Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 05:48, дипломная работа
Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию стратегического планирования на ОАО КФ “Саратовская”.
В соответствии с целью дипломной работы поставлены следующие задачи исследования:
изучить теоретические основы стратегического планирования и его особенности на предприятиях пищевой промышленности;
провести комплексный анализ деятельности предприятия, оценить основные показатели его деятельности, выявить значимые тенденции развития ОАО КФ “Саратовская”;
всесторонне изучить организацию стратегического планирования деятельности на исследуемом предприятии, выявить недостатки в организации стратегического планирования;
проанализировать текущую стратегию развития предприятия;
разработать мероприятия по совершенствованию стратегического планирования на предприятии.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы стратегического планирования на предприятии пищевой промышленности 5
1.1 Роль стратегического планирования в обеспечении конкурентоспособности предприятия 5
1.1.1 Понятие и функции стратегического планирования 5
1.1.2. Предмет, объект и методология стратегического планирования 11
1.2. Стратегия предприятия как основа стратегического планирования 16
1.2.1. Сущность стратегии предприятия 16
1.2.2. Общие и функциональные стратегии предприятия 21
1.2.3 Конкурентные стратегии предприятия 26
1.2.4. Базисные типы стратегий 36
1.3. Особенности стратегического планирования на предприятиях пищевой промышленности 40
Глава 2. Анализ стратегии развития КФ “Саратовская” 46
2.1. Общая характеристика предприятия и основные показатели его деятельности 46
2.2. Анализ финансового положения предприятия 61
2.3. Оценка стратегии развития предприятия 66
Глава 3. Формирование стратегии развития КФ “Саратовская” 78
3.1. Совершенствование организации стратегического планирования на предприятии 78
3.2. Разработка стратегии развития ОАО КФ “Саратовская”. 84
3.3. Экономическое обоснование (бизнес-план) выпуска нового вида продукции 94
Заключение 109
Библиографический список 113
Стратегическое планирование
как обособившийся вид
В качестве средства повышения эффективности стратегического планирования может быть признана координация планов в форме общефирменного согласования. Важный аспект обоснования эффективности такого согласования заключается в инновационном характере самого стратегического планирования. Это выражается, в частности, в том, что оно не только исходит из сложившихся условий работы предприятия, но и влияет на них и даже создает новые предпосылки успешной деятельности. Поэтому наиболее предпочтительна горизонтальная координация планов, так как любая форма вертикальной координации по иерархическим уровням может снизить инновационный эффект планирования.
Нами разработана примерная схема распределения функций отделов и служб предприятия в процессе разработки и реализации стратегического плана (таблица 3.2).
Таблица 3.2.
Распределение функций подразделений предприятия в процессе разработки и реализации стратегического плана
Наименование подразделения |
Элементы стратегического |
Руководство предприятия (генеральный директор, его заместители) |
|
Производственный отдел (директор по производству) |
|
Финансовый отдел (финансовый управляющий) |
|
Отдел маркетинга |
|
Служба по управлению персоналом |
|
Отдел продаж (директор по продажам) |
|
Продолжение Таблицы 3.2
Отдел развития |
|
Отдел снабжения |
|
Таким образом, при условии реализации вышеперечисленных рекомендаций по совершенствованию организации стратегического планирования, КФ «Саратовская», по нашему мнению, станет более конкурентоспособным предприятием, быстро и адекватно реагирующим на изменения в окружающей рыночной среде.
Миссия
У предприятия существует сформулированная миссия – наиболее полное удовлетворение потребности населения. Мы считаем, что данная формулировка миссии не достаточно точно отражает смысл существования предприятия, не является привлекательной. Миссия обязательно должна отражать интерес трех групп: собственники, сотрудники, покупатели. Содержание миссии определяется исходя из следующих требований:
- должна быть
выражена в простых
- в основе миссии должны лежать интересы в первую очередь потребителей;
- должна вырабатываться с учетом следующих факторов: располагаемых ресурсов, истории фирмы, отличительных особенностей фирмы, существующего стиля поведения собственников и менеджеров.
Мы предлагаем следующую формулировку миссии - наиболее полное удовлетворение потребностей людей в высококачественных кондитерских изделиях в широком ассортименте, лучше, качественнее, быстрее и эффективнее наших конкурентов, за счёт высококвалифицированного персонала, прогрессивного оборудования и современных технологий.
Методы стратегического планирования
Очевидно, что для использования специфического инструментария при разработке стратегии, прежде всего, необходимо решить проблему информационного обеспечения и выбора методов обработки информации. Не случайно на долю данных из прейскурантов и анализа ценовой политики конкурентов приходится 56% сведений, полученных путем промышленного шпионажа, на долю сведений о создании новых изделий – 33%, информации о методах производства – 6%, результатов фундаментальных исследований и изучения стратегии компаний - 5%.
