Роль информационного ресурса в финансовом менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 12:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является определение роли информационного ресурса в финансовом менеджменте, рассмотрение особенностей его формирования и использования.

Оглавление

1 Место информационного ресурса в финансовом менеджменте
1.1 Экономическая сущность информации 6
1.2 Информационный ресурс как экономическая категория 8
1.3 Система показателей информационного обеспечения
финансового менеджмента 13
2 Проблемы применения информационных технологий
в финансовом менеджменте и пути их решения
2.1 Применение корпоративных информационных систем
и проблемы их использования 22
2.2 Обзор программных продуктов используемых
для финансового анализа 24
2.3 Основные альтернативы решения проблем
использования информационных систем 27
Заключение 30
Библиографический список 32
Приложение

Файлы: 1 файл

роли информационного ресурса в финансовом менеджменте.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

 

Информация легко тиражируема, она не уничтожается, а, напротив, самовозрастает в процессе потребления. Но в то же время, она является редким ресурсом благодаря уникальности процесса ее производства и использования, главным субъектом которого выступает человек. В настоящее время одними из наиболее актуальных проблем являются проблема сильного информационного давления на людей, усиливающегося с ускорением процесса накопления информации, и распространение методов деструктивного информационного воздействия, ведущего к негативным последствиям. Накопленные объемы информации и знаний не успевают перерабатываться, создаются большие массивы ненужной и дублирующей информации. Но наряду с этим существует потребность в знаниях, которые смогут помочь преодолеть многочисленные нерешенные в настоящее время проблемы, например, в области экологии, медицины и других областях.

Информация как экономический ресурс используется в различных направлениях. Среди основных направлений следует выделить следующие:

- коммерциализация информации в товарах, услугах, технологиях (создание наукоемкой продукции, интеллектуальных товаров, информационных услуг, разработка новых технологий производства и управления и т. д.);

7  - воздействие на субъективные восприятия и ожидания экономических субъектов. В качестве примеров можно привести создание информационного образа продукта, компании (репутация), формирование потребностей или влияние на них. [5, c. 245]

8  Информация и знания содержат в себе принципы повышения производительности, оптимального использования прочих ресурсов. Они становятся все более значимыми ресурсами в современной экономике, именно они представляют собой важность интеллектуальных усилий. Компьютерная техника является специфическими машинами нового этапа экономического развития – информационного, предопределяя возможности и эффективность использования информации. В то же время "скорость, с которой развивается технология в обществе, определяется относительным уровнем его способности усваивать и обрабатывать информацию".[13, c. 91]

Таким образом, определение информации как ресурса было сделано с точки зрения исследования участия информации в экономической деятельности и ее влияния на экономические процессы и явления. Как экономическая категория информация обладает рядом особенностей, отличающих ее от традиционных факторов производства. Исследование информации как экономического ресурса, выявление ее роли и возможностей использования в экономике являются одними из наиболее актуальных, сложных проблем, стоящих перед экономической теорией.

 

 

 

1.3 Система показателей информационного обеспечения финансового менеджмента

Система показателей  информационного    обеспечения     финансового

менеджмента, формируемых из внешних источников, делится на четыре основные группы.

1. Показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны. Система информативных показателей этой группы служит основой проведения анализа и прогнозирования условий внешней финансовой среды функционирования предприятия при принятии стратегических решений в области финансовой деятельности (стратегии развития его активов и капитала, осуществления инвестиционной деятельности, формирования системы перспективных целевых показателей финансового менеджмента). Формирование системы показателей этой группы основывается на публикуемых данных государственной статистики.

Показатели, входящие в состав первой группы, подразделяются на два блока.

В первом блоке - "Показатели макроэкономического развития"- содержатся следующие основные информативные показатели, используемые в процессе управления финансами предприятия:

а) темп роста внутреннего валового продукта и национального

дохода;

б) объем эмиссии денег в рассматриваемом периоде;

в) денежные доходы населения;

г) вклады населения в банках;

д) индекс инфляции;

е) учетная ставка центрального банка.

