Управление рисками на предприятии торговли (на примере ООО «Строительный двор Тюмень»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 11:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы разработать комплекс мероприятий по управлению рисками на предприятии ООО «Строительный двор».
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
изучить понятие и классификацию рисков торгового предприятия;
рассмотреть методики оценки рисков;
выявить методы управления рисками на предприятии торговли;
проанализировать систему управления рисками в компании ООО «Строительный двор»;
оценить величину рисков и их влияние на деятельность предприятия;
обосновать комплекс мероприятий по эффективному управлению рисками на предприятии ООО «Строительный двор».

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты управления рисками на торговом предприятии
1.1. Понятие, сущность и классификация рисков торгового предприятия
1.2. Методики оценки рисков
1.3. Методы управления рисками на торговом предприятии
Глава 2. Разработка программы управления рисками для предприятия ООО «Строительный двор Тюмень»
2.1.Система управления рисками на предприятие
ООО «Строительный двор Тюмень»
2.2. Оценка рисков и их влияние на предприятие
ООО «Строительный двор Тюмень»
2.3. Разработка программы управления рисками на предприятии ООО «Строительный двор Тюмень» и оценка ее эффективности
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

риски строит двор.doc

— 543.00 Кб (Скачать)

1.2. Методики оценки рисков

 

Риск предприятия количественно характеризуется субъективной оценкой вероятности возникновения максимального или минимального дохода (убытков) от принятия решения. Чем больше диапазон между максимумом и минимумом результата при равной вероятности их получения, тем выше степень риска. Неопределенность условий рынка ставит компанию перед выбором по принципу «повезет — не повезет». Предприятие в процессе своих действий должен предвидеть риск и противодействовать потерям.

 

 

Рис. 1.2. Оценка риска организации

 

 

 

 

При оценке рисков учитывают две группы факторов:

  • объективные, не зависящие непосредственно от организации (инфляция, конкуренция, политические и экономические кризисы, экология, таможенные пошлины и др.);
  • субъективные, характеризующие состояние организации (производственный потенциал, технический уровень, специализация, производительность, контакты и кооперативные связи, надежность контрактов и инвесторов и др.).

Анализ рисков может быть:

  • качественный (установление потенциальной области риска, факторов риска, этапов работы и их взаимосвязи и т.п.);
  • количественный (вычисляются числовые значения величин отдельных рисков и риск объекта в целом. Также выявляется возможный ущерб и дается стоимостная оценка от проявления риска и, наконец, завершающей стадией количественной оценки является выработка системы антирисковых мероприятий и расчет их стоимостного эквивалента.

Количественный  анализ можно формализовать, для  чего используется инструментарий теории вероятностей, математической статистики, теории исследования операций. Наиболее распространенными методами количественного анализа риска являются статистические, аналитические, метод экспертных оценок, метод аналогов.

Суть статистических методов оценки риска заключается  в определении вероятности возникновения потерь на основе статистических данных предшествующего периода и установлении области (зоны) риска, коэффициента риска и т.д. Достоинствами этих методов является возможность анализировать и оценивать различные варианты развития событий и учитывать разные факторы рисков в рамках одного подхода. Основным недостатком статистических методов считается необходимость использования в них вероятностных характеристик. Возможно применение следующих статистических методов: оценка вероятности исполнения, анализ вероятного распределения потока платежей, дерево решений, имитационное моделирование рисков, расчет дисперсии, показателя корреляции и др.

Метод оценки вероятности исполнения позволяет дать упрощенную статистическую оценку вероятности какого – либо решения путем расчета доли выполненных и невыполненных решений в общей сумме принятых решений.

Метод анализа вероятностных распределений потоков платежей  позволяет при известном распределении вероятностей для каждого элемента потока платежей оценить возможные отклонения стоимостей потоков платежей от ожидаемых. Поток с наименьшей вариацией считается менее рисковым.

Аналитические методы позволяют определить вероятность возникновения потерь на основе математических моделей и используются в основном для анализа риска инвестиционных проектов. Возможно использование таких методов, как анализ чувствительности, метод корректировки нормы дисконта с учетом риска, метод эквивалентов, метод сценариев.

Метод корректировки  нормы дисконта с учетом риска является наиболее простым и вследствие этого наиболее применяемым на практике. Основная его идея заключается в корректировке некоторой базовой нормы дисконта, которая считается безрисковой или минимально приемлемой. Корректировка осуществляется путем прибавления величины требуемой премии за риск.

