Понятие и виды финансово-правовых норм

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 13:26, контрольная работа

Краткое описание

Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансового права. Как и нормы всех остальных отраслей права, это писаные правила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке и форме и вводятся в действие в точно установленный законодателем срок.
Финансово-правовые нормы не являются простой волей законодательных и исполнительных органов, они имеют материальное обоснование. Государственные органы, принимая законы и нормативные акты в области финансовой деятельности, всегда ограничены объективными экономическими возможностями.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………………………………… 3
1 Понятие финансово-правовых норм и их особенности…… 4
2 Виды финансово-правовых норм………………………………………………………… 6
3 Структура финансово-правовых норм……………………………………………10
Заключение…………………………………………………………………………………………………………… 13
Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 30.43 Кб (Скачать)

 

.ТУЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ИНФОРМАТИКИ


ФИНАНСОВОЕ ПРАВО.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА:

НА ТЕМУ: «ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ НОРМ».

                             Выполнила студентка 

                              ФиК 09 Овакимян Л.Р.

                        

                          Проверила Антонова Г. В.

Тула 2011

 Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………………… 3

1 Понятие финансово-правовых  норм и их особенности…… 4

2 Виды финансово-правовых норм………………………………………………………… 6

3 Структура финансово-правовых норм……………………………………………10

Заключение…………………………………………………………………………………………………………… 13

Список литературы……………………………………………………………………………………………14

Введение

Отношения, возникающие в  процессе финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансового  права. Как и нормы всех остальных  отраслей права, это писаные правила  поведения, которые устанавливаются  государством в строго определенном порядке и форме и вводятся в действие в точно установленный  законодателем срок.

Финансово-правовые нормы  не являются простой волей законодательных  и исполнительных органов, они имеют  материальное обоснование. Государственные  органы, принимая законы и нормативные  акты в области финансовой деятельности, всегда ограничены объективными экономическими возможностями.

Так, государство может  финансировать свои потребности, только исходя из доходов, получение которых  в свою очередь зависит от уровня развития материального производства и деятельности всей социальной сферы, что определяет поступление налогов  и других платежей в бюджет и иные внебюджетные фонды.

Финансово-правовые нормы  определяют права и обязанности  участников финансовых отношений, обстоятельства, при которых они становятся носителями прав и обязанностей, и предусматривают  ответственность за выполнение предписаний  государства.

Осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают  финансово-правовые акты, посредством  которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения  в области аккумуляции, распределения  и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы  финансовой деятельности государства  и муниципальных образований.

 

 

 

 

1. Понятие финансово-правовых норм и их особенности

Финансово-правовая норма –установленное и охраняемое государством строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования денежных фондов и доходов государства, которое закрепляет юридические права и обязанности их участников.

  Правило поведения участников в первую очередь касается собирания, распределения, перераспределения и использования денежных фондов, необходимых государству и муниципальных образований для реализации своих целей и задач.

Финансово-правовые нормы  являются первичными элементами, из которых  состоит финансовое право как  отрасль права. Финансово-правовые нормы не являются простой волей  законодательных и исполнительных органов, они всегда имеют материальное обоснование. Как и любые другие нормы права, финансово-правовые нормы  представляет собой установленное  и охраняемое государством правило  поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических  правах и обязанностях. Им свойственны  все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные  именно для данной отрасли права.

С точки зрения происхождения  финансово-правовых норм их особенность  заключается в том, что они  редко возникают как фактические, т.е. в общественной жизни редко  складываются правила поведения, являющиеся прототипом финансово-правовой нормы. Сначала создается фактическая  модель поведения, а затем она  оформляется нормой права. Особенности финансово-правовых норм обусловлены тем, что они в отличие от норм других отраслей права регулируют отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач.

Главная особенность финансово-правовых норм состоит в том, что они  носят государственно-властный, императивный характер. Государство предписывает правила поведения юридическим  лицам, гражданам в области финансовой деятельности.

Финансово-правовые нормы  содержат правила взимания налогов  и других обязательных платежей с  граждан и предприятий, формирования и расходования бюджетных средств, создания и распределения кредитных  ресурсов и страховых фондов и  т.д.

Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме и не допускающие их произвольного  изменения, точно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений. Участники финансовых отношений, урегулированных нормой финансового  права, не вправе изменить предписания  нормы и условий ее применения.

Например, в финансово-правовых нормах содержатся адресованные предприятиям и гражданам требования, вносить установленные налоги в государственный или местный бюджет при наступлении предусмотренных сроков; представлять отчеты и иные документы для проведения контроля со стороны компетентных органов, совершать другие действия, обеспечивающие аккумуляцию в распоряжении государства денежных средств и их использование в соответствии с утвержденными планами. Вместе с тем, в целях соблюдения прав и интересов плательщиков, установлены обязанности государственных органов возвращать им излишне взысканные платежи.

Имеются особенности и  в юридических свойствах прав и обязанностей, установленных финансово-правовыми  нормами, связанные с участием в  финансовых отношениях государственных  органов, предприятий, организаций  и учреждений, компетенция которых  определяется в положениях и уставах. При этом их финансово-правовые обязанности нередко сливаются с правами, выражаясь в едином полномочии: это хорошо видно на примере норм права, закрепляющих права и обязанности государственных и местных органов власти в области финансов. Так, использование бюджетных средств на социально-экономические программы соответствующей территории - одновременно их право и обязанность.

