Управление рисками на предприятии торговли (на примере ООО «Строительный двор Тюмень»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 11:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы разработать комплекс мероприятий по управлению рисками на предприятии ООО «Строительный двор».
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
изучить понятие и классификацию рисков торгового предприятия;
рассмотреть методики оценки рисков;
выявить методы управления рисками на предприятии торговли;
проанализировать систему управления рисками в компании ООО «Строительный двор»;
оценить величину рисков и их влияние на деятельность предприятия;
обосновать комплекс мероприятий по эффективному управлению рисками на предприятии ООО «Строительный двор».

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты управления рисками на торговом предприятии
1.1. Понятие, сущность и классификация рисков торгового предприятия
1.2. Методики оценки рисков
1.3. Методы управления рисками на торговом предприятии
Глава 2. Разработка программы управления рисками для предприятия ООО «Строительный двор Тюмень»
2.1.Система управления рисками на предприятие
ООО «Строительный двор Тюмень»
2.2. Оценка рисков и их влияние на предприятие
ООО «Строительный двор Тюмень»
2.3. Разработка программы управления рисками на предприятии ООО «Строительный двор Тюмень» и оценка ее эффективности
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

риски строит двор.doc

— 543.00 Кб (Скачать)

Эти риски находятся  выше линии толерантности и их необходимо переместить из этой зоны для минимизации потерь для предприятия. Также следует отметить и другие риски: повышение цен на товары, риск увеличения краж в магазинах и риск нереализованности товаров.

Высокая дебиторская  задолженность влечет к невозможности  вложения денежных средств в развитие предприятия. Отсутствие товара вызывает недовольство покупателей, их переориентацию на другие магазины конкурентов. Зачастую причиной этого являются сбои поставок по причине невыполнения своих обязательств поставщиками и невозможностью компании оплатить в срок по своим обязательствам.

Рассчитаем  уровень риска дебиторской задолженности при помощи статистических методов.

Таблица 2.4.

Основные показатели ООО «Строительный двор»

  Показатель

20010 год

2011год

Кол-во просроченных дебеторов, (чел/юр.лиц)

715

815

Всего клиентов, (чел/юр.лиц)

415 440

520 124

Дебиторская задолженность, руб.

178 443 289

209 067 599

Просроченная  задолженность план, %

25

30

Просроченная  задолженность факт, %

30

34


 

  1. Средне ожидаемое значение

План: =

Факт: =

  1. Дисперсия

План: σ= = =66 100 909,5 руб.

Факт: б   =   57394428,701 руб.

 

  1. Коэффициент вариации

V план= = %.

V факт = 2,17 %

Таким образом, просчитав риск увеличения дебиторской  задолженности можно сделать вывод, что если предприятие не предпримет меры по его сокращению, то данный показатель будет расти и компания не сможет эти денежные средства более рационально использовать.

Расчет точки  безубыточности является одним из важнейших  задач при планировании реализации товаров, работ и услуг.

Точка безубыточности - это такой объём продукции, при  реализации которого выручка от реализации покрывает совокупные затраты компании. В этой точке выручка не позволяет  организации получить прибыль, однако убытки тоже отсутствуют. Иногда ее называют также критическим объемом: ниже этого объема производство становится нерентабельным.

Для расчета  точки безубыточности необходимо произвести разделение совокупных затрат на постоянные и переменные.

Переменные  затраты  — возрастают пропорционально увеличению производства (объему реализации товаров).

Постоянные  затраты  — не зависят от количества произведенной продукции (реализованных  товаров) и от того, растет или падает объем операций.

Таблица 2.4.

Основные показатели ООО «Строительный двор»

Наименование

ср/мес  показатели за 2011г. (руб.)

Постоянные  затраты

3 445 060,25

Переменные  затраты

1 402 693,50

Выручка от продаж

41 708 764,19

Точка безубыточности в денежном выражении

 

3 564 951,96


 

Точка безубыточности рассчитана в программе Excel с помощью сайта http://economyst.ucoz.ru, по формуле: точка безубыточности = выручка от продаж * постоянные затраты/(выручка от продаж – переменные затраты)

Экономический смысл этого показателя - выручка, при которой прибыль равна нулю. Если фактическая выручка предприятия больше критического значения, оно получает прибыль, в противном случае - убыток.