С помощью метода достоверных эквивалентов осуществляется корректировка ожидаемых значений потока платежей путем введения специальных  понижающих коэффициентов с целью  приведения ожидаемых поступлений  к величинам платежей, получение которых практически не вызывает сомнений и значения которых могут быть достоверно определены.

Метод сценариев  позволяет совместить исследование чувствительности результирующего  показателя с анализом вероятностных  оценок его отклонений. С помощью этого метода можно получить достаточно наглядную картину для различных вариантов событий. Он представляет собой развитие методики анализа чувствительности, так как включает одновременное изменение нескольких факторов.

Метод экспертных оценок представляет собой комплекс логических и математика–статистических методов и процедур по обработке результатов опроса группы экспертов, причем результаты опроса являются единственным источником информации. В этом случае возникает возможность использования интуиции, жизненного и профессионального опыта участников опроса. Метод используется тогда, когда недостаток или полное отсутствие информации не позволяет использовать другие возможности. Метод базируется на проведении опроса нескольких независимых экспертов, например, с целью оценки уровня риска или определения влияния различных факторов на уровень риска. Затем полученная информация анализируется и используется для достижения поставленной цели. Основным ограничением в его использовании является сложность в подборе необходимой группы экспертов.

Метод аналогов используется в том случае, когда применение иных методов по каким – либо причинам неприемлемо. Метод использует базу данных аналогичных объектов для выявления общих зависимостей и переноса их на исследуемый объект.

Таким образом, оценка уровня риска является одним  из важнейших этапов риск – менеджмента, так как для управления риском его необходимо прежде всего проанализировать и оценить. Выделяют разные методы оценки рисков, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки. Для торгового предприятия, рассмотренные методы являются наиболее актуальными. Они позволят выявить основные риски и степень их влияния на предприятие.

1.3. Методы управления рисками на  торговом предприятии

 

Управление  рисками - это процессы, связанные с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, которые включают максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий. Методы управления рисками весьма разнообразны.

Средствами  разрешения рисков являются избежание их, удержание, передача, снижение степени влияния на предприятие.

Избежание риска  означает простое уклонение от мероприятия, связанного с риском. Однако избежание  риска зачастую означает отказ от прибыли.

Удержание риска  – это оставление риска за инвестором (менеджером), т.е. на его ответственности.

Передача риска  означает, что инвестор предает ответственность  за риск кому-то другому, например страховой  компании.

Для снижения степени  риска применяются различные  приемы. Наиболее распространенными являются:

  • диверсификация;
  • приобретение дополнительной информации о выборе и результатах;
  • лимитирование;
  • самострахование;
  • страхование;

Диверсификация представляет собой процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения капитала, которые непосредственно не связаны между собой, с целью снижения степени риска и потерь доходов. Диверсификация позволяет избежать часть риска при распределении капитала между разнообразными видами деятельности.

Лимитирование - это установление лимита, т.е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п. Торговыми предприятиями он применяется при продаже товаров в кредит, предоставлении займов, определении сумм по сделке либо предоставление максимальной скидки и т.п.

Самострахование представляет собой децентрализованную форму создания натуральных и денежных страховых (резервных) фондов непосредственно в хозяйствующем субъекте, особенно в тех, чья деятельность подвержена риску. Самострахование логично, когда стоимость страхуемого имущества относительно невелика по сравнению с имущественными и финансовыми параметрами всего бизнеса.

Страхование выражается в том, что предприятие готово отказаться от части доходов, чтобы  избежать риска, т.е. оно готово заплатить  за снижение степени риска до нуля. Страхование торговых рисков охватывает те виды страхования, в которых, прежде всего, заинтересован предприниматель. Объект страхования – коммерческая деятельность страхователя, под которой понимается инвестирование денежных и материальных ресурсов какой-либо вид производства или бизнеса и получения от этих вложений соответствующей финансовой отдачи в виде прибыли.

Покрытие торговых рисков осуществляется при помощи:

  • страхования от потери прибыли (дохода) вследствие нарушения процесса производства, простоя, повреждения или кражи имущества и иных потерь, связанных с прерыванием основной деятельности;
  • страхование от невыполнения договорных обязательств по поставке и реализации продукции.

К прочим методам  минимизации степени риска могут  быть отнесены следующие:

  • обеспечение востребования с контрагента по финансовой операции дополнительного уровня премии за риск;
  • получение от контрагентов определенных гарантий;
  • сокращение перечня форс-мажорных обстоятельств в контрактах с контрагентами;
  • обеспечение компенсации возможных финансовых потерь по рискам за счет предусматриваемой системы штрафных санкций и др.

