Движение культуры во времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:59, реферат

Краткое описание

Гомеровский период занимает особое место в истории древнегреческой культуры. Основными источниками изучения этого периода (а по существу всей жизни эллинов со второй половины II до первых веков начала I тысячелетия) является греческий героический эпос, то есть “Илиада” и “Одиссея” Гомера и поэмы “Труды и дни” и “Теогония” Гесиода.

Оглавление

«История культуры»:
-Введение
-Античная культура.
-Культура средневековья.
-Культура нового времени.
-Заключение
«Семиотические аспекты культуры»:
-Введение
-Семиотика
-Символ
-Типология знаковых систем культуры
-Естественные знаки
-Функциональные знаки
-Иконические знаки и символы
-Конвенциональные знаки
-Вербальные знаковые системы - естественные языки
-Знаковые системы записи
-Заключение

«Движение культуры во времени»:
-Введение
- Движение культуры
-Концепция циклического развития культуры

Файлы: 1 файл

Движение культуры во времени.docx

— 59.38 Кб (Скачать)

4. Иконические знаки и символы

Это - принципиально иной класс знаков по сравнению с естественными и функциональными. Иконические знаки - это знаки-образы, имеющие сходство с тем, что они обозначают. Иконические знаки - знаки в полном смысле слова. Если для предметов, выступающих в качестве естественных и функциональных знаков, знаковая функция является побочной и выполняется ими как бы «по совместительству», то для иконических знаков эта функция является главной и основной. Они, как правило, искусственно создаются такими, чтобы их внешний вид отражал облик обозначаемых ими вещей (хотя изредка в качестве иконического знака используют естественно образовавшийся объект, очень похожий на то, что нужно им обозначить).

Образы различаются по степени своей похожести на оригинал. Одни из них имеют схематичный, упрощенный характер - например, знаки-рисунки, обозначающие пешеходные переходы, эскалаторы, туалетные  комнаты; другие настолько похожи на изображаемую натуру, что дают полную иллюзию ее действительного присутствия (реалистично написанная картина). Художественные образы в произведениях искусства  отличаются тем, что они отражают не только внешний, наружный облик людей, явлений, событий, но их скрытое от непосредственного  восприятия внутреннее содержание. Понять образ, увидеть в нем то, что  изображено, - это задача, которая  требует определенного уровня культуры.

Особое место среди  иконических знаков занимают символы.

Символы - это знаки, которые  не только изображают некоторый объект, но и несут в себе добавочный смысл: выражают общие идеи и понятия, связанные  с толкованием этого объекта. Примеры символов: эмблемы, гербы, ордена, знамена; крест в христианской религии; «птица-тройка» у Гоголя; «голубь мира» у Пикассо.

Символ имеет двухслойное  строение. Его внешний, «первичный»  слой - наглядный образ некоего  объекта, а «вторичный», собственно символический слой - мысленно сопрягаемая  с этим объектом идея (иногда по своему содержанию весьма далекая от него). Символический слой может, в свою очередь, содержать в себе идеи и  понятия разной степени общности и абстрактности. Язык символов самые  абстрактные идеи выражает в конкретно-наглядной  форме.

