Теоретические основы стратегического планирования на предприятии пищевой промышленности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 05:48, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию стратегического планирования на ОАО КФ “Саратовская”.
В соответствии с целью дипломной работы поставлены следующие задачи исследования:
изучить теоретические основы стратегического планирования и его особенности на предприятиях пищевой промышленности;
провести комплексный анализ деятельности предприятия, оценить основные показатели его деятельности, выявить значимые тенденции развития ОАО КФ “Саратовская”;
всесторонне изучить организацию стратегического планирования деятельности на исследуемом предприятии, выявить недостатки в организации стратегического планирования;
проанализировать текущую стратегию развития предприятия;
разработать мероприятия по совершенствованию стратегического планирования на предприятии.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы стратегического планирования на предприятии пищевой промышленности 5
1.1 Роль стратегического планирования в обеспечении конкурентоспособности предприятия 5
1.1.1 Понятие и функции стратегического планирования 5
1.1.2. Предмет, объект и методология стратегического планирования 11
1.2. Стратегия предприятия как основа стратегического планирования 16
1.2.1. Сущность стратегии предприятия 16
1.2.2. Общие и функциональные стратегии предприятия 21
1.2.3 Конкурентные стратегии предприятия 26
1.2.4. Базисные типы стратегий 36
1.3. Особенности стратегического планирования на предприятиях пищевой промышленности 40
Глава 2. Анализ стратегии развития КФ “Саратовская” 46
2.1. Общая характеристика предприятия и основные показатели его деятельности 46
2.2. Анализ финансового положения предприятия 61
2.3. Оценка стратегии развития предприятия 66
Глава 3. Формирование стратегии развития КФ “Саратовская” 78
3.1. Совершенствование организации стратегического планирования на предприятии 78
3.2. Разработка стратегии развития ОАО КФ “Саратовская”. 84
3.3. Экономическое обоснование (бизнес-план) выпуска нового вида продукции 94
Заключение 109
Библиографический список 113

Файлы: 1 файл

Strategicheskoe_planirovanie.doc

— 1.06 Мб (Скачать)

 

                                                                           

                                                                       

                                                                                                              Продолжение таблицы 3.13

2

Источники формирования средств фонда потребления

     

2.1

Остатки средств фонда  потребления на начало планируемого периода (пункт 6 предшествующего периода)

 

3129,3

7015,28

2.2

Отчисления от чистой прибыли

7206,9094

8575,228

7754,514

2.3

Прочие поступления

     

2.4

Фонд оплаты труда

407760

468924

539262,6

3

Всего источников (2)

414966,9

480628,52

554032,39

4

Направления использования  средств фонда потребления

     

4.1

Оплата труда

407760

468924

539262,6

4.2

Социальные и трудовые выплаты работникам

4077,6

4689,24

5392,626

4.3

Премирование

     

5

Всего затрат (4)

411837,6

473613,24

544655,22

6

Излишек средств (3-5)

3129,3

7015,28

9377,164

7

Недостаток средств (5-3)

     

 

Примечание. К устойчивым пассивам относятся минимальные задолженности по заработной плате и перед поставщиками  сырья (приложение 5). Уплата процентов за кредит = среднегодовой размер кредита, руб * процентная ставка банка за кредит/100%.

В таблице 3.14 представлены доходы и расходы, связанные с производством продукции.

Таблица 3.14.

Доходы и затраты

№ п/п

Показатели

2006

2007

2008

1

Доходы (выручка) от реализации (без НДС)

3341800

3969000

4476040

2

Полная себестоимость - всего

2385392,8

2832551

3447579,7

2.1

Условно-переменные затраты

2274648

2783564,6

3089139,4

2.2

Условно-постоянные затраты

369530

369530

369530


 

                                                                       

Продолжение таблицы 3.14

3

Налоги, относимые на финансовые результаты деятельности

8129,66

8129,66

8129,66

4

Балансовая прибыль

948277,54

1128319,4

1020330,7

5

Налог на прибыль

227586,6

270796,65

244879,36

6

Чистая прибыль

720690,94

857522,8

775451,4

7

Рентабельность продукции, % (6/2*100)

30

30

23

8

Рентабельность продаж, % (6/1*100)

22

22

17


 

 

Расчет безубыточного  объема продаж и запаса финансовой прочности представлены в таблице 3.15.

                                                                                                      Таблица 3.15.

Расчет безубыточного  объема продаж и запаса финансовой устойчивости предприятия

Показатель

2006

2007

2008

Объем реализации, кг

49000

58800

70600

Цена, руб. за 1 кг

68,2

67,5

63,4

Выручка от продажи без  НДС, тыс. руб.

3341,8

3969,0

4476,0

Полная себестоимость  реализованной продукции, тыс. руб.

