Теоретические основы бизнес-планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 11:53, курсовая работа

Краткое описание

План внутрихозяйственной деятельности предприятия содержит целую систему экономических показателей, представляющих общую программу развития всех производственных подразделений и функциональных служб, а также отдельных категорий персонала. План — это одновременно конечная цель деятельности фирмы, руководящая линия поведения персонала, перечень основных видов выполняемых работ и услуг, передовая технология и организация производства, необходимые средства и экономические ресурсы и т.д.

Файлы: 1 файл

теория курсач клещ.docx

— 50.42 Кб (Скачать)

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС – ПЛАНИРОВАНИЯ

1.1.Понятие и  сущность планирования на предприятии

План внутрихозяйственной  деятельности предприятия содержит целую систему экономических  показателей, представляющих общую  программу развития всех производственных подразделений и функциональных служб, а также отдельных категорий персонала. План — это одновременно конечная цель деятельности фирмы, руководящая линия поведения персонала, перечень основных видов выполняемых работ и услуг, передовая технология и организация производства, необходимые средства и экономические ресурсы и т.д.  
         Планирование характеризует картину будущего, где ближайшие события начертаны с известной отчетливостью, соответственно ясности всего плана, а отдаленные — представлены более или менее смутно. Таким образом, план — это предвидимая и подготовленная на известный период программа (прогноз) социально-экономического развития предприятия (фирмы) и всех его подразделений. 
          Планирование деятельности является на каждом предприятии (фирме) наиболее важной функцией производственного менеджмента. В планах отражаются все принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продажи продукции, приводится экономическая оценка затрат и ресурсов и конечных результатов производства. 
         В ходе составления планов руководители всех звеньев управления намечают общую программу своих действий, устанавливают главную цель и результат совместной работы, определяют участие каждого отдела или работника в общей деятельности, объединяют отдельные части плана в единую экономическую систему, координируют работу всех составителей планов и вырабатывают решения о единой линии трудового поведения в процессе выполнения принятых планов. При разработке сводного плана и выборе линии поведения всех работников необходимо не только обеспечить соблюдение определенных правил и принципов планирования, но и осуществить достижение принятых планов и выбранных целей в будущем.

Сущность планировании проявляется  в конкретизации целей развития всей организации и каждого подразделения  в отдельности на установленный  период времени; определении хозяйственных  задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении  материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения  поставленных задач.

 
Сущность планирования состоит  в том, что оно позволяет оптимальным  образом согласовать индивидуальные усилия членов организации и ее подразделений для достижения ее целей. Такое согласование имеет два основных аспекта.  
Во-первых — это функциональное разделение обязанностей между отдельными членами организации и ее подразделениями, определение их основных задач и их сопряжение с общеорганизационными целями. Это — планирование по содержанию. 
Во-вторых — хронологическое распределение задач подразделений и отдельных исполнителей во времени, определение рациональной последовательности их выполнения. Это — планирование по времени, или процессуальное планирование. 
В первом случае решается вопрос, что будут делать исполнители; во втором — когда они это должны делать и в какой последовательности. 
Таким образом, назначение планирования, как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть, по возможности, все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития организации. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всей организацией. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями организации, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт, сервис. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке.

1.2.Бизнес-план как элемент системы планов на предприятии

Предприятие – сложная социально-экономическая  система. Соответственно и система  планирования предприятия достаточно сложна и разнообразна. Система планов предприятия представляет собой  комплексную программу обеспечения  его функционирования и развития.

Результатом планирования является совокупность планов, каждый из которых представляет собой часть общей системы  и нацелен на достижение общих целей предприятия, устойчивое экономическое и социальное функционирование и развитие.

Бизнес-план – в переводе с англ. – обоснование предпринимательских намерений. Комплексный план развития деловой единицы, создания новой фирмы, выхода на рынок, обеспечения прибыльности хозяйственной деятельности. Бизнес-план – документ, совмещающий в себе стратегическое и тактическое планирование.

Как показывает опыт, отправная точка  в предпринимательской деятельности, планировании развития существующего  или создания нового предприятия  – это идея нового продукта или  услуги, которые данный бизнес будет  производить. Идея может появиться  в результате переработки информации из разных источников или в ходе целенаправленного творческого  поиска. Можно заимствовать готовую  идею и дать ей новую жизнь, через  механизм приобретения существующих предприятий, поглощений, создания совместных предприятий  или выкупа.

