Движение культуры во времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:59, реферат

Краткое описание

Гомеровский период занимает особое место в истории древнегреческой культуры. Основными источниками изучения этого периода (а по существу всей жизни эллинов со второй половины II до первых веков начала I тысячелетия) является греческий героический эпос, то есть “Илиада” и “Одиссея” Гомера и поэмы “Труды и дни” и “Теогония” Гесиода.

Оглавление

«История культуры»:
-Введение
-Античная культура.
-Культура средневековья.
-Культура нового времени.
-Заключение
«Семиотические аспекты культуры»:
-Введение
-Семиотика
-Символ
-Типология знаковых систем культуры
-Естественные знаки
-Функциональные знаки
-Иконические знаки и символы
-Конвенциональные знаки
-Вербальные знаковые системы - естественные языки
-Знаковые системы записи
-Заключение

«Движение культуры во времени»:
-Введение
- Движение культуры
-Концепция циклического развития культуры

Файлы: 1 файл

Движение культуры во времени.docx

— 59.38 Кб (Скачать)

Заключение.

Объединяя и вдохновляя людей, культура дает не только общий способ постижения мира, но способ взаимопонимания  и сопереживания, язык для сопереживания, язык для выражения тончайших  движений души. Языком культуры в широком  смысле этого понятия называются те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в социокультурном пространстве. Человек выражает свои мысли и чувства с помощью знаков и знаковых систем: условных, или конвенциональных, вербальных (естественные знаки), знаковых систем записи и т. п. Основываясь на многочисленных исследованиях, можно сделать заключение, что человеческая культура начинается там и тогда, где проявляется способность сознания к символизации. Культура предстает как смысловой мир, определяющий способ бытия и мироощущения людей, выражаясь и в знаках и в символах. С помощью символа человек нашел способ передачи информации средствами, превосходящими возможности языка. Например: гербы, эмблемы, знамена, ордена, полумесяца или образы, голубь мира и т.п. Помимо наглядно-образной формы они передают абстрактные идеи и понятия. Причем, формы материальной культуры могут со временем меняться, но символы сохраняются (иногда даже на протяжении тысячелетий). Смысл символа чаще всего является многоуровневым, в него могут быть включены различные историко-культурные представления, знание которых облегчает понимание этого смысла. Иногда символы утрачивают свое первичное значение, трактуются по-новому в силу изменения смысловой насыщенности. Особое значение имеют образно-символические системы в религии, искусстве («художественные языки»), причем каждый вид искусства вводит свой образно-символический язык: язык музыки, танца, живописи, кино или театра и т.п.

Культура выражает себя через  мир символических форм, передаваемых от поколения к поколению. Символические  формы сами по себе - лишь внешняя  сторона культуры. Только благодаря  творческой активности человека символический  мир наполняется глубоким содержанием. Поэтому определить понятие культуры только посредством символов, т.е. отождествлять  культуру и мир символов, нельзя.

 

 

«Движение культуры во времени»

Введение.

Представление  о времени формируется у человека , когда он, наблюдая за природой и общество, соотносит скорость их изменений с протеканием процессов собственной жизни.

В мире живой  природы временные изменения  для нас более явны и наглядны, поскольку ее ритмы и циклы  сравнимы с эволюцией  человеческой жизни. Так, учитывая темп изменения  в самом человеке  , мы не редко говорим: «сосна растет быстро, дуб растет медленно». Но когда все процессы протекают крайне медленно , ты с трудом замечает этот факт времени.

Движение культуры.

Сменяется ли культура в связи с переходом  человека к новому этапу своего существования? Здесь многое зависит от нашей  точки зрения.

- Если  мы будем брать относительно  небольшие интервалы времени,  например столетия, то тогда мы  можем сказать, что культура  подвержена изменениям. Действительно в след за культурой эпохи Возрождения в историческом времени достаточно скоро приходит культура эпохи Просвещения.

-Но если  будем размышлять целостно о  европейской культуре, то заметем,  что даже за весьма продолжительные  временные сроки она стабильно  сохраняет себя( так она не прекратила своего существования и не превратилась вдруг в китайскую).

Гибкость  понятия  «культура» несомненна. Этому  не следует удивляться : в конце концов, «культура» - это понятие, принадлежащее человеческому уму. Оно создано для понятие процессов, которые способствуют сохранению целостности общества, а так же и его успешному развитию.

