Управление рисками на предприятии торговли (на примере ООО «Строительный двор Тюмень»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 11:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы разработать комплекс мероприятий по управлению рисками на предприятии ООО «Строительный двор».
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
изучить понятие и классификацию рисков торгового предприятия;
рассмотреть методики оценки рисков;
выявить методы управления рисками на предприятии торговли;
проанализировать систему управления рисками в компании ООО «Строительный двор»;
оценить величину рисков и их влияние на деятельность предприятия;
обосновать комплекс мероприятий по эффективному управлению рисками на предприятии ООО «Строительный двор».

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты управления рисками на торговом предприятии
1.1. Понятие, сущность и классификация рисков торгового предприятия
1.2. Методики оценки рисков
1.3. Методы управления рисками на торговом предприятии
Глава 2. Разработка программы управления рисками для предприятия ООО «Строительный двор Тюмень»
2.1.Система управления рисками на предприятие
ООО «Строительный двор Тюмень»
2.2. Оценка рисков и их влияние на предприятие
ООО «Строительный двор Тюмень»
2.3. Разработка программы управления рисками на предприятии ООО «Строительный двор Тюмень» и оценка ее эффективности
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

риски строит двор.doc

— 543.00 Кб (Скачать)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего 

профессионального образования

«Тюменский государственный  нефтегазовый университет»

Институт нефти и газа

Кафедра «Маркетинга и  муниципального управления»

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на тему:  «Управление  рисками на предприятии торговли» 

(на примере ООО «Строительный  двор Тюмень»)

 

по дисциплине: Риск-менеджмент в энергетической отрасли

 

 

 

                                                                              Научный руководитель:

                                                                        к.э.н., доцент М.А. Радион 

                                                                             Автор: студентки гр. ЭФмз-09

                                                                             Ю.В. Девяткова, М. В.Заморова

 

 

 

Тюмень, 2011

 

Содержание

 

 

 

Введение

 

В условиях рынка  важнейшими чертами производственно-хозяйственной  деятельности коммерческих структур является свобода выбора при принятии и  реализации решений, как имманентное свойство предпринимательства и связанная с ней неопределенность конечных результатов. При этом на уровень результативности влияет множество факторов: внешней и внутренней среды компании, контролируемых и неконтролируемых; факторов, связанных с социально-психологическими качествами предпринимателя; особенностями конъюнктуры рынка; спроса, цен и других. Все это обусловливает рисковый характер предпринимательства.

Предпринимательства  без риска не бывает. Наибольшую прибыль, как правило, приносят рыночные операции с повышенным риском. Однако во всем нужна мера. Риск обязательно должен быть рассчитан до максимально допустимого предела.

Риск-менеджмент представляет систему оценки риска, управления риском и финансовыми  отношениями, возникающими в процессе бизнеса. Принимать на себя риск предпринимателя вынуждает неопределенность хозяйственной ситуации, неизвестность условий политической и экономической обстановки и перспектив изменения этих условий. Чем больше неопределенность ситуации при принятии решения, тем выше степень риска.

На степень  и величину риска можно воздействовать через финансовый механизм, что осуществляется с помощью приемов стратегии  и финансового менеджмента. Этот своеобразный механизм управления риском и есть риск-менеджмент. В основе него лежит организация работы по определению и снижению риска.   

При рыночной экономике  производители, продавцы, покупатели действуют  в условиях конкуренции самостоятельно,  то есть на свой страх и риск, поэтому  их финансовое будущее является непредсказуемым  и мало прогнозируемым.

В настоящее  время все больше внимания уделяется  исследованию, прогнозированию и  анализу рисков, что обуславливает  актуальность данного исследования. Умение предвидеть результат тех  или иных действий просто необходимо для нормального функционирования организаций. Однако для каждой сферы деятельности характерны определенные риски. Они интересны риск-менеджеру с точки зрения причин возникновения и возможных способов минимизации последствий. Так, для торгового предприятия характерны торговые риски. Все вышеизложенное определяет актуальность темы курсовой работы и требует более детального изучения.

