Финансовое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 17:24, контрольная работа

Краткое описание

Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансового права. Как и нормы других отраслей права, эти писанные правила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке, по определенной форме и вводятся в действие в точно установленный законодателем срок. Финансово-правовые нормы регулируют содержание права и обязанности субъектов – участников правоотношений, и исполнение их обеспечивается принудительной силой государства. Основная особенность финансово-правовых норм состоит в том, что они носят государственно-властный, императивный характер.

Оглавление

Содержание
1. Введение......................................................................................................3
2. Понятие и предмет финансового права....................................................4
3. Финансовые правоотношения...................................................................7
4. Финансовый контроль в РФ......................................................................13
5. Список литературы.....................................................................................19

Файлы: 1 файл

Контрольная работа фин право.docx

— 29.89 Кб (Скачать)

Контрольная работа

по курсу  «Правоведение»

на тему «Финансовое право»

 

Содержание

1.     Введение......................................................................................................3

2.     Понятие и предмет финансового  права....................................................4

3.     Финансовые правоотношения...................................................................7

4.     Финансовый контроль в РФ......................................................................13

5.     Список литературы.....................................................................................19

Введение

Экономическая политика государства осуществляется в основном с помощью финансово-кредитных  рычагов. Финансы – централизованные и децентрализованные фонды  денежных средств, формируемые, распределяемые и используемые в целях выполнения функций и задач государства  и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Финансовая  деятельность государства - это деятельность государства по образованию, перераспределению  и использованию централизованных и децентрализованных  фондов денежных средств, обеспечивающих бесперебойное  функционирование государства на каждом данном этапе общественного развития.

Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансового права. Как  и нормы других отраслей права, эти писанные правила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке, по определенной форме и вводятся в действие в точно установленный законодателем срок. Финансово-правовые нормы регулируют содержание права и обязанности субъектов – участников правоотношений, и исполнение их обеспечивается принудительной силой государства. Основная особенность финансово-правовых норм состоит в том, что они носят государственно-властный, императивный характер.

Таким образом, вся деятельность государства по аккумуляции,  перераспределению  и использованию фондов денежных средств регулируется нормами финансового  права.

Нет более, если так можно выразиться, рыночной науки, чем предмет и наука  финансового права.

1.    

Понятие и предмет финансового права

Специфика финансового права, по мнению специалистов, определяется его предметом, видом  тех общественных, которое оно  должно регулировать, а также особенностями  этого регулирования.

Финансовое  право – это отрасль права, совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающих  в процессе   образования, распределения  и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства  и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.

В нормах финансового права жестко закрепляются требования государства в области  финансовой деятельности. Причем степень  императивности норм почти не снижается  как на уровне закона, так и на уровне таких подзаконных актов, как инструкции Министерства финансов. Налоговых органов, инструктивные  указания Центрального Банка РФ.

Финансовое  право находится в тесной взаимосвязи  с другими отраслями права, главным  образом, конституционным, административным и гражданским. Тем не менее, финансовое право выделяется рядом особенностей. Прежде всего, нормы финансового  права распространяются на деятельность представительных и исполнительных органов власти, регулируемых нормами  конституционного и административного  права. Финансовое право отличается также предметом регулирования: предметом административного является регулирование и координация  деятельности исполнительных органов  власти в экономике и социально-культурной сфере. Финансовое право регулирует отношения, которые связаны с  выполнением этими органами функций  по мобилизации денежных средств в распоряжение государства, их распределению и контролю за использованием. Связь финансового права с муниципальным правом основана на том, что его предметом являются отношения органов местного самоуправления в области финансовой деятельности.

Поскольку образование, распределение и использование  денежных средств осуществляется финансово-кредитными органами, вступающими в отношения  с юридическими лицами на договорной основе, финансовое право тесно связано  с гражданским правом.

В целом, финансовое право изучает свой предмет  в тесной связи  с жизнью, с  правоприменительной деятельностью  финансовых органов. Постоянно изучается, обобщается и анализируется опыт развития финансового права в  странах Европы и Америки, с целью  заимствования всего приемлемого  для нашей страны.

Функциями, которые выполняет финансовое право  как наука по отношению к действующему финансовому закону, являются: аналитическая  функция, состоящая в классификации, комментировании финансово-правовых норм, в приведении этих норм в стройную систему; критическая функция, которая  заключается в выявлении дефектов и недочетов в действующем  законодательстве, в фиксации несоответствий той или иной нормы требованиям  жизни; конструктивная функция, способствующая образованию новых финансово-правовых норм и институтов.

Финансовое  право – общественная наука. В  отличие от естественных и других наук, предметом финансового права  являются социальные категории, такие  как государственные финансы, правовые нормы, регулирующие финансовую деятельность государства, налоги с юридических  и физических лиц.

В основе норм финансового права лежат  нормы Конституции РФ. В соответствующих статьях Конституции РФ закреплены основы финансовой деятельности государства (п. «ж»  «з» ст. 71; ст. 72, п. «и» ч. 1 ст. 72; ст. 106 и др.). Конституционные положения служат базой для текущего финансового законодательства. С другой стороны именно нормы финансового права регулируют процессы аккумуляции, перераспределения и использования фондов денежных средств в государстве.

