Теоретические основы стратегического планирования на предприятии пищевой промышленности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 05:48, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию стратегического планирования на ОАО КФ “Саратовская”.
В соответствии с целью дипломной работы поставлены следующие задачи исследования:
изучить теоретические основы стратегического планирования и его особенности на предприятиях пищевой промышленности;
провести комплексный анализ деятельности предприятия, оценить основные показатели его деятельности, выявить значимые тенденции развития ОАО КФ “Саратовская”;
всесторонне изучить организацию стратегического планирования деятельности на исследуемом предприятии, выявить недостатки в организации стратегического планирования;
проанализировать текущую стратегию развития предприятия;
разработать мероприятия по совершенствованию стратегического планирования на предприятии.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы стратегического планирования на предприятии пищевой промышленности 5
1.1 Роль стратегического планирования в обеспечении конкурентоспособности предприятия 5
1.1.1 Понятие и функции стратегического планирования 5
1.1.2. Предмет, объект и методология стратегического планирования 11
1.2. Стратегия предприятия как основа стратегического планирования 16
1.2.1. Сущность стратегии предприятия 16
1.2.2. Общие и функциональные стратегии предприятия 21
1.2.3 Конкурентные стратегии предприятия 26
1.2.4. Базисные типы стратегий 36
1.3. Особенности стратегического планирования на предприятиях пищевой промышленности 40
Глава 2. Анализ стратегии развития КФ “Саратовская” 46
2.1. Общая характеристика предприятия и основные показатели его деятельности 46
2.2. Анализ финансового положения предприятия 61
2.3. Оценка стратегии развития предприятия 66
Глава 3. Формирование стратегии развития КФ “Саратовская” 78
3.1. Совершенствование организации стратегического планирования на предприятии 78
3.2. Разработка стратегии развития ОАО КФ “Саратовская”. 84
3.3. Экономическое обоснование (бизнес-план) выпуска нового вида продукции 94
Заключение 109
Библиографический список 113

Файлы: 1 файл

Strategicheskoe_planirovanie.doc

— 1.06 Мб (Скачать)

Продукция рассчитана на средний ценовой сегмент.

Основным  методом ценообразования является метод "средние издержки + прибыль",    следовательно,    цена    будет   рассчитываться   как    сумма   полной себестоимости единицы продукции, планируемого размера прибыли на единицу продукции и НДС. Расчет цен на продукцию представлен в приложении 1.

Ценовая стратегия  предприятия заключается в получении высокой прибыли за счет большого объема производства, низкой цены и активного продвижения товара на рынок, которая предусматривает:

  1. проведение широкой рекламной компании;
  2. реализацию мероприятий по стимулированию сбыта;
  3. работу с дилерами;
  4. введение гибкой системы скидок для оптовых покупателей (от 3 до 8%). 
    Характеристика ценовой политики представлена в таблице 3.7.

 

           Таблица 3.7.

                       Анализ ценовой политики и метода ценообразования

Постановка вопроса при исследовании объекта или метод его анализа

Характеристика и оценка фактического состояния дел

Прогноз положения дел

1.Насколько цены отражают  издержки вашего предприятия,  конкурентоспособность товара, спрос  на него?

В полной мере уровень  издержек ниже среднерыночной

Удержание

существующего уровня издержек

2. Какова вероятная  реакция покупателей на повышение  цен?

Спрос эластичен, снижение цены ведет к увеличению объема продаж

Возможно увеличение объема продаж за счет снижения цен


 

 

Продолжение Таблицы 3.7

3. Как оценивают покупатели  уровень цен на товары вашего  предприятия?

Приемлемый (доля продукции, обеспеченной договорами 100%)

Сохранение приемлемого  уровня цен

4. Как относятся покупатели  к установленным вами ценам?

Довольны

 

5. Используется ли предприятием политика стимулирования цен?

Да

 

6. Как действует предприятие  когда конкуренты изменяют цены?

Устанавливает цены приемлемые для покупателей

Повышение цен только из-за увеличения себестоимости единицы  продукции

7. Известны ли цены  на товары вашего предприятия потенциальным, покупателям?  