Цель курсовой работы разработать комплекс мероприятий  по управлению рисками на предприятии  ООО «Строительный двор».

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

  1. изучить понятие и классификацию рисков торгового предприятия;
  2. рассмотреть методики оценки рисков;
  3. выявить методы управления рисками на предприятии торговли;
  4. проанализировать систему управления рисками в компании    ООО «Строительный двор»;
  5. оценить величину рисков и их влияние на деятельность предприятия;
  6. обосновать комплекс мероприятий по эффективному управлению рисками на предприятии  ООО «Строительный двор».

Объектом исследования являются торговые риски компании                 ООО «Строительный двор», в качестве предмета выступают методы управления рисками на данном предприятии.

Методологическую  базу исследования составили методы анализа и синтеза, экспертных оценок, математические методы и другие.

Практическая  значимость работы заключается, прежде всего, в том, что использование на практике разработанных в ней теоретических, методологических и методических положений будет способствовать более надежному решению задач, связанных с рациональной адаптацией предприятий к изменениям во внешней среде, и готовности их к действию в условиях нестабильной экономической среды.

К настоящему времени  отечественными и зарубежными экономистами накоплен определенный опыт оценки и  анализа рисков. Эти вопросы рассматриваются  в работах таких ученых, как Алгазина Ю.Г., Балабанов И.Т., Клейнер Г.Б., Лапуста М.Г., Миэринь Л.А., и др.

 

 

 

1. Теоретические аспекты управления  рисками на торговом предприятии

1.1. Понятие, сущность и классификация  рисков торгового предприятия

 

 

В условиях рыночной экономики предприятие подвержено влиянию факторов внутренней и внешней среды. Они оказывают прямое воздействие на деятельность компании и заставляют ее предпринимать ряд действий для успешного функционирования. Целью любого предприятия является получение максимальных доходов при минимальных затратах. Реализация указанной цели требует соизмерения размеров вложенного капитала с финансовыми результатами компании. Вместе с тем, при осуществлении любого вида хозяйственной деятельности объективно существует опасность (риск) потерь, объем которых обусловлен спецификой конкретного бизнеса.

Риск - это вероятность  возникновения потерь, убытков, недопоступлений  планируемых доходов, прибыли.

Риски составляют объективный элемент  принятия хозяйственного решения при  условии неопределенности. Однако «риск» и «неопределенность» неоднозначны и их следует разграничивать. Риск характеризует такую ситуацию, когда наступление неизвестных событий вероятно и может быть оценено количественно, а неопределенность представляет собой вероятность наступления событий и ее оценить заранее невозможно. Предприниматели часто принимают решения, связанные с риском, так как избежать его полностью или частично не удается. Устранить неопределенность будущего также невозможно, так как она является элементом объективной действительности. Объективность риска связана с наличием факторов, существование которых не зависит от предпринимателя и его выбора. Восприятие риска зависит от конкретного человека, его характера, склада ума, уровня знаний и опыта в области его деятельности. Если для одного человека степень риска является приемлемой, то для другого - критической или недопустимой.

Риски различаются по месту и  времени возникновения, способу  анализа, оценки и управления, совокупности внешних и внутренних факторов и другим характеристикам. Они взаимосвязаны и оказывают определенное влияние на деятельность предприятия. При этом изменение одного вида риска может вызывать изменение большинства остальных.

 

Рис 1. 1. Классификация видов рисков

 

Разнообразные риски всегда сопутствовали человеческой деятельности. Их реализация наносила экономический ущерб и создавала опасность и угрозу незаключения необходимых торговых сделок или исполнения ненужных торговых операций. Так, для торгового предприятия в большей степени характерны коммерческие, торговые риски.

Коммерческий риск - это риск, возникающий  в процессе акта купли-продажи, а  также осуществления сопутствующих  коммерческих технологических операций на уровне торгового предприятия.

Многообразие коммерческих рисков вызвано разнообразием коммерческих действий, осуществляемых в сфере товарного обращения, неопределенностью действий поставщиков, перевозчиков и покупателей.

