Управления затратами

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 14:32, дипломная работа

Краткое описание

С переходом на рыночные отношения повышается самостоятельность предприятия, а также их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастают значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования, а также повышение их конкурентоспособности. Умение эффективно хозяйствовать становится условием выживания предприятия в конкурентной борьбе. Максимизация прибыли и повышение эффективности производства является главной целью предприятия в рыночных условиях, условиях самоокупаемости и самофинансирования предприятий. Достижение высоких результатов деятельности предприятия невозможно без эффективного управления затратами на производство и реализацию продукции.

Оглавление

1. Теоретические основы управления затратами на производство и реализацию продукции
1.1 Понятие и состав издержек производства и обращения



7
1.2. Классификация затрат на производство
11
1.3. Зарубежный опыт определения издержек производства

21
1.4. Управление затратами на производство и реализацию продукции
26
2. Анализ себестоимости продукции на базе данных АО «Ульяновскцемент»
2.1. Характеристика предприятия и задачи анализа


39
2.2. Анализ общей суммы затрат на производство продукции

43
2.3. Анализ себестоимости цемента по калькуляционным статьям

47
2.4 Анализ прямых материальных затрат
54
2.5 Анализ прямых трудовых затрат
60
2.6. Анализ косвенных затрат
65
2.7. Резервы возможного снижения себестоимости цемента

75
3. Совершенствование практики управления затратами на производство и реализацию продукции
3.1. Значение и содержание методики управления затратами на основе маржинального анализа




80
3.2. Группировка затрат в системе маржинального анализа

83
3.3. Анализ функциональной связи между затратами, объемом производства и прибылью. Определение порогов рентабельности и запаса финансовой прочности предприятия



96
Заключение
110
Список используемых источников
117

Файлы: 1 файл

Документ WordPad (2).doc

— 1.16 Мб (Скачать)

      Таким образом можно сделать следующие выводы:

    • сила воздействия операционного рычага зависит от структуры активов предприятия, доли внеоборотных активов. Чем  больше стоимость основных фондов, тем больше доля  постоянных затрат;
    • высокий удельный вес постоянных затрат сужает границы мобильного управления текущими затратами;
    • чем больше сила операционного рычага, тем больше предпринимательский риск. [17.193]

      Эффективное управление текущими затратами невозможно без определения порога рентабельности (критической точки, "мертвой точки", точки окупаемости - такие названия встречаются в экономической литературе).

      Порог рентабельности - это такая выручка от реализации при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю.

      Известны графический и алгебраический методы расчета уровня окупаемости. [17.195]

      Для построения графика (рис.3.8) и последующих расчетов использованы следующие исходные данные предприятия (таблица 3.6).

Таблица 3.6

Исходные данные цементного завода за отчетный год.

Показатели

Значение показателя

Цена за 1 тонну цемента, руб.

Объем реализации, тыс. т.

Постоянные затраты, тыс. руб.

Переменные затраты, тыс. руб.

Переменные затраты на 1 т. цемента, руб.

500

1500

105510

422400

281.6

 

 
 
 
 
 
 
 
 

Объём

реализации 
 
 
 
 

Рис.3.8. Определение порога рентабельности. 

       Определение порога рентабельности графическим способом осуществляется в следующей последовательности:

  1. Прямая выручки от реализации строится с помощью точки А:

    выручка=цена реализации * объем реализации =

    = 500.1500000=750 млн.руб

  1. Прямая постоянных затрат представляет собой горизонталь на уровне 105 510 тыс.руб.
  2. Прямая суммарных затрат строится с помощью точки Б:

      Суммарные затраты = Переменные затраты + Постоянные

затраты = Переменные затраты на единицу товара * объем

реализации + Постоянные расходы = 281,6 * 1500000 +

+ 105510000 = 527,91 млн. руб.

      Прямую переменных затрат можно сначала построить и отдельно, а затем просто поднять ее на высоту постоянных затрат.

