Роль информационного ресурса в финансовом менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 12:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является определение роли информационного ресурса в финансовом менеджменте, рассмотрение особенностей его формирования и использования.

Оглавление

1 Место информационного ресурса в финансовом менеджменте
1.1 Экономическая сущность информации 6
1.2 Информационный ресурс как экономическая категория 8
1.3 Система показателей информационного обеспечения
финансового менеджмента 13
2 Проблемы применения информационных технологий
в финансовом менеджменте и пути их решения
2.1 Применение корпоративных информационных систем
и проблемы их использования 22
2.2 Обзор программных продуктов используемых
для финансового анализа 24
2.3 Основные альтернативы решения проблем
использования информационных систем 27
Заключение 30
Библиографический список 32
Приложение

Файлы: 1 файл

роли информационного ресурса в финансовом менеджменте.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

В последующих разделах содержатся данные об уплаченных предприятием налогах и использованных налоговых льготах, что позволяет учесть эту информацию при разработке налоговой политики предприятия в процессе управления формированием финансовых ресурсов.

В третьем блоке содержатся показатели, отражаемые в "Отчете о финансово-имущественном состоянии предприятия". Этот отчет, хотя и содержит обширный круг показателей, используемых в управлении финансовой деятельностью, но разрабатывается только один раз в год, что не позволяет применять эту информацию в процессе оперативного управления. В этом отчете содержатся показатели движения разнообразных финансовых фондов предприятия; использования средств бюджета и внебюджетных фондов; направления средств в целее вые фонды и на потребление, наличия и движения нематериальных активов, финансовых вложений и других.

6 Показатели, характеризующие финансовые результаты деятельности отдельных структурных подразделений предприятия. Система этой группы показателей используется для текущего и оперативного управления практически всеми аспектами финансовой деятельности предприятия, а в наибольшей степени – в процессе финансового обеспечения операционной его деятельности.

Формирование системы показателей этой группы основывается на данных организуемого на предприятии управленческого учета.

Этот вид учёта получает развитие в  связи с   переходом      предприятий

нашей    страны    к    общепринятой   в   международной   практике   системе

бухгалтерского учета, который позволяет существенно дополнить учет финансовый. Он представляет собой систему учета всех необходимых показателей, формирующих информационную базу оперативных управленческих решений (в основном, в области управления формированием и использованием прибыли) и планирования деятельности предприятия в предстоящем периоде.

В сравнении с финансовым управленческий учет обладает следующими основными преимуществами:

- он отражает не только стоимостные, но и натуральные значения показателей (а следовательно и тенденции изменения цен на сырье, готовую продукцию и т.п.);

- периодичность представления результатов управленческого учета полностью соответствует потребности в информации для принятия оперативных управленческих решений (при необходимости информация может представляться даже ежедневно);

- этот учет может быть структурирован в любом разрезе - по центрам ответственности, видам финансовой деятельности и т.п. (при одновременном агрегировании показателей в целом по предприятию);

- он может отражать отдельные активы с учетом темпов инфляции, стоимости денег во времени и т.п. [11, c. 78]

Результаты этого учета являются коммерческой тайной предприятия и не должны предоставляться внешним пользователям.

Таким образом в процессе построения системы информационного обеспечения управления финансовой деятельностью управленческий учет призван формировать группы показателей, отражающих объемы деятельности, сумму и состав затрат, сумму и состав получаемых доходов и других.


2 ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИНАНСОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

2.1 Применение корпоративных информационных систем и проблемы их использования

В рамках автоматизированного рабочего места аналитика весь информационный фонд предприятия функционирует в форме базы данных, базы знаний и программных средств. Базы данных представляют собой фактографические данные о хозяйственной деятельности. Интеллектуальной оболочкой их полезного прочтения являются базы знаний — методы и методика анализа. Программные средства образуют инструмент автоматизированного исполнения аналитических задач для информационного обслуживания хозяйственной деятельности. При этом пользователь имеет возможность легко переходить от одного раздела методики к другому и от одной задачи анализа к другой задаче внутри раздела. Этот информационный комплекс иначе называется корпоративной информационной системой – КИС. Эксплуатация комплекса предусматривает достижение следующих целей:

