Движение культуры во времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:59, реферат

Краткое описание

Гомеровский период занимает особое место в истории древнегреческой культуры. Основными источниками изучения этого периода (а по существу всей жизни эллинов со второй половины II до первых веков начала I тысячелетия) является греческий героический эпос, то есть “Илиада” и “Одиссея” Гомера и поэмы “Труды и дни” и “Теогония” Гесиода.

Оглавление

«История культуры»:
-Введение
-Античная культура.
-Культура средневековья.
-Культура нового времени.
-Заключение
«Семиотические аспекты культуры»:
-Введение
-Семиотика
-Символ
-Типология знаковых систем культуры
-Естественные знаки
-Функциональные знаки
-Иконические знаки и символы
-Конвенциональные знаки
-Вербальные знаковые системы - естественные языки
-Знаковые системы записи
-Заключение

«Движение культуры во времени»:
-Введение
- Движение культуры
-Концепция циклического развития культуры

Файлы: 1 файл

Движение культуры во времени.docx

— 59.38 Кб (Скачать)

Особенной чертой XVIII века явилось  распространение светских салонов, где рождалось великое искусство  общения людей, где часто в  дискуссиях сталкивались высокоодаренные  личности с разным мировоззрением. Яркая мысль, появившаяся в подобных салонах, в неделю облетала всю страну.

Эстетически прекрасный XVIII век, век  “галантных празднеств” искусства  рококо закончился грандиозной трагедией  Французской революции. Наверное, главной  причиной начала революции можно  назвать глубокое размежевание двух культур - “высокой” и “низкой”, аристократической и буржуазной. В прямом и переносном смысле они  говорили на разных языках. В целом, нет ничего странного в самом  факте буржуазной революции, которая  уже свершилась в Нидерландах, Англии. Но все же Французская революция отличается от них двумя существенными моментами. Во-первых, она породила в широких европейских кругах невиданные доселе надежды на социальный прогресс, поддерживаемые идеями французских просветителей. И, во-вторых, сделала Францию первым тоталитарным государством мира. Вспомним о том, что эта революция потопила сама себя в крови, сделав своим врагом собственный народ. Для культуры Нового времени важно то, что социальный эксперимент, начатый во Франции, оказался незаконченным. В ХХ веке по пути тоталитаризма пошли многие государства: Италия, Испания, Германия, Россия... Хотя сама Франция больше таких ошибок не делала.

19 век


Культурный итог XVIII века был подведен в победных сражениях против Наполеона  и последовавшим заключением  Тройственного союза стран-победительниц  в 1815 году. Наполеон отправлен на остров Святой Елены. Европа вступает в буржуазный XIX век, один из самых спокойных в  ее истории. Это эпоха стабилизации буржуазного общества, формирование буржуазных демократий. Появляется устойчивое бюргерское общество, так называемый средний класс. Это век уже перезревшей буржуазной культуры.

XIX столетие характеризуется мощным  развитием производительных сил,  окончательным объединением науки  и техники. Собственно отсюда  берет начало научно-технический  прогресс. Наука становится основой  методологии мышления, системы образования,  взглядов на мир, на человека  и общество. Любая философская  система строится как наука.Карл Маркс, разрабатывая коммунистические идеи, создавал их как науку - научный коммунизм. Развитие науки в XIX веке подошло к тому рубежу, когда нравственные ценности и цели собственно человеческой жизни стали сдерживающими факторами, - и от них отказались. Теперь перед научным познанием расстилался бесконечный и абсолютно познаваемый мир.

Происходит постепенная замена “личностной” культуры на “массовую”. Очень важным становится требование “быть как все”. Причем, “массовый  человек” вполне может быть талантливым  человеком, в том смысле, который  определяет Н.А.Бердяев, то есть способным  создавать ценности культуры, органично  в нее вписываясь. Но массовым его  делает общество, которому он подчиняется, единение с которым “греет его  душу”. Массовый человек чувствует  себя одиноким вне своей культуры. Постепенно он перестает отделять себя от некой социальной группы, к которой  принадлежит и ценности которой  считает своими. В действительности масса - явление достаточно древнее, но она всегда была пассивной, век XIX начал выдвигать массу на первый план, и уже в XX столетии масса  становится не просто активным членом социокультурного процесса, но агрессивно-активным, на что указал мыслитель нашего века Хосе Ортега-и-Гассет в эссе “Восстание масс”.

