицистскому искусству. Для него характерно движение крупных масс материи, аффект, порыв, патетика. Архетипом барокко может быть названо “прорастающее зерно”. Среди представителей выделим скульптора Лоренцо Бернини и художника Питера Пауля Рубенса. Существовало и так называемое реалистическое направление, развивавшееся прежде всего в Голландии, первой бюргерской стране. Здесь мы видим интимную, камерную живопись на бытовые сюжеты, нашедшие выражение в творчестве “малых голландцев”. Иной полюс голландского реалистического искусства представляет собой творчество великого Рембрандта ван Рейна, открывшего новые горизонты для всей европейской живописи.

18 век


XVIII век. Как ни странно, но XVIII столетие уже век усталости  от прогресса, когда возникли  первые сомнения в правильности  выбранного направления. Развивается  литература, искусство, политика. Вместо абстрактных идеалов человека эпохи Ренессанса, да и XVII века, это столетие наконец-то понимает, что человек живой, обладает страстями, хочет конкретики, жаждет таинственности, иррациональности. Именно с этим связан расцвет масонства.

Однако же главным феноменом XVIII века назовем Просвещение. Если деятели предыдущего столетия еще учились сами, то теперь мыслящая часть общества осознала, что уже пора просвещать народ. И самыми мощными средствами на тот момент для целей Просвещения стали литература и театр. Центральные идеи просветителей таковы: критика феодального общества и церковного “мракобесия”, осознание основополагающей роли знания, воспитания и образования, материализм, исторический оптимизм, понимание человека как “tabula rasa” (“чистая доска”), на которую можно записать все разумное, и, конечно, идея прогресса человека и человечества. Важным явилось осознание возможности существования различных взглядов на мир, философию, искусство, мораль и т.д. Культура XVIII века, как и предыдущая, продолжает строиться на талантах. Здесь назовем имена Вольтера, Дени Дидро, Жана-Жака Руссо. Кстати сказать, именно Руссо и Вольтер показали два пути, по которым пошла западная цивилизация. Вольтер обрисовал идеи буржуазной демократии, а развитие идей Руссо, как это ни парадоксально, привело ко всем эксцессам национализма.

Информация о работе Движение культуры во времени