- снижение трудоемкости и стоимости аналитического процесса;

- сокращение сроков обработки аналитических данных,

- повышение их качества и достоверности;

- создание условий для перехода к безбумажной технологии обработки аналитических данных;

- обеспечение директивных сроков представления установленных результатов анализа;

- повышение гибкости и управление аналитическим процессом;

- совершенствование организации труда аналитических работников. [10, c. 410]

В настоящее время большая часть корпоративных информационных систем на Западе строится на основе ERP – систем (Enterprise Resource Planning или планирование ресурсов предприятия). В данные системы входит и модуль управления финансами.

Помимо приведенных выше действий ERP – система позволяет осуществлять электронный обмен данными с другими системами, моделировать некоторые ситуации, связанные с прогнозированием и планированием.

Существует несколько причин того, что руководители компаний приходят к выводу о необходимости внедрения ERP систем.

Первый блок причин, который можно выделить, условно можно назвать «внешнеполитическими». К ним, в первую очередь, относится желание менеджеров компании увеличивать ее капитализацию всеми доступными им средствами. Одно из этих средств - внедрение современной информационной системы, которая, по мнению бизнес-партнеров, может означать прозрачность информационных потоков компании, легкость аудита, а также финансовую устойчивость компании.

Второй блок причин условно назовем «хозяйственным». Это, прежде всего, необходимость получения полной информационной поддержки управленческих решений на всех стадиях процесса управления: прогнозирование, планирование, учет и контроль результатов деятельности.

Однако их применение не всегда является единственно возможным вариантом в связи с рядом проблем, возникающим в процессе их использования.

Прежде всего, нужно остановиться на ограничениях возможностей корпоративных информационных систем.

1. Информационная система обеспечивает поддержку только формализованных процессов. То есть таких, которые описаны, и на практике выполняются в соответствии с утвержденными инструкциями. Однако фактически, даже в организации с хорошо отлаженным управлением, к тому же действующей в стабильных условиях, формализации поддаются не более 80% бизнес-процессов. Остальные 20% настолько изменчивы, что зафиксировать их практически невозможно .

2. Довольно редко компании строят свою деятельность на однородном бизнесе. Чаще всего их бизнес в той или иной степени диверсифицирован. Автоматизация управления такими «конгломератами» весьма затруднительна, когда ставится задача «свести» в рамках одной системы различные бизнес-процессы, принципы учета и планирования. Для многопрофильных холдингов нереально ставить задачу построения единой интегрированной системы, поскольку корпорации развиваются динамично; одни бизнесы покупаются, другие продаются, а по своей сути, процесс внедрения КИС является достаточно затратным, поскольку эти системы дорогостоящие, да и сам процесс внедрения занимает много времени. Из-за постоянного изменения структуры организации проект создания интегрированной системы для холдинга, однажды начавшись, может никогда не завершиться.

 

2.2 Обзор программных продуктов используемых для финансового анализа

Рынок программных продуктов для проведения финансового анализа представляет широкий выбор всевозможных программ с разным спектром возможностей. Есть универсальные информационные системы, охватывающие все стадии процесса управления предприятием, в которые входит модуль проведения финансового анализа. Это, например, такие программные комплексы на базе ERP-систем как Microsoft Axapta фирмы Microsoft, BS Integrator фирмы «Бизнес-Сервис» г. Киев, КИС «Галактика» корпорации «Галактика» г. Санкт-Петербург. Данные программные комплексы предназначены для автоматизации всего спектра финансово-хозяйственной деятельности средних и крупных предприятий.

Также в большом количестве представлены специализированные программные продукты для выполнения финансового и инвестиционного анализа.

Остановимся на кратком обзоре некоторых специализированных программных продуктов, направленных на выполнение различных видов анализа. Преимущества таких продуктов в простоте использования, минимальных затратах на внедрение и обучение, а также в их небольшой стоимости, что делает их доступными для предприятий мелкого бизнеса и индивидуальных предпринимателей.