При определении стратегических
целей, а также выборе вида и типа
стратегии применяются
Таблица 3.3.
Методы и технологии стратегического планирования
Вид работ (операций, действий) |
Методы, подходы, технологии |
Ситуационный анализ • экономика и политика |
• обзоры, информационные обобщения,
проекты, отчеты, библиографические
справки, статистические рефераты |
Продолжение таблицы 3.3.
Непосредственное окружение • заказчики |
• анализ рыночной позиции, отношения
к торговой марке и престижа фирмы |
Собственно предприятие: • результаты реализации целей прошлой
стратегии |
• сравнительный анализ "цели - план -
факт - оптимизация - отклонения" |
Конфронтационный анализ |
• анализ SWOT |
Детальный анализ параметров • анализ позиций стратегических
единиц в области рыночных цен |
• анализ портфеля заказов (по методике
Boston Consulting Group, Mc Kinsey, сочетание анализа
портфеля и поступления денежных
средств) |
Синтез: определение актуальных проблемных областей, узких мест, ограничений, шансов, опасностей, рисков |
• причинный анализ |
Прогнозы и предсказания • динамика окружения предприятия |
• сценарий развития |
• операционные исследования, имитационные
модели | |
Планирование целей • миссия фирмы, ее идентификация, путь развития |
|
Продолжение Таблицы 3.3
• выбор целевого рынка (сегментов
и локальных рынков) |
• модели принятия решений, методы оценки
вариантов |
План стратегических операций • выделение стратегических предпринимательских
подразделений |
• портфель заказов (план) |
Следовательно, компании работают с информацией, взятой, прежде всего из анализов, прогнозов и изучения тенденций. Основу информационного обеспечения составляет глубокое многоуровневое исследование отечественного и иностранного рынков по широкому спектру показателей и величин, влияющих на управление и результаты работы компании. Важную роль при этом играет так называемый анализ параметров маркетинговой совокупности, который посредством информации о цене, продукции, месте ее производства и способе продвижения на рынок в значительной степени воздействует на решения, принимаемые при формировании стратегии предприятия.
Нами были применены
наиболее эффективные и популярные
инструменты стратегического
SWOT- анализ, этот анализ позволяет установить связь между сильными и слабыми сторонами присущими предприятию, и возможностями и угрозами внешней среды.
На рисунке 3.1 представлена матрица – SWOT, которая отражает реальное положение КФ “Саратовская”.
SWOT-анализ деятельности КФ “Саратовская”
Внешняя
среда
Внутренняя
среда |
Возможности
|
Угрозы
|
Сильные
|
СИВ |
СИУ |
Слабые
|
СЛВ |
СЛУ |
Рис.3.1. SWOT-анализ деятельности КФ “Саратовская”.
Проведем анализ матрицы SWOT, рассмотрим сильные стороны предприятия: широкий ассортимент позволяет использовать внешние возможности предприятия по обслуживанию дополнительных групп потребителей; прогрессивное оборудование позволяет производить больше продукции и следовательно использовать внешние возможности по удовлетворению растущего спроса. Предприятие может выполнять свои договорные обязательства в точные сроки только при сравнительно стабильных условиях внешней среды.
Перед предприятием также
стоят угрозы внешней среды, компенсировать
которые можно с помощью
Рассмотрим
слабые стороны предприятия,
У предприятия есть слабые стороны и со стороны внешней среды существуют угрозы, и то и другое, предприятию необходимо попытаться устранить. С другой стороны слабые стороны предприятия дают ему стимул и возможность к дальнейшему развитию, путем устранения этих слабых сторон.
Другим методом, позволяющим получить информацию для разработки стратегии предприятия, является портфельный анализ.
Для проведения портфельного анализа предприятие описывается как портфель, состоящий из определенных бизнес-единиц и товарных линий, т.е. как их совокупность (по аналогии с портфелем ценных бумаг). При этом «портфель» должен быть пропорциональным, т.е. представлять собой такое сочетание стратегических бизнес-единиц, зарабатывающих и тратящих финансовые средства, при котором постоянно обеспечивается хорошая ликвидность предприятия.
Бизнес-единица (strategic business unit, strategische Geschaeftseinheit) – обычно сочетание продукт-рынок, которое в рамках планирования деятельности предприятия и маркетингового планирования рассматривается отдельно. Бизнес-единицы должны давать возможность охватить все решения, шансы и риски, связанные с определенным «бизнесом» это могут быть и целые направления деятельности. В идеальном случае каждая бизнес-единица имеет собственную рыночную цель, является самостоятельной и вносит свой вклад в общий потенциал предприятия.