Независимо от того, что это за идея, и каким образом она получена, важно тщательно ее взвесить и  оценить с тем, чтобы убедиться, что она действительно может  лечь в основу успешного предприятия.

Анализу и оценке подлежат такие  компоненты бизнеса, как издержки производства, прибыль, рынок как объект маркетинга, финансы, налоги т.д.

Однако, оценка отдельных, даже очень  важных частей бизнеса в отрыве от всей задачи скорее приведет к ошибкам  и, как следствие, увеличению риска, чем даст ответ на поставленные вопросы. Решение данной проблемы в мировой  практике осуществляется с помощью  бизнес-плана.

Бизнес-план (англ. – Business plan) представляет собой документ, который комплексно, системно описывает все основные аспекты будущей коммерческой деятельности предприятия, анализирует все проблемы, с которыми она может столкнуться, определяет способы решения этих проблем. В условиях рыночной экономики бизнес-план выступает необходимым инструментом технического, экономического и финансового, управленческого обоснования дела, включая взаимоотношения с банком, инвесторами, сбытовыми и посредническими организациями.

Смысл бизнес-плана – построить модель функционирования бизнеса и отразить поведение этой модели на рынке с товарами или товарной группой. Говоря о коммерческом успехе бизнеса, обычно выделяют «три кита»:

1. Конкурентоспособная продукция;

2. Тщательная разработка идеи;

3. Достаточность средств.

Решение всех этих вопросов обеспечивается бизнес-планированием. Поэтому любое коммерческое мероприятие в мировой практике принято начинать с разработки бизнес-плана. Только в этом случае организация бизнеса становится надежным делом.

Значение этого документа настолько  велико, что в ряде стран Западной Европы нельзя зарегистрировать новое  предприятие без предоставления бизнес-плана.

И если, как основа коммерческого  начинания, бизнес-план успешно применялся в странах с рыночной экономикой уже не одно десятилетие, то в качестве основы, каркаса корпорационного  управления он используется совсем недавно. В отечественной хозяйственной практике термины «бизнес-план», «бизнес-планирование» стали использоваться с начала 90-х гг., когда страна вступила в эпоху перестройки экономики и коренным образом изменились подходы к управлению предприятием.

Бизнес-план можно определить как  документ (от латинского documentum – образец, свидетельство, доказательство), содержащий информацию в зафиксированном виде и специально предназначенный для ее передачи во времени и пространстве. Ведь бизнес-план – это доказательство будущего успеха бизнеса. Цель подготовки бизнес-плана – донести деловую информацию до всех заинтересованных лиц и организаций: потенциальных участников и помощников в бизнесе, органов управления всех уровней, возможных инвесторов, экспертов и т.д.

Комплексность бизнес-плана означает полноту содержащейся в нем сведений (маркетинговых, экономических, технических, правовых, финансовых и т.д.), а системность  – их изложение по определенной схеме (т.е. системе, выстроенной в  соответствии с внутренней логикой  описания бизнеса, с приведением  доказательств эффективности предлагаемых решений).

Наиболее важна роль бизнес-планирования при разработке нового проекта (создание новой продукции и выход с нею на рынок, оказание новых видов услуг и т.п.). При этом нужно четко определить все возможные трудности, выявить способы их преодоления, предоставить потенциальным партнерам, будущим инвесторам и другим заинтересованным сторонам всю необходимую информацию. В сегодняшних условиях сама разработка бизнес-плана приобретает важное организующее значение, так как позволяет определить потенциал предприятия, выявить сильные и слабые его стороны, поставить новые цели и задачи, выработать наиболее рациональные управленческие решения, согласовать действия подразделений. В целом бизнес-план дает возможность оценить эффективность нового дела и тем самым снизить риск его провала. В нем содержатся результаты расчетов производственных и финансовых потребностей предприятия, излагаются данные о предполагаемых доходах, что позволяет привлечь инвесторов.

