Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 05:48, дипломная работа
Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию стратегического планирования на ОАО КФ “Саратовская”.
В соответствии с целью дипломной работы поставлены следующие задачи исследования:
изучить теоретические основы стратегического планирования и его особенности на предприятиях пищевой промышленности;
провести комплексный анализ деятельности предприятия, оценить основные показатели его деятельности, выявить значимые тенденции развития ОАО КФ “Саратовская”;
всесторонне изучить организацию стратегического планирования деятельности на исследуемом предприятии, выявить недостатки в организации стратегического планирования;
проанализировать текущую стратегию развития предприятия;
разработать мероприятия по совершенствованию стратегического планирования на предприятии.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы стратегического планирования на предприятии пищевой промышленности 5
1.1 Роль стратегического планирования в обеспечении конкурентоспособности предприятия 5
1.1.1 Понятие и функции стратегического планирования 5
1.1.2. Предмет, объект и методология стратегического планирования 11
1.2. Стратегия предприятия как основа стратегического планирования 16
1.2.1. Сущность стратегии предприятия 16
1.2.2. Общие и функциональные стратегии предприятия 21
1.2.3 Конкурентные стратегии предприятия 26
1.2.4. Базисные типы стратегий 36
1.3. Особенности стратегического планирования на предприятиях пищевой промышленности 40
Глава 2. Анализ стратегии развития КФ “Саратовская” 46
2.1. Общая характеристика предприятия и основные показатели его деятельности 46
2.2. Анализ финансового положения предприятия 61
2.3. Оценка стратегии развития предприятия 66
Глава 3. Формирование стратегии развития КФ “Саратовская” 78
3.1. Совершенствование организации стратегического планирования на предприятии 78
3.2. Разработка стратегии развития ОАО КФ “Саратовская”. 84
3.3. Экономическое обоснование (бизнес-план) выпуска нового вида продукции 94
Заключение 109
Библиографический список 113
Коэффициент рентабельности показывает, сколько прибыли в одном рубле выручке, по данным таблицы видно, что рентабельность предприятия возрастает с каждым годом и в 2005 году на каждый рубль выручки приходится 16,29 прибыли.
Из вышесказанного следует, что КФ “Саратовская” за 2001-2005 гг. стала более финансово устойчивым предприятием, но стала более зависимым от финансирования оборотных средств за счет заемных источников, однако в свою очередь можно также говорить о том, что предприятие в состоянии рассчитаться со своими обязательствами. КФ “Саратовская” является конкурентоспособным предприятием, успешно реализующим свою деятельность.
Предметом деятельности КФ ”Саратовская” является производственно- хозяйственная, коммерческая, торговая, маркетинговая деятельность, направленная на удовлетворение общественных потребностей в продовольственной и промышленной продукции. На предприятии сформулирована миссия: наиболее полное удовлетворение потребности населения.
Предприятие без ясной
и эффективной стратегии
Функции разработки стратегии развития на данном предприятии возложены на отдел маркетинга.
Весь комплекс работ по разработке и внедрению стратегии развития компании условно разбит на следующие крупные блоки:
Анализ инвестиционной
привлекательности отрасли
Его цель состоит в получении ответов на следующие вопросы:
- какова степень влияния
основных конкурентных сил на
уровень интенсивности конкуренции в
отрасли;
- что вызывает изменение
в их структуре, и какое
факторы окажут в будущем;
- какие факторы
определяют успех или
неудачу в
конкурентной борьбе, т.е. являются ключевыми;
- привлекательна ли
анализируемая отрасль и
Ответы на перечисленные вопросы формируют основу для понимания среды, в которой действует предприятие, и создают базу для разработки стратегии его развития, соответствующей общей ситуации и современным отраслевым тенденциям.
Оценка конкурентной
позиции компании в отрасли необходима для получения
предварительной всесторонней оценки
стратегического положения предприятия,
а также для разработки перечня долгосрочных
действий. В этих целях применяется подход,
который обычно называют SWOT (Strengths-Weaknesses-
SWOT- проводится в несколько этапов. В частности, изучается внешняя среда предприятия, и выделяются те ее факторы которые открывают перед ним возможности развития, и те, которые создают угрозы. Анализируется внутренняя среда предприятия, что позволяет идентифицировать его сильные и слабые стороны. Эти два этапа вследствие своей относительной независимости выполняются в произвольном порядке. Их результаты представляются в виде сводной таблицы.
На третьем (завершающем) этапе сопоставляются полученные данные, что позволяет определить способность компании воспользоваться имеющимися рыночными возможностями и минимизировать негативное воздействие внешних угроз.
Были проведены маркетинговые исследования, в ходе которых проанализированы:
Значимость этого отдела на предприятии заключается в том, что предприятие, функционируя на рынке, причем на рынке с достаточно высоким уровнем конкуренции, обязано учитывать: во-первых, мнение и желание потребителей, во-вторых, позицию и деятельность конкурентов.
Благодаря данному отделу, предприятие сможет всегда находиться в курсе всех изменений конъюнктуры рынка, адекватно реагировать на эти изменения и соответствовать быстроменяющимся требованиям рынка. Для любого предприятия главной ценностью является наиболее полное удовлетворение потребительских потребностей. Для устойчивого положения на рынке отдел маркетинга своей генеральной целью ставит как раз удовлетворение потребителя.