      На рисунке 3.8 наглядно видно расположенные зоны возможной прибыли и убытков. Порогу рентабельности соответствует объем реализации 483104 тонны и выручка от реализации 241552198 руб.

      Именно при таком объеме реализации выручка в точности покрывает суммарные затраты и прибыль равна нулю.

      Таким образом каждая следующая тонна цемента, проданная начиная с 483104, будет приносить прибыль. Т.о. с помощью порога рентабельности определяется период окупаемости затрат. Чем меньше порог рентабельности, тем скорее окупаются затраты и наоборот = высокий порог рентабельности замедляет окупаемость затрат.

      Как видно на графике (рис.3.8) безубыточный объем выпуска продукции (порог рентабельности) достигается при равенстве общей суммы издержек и выручки от реализации, или маржинального дохода и переменных издержек.

      ► При алгебраическом способе определения порога рентабельности (безубыточного объема) необходимо использовать уравнение, раскрывающее взаимосвязь трех важнейших показателей: объема реализации продукции или выручки (N),себестоимости (Z) и прибыли от реализации (R).

      N = Z + R        (3.6)

      Если предприятие работает прибыльно то значение R>0, если убыточно то R<0. [20.28] Если R=0, то нет ни прибыли, ни убытка и выручка от реализации равна затратам. Точка перехода из одного состояния в другое (при R=0) называется критической (порогом рентабельности).

      Для критической точки N=Z или

      N = Zconst +Z       (3.7)

      Если выручку представить как произведение цены продаж единицы изделия (p) и количество проданных единиц (q),а затраты пересчитать на единицу изделия, то получим развернутое уравнение

      P*q = Zconst+ Zедv*q,      (3.8)

где условные обозначения соответствуют ранее принятым.

      Это уравнение является основным для расчета критического объема производства (порога рентабельности), который может быть определен несколькими способами. [20.29]

      1. Пороговое (критическое) значение объёма производства в натуральном выражении:

            (3.9)

      где d- маржинальный доход на единицу изделия, руб.

      Используя данные производства (таблица 3.6) пороговое количество товара составит:

      qk=

      Именно при таком объеме реализации выручка в точности покрывает суммарные затраты и прибыль равна нулю. Каждая следующая тонна цемента начиная с 483104 т. будет приносить прибыль.

      Чтобы определить массу прибыли после прохождения порога рентабельности, достаточно умножить количество товара, проданного сверх порогового объема производства, на удельную величину валовой марки (d) , сидящей в каждой единице проданного товара:

      Rk = (q - qk )* d       (3.10)

      Таким образом по данным (таблицы 3.6)

      R= (1500000-483104)*218,4=222090086 рублей.

Т.е каждая последующая тонна цемента реализованная сверх 483104 тонн будет приносить предприятию 218,4 руб.(500-281,6) так называемой предельной прибыли, которая равна цене реализации за вычетом переменных издержек. Это прибыль отличается от реальной суммы на величину постоянных затрат.

      2. Для расчета порога рентабельности в стоимостном выражении необходимо умножить левую и правую часть уравнения, критического объема на цену (p). 

 

или       (3.11)

      По данным производства (табл.3.6) порог рентабельности в стоимостном выражении (критический объем реализации) составит:

      При достижении выручки от реализации 241552198 руб. предприятие достигает окупаемости постоянных и переменных затрат.

      С понятием "порог рентабельности" связано понятие "запас финансовой прочности". [17.193]

      Запас финансовой прочности (зона безопасности) представляет собой разность между фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности в стоимостном выражении.

      Запас финансовой прочности для анализируемого предприятия составит 508447802 руб. (750000000 - 241552198), что соответствует примерно 68% выручки. Это означает, что предприятие способно выдержать 68-процентное снижение выручки от реализации без серьезной угрозы для своего финансового положения. Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое состояние предприятия ухудшается, образуется дефицит ликвидных средств.