Бизнес-план составляется как для  внутренних, так и для внешних  пользователей, но чаще всего его  разрабатывают для будущих инвесторов с целью заключения с ними соглашений об инвестициях и кредитах. Для  внутреннего пользования бизнес-план обычно составляется на срок от 3 до 5 лет, для целей инвестиционного характера  – в соответствии с инвестиционным соглашением. Бизнес-план должен быть тщательно документирован, поскольку  его могут детально изучать будущие  инвесторы, кредиторы и т.п. Поэтому  бизнес-план обычно готовят те, кто  собирается его исполнять. К созданию бизнес-плана следует привлекать в ряде случаев специалистов смежных организаций – экспертов, консультантов в области права, рекламы, исследования рынка и т.д. Как и всякий перспективный документ, бизнес-план должен периодически пересматриваться и корректироваться в зависимости от изменения ситуации. К бизнес-плану предъявляют следующие требования: достоверность (он должен отражать истинное состояние дел на предприятии); своевременность (его надо составить и использовать по назначению в заранее оговоренный срок); достаточность (в бизнес-плане нужно сосредоточить минимально необходимый объем информации); понятность доступность для восприятия.

В современной практике предпринимательства  бизнес-план выполняет четыре основных функции.

Первая функция связана с возможностью использования бизнес-плана для разработки стратегии бизнеса. Она играет особую роль в период создания предприятий, а также при выработке новых направлений деятельности, помогая руководителю определить цели своего предприятия и направить все усилия на достижение этих приоритетных задач.

Вторая функция – планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы. В результате обеспечивается жизнеспособность и будущая устойчивость предприятия, снижается риск.

Третья функция связана с привлечением денежных средств: ссуд, кредитов. В современных условиях банки, решая вопрос о выделении денежных средств, требуют предоставления тщательно проработанного бизнес-плана, обосновывающего возможность их возврата.

Четвертая функция связана с привлечением к реализации планов фирмы потенциальных партнеров, инвесторов.

1.3.Методика разработки  бизнес-плана

При составлении бизнес-планов каждого  вида должно быть больше уделено внимания определенным вопросам, связанным с  целью его составления. Бизнес-план должен быть достаточно подробным, чтобы, ознакомившись с ним, потенциальные инвесторы и кредиторы смогли получить полное представление о предлагаемом проекте и его целях. Состав бизнес- плана и степень его детализации зависят от размеров будущего проекта и сферы, к которой он относится. Например, одно дело – открыть небольшую парикмахерскую или мастерскую по ремонту швейных машин, совсем другое – организовать производство ткацких станков. В одном случае бизнес-план не требует большой объемной проработки, и поэтому часть его разделов может отсутствовать. Во втором случае бизнес-план необходимо разработать в более полном объеме, для чего следует провести достаточно трудоемкие и сложные маркетинговые исследования.

Последовательность работы над  составлением бизнес-плана выглядит следующим образом:

1.резюме;

2.проектируемый продукт или вид услуг;

3.оценка рынка сбыта;

4.конкуренция;

5.стратегия маркетинга;

6.план производства;

7.организационный план;

8.юридический план;

9.оценка риска и страхование;

10.финансовый план;

11.стратегия финансирования.

Резюме  бизнес-плана готовится в самом конце работы по завершении и готовности всех остальных разделов, т.е. при достижении полной ясности всех аспектов разрабатываемого проекта.

Объем резюме не должен превышать 4-х  страниц машинописного текста. На первых трех страницах даются ответы на вопросы какой именно и за счет чего будет производиться проектируемый продукт, его отличительные черты по отношению к продукции конкурентов, почему для потребителя предпочтительнее именно этот продукт?

Четвертая страница должна отражать ожидаемые основные финансовые результаты от отрабатываемого проекта, где  приводятся сведения об

а) прогнозных объемах продажи на ближайшие годы;

б) выручке от продаж;

в) затратах на производство;

г) валовой прибыли и уровне прибыльности вложений в предстоящее дело;

д) сроках возврата банковского кредита.

Основная часть бизнес-плана состоит из описания продукта или услуги, которую предполагается предложить будущим покупателям и ради которых задумывался весь проект. В этом случае необходимо четко и лаконично ответить на вопросы:

а) какие потребности призван  удовлетворить проектируемый к производству продукт (услуга);

б) его особенности и отличительные  качества, которые позволят предпочесть  его товарам (услугам) конкурентов;

в) наличие патентов или авторских  свидетельств, защищающих осо бенности проектируемого товара (услуги), технологии;

г) имеется ли наглядное изображение  товара, изделий полученных с помощью  новых технологий (фотографии, рисунки);

д) какова примерная оценка реализационной цены товара (услуги) и затрат, которых потребует его производство;

е) примерная величина прибыли, которую  будет приносить каждая единица  товара;

ж) характеристика качества товара , преимущества его дизайна, упаковки;

з) организация сервиса товара (если это техническое изделие).

Информация о работе Теоретические основы бизнес-планирования