Отдел маркетинга видит своей главной задачей в ближайшее время создание эффективных маркетинговых коммуникаций но, в сметах на нужды отдела выделяются суммы, недостаточные для эффективной работы. В условиях нехватки финансовых ресурсов, отдел не может в полной мере выполнять свои функции. На следующий год обещано увеличение финансирования отдела.
Без постоянного изучения потребностей потребителей, деятельности конкурентов и ситуации на рынке невозможно удерживать рыночные позиции и тем более развиваться. Кроме изучения, необходим объективный анализ и формирование адекватных управленческих решений. Отдел маркетинга как раз выполняет такие функции.
Маркетинговая и коммуникационная стратегия бренда Confashion.
Маркетинговые задачи в 2005-2006 гг.
- Продвинуться от регионального производителя традиционного ассортимента – к национальному премиум-бренду.
- Увеличение объема и перемещение его в сторону высокодоходной продукции
- Географически маркетинговую активность можно подразделить на три масштаба:
1. Домашний – Саратов и Саратовская область
Противостояние конкурентам из других регионов, повышение доли премиум продукции. На домашнем рынке необходимо занять лидирующие позиции среди конкурентов из других городов.
2. Центральный – Москва, С.Петербург
Завоевание самого высоко доходного рынка. В «столичном» регионе представляется возможным занять не более 2-3% рынка, поскольку конкуренция очень высока.
3. Общероссийский
– остальные города, где представлена
продукция фабрики, достижение
объемов по премиум- продукции.
В регионах возможно занять 5-10% рынка, кроме городов- метрополий других брендов (Самара-«Россия»).
Коммуникационные задачи на 2005-2006 гг.
- Создать знание бренда : Confashion – шоколадные конфеты.
- Построить имидж бренда,
как премиального
- Стимулировать первую пробу и последующую покупку шоколадных конфет Confashion.
Инструмент решения задачи.
Ключевым инструментом для выхода на «центральный» и «национальный» рынок является брэнд Confashion (уникальные вкусы, премиальная упаковка, убедительная, запоминающаяся, выделяющаяся реклама).
Ценовое позиционирование.
Представляется наиболее эффективным позиционировать бренд в суб-премиальном сегменте:
- исследования показали,
что цена «Коркунова» отсекает
значительное количество
- с другой стороны, как с точки зрения имиджа, так и с точки зрения экономики необходимо сделать достаточно дорогой продукт- отличающийся ценой от безликих ассорти.
Следует также учитывать два фактора :
- предполагаемое
-деньги которые потребители готовы потратить на то, чтобы «побаловать себя» как правило меньше, чем типичные расходы на «праздничные конфеты»
Дизайн упаковки.
Конкуренты 1 группы:
-Многочисленные и
почти безымянные ассорти(«
-Традиционные, яркие, но достаточно безвкусные и безликие(«С любовью к Вам» Красный Октябрь, «Для Вас» РотФронт).
Конкуренты 2 группы:
-Несколько брендов
задают для целевой аудитории C
Конкуренты 3 группы:
Бренд «Лафрель» пытается ввести новый стиль оформления коробок: современный по компоновке, европейского стиля дизайн с некоторыми ностальгическо- романтическими мотивами в фотографии.
Делая выводы из анализа
конкурентов можно сказать, что
для привлечения массового
Предполагается, что после первого этапа развития бренд Confashion наберет определенный уровень знания среди потребителей и станет заметным нишевым игроком. Через коммуникацию он будет ассоциироваться с высококачественными и разнообразными шоколадными конфетами, которые вносят приятные моменты в серую повседневность.
С развитием рынка и ростом доходов «среднему потребителю» будет доступно все больше разнообразных вкусов. Традиционные безликие «ассорти» уходят в прошлое, на смену им приходят «конфеты с концепцией»
Конфеты - хороший способ «подсластить» жизнь на встрече с подругами для женщин, которые желают оторваться от быта и семейных проблем.
После второго этапа знание бренда и потребление становятся значительными. Confashion становится важным премиальным брендом, и потребитель готов пробовать новые продукты марки. Этот ресурс можно использовать для продвижения другой премиальной продукции, однако она неизменно должна соответствовать концепции марки: «другая жизнь» женщины. На этот момент потребитель уже достаточно хорошо знаком с брендом и знает его преимущества. При выводе на рынок новых продуктов под той же маркой, знающие «большой» бренд люди перенесут свое внимание и на новые продукты. Однако они должны стоять на одном качественном уровне, чтобы не размыть большой бренд.
Компания участвует ежегодно в различных выставках: международная выставка (ЗАО «Экспоцентр» на Красной Пресне, г. Москва). Основные задачи маркетологов при проведении выставки - наработка клиентов, рекламирование продукции и изучение конкурентов. Вместе с тем, компания планирует провести акцию «Семинар дилеров», когда наиболее крупные и стабильные посредники съедутся на фабрику. Целью мероприятия является представить новинки, ознакомить с предприятием, наградить посредников по номинациям; «Лучшие партнеры за объемы продаж», «Лучшие партнеры за продвижение» и др.
К тому же у фабрики есть свой сайт в Интернете: на котором содержится вся необходимая информация для потенциальных покупателей.
Расходы на проведение рекламных мероприятий строго контролируются непосредственно генеральным директором, которому маркетологи ежемесячно предоставляют на рассмотрение и утверждение медиа-план. Планируемые затраты на рекламу представлены в приложении 1.
На мой взгляд, на данный
момент на предприятии используются
практически все рекламные
В таблице 2.14 представлена оценка стратегии развития
предприятия.