Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 19:21, курсовая работа
Переход России к рыночным экономическим отношениям создал предпосылки для возрождения ранее существовавших и создания новых финансовых институтов. Изменения в экономике привели к формированию таких финансовых институтов как паевой инвестиционный фонд, инвестиционные фонды и компании, негосударственные пенсионные фонды.
Введение.......................................................................................................
3
Финансовые институты..............................................................................
4
1.
Банки......................................................................................................
6
2.
Биржи.....................................................................................................
9
3.
Инвестиционные институты................................................................
12
3.1.
Инвестиционные компании........................................................
12
3.2.
Инвестиционные фонды.............................................................
14
3.3.
Паевые инвестиционные фонды................................................
15
4.
Некоммерческие финансовые институты..........................................
18
4.1.
Негосударственные пенсионные фонды..................................
18
4.2.
Страховые компании.................................................................
20
4.3.
Кредитный союз.........................................................................
22
5.
Международные финансовые институты..........................................
24
5.1.
Банк международных расчетов.................................................
25
5.2.
Всемирный банк.........................................................................
26
5.3.
Европейский инвестиционный банк........................................
28
5.4.
Европейский банк реконструкции и развития........................
29
Заключение..................................................................................................
32
Список используемой литературы............................................................
34
МБРР является самым мощным подразделением группы, обладающим акционерным капиталом в размере около 200 млрд. долл., а число его учредителей в настоящее время превышает 180 стран. Обязательным условием вступления в члены банка и родственных ему подразделений является членство в МВФ. Каждая из стран в зависимости от квоты в МВФ имеет свою долю акций и соответственно голосов в руководящих органах.
Советский Союз, будучи участником Бреттон-Вудской конференции и подписав документы об учреждении МВФ и МБРР, не ратифицировал их и не внес установленную часть капитала. Лишь в 1991 г. Президент СССР подал официальное заявление о приеме страны в эти организации, и к середине 1993 г. все республики бывшего Советского Союза стали полноправными их участниками.
Крупнейшим акционером банка являются США, имеющие приблизительно 17% голосов. Российская Федерация входит в число крупнейших акционеров, обладая долей капитала около 3%.
Деятельность в Российской Федерации Группы Всемирного банка стала осуществляться с середины 1992 г. В настоящее время наша страна является одним из крупнейших ее партнеров. Всемирный банк выступает главным зарубежным источником долгосрочного финансирования государственного сектора. Используя свои родственные организации и других посредников, он играет важную роль и в финансировании частного сектора страны.
Оказывая поддержку Российской Федерации, как и прочим странам, Группа Всемирного банка часто взаимодействует с другими международными организациями. Помимо рассмотренных банков в глобальном масштабе действуют и другие влиятельные кредитно-финансовые организации: Парижский клуб, Лондонский клуб и др. Активное сотрудничество с ними в настоящее время позволяет Российской Федерации урегулировать проблемы выплаты своего внешнего долга и получения долгов от стран-должников.
5.3. Европейский инвестиционный банк
Европейский инвестиционный банк учрежден в 1958 г. странами — членами Европейского экономического сообщества.
Целями создания банка провозглашались долгосрочное (20-25 лет) финансирование слаборазвитых регионов, осуществление совместных проектов стран-участниц, совершенствование отраслевой производственной структуры европейских государств, а также льготное (до 30—40 лет) кредитование ассоциированных участников.
С 1993 г. он является кредитным институтом Европейского экономического, валютного и политического союза. С 1997 г. осуществляет кредитование в евро. Штаб-квартира банка расположена в Люксембурге, а его отделения - в Афинах, Брюсселе, Лондоне и Риме. Учредителями банка в настоящее время выступают 15 стран — членов ЕС.