Да

Отправление прайс-листов оптовым покупателям


 

Для изготовления диабетических  шоколадных конфет используют различные  подсластители.  Основная проблема использования некоторых подсластителей в кондитерской промышленности заключается в том, что сладость их сладких веществ превышает сладость сахарозы в сотни раз,  и этим обусловлено отсутствие весового объема, замещающего эквивалентный объем сахара. В отечественном кондитерском производстве традиционно как сахарозаменитель применяли сорбит, ксилит, фруктозу, однако в последние годы выявлены  токсичные свойства этих веществ. Поэтому большой интерес представляет натуральный подсластитель - стевиозид, который будет, применим нами в производстве конфет. Рецептура диабетических шоколадных конфет представлена в таблице 3.8. Стоимость сырья и вспомогательных материалов представлены в приложении 2.

 

Таблица 3.8.

Рецептура диабетических  шоколадных конфет

Наименование сырья

Норма расхода сырья  на 100 кг готовой продукции

 

  Диабетические шоколадные  конфеты

Какао масло, кг

20

7

17

 

0,05

 

0,8

0,05

Какао порошок, кг

Молоко сухое цельное, кг

Стевиозид,кг

Лецитин, кг

Ванилин, кг


 

 

Плановые   объемы   производства  конфет представлены   в таблице 3.9. Предприятие планирует ежегодно увеличивать объемы производства конфет на  20 % в связи с ожидаемым увеличением емкости рынка.                                                                           Методы стимулирования продаж, формирования спроса и стимулирования сбыта, представлены в приложение 3.

Планируются расходы  на рекламу новой продукции по годам: 2006-204000руб.,2007-152800руб.,2008-127600руб. (приложение 7).                                                                                                 

Для    реализации    производственной    программы    необходимо    привлечь следующие  оборудование: автоматическая линия AS 275.2. Линия состоит из формующей машины и вертикального холодильного туннеля, объединенных единой системой управления. Производительность машины 384 кг/ч.  Остальные   виды  оборудования   у   предприятия   имеются и   их   можно использовать для производства конфет, так как загрузка мощностей составляет 40-50%.

                                                                                                

                                                                                                   Таблица 3.9.

Производственная программа  предприятия на 2006-2008гг.

Объем выпуска продукции

2006

2007

2008

 

Объем выпуска продукции, т

Коэффициент роста объемов выпуска

продукции

Объем выпуска продукции  с учетом коэффициента роста, т

Коэффициент роста объемов выпуска

продукции

Объем выпуска продукции  с учетом коэффициента роста, т

Диабетические  шоколадные конфеты

46

1,2

58,8

1,2

70,6


 

Предприятие также располагает  площадью, необходимой для размещения дополнительного оборудования. Необходимость  в привлечении дополнительных транспортных средств отсутствует.

Для реализации производственной программы потребуются дополнительные работники (см. таблицу 3.10).

Калькуляция себестоимости  представлена в таблице 3.11. Примечание: Прочие затраты состоят из затрат на топливо и энергию для автомобилей, затрат на уплату страховых платежей.

 

 

Потребность в персонале  и заработной плате

Таблица 3.10.

Наименование категорий  работников

2006

2007

2008

 

Потребность, чел.

Среднемесячная заработная плата, руб.

Затраты на зарплату, руб.

Начисления на зарплату, руб.

Затраты на зарплату, руб.

Начисления на зарплату,

руб.

Затраты на зарплату, руб.

Начисления на зарплату, руб.

Рабочие основного производства

5

22850

274200

5941

315330

6832,15

362629,5

7856,9

Рабочие вспомогательного производства

2

6500

78000

1690

89700

1943,5

103155

2235,02

Специалисты и служащие

1

4630

55560

1203,8

63894

1384,37

73478,1

1592,02

Итого

   

407760

8834,8

468924

10160,02

539262,6

11683,94


    

 

                                                                                                                                                                         Таблица 3.11.