Анализ точки  безубыточности служит одним из важных способов решения многих проблем  управления, поскольку при комбинированном  применении с другими методами анализа его точность вполне достаточна для обоснования управленческих решений в реальной жизни.

Таким образом, для безубыточного функционирования                         ООО «Строительный Двор», необходима реализация продукции на сумму не менее 3 564 951 рубля 96 копеек.

3.3. Разработка программы управления  рисками на предприятии          ООО «Строительный двор» и  оценка ее эффективности

 

Политика управления рисками должна четко определять круг сознательно принимаемых компанией  рисков и в соответствии с этим разрабатывать комплекс мероприятий по устранению их негативных воздействий. Так, проведенная оценка рисков на предприятии ООО «Строительный двор» позволили выявить наиболее значимые виды торговых рисков для компании.

Наиболее опасны для коммерческой деятельности риски взаимодействия с контрагентами и партнерами. Такие риски условно можно подразделить на три подгруппы:

  • риск вхождения в договорные отношения с недееспособными или неплатежеспособными партнерами;
  • риск задержки партнерами текущих договорных обязательств;
  • риск блокирования договорных отношений с партнерами.

Риск работы с неплатежеспособными партнерами вынуждает заняться поиском альтернативных партнеров, источников покрытия появившейся  задолженности, пересматривать разработанные ранее планы, идти на дополнительные издержки и откладывать время получения доходов. Наличие этого риска обусловлено большим количеством компаний, работающих на рынке аналогичной продукции, региональной отдаленностью партнеров и, кроме того, отсутствием достоверной информации о финансовом положении как новых, так и старых партнеров. Риск задержки партнерами текущих договорных обязательств заключается в том, что в процессе ведения хозяйственной деятельности всегда существует вероятность нарушения контрагентами сроков поставок, платежей и получения доходов. Убытки от данного риска неравномерно распределены во времени, их максимум соответствует критическому моменту реализации конкретного проекта. Стоимость денег для фирмы-поставщика меняется во времени не только в связи с колебаниями курса, но и в результате изъятия средств из оборота. Риск задержки партнерами текущих договорных обязательств может быть идентичен риску вхождения в договорные отношения с недееспособными или неплатежеспособными партнерами. Одна из основных причин риска блокирования договорных отношений с партнерами — некачественно составленные контракты. В результате недостаточного согласования положений контрактов между партнерами могут возникнуть разногласия, которые трудно урегулировать вследствие нежелания сторон идти на определенные взаимоуступки при решении проблем, возникающих в процессе хозяйствования.

Основные составляющие управления риском дебиторской задолженности  включают в себя:

  1. Разработка и внедрение договоров поставки, купли-продажи с четким прописанием ответственности и штрафных санкций;
  2. Проверка контрагентов на предмет платежеспособности;
  3. Принятие материального обеспечения (залог, задаток);
  4. Принятие финансового обеспечения (поручительство генерального директора, акционеров);
  5. Перенос риска на повышенные стоимости продукции;
  6. Формирование фондов для списания потерь.

Кроме того, разработать  и утвердить Инструкцию о порядке  претензионной, исковой работы, определяющую правила работы по составлению исковых  заявлений в Суд к Контрагентам в случае нарушения ими прав Компании, а также последующему сопровождению дел в Суде. Инструкция должна определять единый порядок, полномочия и степень ответственности должностных лиц на этапе сбора необходимых документов, составления исковых заявлений и отзывов на исковые заявления.

Таким образом, применять вышеуказанные методы обеспечения исполнения обязательств  вполне реально, а выгода от этого  несопоставима с затратами на оформление.

Минимизация логистических  рисков. Данный вид не попал в критическую зону, т.е. зону  выше линии толерантности, но его следует рассмотреть отдельно. Данный риск с каждым годом приобретает более значимые последствия и уже сегодня нужно предпринять меры по сокращению его влияния.

