Роль информационного ресурса в финансовом менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 12:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является определение роли информационного ресурса в финансовом менеджменте, рассмотрение особенностей его формирования и использования.

Оглавление

1 Место информационного ресурса в финансовом менеджменте
1.1 Экономическая сущность информации 6
1.2 Информационный ресурс как экономическая категория 8
1.3 Система показателей информационного обеспечения
финансового менеджмента 13
2 Проблемы применения информационных технологий
в финансовом менеджменте и пути их решения
2.1 Применение корпоративных информационных систем
и проблемы их использования 22
2.2 Обзор программных продуктов используемых
для финансового анализа 24
2.3 Основные альтернативы решения проблем
использования информационных систем 27
Заключение 30
Библиографический список 32
Приложение

Файлы: 1 файл

роли информационного ресурса в финансовом менеджменте.doc

— 177.00 Кб (Скачать)


34

 

ВВЕДЕНИЕ

Эффективность каждой управляющей системы в значительной мере зависит от ее информационного обеспечения. В условиях перехода к рыночной экономике известная формула "время - деньги" дополняется аналогичной формулой: "информация - деньги". Применительно к финансовому менеджменту она приобретает прямое значение, так как от качества используемой информации при принятии управленческих решений в значительной степени зависят объем затрат финансовых ресурсов, уровень прибыли, рыночная стоимость предприятия, альтернативность выбора инвестиционных проектов и финансовых инструментов инвестирования и другие показатели, формирующие уровень благосостояния собственников предприятия и темпы его экономического развития. Чем больший размер капитала используется предприятием, чем более диверсифицирована его хозяйственная деятельность, тем выше становится роль качественной информации, необходимой для принятия финансовых решений, направленных на повышение эффективности этой деятельности.

Одна из задач стоящая перед управляющим органом - получение информации, ее переработки, а также генерирования и передачи новой производной информации в виде управляющих воздействий. Такие воздействия осуществляются в оперативном и стратегических аспектах и основываются на ранее полученных данных, от достоверности и полноты которых во многом зависит успешное решение многих задач управления.

Любые принимаемые решения требуют обработки больших массивов информации; компетентность руководителя зависит не столько от прошлого опыта, сколько от владения достаточным количеством информации о быстро меняющейся ситуации и умения ею воспользоваться.

Информационная система (или система информационного обеспечения) финансового менеджмента представляет собой процесс непрерывного целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей, необходимых для осуществления анализа, планирования и подготовки эффективных оперативных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия.

Информационная система финансового менеджмента призвана обеспечивать необходимой информацией не только управленческий персонал и собственников самого предприятия, но и удовлетворять интересы широкого круга внешних ее пользователей.

Характеризуя состав пользователей информации, входящей в информационную систему финансового менеджмента, следует отметить, что круг интересов внешних и внутренних потребителей этой информации существенно различается.

Внешние пользователи используют лишь ту часть информации, которая характеризует результаты финансовой деятельности предприятия и его финансовое состояние. Подавляющая часть этой информации содержится в официальной финансовой отчетности, представляемой предприятием.

Внутренние пользователи наряду с вышеперечисленной, используют значительный объем информации о финансовой деятельности предприятия, представляющей коммерческую тайну. Кроме того, внутренние пользователи используют значительный круг финансовых показателей, формируемых из внешних источников, которые также входят в информационную систему финансового менеджмента.

Целью исследования является определение роли информационного ресурса в финансовом менеджменте, рассмотрение особенностей его формирования и использования.

Достижение цели работы обусловило постановку и решение следующих взаимосвязанных задач:

-  выявить экономическую сущность информации;

- определить место информационного ресурса в финансовом менеджменте;

- исследовать проблему формирования и использования информации в финансовом менеджменте;

Предметом исследования является информационный ресурс, процесс его формирования, развития и использования в финансовом менеджменте.

Объектом исследования является информационное обеспечение финансового менеджмента.

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 МЕСТО ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА В ФИНАНСОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ

1.1 Экономическая сущность информации

Термин информация означает сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний. Экономическая сущность информации не отделима от процесса информирования, поэтому необходимо рассматривать источник информации и потребителей информации. Роль потребителей информации с экономической точки зрения очерчивается в следующем определении: «информация - новые сведения, принятые, понятые и оцененные конечным потребителем как полезные, представляющие экономическую ценность. Экономическая информация выступает одновременно как: предмет (первично-необработанные данные), средство (совокупность знаний, приемов, средств для переработки информации), результат труда (информация, которая обладает потребительскими свойствами). [6, c.189]

В информационных экономических отношениях по своей природе информация является коллективным продуктом. Она обостряется противоречием между общественным характером производства и капиталистической формой присвоения. В связи с важной ролью, которую играет информация в современном мире, все более острой становится проблема доступа к ее источникам и общественных форм обслуживания.

В качестве товара информация не может отчуждаться подобно материальной продукции. Ее купля-продажа имеет условное значение. Переходя к покупателю, она остается и у продавца. Она не исчезает в процессе потребления. Государство само является одним из крупнейших потребителей компьютерной техники, производителем, потребителем и накопителем информации.

При работе с информацией всегда имеется ее источник и потребитель (получатель) (см. рис. 1)

Рис. 1. Передача сообщения от источника к получателю

 

Сообщение от источника к получателю передается посредством какой-нибудь среды, являющейся в таком случае «каналом связи».

Характеристики экономической информации: объем информации, целостность информации, цикличность, удельный вес значений.

