Понятие и виды финансово-правовых норм

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 13:26, контрольная работа

Краткое описание

Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансового права. Как и нормы всех остальных отраслей права, это писаные правила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке и форме и вводятся в действие в точно установленный законодателем срок.
Финансово-правовые нормы не являются простой волей законодательных и исполнительных органов, они имеют материальное обоснование. Государственные органы, принимая законы и нормативные акты в области финансовой деятельности, всегда ограничены объективными экономическими возможностями.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………………………………… 3
1 Понятие финансово-правовых норм и их особенности…… 4
2 Виды финансово-правовых норм………………………………………………………… 6
3 Структура финансово-правовых норм……………………………………………10
Заключение…………………………………………………………………………………………………………… 13
Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 30.43 Кб (Скачать)

3 Структура финансово-правовых норм

Структура финансово-правовых норм состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности  этой отрасли права. В статьях  финансового законодательства могут  не содержаться все три элемента финансово-правовой нормы. Но и гипотеза, и диспозиция, и санкция легко  отыскиваются в других статьях этого  же нормативного акта либо в иных нормативных  актах.

Гипотеза - первая часть финансово-правовой нормы, которая определяет условия, обстоятельства, при которых могут  возникнуть финансовые правоотношения, и указывает на субъектов - участников этих правоотношений. Например, чтобы  юридическое лицо заплатило налог  на прибыль, оно, как минимум, должно получать от своей деятельности определенный доход. Обязанность предприятия  уплатить в государственный бюджет налог на прибыль реализуется  при условии, если оно имеет расчетный  счет в банке и самостоятельный (отдельный) баланс, а также получает подлежащую налогообложению прибыль  и др. Гипотеза имеется во всякой финансово-правовой норме. Обычно она формулируется с использованием слова "если" и гораздо реже - с использованием оборота "в случае". Если же эти слова отсутствуют, то они подразумеваются. Например, норма п.1 ст.74 НК РФ сформулирована так: "В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов обязанность по уплате налогов может быть обеспечена поручительством". Гипотеза в этой норме выражена фразой: "В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов... "

Основа финансово-правовой нормы - диспозиция, содержит предписание  о том, как должны поступать участники  финансовых отношений, т.е. определяет их права и обязанности по формированию, распределению или использованию  государственных и муниципальных  финансовых ресурсов. Диспозиция требует  определенного поведения от участников финансовых отношений и не допускает  отклонения от этих требований. Диспозиции финансово-правовых норм чаще всего  объективируются через обязанности, которые должны исполнять соответствующие субъекты при наличии соответствующих условий, и гораздо реже - через права.

Способом защиты правил, установленных финансово-правовыми  нормами, являются их санкции. Эти санкции  распространяются на организации, должностных  лиц и граждан. Причем возможно одновременное  применение финансово-правовых санкций  к должностному лицу и к организации.

Санкции финансово-правовых норм, как правило, указывают на меры финансового воздействия за нарушение  предписаний государства в области  финансов. Это пени и штрафы, закрытие бюджетных кредитов, принудительное взыскание невнесенных в срок платежей, применение кредитных санкций  банка. В связи с тем, что нарушение  предписания, содержащегося в финансово-правовой норме, влечет за собой материальный ущерб государству, применение финансово-правовых норм имеет некоторые особенности. Так, самую распространенную санкцию  в области финансового права - пеню - финансовые органы применяют  автоматически, не устанавливая вины за правонарушение. При нарушении срока  платежа неизбежно применяется  эта санкция.

При изъятии денежных средств  путем финансово-правовых санкций  характерным является зачисление их в государственную бюджетную  систему или иной централизованный государственный денежный фонд. Финансово-правовые санкции соединяют в себе право восстановительные и штрафные (карательные) элементы. За нарушение финансовой дисциплины, помимо рассмотренных санкций могут быть применены меры дисциплинарного, административного, уголовно-правового и иного воздействия.

Данные санкции распространяются на всех участников финансовых правоотношений - РФ, субъектов Федерации, муниципальные образования, (например, принудительное списание средств с единого счета федерального бюджета, со счетов других соответствующих бюджетов). Органы государственной власти и местного самоуправления, организации, на должностных лиц и граждан (блокировка расходов получателя бюджетных средств, наложение штрафов и пеней, приостановление операций по счетам, штраф за несоблюдение порядка ведения кассовых операций предприятиями, учреждениями и организациями и т.п.). При этом возможно одновременное применение финансово-правовой санкции к должностному лицу и организации, учреждению.

Меры финансово-правовой ответственности применяются государственными органами и их должностными лицами. К таким органам относятся  федеральное казначейство, Государственный  таможенный комитет РФ, Центральный  банк РФ. Они применяют санкции  в административном порядке (без  судебного разбирательства). Такой  порядок является наиболее распространенным в связи с направленностью  финансово-правовых санкций на обеспечение  общегосударственных интересов  в области финансов и необходимостью быстрого реагирования на финансовые правонарушения. Однако в соответствующих  случаях это не исключает необходимости  принятия судебных решений (арбитражного суда или суда общей юрисдикции) по применению финансово-правовых санкций (в частности, при наличии спора, при взыскании штрафов и пеней  с физических лиц).

Для современных условий  характерно расширение круга финансово-правовых санкций, большее разнообразие их в  сравнении с до переходным к рыночным отношениям периодом. Среди финансово-правовых санкций с учетом основных направлений финансовой деятельности можно выделить следующие их группы: бюджетные, налоговые, кредитно-денежные, валютные. Помимо рассмотренных санкций за нарушения в области финансовой деятельности могут быть применены меры дисциплинарного, административного, уголовно-правового и иного воздействия. Основанием этого являются правонарушения соответствующего характера. 

 

Заключение

Финансово-правовая норма - это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило  поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования  государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое  закрепляет юридические права и  юридические обязанности их участников.

Финансово-правовые нормы  закрепляют юридические права и  юридические обязанности участников общественных финансовых отношений.

Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения  в общественных отношениях, возникающих  в процессе финансовой деятельности государства.

Эти правила выражаются в  предоставлении участникам данных отношений  таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование  централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства  и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.

Содержание финансово-правовых норм обусловило их в основном императивный (повелительный) характер.

Финансово-правовая норма  не тождественна статье финансово-правового  акта, так как элементы финансово-правовой нормы не содержатся в совокупности в одной статье нормативно-правового  акта, а обычно размещаются в разных статьях.

 Список литературы

1. Павлов П. В.  Финансовое  право: учебноепособие.2009.

2.      Гладченко А.О. Основы финансового права. - М., 2004.

3.      Грачева Е.Ю. Финансовое право: Схемы и комментарии: Учебное пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2001.

4.      Крохина Ю.А. Финансовое право России. - М., 2004.

5.      Финансовое право / под ред. Горбуновой О.Н. - М., 2005.


Информация о работе Понятие и виды финансово-правовых норм