Символом является, например, герб города. В гербе Санкт-Петербурга изображены два скрещенных якоря - морской  и речной. Это знаки-образы. Если бы смысл их этим исчерпывался, то герб был бы просто рисунком двух якорей. Рисунок воспринимается не только как  наглядный образ якорей, но и как  символический образ города. Но это  лишь первый слой символического смысла герба. За ним стоит еще один смысловой  уровень: скрещенные якоря символизируют  роль Санкт-Петербурга как центра морского и речного судоходства (в гербе  есть еще скипетр - символ города как  центра державной власти). Если же принять во внимание, что река, на которой стоит Санкт-Петербург, течет из российской земли, а море соединяет Россию с зарубежным миром, то вырисовывается еще более глубокий смысловой уровень герба: он символизирует идею, которую Пушкин выразил известными словами «здесь нам суждено в Европу прорубить окно», идею, которая определяет лицо Санкт-Петербурга как города, где происходит встреча России с Западом, пересечение русской и западноевропейской культуры («все флаги в гости будут к нам»). К тому же якорь - это символ спасения, что наводит на мысль о значении Петербурга в судьбе России. Добавочные смысловые ассоциации возникают при сравнении герба Санкт-Петербурга с гербом Рима и Ватикана. Якоря (лапами вверх) заменяют собою изображенные там перекрещенные ключи апостола Петра (бородками вверх). Таким образом, в петербургском гербе использованы мотивы римского герба. Это символически выражает идею о Санкт-Петербурге как новом Риме. Таким образом, уровень понимания символа может быть различным, и чтобы добраться до более глубоких его смысловых слоев, надо задумываться над его содержанием. Смысл символа зачастую складывается исторически: со временем в нем на первоначальный смысл наслаиваются новые смыслы. Глубинный историко-культурный смысл такого символа может быть понятным только тому, кто знает его происхождение и жизнь в развитии культуры.

Рассмотрим герб России:

Двуглавый орел - символ силы, могущества государства, его орлиной  «высоты полета». Но для того, кто  знает историю и помнит, что  эта гордая двуглавая птица прилетела  к нам на крыльях христианства из Византии, гербом которой она  была, в российском гербе обнаруживается еще один смысл: связь культур, историческая преемственность христианской культуры. А если принять во внимание, что  Византия была империей, унаследовавшей государственный знак некогда могучей  Римской империи, силой оружия подчинившей  себе огромную территорию, то в содержание этого символа включается новый  смысловой регистр: идея имперской  власти и могущества, мирового господства, победоносных воин и завоеваний, цезариантской славы. Иван III, желая, видимо, подчеркнуть значение России как великого государства, заменил византийским орлом в государственном знаке России прежнего льва, терзающего змею. Можно пойти еще дальше: двуглавый орел сначала был знаком одного из лучших римских легионов (а еще раньше, вероятно, тотемным знаком племени, из которого он формировался); этот легион прославился не только воинской доблестью, но и свирепостью по отношению к врагам. И это придает содержанию символа новые - и весьма опасные - смысловые оттенки. А если учесть, что двуглавый орел, прежде чем стать государственным символом Византии, до этого рисовался в гербовых знаках нескольких европейских государств; и, кроме того, принять во внимание, что двуглавого орла изображали вместе со своими богами еще древние шумеры и хетты на рельефах 3-2 тысячелетия до нашей эры, найденных в Малой Азии, - то символика нынешнего российского герба включает в себя идею духовного единства Запада и Востока - идею, очень важную для нашей страны, лежащей на стыке между ними.

Связь внешнего облика символа  с его глубинным идейным смыслом  включает в себя некоторый элемент  условности. Однако в основе этой связи  всегда лежит какое-то иконическое сходство. Как писал Ф. де Соссюр, символ «не до конца произволен»: весы могут быть символом справедливости, поскольку иконически содержат идею равновесия, а, например, колесница - нет.

5. Конвенциональные знаки

Конвенциональный (условный) знак служит обозначением предмета «по  условию» - потому, что люди условились считать его знаком этого предмета. Конвенциональные знаки обычно имеют  мало общего с тем, на что указывают, и придание им определенного значения является лишь результатом соглашения, договора. Конвенциональные знаки создаются  специально для того, чтобы выполнять  знаковую функцию, и ни для какой  другой цели не нужны. Простейшие примеры  конвенциональных знаков: школьный звонок; красный крест на машине «скорой  помощи»; «зебра» на пешеходном переходе; звезды и полосы на погонах.

Существует два основных вида конвенциональных знаков - сигналы  и индексы. Сигналы - знаки извещения  или предупреждения. Со значением, которое  придается наиболее распространенным и общепринятым в данной культуре сигналам, люди знакомятся с детства (например, значение цветов светофора). Значение специальных сигналов становится известным только в результате обучения (флажковая сигнализация на флоте, навигационные  сигналы). Индексы - условные обозначения  каких-то предметов или ситуаций, имеющие компактный, легкообразимый вид и применяемые для того, чтобы выделить эти предметы и ситуации из ряда других. Примеры знаков-индексов: показания приборов, картографические знаки, условные значки в схемах, графиках, школьные оценки и т.п.