Коммерческие  риски представляют собой вероятность  потерь в процессе финансово –  хозяйственной деятельности предприятия. В данном случае коммерческий риск включает: имущественные, производственные, торговые и финансовые риски (комплексные риски коммерческого предприятия. Также коммерческие риски трактуются как торговые риски, возникающие в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предприятием (риски связанные с задержкой платежей или отказа от платежа).

Торговые риски  выражают как отрицательные, так  и положительные результаты торговой деятельности. Они выполняют инновационную, стимулирующую, организационную и защитную функции. Экономическим инструментом предупреждения и минимизации торговых рисков являются прогнозирование, выявление причин и источников их образования, а также планирование мер устранения рисковых ситуаций и их страхование.

Далее следует рассмотреть классификацию  этих рисков исходя из выбранного критерия.

 

Таблица 1.1.

Классификация торговых рисков

Критерий

Вид риска

По причине  возникновения

Снижение объема реализации

Повышение цены товара 

Непредвиденное снижение объема закупок

Количественные  потери товара

Потеря качества товара

Повышение издержек обращения

Неплатежеспособность  покупателя

Риск, связанный  с личностью коммерсанта

Риск, связанный  с недостатком информации

 По этапу  товародвижения

Риск невыполнения договорных обязательств

Транспортный  риск  

Риск форс-мажорных обстоятельств

Количественные  потери товара

Риск, связанный  с приемкой товара 

Риск при реализации товара

По степени  риска

Допустимый риск

Критический риск  

Катастрофический  риск

По сфере возникновения    

Внутренний риск

Внешний риск

По степени  правомерности   

Оправданный риск

Неоправданный риск

 В соответствии  с возможностью страхования 

Страхуемый риск

Нестрахуемый  риск

По вероятности  потери для предприятия   

Статический (простой) риск

Динамический (спекулятивный) риск


 

Исходя из таблицы  видно, что существует множество  торговых рисков, каждый из которых  обладает своими характеристиками и  особенностями.

Основные причины  торгового риска:

1) Снижение объемов  реализации вследствие падения  спроса (потребности) на товар,  реализуемый предпринимательской фирмой, вытеснение его конкурирующими товарами, введение ограничений на продажу.

2) Повышение  закупочной цены товара в процессе  осуществления предпринимательского проекта.

3) Непредвиденное  снижение объемов закупок в  сравнении с намеченными, что уменьшает масштаб всей операции и увеличивает расходы на единицу объема реализуемого товара (за счет условно постоянных расходов)

4) Потеря товара.

5) Потеря качества  товара в процессе обращения  (транспортировки, хранения), что приводит к снижению его цены.

6) Повышение  издержек обращения в сравнении  с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли предпринимательской фирмы.

Таким образом, выделяют ряд причин, которые могут повлечь возникновение  торговых рисков. Зная их риск-менеджер сможет разработать комплекс мер  по их предотвращению и/или минимизации  воздействия на деятельность компании.

В рамках торговых рисков выделяют управляемые и неуправляемые  факторы снижения рисков.

К управляемым  факторам относят:

  1. Показатели, характеризующие качество работы коллектива;
  2. Уровень организации производства и труда;
  3. Качество управленческой работы;
  4. Степень использования ресурсов;
  5. Эффективность хозяйственного процесса.

К условно неуправляемым  рискам относят:

      1. Предыстория функционирования анализируемого объекта;
      2. Климатические, географические, политические условия реализации

продукции.

Деление факторов на управляемые и неуправляемые зависит от квалификационного уровня управленческого персонала компании.

Таким образом, с риском предприятия  сталкиваются всегда при заключении и выполнении как текущих, так  и долгосрочных контрактов. Существуют определенные виды торговых рисков, действию которых подвержены все предпринимательские организации. Наряду с общими рисками есть и специфические виды риска, характерные для определенных видов товаров. Сложность классификации торговых рисков заключается в их многообразии.

Информация о работе Управление рисками на предприятии торговли (на примере ООО «Строительный двор Тюмень»)