Для XIX века характерна множественность  философских течений, в большинстве  своем выросших из недр самой буржуазной культуры, которая породила собственных  критиков. Лучшими представителями  буржуазного мира была осознана необходимость  радикального изменения общей социокультурной ситуации. Другой вопрос: какое изменение?

Философским направлением, проложившим  новые направления развития человеческой мысли, явилась немецкая классическая философия, объединившая таких выдающихся мыслителей как И.Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель.

На гребне идей Французской революции  появилась философия и искусство романтизма (братья Шлегели, Новалис, Виктор Гюго, Джордж Байрон и др.); марксизм нашел свою опору в тяжелом положении пролетариата; “философия жизни” (Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше) и интуитивизм (Анри Бергсон) порождены усталостью от рационализма. Но в целом все эти “альтернативные” философские течения так или иначе выразили одну мысль - современная культура и общество находятся в кризисе. Различия заключались в видении путей выхода из кризисной ситуации и в осознании возможного будущего европейской культуры. К. Маркс говорил о социальном переустройстве и переходе капитализма в социализм и коммунизм, а Ф. Ницше, разбивая в пух и прах существующие нравственные ценности, проповедовал “сверхчеловека”.

Необходимо чуть подробнее остановиться на идеях Ницше, которого ХХ век сделал апологетом фашизма. На самом деле нельзя отрывать этого философа от культуры XIX века. Его наследие можно понять только исходя из тогдашней культурной ситуации.

В одной из первых глав книги “Так говорил Заратустра” Ницше написал: “Бог умер!”, тем самым показав, что вся система буржуазных нравственных ценностей, дотоле строившаяся на признании  Бога в качестве главенствующего  и связующего стержня, лишена его. И  в этом случае данные ценности становятся лживыми, ненастоящими. Общество, построенное  на этой системе ценностей, насквозь лживо. А все это произошло  потому, что человек выпал из великой  природной цепи, перестал подчиняться  закону естественного отбора и борьбы за выживание. Человек слабеет с  каждым днем: он помогает выживать больным, поддерживает стариков. Все это тянет  человечество назад. Поэтому необходимо отказаться от этой обузы, снова начать эволюцию человека, чтобы в итоге  прийти к “сверхчеловеку” - великому, могучему, счастливому, здоровому. “Я учу вас о сверхчеловеке,” - говорил Ницше устами своего героя. Философия Ницше была очень радикальной реакцией на затхлость, аморфность, лицемерие буржуазного общества, и не следует усматривать в его теории всеобщность и универсальность, как порой пытаются сделать.

Серьезные изменения происходят в  искусстве. Для многих деятелей искусства  реалистическое направление перестает  быть эталоном, и в принципе отрицается само реалистическое видение мира. Художники устали от требований объективности  и типизации. Рождается новая, субъективная художественная реальность. Важно не то, как все видят мир, а то, как его вижу я, видишь ты, видит  он. На этой волне и формируется импрессионизм. Сам термин произошел от названия картины Клода Моне “Впечатление. Восходящее солнце” (“Impression. Levant soleil”). Большое количество разнообразных художников объединены этим названием и будет неверным говорить об их приверженности одному стилю, одной манере рисования. В группу импрессионистов объединяют тех художников, которые участвовали в выставках импрессионистов в 1870-х - 1880-х годах. ЭтоКлод Моне, Эдгар Дэга, Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Альфред Сислей, Анри Тулуз-Лотрек и другие. Важным принципом импрессионизма был уход от типичности. В искусство вошла сиюминутность, случайный взгляд, что ярко заметно в творчество Ренуара. Создается впечателение, что его полотна написаны простым прохожим, гуляющим (или как бы сказали французы - фланирующим) по бульварам и наслаждающимся жизнью. И перед нами рассеяный взгляд такого прохожего, глазеющего по сторонам.

Особняком стоят три имени: Винсент Ван Гог, Поль Гоген и Поль Сезанн, творчество которых назвали постимпрессионизмом и которые во многом являются родоначальниками искусства ХХ века.

Заключение

Не зависимо от времени культура всегда продвигается вперед, прогрессируя. В какие-то моменты медленнее, а  в какие-то значительно быстрей. Она не стоит на месте.