2385,3

2832,5

3447,5

Прибыль от реализации, тыс. руб.

697,6

815,9

1017,4

Сумма переменных затрат, тыс. руб.

2274,6

2783,5

3089,1

Сумма постоянных затрат, тыс.

руб.

369,5

369,5

369,5

Безубыточный объем  продаж, тыс. руб.

5,4

5,4

5,8

Сумма маржинального  дохода, тыс. руб.

1067,1

1185,4

1386,9

Доля маржинального  дохода в выручке,%

32

30

31

Порог рентабельности, тыс. руб.

369,6

369,2

369,6


                                                                            Продолжение таблицы 3.15

Запас финансовой устойчивости, тыс. руб.

2972,1

3599,7

4106,4


 

Безубыточный объем  продаж = постоянные расходы на весь объем 
реализации / (цена за единицу продукции - средние переменные расходы на 
единицу продукции). 

Порог рентабельности = безубыточный объем продаж * цена за единицу продукции.

Запас финансовой устойчивости = выручка от продажи без НДС - порог рентабельности.

Срок окупаемости проекта = сумма кредита/чистая прибыль за год=3695300/.720690,94=5. Следовательно, срок окупаемости проекта 5 лет.

Таким образом, на предприятии  существуют все условия для реализации проекта и получения прибыли от него.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Определение и реализация стратегии относятся к числу  сложных и трудоёмких работ, которые  на отечественных предприятиях пищевой  промышленности никогда не выполнялись  на должном уровне. Отсутствие четко  разработанной стратегии развития создает потенциальные проблемы с привлечением инвестиций, так как наличие обоснованной и достаточно глубоко проработанной стратегии развития предприятия является обязательным условием, выдвигаемым инвесторами и партнерами. Определение стратегических направлений развития предусматривает формулирование так называемого стратегического видения (или образа будущего предприятия), в котором устанавливается предназначение предприятия, его нацеленность на удовлетворение определенных рыночных потребностей. Недооценка роли стратегического планирования является основной причиной того, что у предприятия нет средне- и долгосрочных взаимоувязанных функциональных стратегий. Именно поэтому в настоящее время эта проблема столь актуальна.

Теоретические основы стратегического планирования широко изучены отечественными и зарубежными учёными но, к сожалению, не реализуется российскими предприятиями.

В данной дипломной работе стратегия предприятия пищевой  промышленности рассматривалась на базе предприятия ОАО КФ “Саратовская”. КФ “Саратовская” является лидером по производству кондитерских изделий Саратовской области. Технико–экономические показатели за 2004-2005гг.: в связи с ростом ОПФ увеличился объём производства (149,46%), что привело к соответствующему увеличению себестоимости (149,04%) и выручки (150,23%) от реализации продукции. В связи с этим также увеличилась рентабельность продукции (16,29 п. п.). Производительность труда увеличилась в 3,32 раза, а темпы роста заработной платы составили 130,33%, что говорит об эффективности организации производства, труда и управления.

Финансовое состояние  предприятия за анализируемый период можно назвать удовлетворительным. КФ “Саратовская” за 2001-2005 гг. стала более финансово устойчивым предприятием, но стала более зависимым от финансирования оборотных средств за счет заемных источников, однако в свою очередь можно также говорить о том, что предприятие в состоянии рассчитаться со своими обязательствами.

Нами была проанализирована стратегия ОАО КФ “Саратовская” в разрезе следующих функциональных стратегий: стратегии маркетинга, производства, НИОКР и управления персоналом.

Маркетинговая стратегия ОАО КФ “Саратовская” состоит в ориентации своей продукции на широкий круг потребителей. Для более обеспеченного потребителя предприятие выпускает дорогостоящие высококачественные кондитерские изделия. Для низших слоёв населения ОАО КФ “Саратовская”  производит изделия по более низким ценам.

 Производственная  стратегия ОАО КФ “Саратовская”  заключается в производстве продукции, удовлетворяющей спросу потребителей, необходимого ассортимента и качества. Производственная стратегия опирается на стратегию маркетинга и тесно с ней взаимодействует.

Стратегия НИОКР базируется на научно-технических прогнозах  и формируется с учетом возможных технологических прорывов и открытий в различных областях в тот период, на который разрабатывается стратегия. ОАО КФ “Саратовская”  не реализует стратегию НИОКР.

Стратегия управления персоналом на ОАО КФ “Саратовская”  опирается на человеческий потенциал, как на основу организации.

Несмотря на разработанные  стратегии по этим направлениям, чётко  выраженной стратегии развития у ОАО КФ “Саратовская”  нет.

Важной составной частью стратегии развития предприятия  является конкурентная стратегия. Предприятие использует следующие конкурентные стратегии, в зависимости от уровня дохода покупателей: стратегия направленная на минимизацию издержек, стратегия дифференциации и стратегия сфокусированной дифференциации.