Во втором блоке - "Показатели отраслевого развития" - содержатся следующие основные информативные показатели по отрасли, к которой принадлежит предприятие:

а) объем произведенной (реализованной) продукции, его динамика;

б) общая стоимость активов предприятий, в том числе оборотных;

в) сумма собственного капитала предприятий;

г) сумма балансовой прибыли предприятий, в том числе по основной (операционной) деятельности;

д) ставка налогообложения прибыли по основной деятельности;

е) ставки налога на добавленную стоимость и акцизного сбора на продукцию, выпускаемую предприятиями отрасли;

ж) индекс цен на продукцию отрасли в рассматриваемом периоде. [7, c. 205]

2. Показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка. Система нормативных показателей этой группы служит для  принятия управленческих решений в области формирования портфеля долгосрочных финансовых инвестиций, осуществления краткосрочных финансовых вложений и некоторых других аспектов финансового менеджмента. Формирование системы показателей этой группы основывается на публикациях периодических коммерческих изданий, фондовой и валютной биржи, а также на соответствующих электронных источниках информации.

Показатели, входящие в состав второй группы, подразделяются на два блока.

В первом блоке - "Показатели, характеризующие конъюнктуру рынка фондовых инструментов " - содержатся следующие основные информативные данные:

а) виды основных фондовых инструментов (акций, облигаций, деривативов и т.п.), обращающихся на биржевом и внебиржевом фондовом рынке;

б) котируемые цены предложения и спроса основных видов фондовых инструментов;

в) объемы и цены сделок по основным видам фондовых инструментов;

г) сводный индекс динамики цен на фондовом рынке.

Во втором блоке - "Показатели, характеризующие конъюнктуру рынка денежных инструментов" - содержатся следующие основные информативные данные:

а) кредитная ставка отдельных коммерческих банков, дифференцированная по срокам предоставления финансового кредита;

б) депозитная ставка отдельных коммерческих банков, дифференцированная по вкладам до востребования и срочным вкладам;

в) официальный курс отдельных валют, которыми оперирует предприятие в процессе внешнеэкономической деятельности;

г) курс покупки — продажи аналогичных видов валют, установленный коммерческими банками. [7, c. 207]

3. Показатели, характеризующие деятельность контрагентов и конкурентов. Система информативных показателей этой группы используется в основном для принятия оперативных управленческих решений по отдельным аспектам формирования и использования финансовых ресурсов. Эти показатели формируются обычно в разрезе следующих блоков:

- Банки;

- Страховые компании;

- Поставщики продукции;

- Покупатели продукции;

- Конкуренты. [7, c. 208]

Источником формирования показателей этой группы служат публикации отчетных материалов в прессе (по отдельным видам хозяйствующих субъектов такие публикации являются обязательными), соответствующие рейтинги с основными результативными показателями деятельности (по банкам, страховым компаниям), а также платные бизнес-справки, предоставляемые отдельными информационными компаниями (получение такой информации должно осуществляться только легальными способами) Состав информативных показателей каждого блока определяется конкретными целями управления финансами, объемом операционной, инвестиционной и финансовой деятельности, длительностью партнерских отношений и другими условиями.

4. Нормативно-регулирующие показатели. Система этих показателей учитывается в процессе подготовки финансовых решений, связанных с особенностями государственного регулирования финансовой деятельности предприятий. Эти показатели формируются, как правило, в разрезе двух блоков:

- Нормативно-регулирующие показатели по различным аспектам финансовой деятельности предприятия;

- Нормативно-регулирующие          показатели           по            вопросам

функционирования отдельных сегментов финансового рынка.

Источником формирования показателей этой группы являются нормативно-правовые акты, принимаемые различными органами государственного управления.

Система показателей информационного обеспечения финансового менеджмента, формируемых из внутренних источников, делится на три группы

5 Показатели, характеризующие финансовое состояние и результаты финансовой деятельности по предприятию в целом.