 

 

 

 

 

«Семиотические аспекты  культуры»

Введение.

Термин "знак" понимается в широком смысле как некоторый  объект (вообще говоря, произвольной природы), которому при определённых условиях (образующих в совокупности знаковую ситуацию) сопоставлено некоторое значение, могущее быть конкретным физическим предметом (явлением, процессом, ситуацией) или абстрактным понятием.

 

Семиотика.

Семиотика (греч. semeiotikón, от seméion — знак, признак), семиология, наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем (естественных и искусственных языков). С. изучает характерные особенности отношения "знак — означаемое", распространённого достаточно широко и несводимого к причинно-следственным отношениям. С. выделяет три основных аспекта изучения знака и знаковой системы (т. е. совокупности знаков, устроенной определённым образом): 1) синтактика, изучающая внутренние свойства систем знаков безотносительно к интерпретации (правила построения знаков в рамках знаковой системы); 2) семантика, рассматривающая отношение знаков к обозначаемому (содержание знаков) или, что то же, соотношения между знаками и их интерпретациями, независимо от того, кто служит "адресатом" (интерпретатором); 3) прагматика, исследующая связь знаков с "адресатом", т. е. проблемы интерпретации знаков теми, кто их использует, их полезности и ценности для интерпретатора. Т. о., если семантика и особенно синтактика имеют дело лишь с частью семиотических проблем, то прагматика, нуждающаяся в "помощи" со стороны конкретных наук (например, психологии, психолингвистики, социальной психологии), изучает всю относящуюся к С. проблематику в целом.

Задачей синтактики является описание запаса правильно построенных  текстов (составных знаков) для различных  классов знаковых систем. В общем  случае задача синтактики состоит в  формулировке такой теории (списка синтаксических отношений и перечня  постулатов), что класс текстов  данной знаковой системы есть класс  всех моделей этой теории. В этом случае постулаты теории исчерпывающим  образом описывают запас допустимых текстов. В частности, для языков программирования синтактика разработана  настолько хорошо, что имеются  способы машинной проверки правильности построения программ. В случае естественного  языка формальное описание синтактики получено лишь фрагментарно.

 Имеется  ли упорядоченное представление  о языках культуры? В какой-то  мере это уже сделано. К настоящему  времени сложилась следующая  их классификация:

-естественные  языки( они возникают стихийно, автора не имеют)

-искусственные  языки(их создают для особых случаев употребления, когда имеется потребность в однозначности сообщения, например знаки на железной дороге, язык алгебры)

-вторичные  языки( миф, религия, искусство- это система , которые надстраиваются над уровнем естественного языка).

 

Символ.

Культурология - теория культуры, комплексная гуманитарная наука. Формирование ее выражает общую тенденцию интеграции научного знания о культуре. Она возникает на стыке истории, философии, социологии, антропологии, этнологии, семиотики, лингвистики, синтезируя и систематизируя под единым углом зрения данные этих наук. За свою недолгую историю культурология не выработала еще единой теоретической схемы, позволяющей в достаточно строгой логической форме упорядочить ее содержание. Структура культурологи, ее методы, ее отношение к тем или иным отраслям научного знания остаются предметом дискуссий, в которых ведется борьба между различными точками зрения. К настоящему времени вырисовывается некоторый комплекс центральных проблем культурологии как науки, а также несколько основных теоретических подходов к постановке и исследованию этих проблем. Объединяя и вдохновляя людей, культура дает не только общий способ постижения мира, но способ взаимопонимания и сопереживания, язык для сопереживания, язык для выражения тончайших движений души. Культура предстает как смысловой мир, определяющий способ бытия и мироощущения людей, выражаясь и в знаках, и в символах.