Конституционные нормы, устанавливающие компетенцию  органов представительной и исполнительной власти в области бюджета, налогов  и доходов, государственного кредита, страхования, денежно-кредитной системы, закрепляют общие принципы и положения, относящиеся к финансовой деятельности государства. В финансовом праве они являются отправной базой для конкретизации и развития возникающих в процессе финансовой деятельности отношений. Так, вопросы бюджета и налогов, кредита, денежного обращения, закрепленные в соответствующих статьях Конституции РФ, находят свою конкретизацию и развитие в довольно обширном действующем финансовом законодательстве. Таким образом, финансово-правовые нормы в той или иной степени выражают всеобщность конституционных принципов государственного и общественного устройства, а финансовая деятельность государства несомненно является деятельностью управленческой, где нормы финансового права, регулирующие эту деятельность, относятся к отраслям права государствоведческим, обеспечивающим реальное осуществление публичной государственной власти как федерации в целом, так и всех ее субъектов.

Таким образом, можно сделать однозначный вывод  том, что нормы финансового права, регулируя отношения в области  финансовой деятельности государства  и обладая своеобразными особенностями, несомненно образуя самостоятельную отрасль права – финансовое право.

2.    

Финансовые  правоотношения

Финансовое  правоотношение представляет собой  основанное на нормах финансового права  общественное отношение, возникающее  в сфере финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления,у частники которого обладают соответствующими юридическими правами и обязанностями.

Финансовое  правоотношение определяется как общественное отношение, урегулированное нормами  финансового права, участники которого обладают соответствующими юридическими правами и обязанностями. Как  и любое правовое отношение, финансовое правовое отношение возникает между  определенными субъектами по поводу конкретного объекта и имеет  содержание, раскрывающееся  через  соответствующие права и обязанности  его участников. Отражая общий  характер, присущий любому правовому  отношению, финансовые правоотношения имеют и характерные особенности, обусловленные особенностью сферы  их возникновения. 

Характерными  особенностями финансовых правоотношений являются:

-         финансовые правоотношения возникают  исключительно в процессе финансовой  деятельности государства по  поводу образования, распределения  и использования денежных фондов;

-         одним из субъектов этих отношений  обязательно является соответствующий  орган государственной власти (орган  местного самоуправления) либо государственное  или муниципальное образование  в целом;

-         рассматриваемые отношения носят  имущественных характер, так как  всегда возникают по поводу  денежных средств (финансовых  ресурсов).

Эти три  отличительные черты, рассматриваемые  в их совокупности, отграничивают  финансовые правоотношения  от других видов  правоотношений.

Вследствие  многообразия и неоднородности общественных отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства, финансовые правоотношения характеризуются  большим разнообразием.

По своему материальному содержанию финансовые правоотношения группируются по следующим  видам: бюджетные правоотношения;  налоговые правоотношения; неналоговые  правоотношения; финансовые правоотношения в области страхования; финансовые правоотношения в области государственного и банковского кредита; финансовые правоотношения по государственному внутреннему  долгу; финансовые правоотношения по государственному финансированию. В том числе по сметно-бюджетному финансированию; финансовые правоотношения в области банковской  деятельности;  финансовые правоотношения по денежному обращению и расчетам;  финансовые правоотношения по валютному  регулированию.

Финансовое  право, регулируя относящиеся к  его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов  этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые  обеспечивают планомерное образование, распределение и использование  государственных денежных фондов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансового права. Следует  различать понятие «субъект финансового  права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения»,хотя они во многом совпадают.

Субъект финансового права – это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями. А субъект финансового правоотношения – это реальный участник конкретных правоотношений. Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силе действия финансово-правовых норм независимо от участия в конкретных правоотношениях. Таким образом, субъект финансового права - понятие более широкое, чем субъект (участник) финансового правоотношения.

Особенности круга субъектов финансового  права состоят в том, что в  него входят три основные группы, на которые подразделяются субъекты российского  права: а) государство и его административно-территориальные  подразделения; б) коллективные субъекты; и) индивидуальные субъекты. Каждая из них отличается своеобразием.

В первую группу субъектов финансово-правовых отношений (государство и его  территориальные подразделения) входят: Российская федерация; субъекты Российской федерации – республики, края, области, города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург, автономная область, автономные округа; муниципальные образования – городские, сельские поселения и иные территории; административно-территориальные единицы (населенные пункты), входящие в состав муниципального образования.

Коллективными субъектами финансового права являются государственные и общественные организации, к числу которых  относятся: органы государственной  власти и управления; органы местного самоуправления; предприятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности, среди которых выделяются коммерческие и некоммерческие организации. Органы государственной власти и  управления относятся к числу  субъектов финансового права, участие  которых обязательно в финансовых правоотношениях. В их круг входят: органы представительной власти и исполнительной власти федерального уровня и субъектов  Федерации. В числе органов исполнительной власти – как органы общей компетенции, так и различные органы  специальной (отраслевой) компетенции – министерства, комитеты, службы и т.д., в том числе: система финансово кредитных  органов. Особую группу составляют органы местного самоуправления, осуществляющие самостоятельное решение финансовых вопросов местного значения (ст. 12, 132 Конституции РФ).

Широкий круг субъектов финансового права  образуют лица, осуществляющие предпринимательскую  деятельность. Это юридические лица, созданные в различной организационно-правовой форме, а также граждане-предприниматели. Предпринимательскую деятельность могут осуществлять коммерческие организации  лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они  созданы и соответствующую этим целям. Указанные лица вступают в  финансовые правоотношения в связи  с внесением в казну налогов  и других обязательных платежей, получением из нее ассигнований, распределением прибыли и т.д. (ст 50 ГК РФ).

В условиях перехода к рыночным отношениям развиваются  различные организационные формы  объединений юридических лиц. Такими объединениями являются ассоциации и союзы. Они создаются на договорной основе, действуют на принципах коммерческого  расчета, самофинансирования и самоуправления и вступают в соответствующих  случаях в финансовые отношения.

Информация о работе Финансовое право