Банк привлекает средства на европейском и международных рынках капитала, осуществляя систематическую эмиссию облигаций, номинируемых в долларах США, евро и других валютах. Развитие энергетики, транспорта, телекоммуникаций, охраны окружающей среды - основные направления вложений банка. Дополняя средства заемщиков, его кредиты традиционно покрывают не более половины стоимости расходов по проектам и могут предоставляться в евро и других валютах. Рыночная конъюнктура определяет размер платы за кредит. Лидерами среди заемщиков банка выступают Италия, Англия, Франция и Ирландия.
В последние годы банк как агент ЕС за счет специальных фондов осуществляет кредитование инфраструктурных проектов, в частности развитие энергетики. Мелкие и средние смешанные компании при этом получают ресурсы от определенных кредитных учреждений стран-участниц, которым банк предоставляет финансовую поддержку. Помимо этого он на льготных условиях финансирует ряд развивающихся стран Средиземноморья, Африки, Карибского бассейна, Латинской Америки, Азии, а также Центральной и Восточной Европы - ассоциированных членов ЕС.
5.4. Европейский банк реконструкции и развития
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) учрежден в 1990 г. для содействия странам Центральной и Восточной Европы, в том числе СНГ, в становлении рыночной экономики. Учредителями банка в настоящее время выступают 60 государств, включая все европейские страны, Российскую Федерацию, ряд стран других регионов мира (США, Япония, Австралия, Египет и др.) и такие организации, как Европейский экономический, валютный и политический союз (ЕС) и Европейский инвестиционный банк. Уставный капитал ЕБРР в настоящее время составляет 20 млрд. евро.
Совокупная квота стран — членов ЕС, Европейского инвестиционного банка и собственно ЕС в уставном капитале составляет 51%, стран Центральной и Восточной Европы — 13, остальных европейских стран — 11, неевропейских стран — 24%. США располагают наибольшей квотой — 10%, а Италия, ФРГ, Франция, Англия и Япония — по 8,5%.
Банк осуществляет свою деятельность в странах операций, число которых в настоящее время достигло 28. Штаб-квартира расположена в Лондоне, а представительства — по одному во всех странах операций за редким исключением. В отличие от других стран Российская Федерация имеет четыре представительства банка: центральное — в Москве и региональные — в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Владивостоке.
Банк взаимодействует со многими международными институтами и в первую очередь с Группой Всемирного банка. Он привлекает к участию в осуществлении различных проектов частные национальные коммерческие банки, инвестиционные фонды и другие кредитно-финансовые учреждения.
Привлекая средства на международных рынках на весьма выгодных условиях, банк предоставляет свои услуги по коммерческим ценам. Главным образом это дополнение усилий других кредиторов для оказания поддержки предприятиям, нуждающимся в финансовых ресурсах. Гарантии на экспортные кредиты и розничные банковские услуги он не предоставляет. В отличие от большинства других международных организаций банк действует как в государственном, так и в частном секторах экономики стран. В отличие от частных иностранных и национальных банков он имеет возможность и берет на себя риски, непосильные этим организациям.
К числу операционных приоритетов банка относятся: развитие частного сектора, охват всех стран операций, работа с финансовыми посредниками, вложения в акционерные капиталы. Кроме того, он стремится обеспечить экологически чистое и устойчивое развитие экономики стран операций, в том числе путем повышения эффективности использования энергии.
Деятельность ЕБРР в Российской Федерации ориентирована главным образом на развитие местных банковских и финансовых учреждений в целях становления частного сектора экономики страны. Мелкие и средние предприятия при посредничестве российских банков финансируются на приемлемых для них в настоящее время условиях. Другими аспектами помощи банка является развитие рынков капитала, укрепление нормативной базы, содействие торговле и т.д.