Наряду с отдельными конвенциональными  знаками в ходе развития культуры возникают разнообразные системы  конвенциональных знаков. Например: геральдика, система знаков дорожного движения, значение имеют образно-символические  системы в искусстве - «художественные  языки», свои в каждом виде искусства.

6. Вербальные знаковые  системы - естественные языки

Это важнейшие из созданных  людьми знаковых систем. Их называют «естественными», чтобы отличить от искусственных  языков. Любой из нескольких тысяч  естественных языков - это исторически  сложившаяся знаковая система, образующая основу всей культуры говорящего на нем  народа. Никакая другая знаковая система  не может сравниться с ним по своему культурному значению. Человеческий язык сложился на основе возможностей, заложенных в биологической природе  человека. По-видимому, человек обладает врожденной и генетически передающейся по наследству языковой способностью, т.е. психофизиологическим механизмом, с помощью которого ребенок в  течение первых лет жизни может  научиться речи. Но реализация и  развитие языковой способности происходит у людей только в условиях общения. Наблюдения над детьми, оказавшимися вне человеческого общества (так называемые «маугли» - дети, потерявшиеся и выросшие среди животных), показали, что они не умеют говорить и научиться речи, по-видимому, не могут. Язык формируется и развивается людьми только благодаря совместной, общественной жизни. Поэтому он хотя и имеет биологические предпосылки, но является по своей сущности социальным феноменом. Во всяком языке существуют нормы, определяющие построение речи. Люди, говорящие на одном языке, способны понимать друг друга потому, что придерживаются одних и тех же норм. Несоблюдение этих норм порождает путаницу и недоразумения. Наглядным примером тому служит известное выражение «Помиловать нельзя повесить», которое может приобрести два противоположных смысла в зависимости от того, где поставить запятую (или в устной речи - где сделать интонационную паузу). Но вместе с тем границы языковых норм не являются жесткими. Они достаточно гибки и изменчивы, чтобы дать простор воображению и обеспечить приспособление языка к возникающим в культуре новшествам. Например, принципиально новая идея требует новых языковых средств для ее объяснения: ведь действительно новую идею нельзя определить или логически вывести из уже существующих в языке понятий. Как правило, приходится прибегать к новообразованием, которые со временем становятся полноправными элементами языка. Так вошли в язык многие научные термины: «гены», «бессознательное» (прилагательное, ставшее существительным), «волны вероятности», «кварки» и др.

Естественный язык - открытая система. Он (в отличие от строгих  формализованных систем, о которых  разговор пойдет ниже) способен к неограниченному  развитию. История развития культуры отражается в истории развития языка. Но эволюция языка не является просто следствием перемен в общественной жизни. Несмотря на изменения, происходящие в языке, он остается одним и тем  же в течение столетий, и дети понимают своих предков, а деды - внуков и правнуков. Дело в том, что  наряду с быстро изменяющимся слоем  лексики в языке имеется основной словарный фонд - лексическое «ядро» языка, которое сохраняется веками. Сюда входят все корневые слова. Они  понятны всем носителям данного  языка, отличаются высокой частотностью употребления и служат источником для  новых словообразований. Это, например, такие слова, как «вода», «дом», «мать», «работа», «десять», «я», «твой» и т.п. Основной словарный фонд со временем тоже изменяется (так, наши предки говорили не «пахать землю», а «орать землю»). Но эти изменения совершаются очень медленно - иначе люди разных поколений не могли бы понять друг друга и опыт прошлого не накапливался бы в культуре.