Иными словами, культура подвергается развитию во времени. Ее преобразование связано с тем, что она незаметно вбирает в себя нечто новое и это новое, по общему мнению, способствует ее большей устойчивостью.

 

КОНЦЕПЦИИ ЦИКЛИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ.

Одним из первых теорию циклического развития культуры разработал русский философ, представитель позднего славянофильства Н.Я. Данилевский (1822 - 1885). Он изложил свою концепцию в книге '' Россия и Европа '', опубликованной в 1871 году. Изучение истории культуры человечества Данилевский начинает с критического анализа принятой в исторической науке периодизации истории, согласно которой она делится на три периода: древний, средний и новый. По мнению Данилевского, ошибка здесь заключается в том, что судьба Европы традиционно отождествляется с судьбами всего человечества. Событие, являющееся пограничным в истории западной цивилизации, не может считаться таковым в истории цивилизации Востока. К примеру, падение Римской империи в 476 г. н. э. - событие, ознаменовавшее конец древней и начало средневековой истории. Однако, оно имело значение только для Европы, но отнюдь не для Китая, Индии и остальной части человечества. 
Главный тезис учения Данилевского состоит в том, что никакой всемирной цивилизации не существует, а есть лишь различные культурно-исторические типы. Данилевский полагал, что не каждый народ способен создать самобытную культуру, а только исторические нации, имеющие собственную идею и задачу. Он разделяет все народы на три основных класса: 
1. Позитивные творцы истории, создавшие великие цивилизации, или культурно-исторические типы. Данилевский насчитывает 10 таких цивилизаций: египетская, китайская, ассирийско-вавилонская, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, аравийская, германо-романская или европейская. Две американские цивилизации - мексиканская и перуанская - погибли насильственной смертью на ранней стадии развития. 
2. Негативные творцы истории, которые не создавали великих цивилизаций, но способствовали гибели дряхлых, умирающих цивилизаций. Таковы гунны, монголы, турки.  
3. Народы, творческий дух которых по какой-то причине задержался на ранней стадии. Поэтому они не могут стать ни созидательной, ни разрушительной силой в истории. Они представляют собой этнографический материал для других культурно-исторических типов (например, финны).

По мнению Данилевского, основы одного культурного типа не передаются другому, т.е. культуры неповторимы, уникальны. Каждая из них только в себе находит  источник развития и только из себя создает свое содержание. Преемственность, влияние культур Данилевский  допускает лишь в смысле ''почвенного удобрения''. Он отрицает преемственность  в традиционном смысле как заимствование  и наследование положительного опыта, накопленного предыдущей культурой.

Данилевский полагает, что основу культурного своеобразия составляет различие в главных видах деятельности. Всего он выделяет 4 основных вида деятельности: религиозную, собственно культурную (научную и художественную), политическую и экономическую.

Первые культуры - египетская, китайская, вавилонская, индийская, иранская - были подготовительными и не выделили преимущественные роды деятельности. Затем появились культуры, развившие один вид деятельности: еврейская - религиозный, греческая - культурный (художественный), римская - политический. Европейский тип (романо-германский) развил два вида: политический и культурный (научный). По мнению Данилевского, еще только зарождающийся славянский тип культуры будет самым богатым и перспективным. В нем будут гармонично развиты все главные виды деятельности.

Понятия «культура» и «цивилизация»  относятся к одним из самых  многозначных, имеющих разнообразные  толкования. Впервые слово «культура» появилось в латинском языке  и обозначало обработку земли, земледельческий  труд. В последующем оно приобрело  более общее значение. Так, римский  оратор и философ М. Цицерон в «Тускуланских беседах» (45 г. до н.э.) связывал культуру с воздействием на человеческий ум, с занятиями философией. Он считал, что «философия есть культура души». Под культурой стали понимать просвещенность, воспитанность, образованность человека, и в этом значении слово «культура» вошло почти во все европейские языки, в том числе и в русский. В работе И. Нидермана «Культура, становление и изменение понятия и заменяющие его понятия от Цицерона до Гердера» показано, как менялась семантика этого слова. Начиная с XVII в. в немецкой просветительской мысли (С. Пуффендорф) понятие «культура» использовалось в более широком смысле – для всего, что создано человеком и что существует наряду с нетронутой человеком природой.

Заключение.

Культурный прогресс - это поступательное, восходящее развитие культуры, смена  культурных типов, из которых каждый последующий превосходит предыдущий, открывает большие возможности  для развития культуры.

 


Информация о работе Движение культуры во времени