          Зависимость объема от соотношения издержек и цены реализации используется в обосновании плановых заданий. Если известны постоянные затраты, цена единицы изделия, переменные затраты на единицу изделия, а также сумма запланированной прибыли, то объем продаж, обеспечивающий желаемую прибыль определяется по формуле:

              (3.12)

      где Rпл - плановая сумма прибыли

      Таким образом, если предприятие желает получить прибыль в планируемом году 260 млн. руб., то необходимый объем продаж должен составить:

      

      Это означает, что объем выпуска цемента в планируемом году должен превысить фактический выпуск отчетного года на 173581 т. цемента или на 12%.

      Рассчитанные показатели сведены в таблицу 3.7.

Таблица 3.7

Показатели работы цементного завода

№ п/п

Показатели

Предыдущий

год

  Отчетный год

  Отклонение, +/-

1. 

2. 

3. 

4. 

5.

6. 

7.

8.

Выручка от реализации, тыс. руб.

Переменные затраты, тыс. руб.

Валовая маржа, тыс. руб. 

Постоянные затраты, тыс. руб.

Прибыль, тыс. руб.

Сила воздействия операционного рычага

Порог рентабельности, руб.

Запас финансовой прочности, руб.

700000 

370540 или 0,53

329460 или 0,47

100200 

229260

1,4 

213191489

486808511

750000 

422400

или 0,56

327600

или 0,44

105510 

222090

1,5 

241552198

508447802

+50000 

+51860

или +0,03

-1860

или -0,03

+5310 

-7170

+0,1 

+28360709

+21639291

 
 

      Как показывают данные таблицы предприятие прошло порог рентабельности, имеет прибыль и солидный запас финансовой прочности (68% выручки). Запас финансовой прочности у предприятия возрос по сравнению с предыдущим годом на 21639291 рублей при увеличении объёма выручки на 50 млн. руб. Однако отрицательное влияние на этот показатель оказало увеличение порога рентабельности на 28360790 руб.

      Используя факторный анализ определим влияние каждого фактора на изменения безубыточного объёма продаж, следуя логике цепной подстановки по формуле критического объёма производства (3.11).

        

        

      Общее влияние: 11297873 + 17062836 = +28360709 руб.

      Данные расчёты свидетельствуют, что повышение уровня порога рентабельности на 28360709 руб. произошло за счёт роста постоянных расходов на 11297873 руб., а так же за счёт повышения доли материального дохода в цене на 17062836 руб. Рост постоянных издержек на анализируемом предприятии объясняется повышением уровня автоматизации и механизации производственного процесса. Внедрение автоматизации привело к относительному утяжелению постоянных издержек и, соответственно, уменьшению доли переменных издержек в себестоимости единицы продукции. Незначительный рост постоянных затрат дал некоторое сокращение прибыли и возрастании силы воздействия операционного рычага. Увеличение постоянных затрат губительных последствий пока не имело. Следовательно, руководству предприятия следует быть особенно внимательным в части принятия решения по инвестициям. Необходимо, чтобы эти решения содержали тщательно продуманную долговременную стратегию деятельности предприятия. Однако, так как в долгосрочной перспективе ожидается повышение спроса на цемент, то можно отказаться от режима жёсткой экономии на постоянных затратах, так как предприятие с большей их долей будет получать и больший прирост прибыли.

  Заключение

 

      В условиях рыночной экономики затраты на производство и реализацию продукции, формирующие себестоимость продукции - это важнейший показатель коммерческой деятельности предприятий, характеризующий степень и качество использования трудовых и материальных ресурсов, результаты внедрения новой техники, ритмичность производства, бережливость в расходовании средств, качество управления. Себестоимость продукции является исходной базой для определения цен, а также оказывает непосредственное влияние на прибыль, уровень рентабельности и формирование общегосударственного фона -  бюджета. Формирование себестоимости продукции осуществляется в соответствии с Положением о составе затрат, а также изменениями и дополнениями к нему [1].

Информация о работе Управления затратами