Стратегия минимизации  издержек направлена на достижение конкурентных преимуществ за счёт низких затрат на некоторые важные компоненты продукции и соответственно более низкой себестоимости.

Стратегия дифференциации продукции означает способность  предприятия обеспечить уникальность и более высокую ценность (по сравнению с конкурентами) продукта для покупателя с точки зрения уровня качества, наличия его особых характеристик, методов сбыта, послепродажного обслуживания.

Стратегия сфокусированной  дифференциации предполагает концентрацию деятельности предприятия на относительно небольшой целевой группе потребителей, части товарного ассортимента.

В конструктивной главе  был проведён SWOT-анализ, давший возможность  получить обзорную оценку стратегического  состояния предприятия. Основным элементом SWОT-анализа является составление матрицы, состоящей из 4 полей. В левой части матрицы выделяют 2 раздела, в которые вписываются все сильные и слабые стороны предприятия. В верхней части матрицы также выделяются 2 раздела, в которые вписываются все возможности и угрозы.

На пересечении разделов образуются четыре поля:

поле «СИВ» - сила и  возможности;

поле «СИУ» - сила и  угрозы;

поле «СЛВ» - слабость и возможности;

поле «СЛУ» - слабость и угрозы.

На каждом из этих полей  были выделены парные комбинации, которые  были учтены при разработке стратегии предприятия.

Предприятие использует свои сильные стороны и возможности  внешней среды для повышения  конкурентоспособности, свои сильные  стороны на устранение угроз внешней  среды, а возможности внешней  среды на устранение слабых сторон предприятия.  

Анализ показал, что ОАО КФ “Саратовская” не имеет чётко выраженной миссии. Нами была разработана миссия предприятия, а также были выделены основные стратегические цели.

В качестве миссии была предложена следующая формулировка: «Наша цель – наиболее полное удовлетворение потребностей людей в высококачественных кондитерских изделий в широком ассортименте, лучше, качественнее, быстрее и эффективнее наших конкурентов, за счёт высококвалифицированного персонала, прогрессивного оборудования и современных технологий».

Также нами был проведен портфельный анализ предприятия

Но основным недостатком  на ОАО КФ “Саратовская”, на наш взгляд, является упор на маркетинговую стратегию, организация стратегического планирования не на достаточном уровне и что предприятие пока не стремится охватить рынок диабетической продукции, являющийся в настоящее время динамично развивающимся. Поэтому нами предложено экономическое обоснование выпуска новой продукции (диабетических шоколадных конфет).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

 

