Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 13:26, контрольная работа
Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансового права. Как и нормы всех остальных отраслей права, это писаные правила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке и форме и вводятся в действие в точно установленный законодателем срок.
Финансово-правовые нормы не являются простой волей законодательных и исполнительных органов, они имеют материальное обоснование. Государственные органы, принимая законы и нормативные акты в области финансовой деятельности, всегда ограничены объективными экономическими возможностями.
Введение…………………………………………………………………………………………………………………… 3
1 Понятие финансово-правовых норм и их особенности…… 4
2 Виды финансово-правовых норм………………………………………………………… 6
3 Структура финансово-правовых норм……………………………………………10
Заключение…………………………………………………………………………………………………………… 13
Список литературы………………………………
Введение…………………………………………………………
1 Понятие финансово-правовых норм и их особенности…… 4
2 Виды финансово-правовых норм………………………………………………………… 6
3 Структура финансово-правовых норм……………………………………………10
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансового права. Как и нормы всех остальных отраслей права, это писаные правила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке и форме и вводятся в действие в точно установленный законодателем срок.
Финансово-правовые нормы не являются простой волей законодательных и исполнительных органов, они имеют материальное обоснование. Государственные органы, принимая законы и нормативные акты в области финансовой деятельности, всегда ограничены объективными экономическими возможностями.
Так, государство может финансировать свои потребности, только исходя из доходов, получение которых в свою очередь зависит от уровня развития материального производства и деятельности всей социальной сферы, что определяет поступление налогов и других платежей в бюджет и иные внебюджетные фонды.
Финансово-правовые нормы определяют права и обязанности участников финансовых отношений, обстоятельства, при которых они становятся носителями прав и обязанностей, и предусматривают ответственность за выполнение предписаний государства.
Осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
Финансово-правовая норма –установленное и охраняемое государством строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования денежных фондов и доходов государства, которое закрепляет юридические права и обязанности их участников.
Правило поведения участников в первую очередь касается собирания, распределения, перераспределения и использования денежных фондов, необходимых государству и муниципальных образований для реализации своих целей и задач.
Финансово-правовые нормы
являются первичными элементами, из которых
состоит финансовое право как
отрасль права. Финансово-правовые
нормы не являются простой волей
законодательных и
С точки зрения происхождения
финансово-правовых норм их особенность
заключается в том, что они
редко возникают как
Главная особенность финансово-правовых норм состоит в том, что они носят государственно-властный, императивный характер. Государство предписывает правила поведения юридическим лицам, гражданам в области финансовой деятельности.
Финансово-правовые нормы содержат правила взимания налогов и других обязательных платежей с граждан и предприятий, формирования и расходования бюджетных средств, создания и распределения кредитных ресурсов и страховых фондов и т.д.
Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме и не допускающие их произвольного изменения, точно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений. Участники финансовых отношений, урегулированных нормой финансового права, не вправе изменить предписания нормы и условий ее применения.
Например, в финансово-правовых нормах содержатся адресованные предприятиям и гражданам требования, вносить установленные налоги в государственный или местный бюджет при наступлении предусмотренных сроков; представлять отчеты и иные документы для проведения контроля со стороны компетентных органов, совершать другие действия, обеспечивающие аккумуляцию в распоряжении государства денежных средств и их использование в соответствии с утвержденными планами. Вместе с тем, в целях соблюдения прав и интересов плательщиков, установлены обязанности государственных органов возвращать им излишне взысканные платежи.
Имеются особенности и
в юридических свойствах прав
и обязанностей, установленных финансово-
Однако это не означает,
что нормы финансового права
не содержат обособленных прав и обязанностей.
Таковы права и обязанности граждан,
предприятий, предпринимателей, которые
основываются на конституционном праве
собственности, праве свободного использования
имущества для не запрещенной
законом экономической
Финансово-правовые нормы, как и все прочие правовые нормы, можно классифицировать по некоторым признакам. В зависимости от функций, выполняемых финансовым правом, финансово-правовые нормы подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы направлены непосредственно на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей. Основная масса финансово-правовых норм является регулятивной, так как финансовое право, по существу, не является охранительной отраслью права, а призвано, прежде всего, отрегулировать определенную группу отношений, т.е. закрепить их, упорядочить деятельность субъектов в этих отношениях и т.д. К регулятивным финансово-правовым нормам, в частности, относятся нормы ст.51, 56 НК РФ, закрепляющие порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов безвестно отсутствующего или недееспособного физического лица; определяющие порядок установления и использования льгот по налогам и сборам.
К охранительным финансово-
Регулятивные финансово-
Обязывающие финансово-правовые
нормы устанавливают
Запрещающие финансово-правовые
нормы - это запрет на совершение каких-либо
действий, устанавливают обязанность
участников финансовых отношений воздержаться
от них. Так, запрещено придавать
обратную силу законодательным актам,
ухудшающим положение налогоплательщиков.
Субъектам РФ и органам местного
самоуправления запрещено устанавливать
(вводить) налоги, не предусмотренные
федеральным законодательством (ст.5,
12 НК РФ). На территории РФ запрещено
введение других денежных знаков, кроме
рубля, и выпуск денежных суррогатов.
Центральному банку РФ запрещено
предоставлять кредиты
Уполномочивающие финансово-правовые нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Они предоставляют возможность принятия самостоятельных решений в области финансов, но в строго установленных границах. Такие нормы содержатся, например, в нормативных актах, регулирующих кредитные отношения.
Существует два вида уполномочивающих финансово-правовых норм. Для первого вида этих норм характерно, что возможность их реализации (или не реализации) зависит исключительно от воли субъектов финансового права. Главным образом к таким субъектам относятся налогоплательщики. Однако в последние годы круг таких субъектов расширяется.
Для второго вида уполномочивающих финансово-правовых норм характерно то, что субъект права имеет определенную свободу в выборе средств, времени и т.д. реализации этой нормы, однако эта норма в любом случае должна быть им реализована. Речь идет здесь о финансово-правовых нормах, закрепляющих компетенцию государственных органов и органов местного самоуправления через установление прав этих органов. уполномочивающие финансово-правовые нормы призваны развивать инициативу в финансово-хозяйственной деятельности, исходя из общегосударственных и региональных задач. Поэтому их применение расширяется в условиях перехода к рыночным отношениям при усилении экономических рычагов регулирования народного хозяйства. Это связано также с повышением самостоятельности хозяйствующих субъектов, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
В зависимости от особенностей предмета финансового регулирования финансово-правовые нормы подразделяются на материальные и процессуальные.
Материальные финансово-
Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов). Так, законодатель определяет бюджетный процесс как регламентируемую законом деятельность законодательных и исполнительных органов власти и органов управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов разных уровней. Процессуальные нормы содержатся в Бюджетном кодексе РФ и Налоговом кодексе РФ.
В отличие от некоторых
других отраслей права финансовое право
концентрирует в единой совокупности
материальные и процессуальные нормы.
Его разделы и институты, как
правило, в единстве представляют материальные
и процессуальные нормы. Исключением
является бюджетное право, в котором
от материальных норм довольно четко
обособляется совокупность норм, регулирующих
бюджетный процесс. Значительное внимание
формированию процессуальных норм уделено
в Налоговом кодексе РФ. Высокий
уровень разработанности и