Российская Федерация является крупнейшим получателем помощи банка. За последние 10 лет общая сумма одобренных им по России проектов превысила 13 млрд. евро. При этом сумма вложений собственных средств банка составила около 4 млрд. евро. Программой сотрудничества нашей страны с банком, одобренной правительством России в 2001 г., предусматривается увеличение ежегодного объема инвестиций в российскую экономику до 1 млрд. евро. Большая часть одобренного финансирования приходится на реальный сектор экономики: промышленность - 24,3%; транспорт и связь — 12,1%; электроэнергетика и добывающие отрасли — 26,7%; финансово-банковский сектор — 31,7%; агробизнес — 1,8%; муниципальное развитие — 1,9%. Под государственные гарантии банк выдал России девять займов на общую сумму, превышающую 700 млн долл., шесть из которых уже погашены.
Заключение
В ходе рассмотрения развития финансовых институтов на современном этапе, можно сделать вывод, что в настоящее время идет их стремительное развитие и распространение в России.
Большинство финансовых институтов осуществляют свою деятельность в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург. Во многих регионах России деятельность финансовых институтов слабо развита, а порой даже отсутствует вовсе. Регионы являются потенциальным финансовым рынком для развития финансовых институтов. Развивающаяся конкуренция на рынке финансовых услуг предоставляют инвесторам разнообразный спектр операций с финансами. Развитие деятельности инвестиционных фондов, компаний, банков и бирж позволяет привлечь в инвестиции свободные денежные средства населения, которые ранее осуществляли вложения своих средств лишь в иностранную валюту. Наряду с явными преимуществами развития финансовых институтов еще существует ряд проблем:
Развитие финансовых институтов значительно отстает от уровня развития подобных организаций на западе.
Количество предлагаемых банками услуг далеко не достаточно для потребностей современной экономики.
Несмотря на постоянно снижающиеся значения ставки рефинансирования банковские кредиты по прежнему дороги и доступны незначительному количеству населения и компаний.
Банки, стараясь избежать рисков не готовы предоставлять долгосрочные кредиты.
Неразвитость фьючерсной биржевой торговли обусловлена недостаточным регулированием данной деятельности со стороны государства.
Недоверие населения негосударственным пенсионным фондам существует из-за отсутствия гарантий сохранения средств в таких учреждениях.
В страховании существует проблема завышенных тарифов, в связи с этим данная финансовая услуга не широко распространена среди населения.
Отсутствие информационной осведомленности широких слоев населения о спектре услуг, предоставляемых финансовыми институтами.
Большую долю капитала финансовых институтов составляет иностранный капитал.
Велика степень влияния политической ситуации в стране на деятельность финансовых рынков.
В этой ситуации особое значение имеет развитие и укрепление государственного влияния на рынок финансовых услуг. Государственная политика должна осуществлять через регулирование с помощью нормативно-правовых актов. Приоритетным направлением совершенствования государственного регулирования должно стать защита от рисков интересов инвесторов и финансовых институтов. Государственная поддержка должна быть не только продекларирована в законах, но государство должно обеспечить исполнение данных норм. Эффективное функционирование финансовых институтов может дать импульс развития отечественной экономики.
На западных финансовых рынках существует тенденция увеличения количества инвесторов и числа финансовых операций. Западные компании привлекают инвесторов долгосрочностью и надежностью финансовых отношений.
Список используемой литературы
1. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года N395-1.
2. Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 7 мая 1998 года №75-ФЗ.
3. Федеральный закон «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20 февраля 1992 года N 2383-1.
4. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 №86-ФЗ.
5. Балабанов И.Т., Гончарук О.В., Савинская Н.А. Деньги и финансовые институты – СПб: «Издательство «Питер»», 2005.
6. Балабанов И.В. Финансы и государство, Мн.: Экономика, 2007 г.
7. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент. – М.: Экономистъ, 2007.
8. Кармоков X Экономическая политика и Счетная палата РФ // Российский экономический журнал. — 2009 — № 3.
9. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной. – М.: Финансы и статистика, 2006.
10. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность. Учебное пособие для вузов / Под ред. Шуркалина А.К., Цыпиной Н.С. – М.: Логос, 2008.
35