Система информативных показателей этой группы широко используется как внешними, так и внутренними пользователями. Она применяется в процессе финансового анализа, планирования, разработки финансовой стратегии и политики по основным аспектам финансовой деятельности, дает наиболее агрегированное представление о результатах финансовой деятельности предприятия. Формирование системы показателей этой группы основывается на данных финансового учета предприятия. . [7, c. 210]

Преимуществом показателей этой группы является их унифицированность, так как они базируются на общепринятых стандартизированных принципах учета (что позволяет использовать типовые технологии и алгоритмы финансовых расчетов по отдельным аспектам формирования и распределения финансовых ресурсов, а также сравнивать эти показатели с другими аналогичными предприятиями); четкая регулярность формирования (в установленные нормативные сроки); высокая степень надежности (отчетность, формируемая на базе финансового Учета, предоставляется внешним пользователям и подлежит внешнему аудиту).

В то же время, информационная база, формируемая на основе финансового учета, имеет и определенные недостатки, основными из которых являются: отражение информативных показателей лишь по предприятию в Целом (что не позволяет использовать ее при принятии Управленческих решений по отдельным сферам финансовой деятельности, центрам ответственности и т.п.); низкая периодичность разработки (как правило, один раз в квартал, а отдельные формы отчетности — только один раз в год); использование только стоимостных показателей (что затрудняет анализ влияния изменения цен на формирование финансовых ресурсов). [4, c. 156]

Показатели, входящие в состав этой группы, подразделяются на три основных блока.

В первом блоке содержатся показатели, отражаемые в «Балансе предприятия». Этот баланс содержит два основных раздела - "Актив" и "Пассив".

В основе актива баланса отражаются показатели следующих трех разделов:

1) основные средства и другие внеоборотные активы;

2) запасы и затраты;

3) денежные средства, расчеты и другие активы.

Второй и третий разделы актива баланса позволяют получить представление об общей сумме оборотных активов, используемых предприятием.

В составе актива баланса отражается также показатель суммы убытков, как прошлых лет, так и отчетного периода, который играет важную роль в управлении финансовой деятельностью предприятия.

В составе пассива баланса отражаются показатели следующих трех разделов:

1) источники собственных и приравненных к ним средств;

2) долгосрочные пассивы;

3) расчеты и другие пассивы. [4, c. 157]

Второй и третий разделы пассива баланса позволяют получить представление об общей сумме заемного капитала, используемого предприятием. В составе пассива баланса отражаются также показатели суммы прибыли, полученной в отчетном периоде (с ее разделением на нераспределенную и использованную) и суммы нераспределенной прибыли прошлых лет.

Между рассмотренными разделами существуют следующие формы балансовой связи:

                                   ВА + ОА = К;

                               СК + ЗК = А,

где ВА - сумма внеоборотных активов;

      ОА - сумма оборотных активов;

      К - сумма используемого совокупного капитала;

    СК - сумма используемого собственного капитала;

    ЗК - сумма используемого заемного капитала;

    А - сумма совокупных активов.

Во втором блоке содержатся показатели, отражаемые в «Отчете о финансовых результатах и их использовании» Этот отчет включает показатели по следующим основным разделам:

1) финансовые результаты;

2) использование прибыли;

3) платежи и бюджет;

4) затраты и расходы, учитываемые при исчислении льгот по налогу на прибыль и другие. Уже из названий разделов этого отчета можно судить о том, что он отражает основной круг вопросов, связанных с формированием, распределением и использованием прибыли предприятия. [4, c. 159]

В разделе "Финансовые результаты" содержатся показатели формирования прибыли - от операционной деятельности, от реализации имущества, от внереализационных операций; приводится общая сумма балансовой прибыли или убытка в отчетном периоде.

В разделе "Использование прибыли" содержатся показатели по отдельным направлениям ее использования, что позволяет получить представление о соотношении суммы прибыли, отчисляемой в бюджет и остающейся в распоряжении предприятия; о соотношении суммы капитализируемой и потребляемой прибыли и т.п.

Информация о работе Роль информационного ресурса в финансовом менеджменте