Однако это не означает, что нормы финансового права  не содержат обособленных прав и обязанностей. Таковы права и обязанности граждан, предприятий, предпринимателей, которые  основываются на конституционном праве  собственности, праве свободного использования  имущества для не запрещенной  законом экономической деятельности.  

 

 

 

2. Виды финансово-правовых  норм

Финансово-правовые нормы, как  и все прочие правовые нормы, можно  классифицировать по некоторым признакам. В зависимости от функций, выполняемых  финансовым правом, финансово-правовые нормы подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы направлены непосредственно на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей. Основная масса финансово-правовых норм является регулятивной, так как финансовое право, по существу, не является охранительной отраслью права, а призвано, прежде всего, отрегулировать определенную группу отношений, т.е. закрепить их, упорядочить деятельность субъектов в этих отношениях и т.д. К регулятивным финансово-правовым нормам, в частности, относятся нормы ст.51, 56 НК РФ, закрепляющие порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов безвестно отсутствующего или недееспособного физического лица; определяющие порядок установления и использования льгот по налогам и сборам.

К охранительным финансово-правовым нормам относятся нормы, которые  предусматривают применение мер  государственного принуждения за финансовые правонарушения. К охранительным  нормам, в частности, относятся нормы  главы 16 Налогового кодекса РФ, в  которой перечислены составы  налоговых правонарушений и финансовые санкции.

Регулятивные финансово-правовые нормы, в зависимости от их юридического содержания и по способу воздействия  на участников финансовых отношений, подразделяются на обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.

Обязывающие финансово-правовые нормы устанавливают определенные права и обязанности участников финансовых отношений, требуют от них  совершения определенных положительных  действий. Например, нормы налогового права предписывают субъектам налоговых  отношений при наличии определенных условий уплатить налог в определенном размере и в определенный срок. Органы власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления обязаны строго по целевому назначению использовать выделенные им из вышестоящего бюджета денежные средства в форме  субвенций.

Запрещающие финансово-правовые нормы - это запрет на совершение каких-либо действий, устанавливают обязанность  участников финансовых отношений воздержаться от них. Так, запрещено придавать  обратную силу законодательным актам, ухудшающим положение налогоплательщиков. Субъектам РФ и органам местного самоуправления запрещено устанавливать (вводить) налоги, не предусмотренные  федеральным законодательством (ст.5, 12 НК РФ). На территории РФ запрещено  введение других денежных знаков, кроме  рубля, и выпуск денежных суррогатов. Центральному банку РФ запрещено  предоставлять кредиты Правительству  РФ для финансирования бюджетного дефицита за исключением случаев, когда это  особо предусматривается законом  о федеральном бюджете.

Уполномочивающие финансово-правовые нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Они предоставляют возможность принятия самостоятельных решений в области финансов, но в строго установленных границах. Такие нормы содержатся, например, в нормативных актах, регулирующих кредитные отношения.

Существует два вида уполномочивающих финансово-правовых норм. Для первого вида этих норм характерно, что возможность их реализации (или не реализации) зависит исключительно от воли субъектов финансового права. Главным образом к таким субъектам относятся налогоплательщики. Однако в последние годы круг таких субъектов расширяется.

Для второго вида уполномочивающих финансово-правовых норм характерно то, что субъект права имеет определенную свободу в выборе средств, времени и т.д. реализации этой нормы, однако эта норма в любом случае должна быть им реализована. Речь идет здесь о финансово-правовых нормах, закрепляющих компетенцию государственных органов и органов местного самоуправления через установление прав этих органов. уполномочивающие финансово-правовые нормы призваны развивать инициативу в финансово-хозяйственной деятельности, исходя из общегосударственных и региональных задач. Поэтому их применение расширяется в условиях перехода к рыночным отношениям при усилении экономических рычагов регулирования народного хозяйства. Это связано также с повышением самостоятельности хозяйствующих субъектов, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В зависимости от особенностей предмета финансового регулирования  финансово-правовые нормы подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные финансово-правовые нормы закрепляют структуру бюджетной  системы, бюджетное устройство, виды и объем денежных обязательств юридических  и физических лиц перед государством, определяют объем и направление  расходов государства, т.е. закрепляют материальное, денежное содержание юридических  прав и обязанностей участников финансовых правоотношений.

Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы устанавливают  порядок деятельности в области  сбора, распределения и использования  государственных денежных фондов (доходов). Так, законодатель определяет бюджетный  процесс как регламентируемую законом  деятельность законодательных и  исполнительных органов власти и  органов управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов разных уровней. Процессуальные нормы содержатся в Бюджетном  кодексе РФ и Налоговом кодексе  РФ.

В отличие от некоторых  других отраслей права финансовое право  концентрирует в единой совокупности материальные и процессуальные нормы. Его разделы и институты, как  правило, в единстве представляют материальные и процессуальные нормы. Исключением  является бюджетное право, в котором  от материальных норм довольно четко  обособляется совокупность норм, регулирующих бюджетный процесс. Значительное внимание формированию процессуальных норм уделено  в Налоговом кодексе РФ. Высокий  уровень разработанности и четкое соблюдение процессуальных финансово-правовых норм способствуют эффективности использования  механизма финансов, служат важной гарантией реализации материальных прав и обязанностей в области  финансов в полном объеме, являются необходимым условием формирования правового государства. 

Информация о работе Понятие и виды финансово-правовых норм