Свойства экономической информации:             

1        ценность и полезность экономической информации характеризуется стоимостью, трудоемкостью, доступностью, истинностью и релевантностью;

2  полнота экономической информации может быть: достаточной, недостаточной, избыточной;

3  независимость содержания от форм предоставления. [1, c. 103]

Классификация экономической информации:

По значению в процессе управления:

- управляющая (состоит из доводимой до сведения исполнителей информации в форме прямых приказов, плановых заданий либо в форме экономических и моральных стимулов);

- осведомляющая (воплощена в отчетных показателях, выполняет в экономической системе функцию обратной связи: сведения о результатах выполнения решения и состояния управленческого объекта).

2. По содержанию:

- по фазам и процессам производства: информация о рынке, информация о производстве;

- по отображенным структурным единицам: по отраслям, по экономическим районам, по отдельным предприятиям.

3. По возможности использования ценности информация для принятия решения:

- полезная;

- ложная;

- избыточная.

4. По степени обработки и месту в информационном процессе:

- первичная;

- производная.

5. По постоянности: 

- постоянная;

- условно-постоянная;

- переменная.

Классификацию экономической информации можно обобщить в виде схемы (см.рис. 2 приложение)

Недостатки экономической информации:

- не все сведения несут информационную нагрузку;

- многократное дублирование данных;

- аналогичные данные не сопоставимы;

4  - терминология экономической информации не унифицирована. [10, c. 115]

Таким образом, экономическая сущность информации состоит в том,  что она одновременно является и предметом, и средством, и результатом  труда. Так же сущность экономической информации включает в себя процесс

 

1.2 Информационный ресурс как экономическая категория

В последние десятилетия все более явной становится тенденция к распространению новых явлений и процессов в экономике. Основной причиной подобных изменений является начало и развитие "информационной революции", ведущей к становлению новой экономической системы. Происходит замещение машинной техники как главного производственного ресурса информацией, знанием, интеллектом. Автоматизация процессов материального производства позволяет сконцентрировать труд на сфере интеллектуального производства, создания информационных продуктов и услуг. Понятие информации является очень емким, оно относится к группе общенаучных категорий и занимает важное место в различных науках. С точки зрения исследования участия информации в экономической деятельности и ее влияния на экономические процессы и явления, наиболее соответствующим представляется следующее определение информации: информация представляет собой разновидность экономических благ, которые удовлетворяют потребности людей, а также используются в качестве экономических ресурсов, поскольку при всем изобилии информации существуют факторы, ограничивающие как возможности ее получения и создания новых знаний, так и возможности ее использования.

Информация обращается в экономике как товар, и как ресурс, используемый в процессе хозяйственной деятельности. Информационные продукты и услуги обмениваются на информационном рынке и имеют большое количество особенностей, как на стадиях разработки, производства, так и на этапе обращения. К информационным товарам и услугам относятся программное обеспечение, базы данных, образовательные услуги, консультирование .

5  В процессе создания информационных товаров основным средством производства выступает интеллект, который представляет собой способность человека создавать новые знания. В результате интеллектуальной деятельности создается уникальный продукт, который приносит доход ее создателю в процессе тиражирования (распространения материальных носителей с созданной информацией) или овеществлении в товарах, средствах производства, технологиях. [2, c. 85]

6  В информационном обществе особое внимание уделяется именно информационным ресурсам и подчеркивается их значимость по сравнению с традиционными видами ресурсов. Несмотря на то, что информационные ресурсы всегда существовали, они ранее (в условиях индустриального общества) не рассматривались ни как экономическая, ни как иная категория. Информационный ресурс может принадлежать одному человеку или группе лиц, организации, городу, региону, стране, миру. Впервые достаточно четкое определение понятия "информационные ресурсы" было сформулировано в Федеральном законе "0б информации, информатизации и защите информации". В этом законе приводится следующее определение: "Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)". Документы и массивы информации, о которых говорится в этом законе, не существуют сами по себе. В них в разных формах представлены знания, которыми обладали люди, создававшие их. [9, c. 65]

Информационные ресурсы являются продуктом работы информационной системы, так как информационная система - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

С точки зрения позиции А.Г. Абросимова, информационные системы значительно отличаются между собой как по составу, так и по главным целям. В качестве примера он приводит несколько систем, состоящих из разных элементов и направленных на реализацию разных целей.(см. таб. 1)

Экономическая информационная система представляет собой систему, функционирование которой заключается в сборе, хранении, обработке и распространении информации о деятельности какого-то экономического объекта реального мира.

Как экономический ресурс информация обладает рядом особенностей, отличающих ее от традиционных факторов производства – земли (природных ресурсов), труда, капитала. Наиболее значимыми свойствами информации являются непотребляемость в процессе использования, самовозрастание в процессе потребления, особая неопределенность ее полезности, отсутствие зависимости между исходным объемов знаний и объемом нового созданного знания, высокая мобильность, как в пространстве, так и в плане перетекания из одних наук в другие без потери актуальности.

                                                                                                       Таблица 1

Информационные системы, их элементы и главные цели

Система

Элементы системы

Главная цель системы

Фирма

Люди, оборудование, материалы, здания и пр.

Производство товаров

Компьютер

Электронные и электромеханические элементы, линии связи и пр.

Обработка данных

Телекоммуникационная система

Компьютеры, модемы, кабели, сетевое программное обеспечение и пр.

Передача информации

Информационная система

Компьютеры, компьютерные сети, люди, информационное и программное обеспечение

Производство профессиональной информации

Информация о работе Роль информационного ресурса в финансовом менеджменте