Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 17:24, контрольная работа
Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансового права. Как и нормы других отраслей права, эти писанные правила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке, по определенной форме и вводятся в действие в точно установленный законодателем срок. Финансово-правовые нормы регулируют содержание права и обязанности субъектов – участников правоотношений, и исполнение их обеспечивается принудительной силой государства. Основная особенность финансово-правовых норм состоит в том, что они носят государственно-властный, императивный характер.
Содержание
1. Введение......................................................................................................3
2. Понятие и предмет финансового права....................................................4
3. Финансовые правоотношения...................................................................7
4. Финансовый контроль в РФ......................................................................13
5. Список литературы.....................................................................................19
Некоммерческие
организации (в том числе созданные
в форме учреждений, в частности
для осуществления социально-
Индивидуальные
субъекты финансового права, или
физические лица – это граждане
РФ, иностранные граждане и лица
без гражданства. Их права и обязанности
связаны большей частью с налоговыми
и другими обязательными
Среди физических
лиц – субъектов финансового
права выделяются граждане, занимающиеся
предпринимательской
Важно отметить
и такую сторону
Основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений являются юридические факты, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических финансовых прав и обязанностей.
Так возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Таким нормативным актом в области финансовой деятельности государства является Федеральный закон «О федеральном бюджете», который принимается ежегодно. Индивидуальным нормативным актом является извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.
Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта, в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.
Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях, из них наиболее часто встречающимися являются:
1.
погашение финансового
2.
выполнение задания по
3.
использование выданных
4.
осуществление компетентными
5.
прекращение правоотношений по
налогам с населения
3.
Финансовый контроль в РФ
Введение рыночных отношений заставляет по новому взглянуть на функцию контроля как одного из важнейших элементов хозяйственного управления. Изучение теории финансового контроля в условиях нестабильности российской экономики, роста цен, инфляции, ежегодной утечки огромных денежных средств за рубеж и многих других негативных факторов имеет сегодня особое значение.
Существование финансового контроля объективно обусловлено наличием контрольной функции, присущей финансам. Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, они объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.
В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение расточительности, бесхозяйственности.
Финансовый
контроль – это регламентированная
нормами права деятельность государственных,
муниципальных, общественных и иных
хозяйствующих субъектов по проверке
своевременности и точности финансового
планирования, обоснованности и полноты
поступления доходов в
Финансовый контроль является одним из важнейших средств обеспечения законности в финансовой деятельности. Он призван обеспечить соблюдение действующего законодательства в области налогообложения, валютных операций, страхования и т.д. Действенность финансового контроля, осуществляемого органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами и другими субъектами, в значительной степени зависит от их взаимодействия, в том числе и с правоохранительными органами.
Объектом финансового контроля являются денежные, распорядительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов на всех уровнях бюджетной системы государства. Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налоги, отчисления на различные цели и фонды.
Финансовый контроль можно разделить, в соответствии с практикой в экономически развитых странах, на две взаимодействующие, но самостоятельные составляющие: государственный контроль и негосударственный контроль.
Государственный финансовый контроль – это способ реализации финансовой политики стабилизации. В Указе Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» от 25 июля 1996 г. № 1095 сказано, что государственный финансовый контроль в Российской Федерации включает контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, а также специально созданными органами исполнительной власти.
Законодательно признано необходимым не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических сверок поступления и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.
В условиях развития местного самоуправления выделяют в качестве самостоятельного вида финансового контроля контроль, осуществляемый представительными и исполнительными органами местного самоуправления.
Государственный контроль в пределах своей компетенции осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Одновременно в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением функций и полномочий указываются также конкретные субъекты государственного финансового контроля:
-
Счетная палата Российской
- Центральный банк Российской Федерации;
-
Министерство финансов
- Федеральная налоговая служба РФ;
- Федеральная таможенная служба РФ;
-
контрольно-ревизионные органы
- иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.
Среди правоохранительных органов, осуществляющих финансовый контроль, следует назвать Прокуратуру РФ, МВД России (в частности, Управление по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями).
К негосударственным видам финансового контроля относятся внутри хозяйственный и аудиторский контроль.
Ведомственный контроль, осуществляемый министерством, ведомством за деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций, имеет много общего с контролем, который осуществляется в системе общественных организаций или религиозный организаций. Близок к ним и контроль, осуществляемый хозяйствующим субъектом, не входящим в какую-либо систему.
Указанный контроль целесообразно обозначить как внутренний (или внутрисистемный) контроль.
Финансовый контроль можно классифицировать по времени проведения, по субъектам контроля, по сферам финансовой деятельности, по форме проведения и методам проведения.
По времени проведения финансовый контроль можно разделить на:
а) предварительный – в ходе обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете и других проектов законов по бюджетно-финансовым вопросам. Он предшествует осуществлению хозяйственных операций и призван не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов и тем самым предотвращать нанесение прямого или косвенного ущерба финансовой деятельности предприятия, учреждения;
б) текущий – осуществляется в процессе реализации финансовых планов, в ходе самих хозяйственно-финансовых операций, а также при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседании комитетов, комиссий и рабочих групп законодательных органов местного самоуправления, парламентских слушаниях и в связи с депутатскими запросами. Его задачей является своевременный контроль правильности, законности и целесообразности произведенных расходов, полученных доходов, полноты расчетов с бюджетом. Он производится повседневно финансовыми службами, при этом ему свойственны оперативность и гибкость;
в) последующий
– организуется в форме проверок
и ревизий правильности,
В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, он может быть подразделен на различные виды. Н.И. Химичева называет следующие виды финансового контроля:
а) представительных органов власти и местного самоуправления;
б) Президента или аппарата Президента РФ;
в) контроль исполнительных органов власти;
г) контроль финансово-кредитных органов;
д) ведомственный контроль и внутрихозяйственный контроль;
е) общественный контроль;
ж) аудиторский контроль.
Формами
финансового контроля являются способы
конкретного выражения и
По форме проведения финансовый контроль бывает: обязательный (внешний) и инициативный (внутренний).
Обязательный (внешний) финансовый контроль проводится:
а) в силу требований законодательства, например, контроль со стороны представительных (законодательных) органов власти за исполнением бюджета по итогам за год;
б) по решению компетентных государственных органов (например, налоговые проверки, проводимые инспекциями МНС, ревизии, проводимые по решению правоохранительных органов).
Инициативный (внутренний) финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов.
Финансовые
меры воздействия конкретно
Список литературы
1. Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 г. (с изменениями и дополнениями от 09 мая 2005 г.).
2. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
3.
Указ Президента РФ от 25 июля
1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению
государственного финансового
4. Финансовое право. Учебник/Под ред. Проф. Е.Ю. Грачевой. - М.: «Право и закон. КолосС», 2003 г.
5. Финансовое право. Учебник /Под ред. доктора юрид. наук, проф. О.Н. Горбуновой. М.: «Юристъ», 2005.
6. Финансовое право в РФ. Учебник/Под ред. М.В. Карасевой. - М.: «Юристъ», 2005.
7.
Финансовое право. Учебник/Отв.