1. Типология знаковых  систем культуры

Говорить о семиотике  культуры - значит говорить о культуре как о знаковой системе, а любые  культурные явления рассматривать  как тексты, несущие информацию и  смысл. Понимать какую-либо культуру - значит понимать ее семиотику, уметь  устанавливать значение используемых в ней знаков и расшифровывать тексты, составленные из них. Под словом «текст» в культурологии понимается не только письменное сообщение, но любой объект - произведение искусства, вещь, обычай и т.д., - рассматриваемый как носитель информации. Каждому человеку более или менее понятна семиотика его родной культуры. Что же касается чужой культуры, то, даже приложив огромные усилия, трудно достичь такого же уровня, на каком находится понимание родной культуры. Язык любой культуры своеобразен и уникален. Но во всех культурах используются одни и те же типы знаков и знаковых систем. Поэтому знать их необходимо для понимания любой культуры. Все многообразие знаковых средств, используемых в культуре, составляет ее семиотическое поле. В составе этого поля можно выделить 6 основных типов знаков и знаковых систем: естественные, функциональные, иконические, конвенциональные, вербальные (естественные языки), знаковые системы записи. Кратко охарактеризуем эти типы, уделив главное внимание вербальным знаковым системам - естественным, национальным языкам, которые образуют семиотический базис культуры.

2. Естественные знаки

Под «естественными знаками» понимаются вещи и явления природы. Не все предметы выступают как  знаки, а только те, которые указывают  на какие-то другие предметы и рассматриваются  в качестве носителей информации о них. Чаще всего естественный знак является частью какого-то целого и поэтому дает информацию о последнем.

Естественные знаки - это  знаки-признаки. Простейший пример: дым  как знак огня. Чтобы понимать естественные знаки, надо знать, признаками чего они  являются, и уметь извлекать содержащуюся в них информацию. Приметы погоды, следы зверей, расположение небесных светил могут многое сказать тому, кто способен «расшифровывать» эти  знаки. Тот же, кто не способен это  делать, скорее всего, просто не воспримет  их как знаки. Умение понимать и использовать естественные знаки для ориентировки в природной среде являлось существенным компонентом первобытной культуры и постепенно утрачивается с развитием  цивилизации. В обыденном опыте  огромное множество естественных знаков обычно не подвергается систематизации. Построение систем естественных знаков является, как правило, результатом  длительного развития практики и  науки. Примеры таких систем: система  медицинской диагностики, описывающая  естественные знаки - симптомы заболеваний; спектральный анализ, позволяющий по цветам спектра определить химический состав вещества; астронавигация, основанная на установлении систематической связи  между наблюдаемым расположением  звезд и координатами наблюдателя.

3. Функциональные знаки

Какой-либо предмет становится функциональным знаком, если связь  между ним и тем, на что он указывает, возникает в процессе человеческой деятельности и основывается на способе  его употребления человеком. Например, обнаруженное археологом в кургане  оружие - функциональный знак, свидетельствующий  о том, что в нем захоронен  воин. Обстановка квартиры - комплекс функциональных знаков (текст), несущий информацию о степени состоятельности хозяев, а подбор книг на книжной полке  говорит об их вкусах и интересах. Очки - знак слабости зрения; лопата на плече указывает, что человек  занимался или собирается заняться земляными работами. Функциональные знаки - тоже знаки-признаки. Но в отличие  от естественных знаков связь функциональных знаков с тем, на что они указывают, обусловлена не их объективными свойствами, а теми функциями, которые они  выполняют в деятельности людей. Эти знаки создаются человеком  для практического использования, а не с целью наделить их знаковой функцией; используясь по прямому  назначению, они заодно выполняют  и знаковую функцию. Они могут  выступать в качестве знаков только потому, что включены в человеческую деятельность и несут в себе информацию о ней. Чтобы извлечь из них  эту информацию, требуется иметь  какие-то предварительные знания об условиях их применения в человеческой деятельности. В качестве функциональных знаков могут выступать не только предметы, но и действия людей. Всякий школьник знает: когда учитель водит  пальцем по классному журналу - это  знак того, что он сейчас вызовет  кого-то отвечать. Совершая непроизвольные телодвижения, человек, как правило, не подозревает, что подает знаки, сигнализирующие о его чувствах, эмоциях, намерениях, мыслях. Поскольку предметы и поступки, выступающие в качестве функциональных знаков, представляют собою средства, результаты, способы человеческой деятельности, поскольку они самой этой деятельностью упорядочиваются и систематизируются. Примеры систем функциональных знаков: производственная техника (любой механизм или деталь - знак, который несет информацию обо всей технической системе, элементом которой он является); предметы обстановки; одежда; «язык тела» - мимика, жесты, позы и т.д.

Информация о работе Движение культуры во времени