Как известно, перевозки  сборных грузов всегда связаны с проблемами и рисками в плане сохранности перевозимых грузов. Надежное хранение грузов в процессе движения и обеспечение их целостности – основное требование заказчика к перевозчику товаров.

Финансовые  способы минимизации риска порчи  или деформации грузов, перевозимых транспортным средством:

  1. Различные типы страховки груза,
  2. Материальная гарантия перевозчика,
  3. Определение момента перехода права собственности на перевозимый груз в случае, когда осуществляются международные перевозки (согласно Инкотермс, при составлении внешнеэкономического контракта право собственности на товар, а значит и ответственность за его доставку определяют специально разработанные термины поставки).

Технические способы  минимизации риска порчи или  деформации грузов, перевозимых транспортным средством: мероприятия, которые призваны упредить различные ситуации, вызывающие порчу груза. Во-первых, это требования к упаковке. Контракты на международные перевозки отдельной статьей оговаривают требования к таре и упаковке товара, чтобы избежать его деформации и порчи. Во-вторых, это соответствие транспортного средства перевозимому грузу (вентилируемость грузового помещения, температурные режимы, санитарно-гигиенические нормы, требования к бортам и т.д.). Предельное хранение грузов в процессе движения также обеспечивает надежная фиксация груза внутри транспортного средства специальными средствами – ремнями, канатами, жесткой сцепкой и т.д. Также в связи с частыми перемещениями товаров (внутренние операции компании) необходимо разработать инструкцию для перемещений, правила которой будут соблюдаться при транспортировке и позволят минимизировать риск брака и пересорт товара.

Минимизация риска, связанного с потерей имущества (товара) предприятия в результате кражи (хищения имущества (товара) работниками предприятия, хищения третьими лицами). Этот риск не относится к рискам повышенного контроля, но ему следует уделить отдельное внимание.

Для снижения уровня данного риска необходимо предусмотреть:

  1. Установление на предприятии жесткой имущественной ответственности материально ответственных лиц (разработка и внедрение индивидуальных и коллективных договоров материальной ответственности);
  2. Организации охраны территории фирмы;
  3. Разработки и внедрения организационно-технических, экономических и других мероприятий по предупреждению рисков или их минимизации.

Безусловно,  учесть и минимизировать все риски  невозможно. Однако использование вышеуказанных  мер позволит снизить отрицательные  воздействия и повысить доходность предприятия.

 

Заключение

 

В ходе проведенного исследования пришла к следующим выводам: в рамках комплексного риск-менеджмента торговому предприятию следует постоянно проводить финансовый анализ, планировать и прогнозировать основные показатели деятельности. Эффективное прогнозирование и планирование дают возможность предвидеть экономическую ситуацию и выбрать из стандартного арсенала инструментов управления рисками адекватные.

Что касается самого механизма риск-менеджмента торгового  предприятия, то на его функционирование большое влияние оказывают две группы факторов: внешние и внутренние.

Торговля обслуживает  стадию перераспределения процесса воспроизводства. А значит, предприятия  торговли особо восприимчивы к тенденциям экономического развития. Снижение темпов экономического роста, проблемы налоговой, банковской, кредитной систем, инфляция незамедлительно сказываются на покупательной способности населения, на товарообороте и прибыли предприятий торговли, а следовательно, на количестве и величине возникающих рисков и методах их нейтрализации – на функционировании всего механизма риск-менеджмента. Факторы внешней среды трудно поддаются управлению или вообще не регулируются предприятием. Управлять ими практически невозможно – можно лишь уменьшить негативное или усилить положительное воздействие внешней среды путем постоянного сбора, анализа информации о тенденциях развития процессов внешней среды и прогноза ее возможных изменений.

Проблемы, связанные  с внутренней средой механизма риск-менеджмента  предприятий торговли, могут рассматриваться в различных аспектах. Важнейшими из них являются организационный, управленческий, функциональный, элементный, пространственный, временной, социальный аспекты. В современных условиях эта группа проблем приобретает особое значение, поскольку проблемы механизма риск-менеджмента в большей степени подконтрольны предприятию, и решить их в случае необходимости оно сможет.

Информация о работе Управление рисками на предприятии торговли (на примере ООО «Строительный двор Тюмень»)