  1. Авдокушкин Е.Ф. Международные экономические отношения. М.:Юристъ, 2002.
  2. Азоев Г.Л. Конкурентные преимущества фирмы. М.: Новости, 2000.
  3. Азоев ГЛ. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. — М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
  4. Акимова ИМ. Промышленный маркетинг. - Киев: Общество «Знания», 2000.
  5. Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы. М., 1997.
  6. Алексунин В.А. Международный маркетинг. Учебное пособие. – М.:Изд.Дом «Дашков и К», 2000.
  7. Андреева О.Д. Технология бизнеса: маркетинг. – М.: ИНФРА М-НОРМА, 1997.
  8. Анискин Ю. П., Павлова А. М.  Планирование и контроллинг. М., 2003.
  9. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. — СПб: Питер Ком, 1999.
  10. Белковский А.Н. Конкурентные стратегии в России (точка зрения Майкла Портера ) // №5, 2004.
  11. Боровских Н.В. Конкурентоспособность продукции птицеводства: экономика, стратегия, управление: Монография..-Омск: Изд- во ФГОУВПО ОмГАУ, 2004
  12. Бородин А. Этапы формирования стратегического потенциала предприятия // Проблемы теории и практики управления №6, 2003.
  13. Буклет компании British American Tobacco
  14. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование М.: Инфра-М, 2001.
  15. Быстрых А. Синьор Помидор // Секрет фирмы, 2003. - № 17.
  16. Вацлав.Дуфала Инструментарий для формирования стратегии предприятия// Управление предприятием, 1998. - № 1.
  17. Вишневская О.В. Направленность стратегии развития предприятия: модель, контроль и управление. // Менеджмент в России и за рубежом №5,2004.
  18. Герчикова И. Н. “Менеджмент”. М., “ЮНИТИ”. 1995.
  19. Голубков Е.П. Маркетинг: Словарь-справочник. — М.: Дело, 2001. — 2-е изд.
  20. Голубков Е.П. Основы маркетинга. — М: Изд-во «Финпресс», 1999.
  21. Горемыкин В. А., Богомолов А. Ю. Бизнес- план: Методические разработки. 45 реальных образцов. 3-е изд. Доп. И перераб. М., 2002.
  22. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг.–М.: Высшая школа, 1996.
  23. Дурович А.П. Маркетинг в  предпринимательской деятельности – Мн.: НПЖ «Финансы, учет, аудит», 1997.
  24. Дэн Штайнкофф Берджес. “Основы управления малым бизнесом”. М., “БИНОМ”, 1997.
  25. Ефремов Е. С. Стратегия бизнеса. М., 1998.
  26. Зайцев Л.Г. Стратегический менеджмент: Учебник /Л.Г. Зайцев. МИ. Соколова.-М.: Юристъ, 2002.
  27. Зуб А.Т. стратегический менеджмент: Теория и практика. —М.: Аспект Пресс, 2002.
  28. Ильин А.И. Управление предприятием М.: Высшая школа 1997.
  29. Клейнер Г.Б. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски,  стратегия, безопасность /Г.Б. Клейнер, В.Л. Тамбовцев, P.M. Качачов. - М: Экономика, 1997.
  30. Кныш ММ. Конкурентные стратегии: Учеб. пособие. - СПб. - 2000.
  31. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент /Пер. с англ. Под ред. О.А. Третьяк, Л.А. Волковой, Ю.Н. Каптуревского. — СПб: Издательство «Питер», 1999.
  32.   Куприянов Н.С. Стратегический менеджмент в строительстве: Учеб. пособие /КС. Куприянов, О В. Михненков, Т.С. Щербакова. - М.: ИНФРА-М, 2004.
  33. Логинов Г.В., Попов Е.В. Матричные методы  стратегического планирования деятельности компании // Маркетинг в Росси и за рубежом №2, 2004.
  34. Маркетинг. Менеджмент. Анализ, планирование, внедрение, контроль. 9-е международное издание: Учебник / Котлер Ф. -   Спб., 2000.
  35. Маркетинг: Курс лекций/Басовский Л.Е.- М. ИНФРА-М 2001.
  36. Маркова В.Д. Стратегический менеджмент: Курс лекций / В.Д. Маркова, С. А. Кузнецова. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2000.
  37. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. — М.: ИНФРА — М.: Новосибирск, 1999.
  38. Международный маркетинг. Учебник для вузов/ Г.Л.Багиев, Н.К. Моисеева, С.В.Никифирова. – СПб: Питер, 2001.
  39. Международный маркетинг: Учеб. Пособие для вузов/ Г.А. Васильев, Л.А. Ибрагимов, Н.Г. Каменева и др.; Под ред. Г.А. Васильева, Л.А.Ибрагимова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
  40. Мескон М.Х.,Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента:-«Дело»,1990.
  41. Миронов М.Г. Ваша конкурентоспособность. - М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2004.
  42. Моисеева Н.К. Международный маркетинг. Учебное пособие.М.: Центр экономики и маркетинга, 1998.
  43. Панов А.И. Стратегический менеджмент / А.И. Панов, И.О. Коробейников.—М.:ЮНИТИ -ДАНА, 2004.
  44. Петров  Л.Н.  Стратегическое  планирование  развития   предприятия
  45. Планирование на предприятии. Учебник /  Ильин А.И.- Минск, 2000.
  46. Планирование, финансы, управление на предприятии. Учебник / Филатов О.К., Козловских Л.А., Цветкова Т.Н.- М. Финансы и статистика, 2005.
  47. Попов Е. В. Теория маркетинга. Екатерибург: ИПК УГТУ, 2000.
  48. Портер М. Конкуренция: Пер. с англ.: Учеб. пособие. — М.: Издат. дом «Вильяме»,2000.
  49. Р.А. Факхутдинов Разработка управленческого решения. М. - Бизнес - школа, 1997.
  50. С.Н. Тидор Психология управления: от личности к команде. Петрозаводск. - Периодика, 1997.
  51. Семенов И. Маркетинг и стратегия организации // Маркетинг. 2004. №2.
  52. Синяев В. Стратегии PR в системе антикризисного управления организации // Маркетинг №2 2003.
  53. Справочник директора предприятия. М., “ИНФРА”. 1997.
  54. Справочник менеджера. М., “ТАНДЕМ”. 1998.
  55. Стратегия и планирование. Учебник / Хассе Д.-СПб., 2001.
  56. Фатхутдинов РА. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление.—М: ИНФРА-М, 2000.
  57. Фуколова Ю. Биг-«Макфа» // Секрет фирмы, 2003. - № 18.
  58. Шах С. Инновационные стратегии в Западной и Восточной Европе // Проблемы теории и практики управления №6 2003.
  59. Э.А. Уткин. “Управление фирмой”. М., “АКАЛИС”. 1996.
  60. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учеб.-метод. пособие- М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1998

Информация о работе Теоретические основы стратегического планирования на предприятии пищевой промышленности