Каждый из перечисленных  инструментов снижения риска имеет  как определенные преимущества, так  и недостатки. Поэтому обычно используют определенные комбинации этих методов «подавления» рисков.

Обобщая изученный  материал можно выделить следующие  риски и способы их снижения (табл. 2.4.)

 

Таблица 1.2.

Мероприятия по снижению торговых рисков

Риск

Мероприятия

Низкие объемы реализации товаров

Более тщательная аналитическая работа по выбору целевых рынков методом ранжирования. Более ответственная работа по сегментации потребителей.

 Неэффективная  работа сбытовой сети

Тщательный  подбор коммерческих посредников.

Неудачный вывод  на рынок нового товара

Предварительное проведение рыночного тестирования, пробных продаж. Внесение в товар  изменений, улучшающих его потребительские  качества.

Неудовлетворительное  исполнение контрагентом условий договора

Более тщательный выбор партнеров путем их глубокого  изучения, получения банковских и аудиторских справок о деловой порядочности контрагентов, другой информации, характеризующей фирмы-контрагенты.

 

Противодействия конкурентов

Предвидение возможной  реакции конкурентов на деловую  активность предприятия. Планирование контрмер в программе маркетинга предприятия.

 

Циклические изменения  в экономике, падение спроса на товары

Прогнозирование циклических колебаний конъюнктуры, их учет в инвестиционных и производственных планах, принятие других антикризисных  мер на уровне предприятия: повышение уровня ликвидности за счет ускоренной реализации произведенной продукции, сокращение товарных запасов, закупок сырья, материалов и комплектующих изделий, инвестирование в НИОКР и т.п.

Изменение цен  на  товары

Тщательное  прогнозирование цен в кратко- и среднесрочном плане. Использование фьючерсных сделок и снижение степени риска путем хеджирования, т.е. одновременной покупки и продажи обязательств по фьючерсным контрактам. Заключение долгосрочных контрактов «с условным требованием».


 

Завершающим этапом в анализе средств  снижения риска является формулировка общего плана по управлению риском, с указанием планируемого эффекта  от реализации выбранных мероприятий, сроков внедрения, источников финансирования и лиц, ответственных за выполнение данной программы. Программа обязательно должна быть утверждена руководством предприятия и учтена при финансово-производственном планировании.

В процессе реализации программы специалисты  службы риск-менеджмента должны осуществлять анализ эффективности принятых решений и по мере необходимости обеспечивать корректировку целей и средств минимизации рисков. При этом рекомендуется аккумулировать всю информацию об ошибках и недостатках разработки программы, проявившихся в ходе ее реализации. Такой подход позволит провести разработку последующих программ мероприятий по снижению рисков на более качественном уровне с использованием новых полученных знаний о риске.

Таким образом, методы управления рисками, которые может использовать предприятие, многообразны. Возможность эффективного использования либо оптимального выбора инструментов в управлении зависит от сферы деятельности хозяйствующего субъекта. Оптимальная политика управления риском должна быть такой, чтобы предельные затраты на реализацию этой политики соответствовали предельной полезности, доставляемой ее применением.

 

 

 

2. Разработка программы управления  рисками для предприятия ООО  «Строительный двор»

2.1.Система  управления рисками  на предприятие ООО «Строительный двор»

Общество с  ограниченной ответственностью «Строительный  двор» создано в 2000 году. За это  время в компании произошли существенные изменения, которые позволили ей стать предприятием федерального значения. Предприятие специализируется на оптово-розничной торговле строительно - отделочных материалов, комплектации объектов строительства, реконструкции, ремонта и дистрибуции.

ООО «Строительный  двор» за 11 лет своего существования  добилась немалых успехов. Она имеет  четыре розничных магазина в городе Нижневартовске, также представительство в г.Сургуте и г.Ноябрьске. В перспективе выход на новые рынки, расширение оптово-розничной сети и в других городах России. Немало важным является и тот факт, что предприятие зарекомендовало себя как надежный поставщик материалов и услуг. Конкурентоспособность цен обуславливается поддержанием высокого уровня товарооборота и, соответственно, широким портфелем прямых дилерских контрактов. В компании есть свои технические специалисты, большая служба логистики и свой автопарк. Также «Строительный двор» своим клиентам предоставляет дополнительные скидки, широкий ассортимент не только товаров, но и услуг.

Информация о работе Управление рисками на предприятии торговли (на примере ООО «Строительный двор Тюмень»)