Калькуляция себестоимости

Показатели

2006г при объеме производства 46000,   кг

2007 г при объеме  производства 58800, кг

2008 г при объеме  производства 70600, кг

 

На единицу продукции (отпускная цена)

Всего

На единицу продукции (отпускная цена)

Всего

На единицу продукции (отпускная цена)

Всего

1. Объем продаж, выручка  от реализации (без НДС) - всего

68,2

3341800

67,5

3969000

63,4

4476040

2. Себестоимость

           

2.1. Сырье и материалы

23,39

1146520

25,73

1513409,7

28,29

1997700,8

2.2. Вода на технологические цели

1,02

50064

1,12

66084

1,23

87080,07

2.3. Топливо на технологические  цели

2,93

144000

3,23

190080

 

250470

2.4. Электроэнергия на  технологические цели

0,32

15876

0,29

17463,3

0,27

19209,63

2.5. Затраты на оплату  труда

8,32

407760

7,97

468924

7,64

539262,6

2.6. Начисления на заработную  плату

0,18

8834,8

0,17

10160,02

0,16

11683,94


 

                                                  

Примечание. Срок службы оборудования 10 лет, стоимость оборудования 3695300 рублей, следовательно, амортизация =срок службы* стоимость оборудования/100.Предприятие  платит следующие  виды налогов: налог в дорожные фонды-1%от выручки, налог на имущество-2,2% от амортизации и налог на прибыль-24% от балансовой прибыли.

В ходе реализации проекта  могут возникнуть ситуации, приводящие к изменениям в хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. Наиболее важные для данного проекта риски представлены в таблице 3.12.

Таблица 3.12.

Финансово-экономические риски

№ п/п

Виды рисков

Отрицательное влияние               на прибыль

Возможности предприятия

1

Неустойчивость спроса

Падение спроса с ростом цен

Снижение себестоимости продукции за счет применения заменителей сахара и какао-масла, а также более дешевой упаковки.

2

Появление новых конкурентов

Снижение спроса

Освоение новых рынков сбыта

3

Снижение цен конкурентов

Снижение цен

Применение гибкой ценовой  политики

4

Увеличение объемов  производства конкурентов

Падение продаж или снижение цен

Увеличение объемов  производства за счет резервного фонда  предприятия

5

Рост налогов

Снижение чистой прибыли

Увеличение объемов  производства

6

Снижение платежеспособности потребителей

Падение продаж

Снижение себестоимости  продукции

7

Рост цен на сырье, материалы и перевозки

Снижение прибыли из-за роста цен

Повышение цен на продукцию


Распределение чистой прибыли  произведено исходя из отчислений в  фонд накопления (90%) и фонд потребления (10%) представлены в таблице 3.13.

                                                                                                              Таблица 3.13.

Распределение чистой прибыли (планирование средств фондов накопления и потребления)

№ п/п

Показатели

2006

2007

2008

Фонд накопления

1

Чистая прибыль

720690,94

857522,8

775451,4

2

Источники формирования средств фонда накопления

     

2.1

Остатки средств фонда  на начало планируемого периода (п 6 предшествующего  периода)

 

361,5

827,9

2.2

Амортизационные отчисления

369530

369530

369530

2.3

Отчисления от чистой прибыли

648621,8

771770,5

697906,3

2.4

Прирост устойчивых пассивов

17269,78

22025,93

28188,49

2.5

Долгосрочный кредит банка

3695300

   

3

Всего источников (2)

4730721,5

1163687,9

1096452,6

4

Направления использования  средств накопления

     

4.1

Уплата процентов за пользование долгосрочным

кредитом

739060

679860

583260

4.2

Затраты на приобретение основных фондов

3695300

   

4.3

Погашение долгосрочного  кредита банка (согласно договору)

296000

483000

513000

5

Всего затрат (4)

4730360

1162860

1096260

6

Излишек средств (3-5)

361,5

827,9

192,6

7

Недостаток средств (5-3)

     

Фонд потребления

1

Чистая прибыль

720690,94

857522,8

775451,4

Информация о работе Теоретические основы стратегического планирования на предприятии пищевой промышленности