7. Знаковые системы записи

Важнейшая из них - письмо, система  записи знаков естественного языка, устной речи. К этому типу знаковых систем относится также нотная грамота, способы записи танца и т.п. Особенностью знаковых систем этого типа является то, что они возникают на базе других знаковых систем - разговорного языка, музыки, танца - и вторичны по отношению к ним. Изобретение  знаковых систем записи - одно из величайших достижений человеческой мысли. Особенно большую роль сыграло появление  и развитие письменности, позволившее  человеческой культуре выйти из начального, примитивного состояния. Без письменности было бы невозможно развитие науки, техники, искусства, права и т.д. и т.п. Зародышем письменности было так называемое «предметное письмо» - возникшее еще в первобытном обществе использование предметов для передачи сообщений (например, оливковой ветви как знака мира). Первой стадией истории письменности было письмо в рисунках (пиктография). На следующей стадии возникает идеографическое письмо, в котором рисунки приобретают все более упрощенный и схематический характер (иероглифы). И наконец, на третьей стадии создается алфавитное письмо, в котором используется сравнительно небольшой набор письменных знаков, означающих не слова, а составляющие их звуки устной речи. Аналогичным образом развивалась и запись музыки - нотное письмо, и система записи танца. В настоящее время для записи музыки и танца часто используются технические средства - аудио- и видеосистемы. Появление и развитие письменной речи порождает принципиально новые возможности культурного прогресса. Базисным знаком письма является не слово, а меньшая и более абстрактная единица - буква. Количество базисных знаков системы уменьшается и становятся обозримым. Благодаря этому становятся возможными качественно новые способы обработки, восприятия и передачи информации.

Запись создает возможность  существенно увеличить словарный  состав языка. В племенных бесписьменных  языках редко употреблявшиеся слова  просто исчезали из социальной памяти, на смену забытым словам приходили  новые. Словарь таких языков содержит не более 10-15 тысяч слов. В современных  языках за счет использования письма происходит накопление слов и их количество достигает полумиллиона.

С возникновением письменности начинают складываться языковые нормы  и правила, создается нормированный  литературный язык, появляются приемы обработки текста. В результате совершенствуются способы выражения мысли в  языке, повышаются точность и глубина  передачи ее нюансов. Неизмеримо возрастает количество циркулирующей в обществе информации. Бесписьменные языки  могли обеспечить передачу лишь того объема знаний, который хранился в  фольклоре и ограничивался возможностями  памяти жреца или сказителя. Письменность позволяет обществу транслировать  информацию, количество которой намного  превосходит объем памяти отдельного человека. Возникают библиотеки, выполняющие  функцию хранилищ знания и делающие его доступным для грядущих поколений. Снимаются временные и пространственные границы общения: становится возможной  коммуникация между людьми, живущими на больших расстояниях друг от друга  и в разное историческое время. Благодаря  письменности изменяются качества информации, сохраняющейся в обществе. Оригинальная, нестандартная мысль, которая среди  современников считается не заслуживающей  запоминания, без письменности была бы после смерти автора забыта, и  потомки бы о ней не знали. Письмо дает возможность запечатлеть и  сохранить ее. Это открывает широкие  возможности для развития творчества. Письменность открыла путь к тиражированию  текстов - книгопечатанию. Когда золотых  дел мастер Иоганн Гуттенберг из Майнца изобрел печатный станок и набор  текста из стандартных литер шрифта, стало возможным массовое тиражирование  книг. Началась новая эра культурного  прогресса. Круг читателей чрезвычайно  расширился. Произошла демократизация письменного общения, оно стало  повседневным делом миллионов людей. Возникли условия для массового образования и просвещения народа. Вместе с тем школьное обучение грамоте стало непременным условием функционирования письменной речи, сохранения языковых традиций и непрерывности существования культуры.

Одним из важных направлений  развития систем записи явилось создание формализованных языков, играющих большую  роль в современной логике и математике, а следовательно, и во всех науках, использующих логико-математический аппарат. С разработкой формализованных языков связано развитие электронно-вычислительной техники, которое ныне во многом определяет судьбы дальнейшего культурного прогресса человечества.

Информация о работе Движение культуры во времени