1. Конфигурация "Финансовое планирование" системы "1С:Предприятие 8.0", разработчик фирма «1С», г. Москва при участии консультационно-внедренческой фирмы "Инталев", г. Санкт-Петербург.

Конфигурация "Финансовое планирование" системы "1С:Предприятие 8.0 представляет собой типовое решение для планирования и анализа финансовых потоков и структуры средств предприятия, предназначенное для широкого круга пользователей – как профессиональных финансистов, так и управленцев-практиков, не имеющих специального экономического образования.

Финансовое планирование – это единое приложение для:

- стратегического и оперативного планирования (бюджетирования);

- сбора данных о фактическом выполнении плана;

- план – фактного анализа исполнения бюджета;

- моделирования, анализа и прогнозирования финансового состояния организации.

2. Система бюджетирования «БЮДЖЕТ», разработчик ООО «Константа», г. Санкт-Петербург.

Программа «Бюджет» предназначена для планирования и анализа деятельности предприятия и его структурных подразделений на основе плановых и фактических показателей и оптимального планирования ресурсов предприятия для достижения поставленных целей.

«Бюджет» позволяет спрогнозировать состояние предприятия на установленный пользователем период, провести сравнительный анализ запланированных и фактически полученных результатов, выяснив при этом причину отклонений, для дальнейшей коррекции деятельности предприятия.

Бюджетирование необходимо для получения ясных целей предприятия, представления о потребности в текущих ресурсах и величине будущих. Программа позволит решить эти вопросы, используя анализ отклонений, наладить работу планово-экономических служб и предприятия в целом.

3. «Инвестиционный анализ», разработчик ООО «Константа», г. Санкт-Петербург.

Программа "Инвестиционный анализ" предназначена для оценки эффективности инвестиционных проектов. Программа позволяет рассчитать эффект от:

- Введения в действие нового производства;

- Замены устаревшего оборудования на новое, с целью увеличения объема продаж и качества выпускаемой продукции;

- Увеличения выпуска продукции и (или) расширения рынка предлагаемых услуг;

- Любого другого вложения денежных средств.

Программа позволяет не только рассчитать эффект от введения тех, либо иных инноваций, расширения производства, но и в процессе расчета (а также по его окончанию) получать статистическую информацию по объему продаж, основным средствам и внеоборотным активам, персоналу, затратам, финансовым вложениям.

4. «PROJECT EXPERT» , разработчик компания «Эксперт Системс», г.Москва, - программа для подготовки бизнес-плана и анализа инвестиционного проекта.

Project Expert дает возможность проанализировать несколько вариантов достижения целей развития предприятия и выбрать оптимальный. При этом можно оценить запас прочности бизнеса как производную риска изменения важнейших факторов, влияющих на реализацию проекта. Программа также позволяет оценить, как исполнение бизнес-плана повлияет на эффективность деятельности предприятия, рассчитать срок окупаемости проекта, спрогнозировать общие показатели эффективности для группы инвестиционных проектов, финансируемых из общего бюджета.

Project Expert позволяет создать безупречный бизнес-план предприятия, соответствующий международным стандартам (МСФО), подготовить предложения для региональной инвестиционной программы и/или стратегического инвестора, определив для каждого из участников общий экономический эффект от реализации инвестиционного проекта и эффективность инвестиций в него.

С Project Expert можно разработать схему финансирования инвестиционного проекта предприятия с учетом будущих потребностей в денежных средствах на основе прогноза движения денежных средств на всем периоде планирования, выбрать источники и условия привлечения средств для реализации бизнес-плана, оценить возможные сроки и графики возврата кредита. Также можно спроектировать структуру капитала предприятия и оценить стоимость бизнеса.

 

2.3 Основные альтернативы решения проблем использования информационных систем

Для того, чтобы внедрение информационной системы не стало просто следованием моде, а принесло реальную пользу, необходимо, исходя из общей стратегии предприятия, выработать его стратегию в области информационных технологий. На основе стратегии необходимо определить цели внедрения информационной системы и перечень решаемых задач.

Принципиально возможны три основных варианта построения управленческих систем планирования, учета и контроля на основе этих программных продуктов:

Информация о работе Роль информационного ресурса в финансовом менеджменте