Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 18:22, контрольная работа
Вопрос 1. Формирование и развитие финансового менеджмента как науки: зарубежный опыт
Вопрос 2. Роль дивидендной политики в управлении финансами российских акционерных обществ
1.Теоретическая часть
Вопрос 1. Формирование и развитие финансового менеджмента как науки: зарубежный опыт
Финансовый менеджмент — наука управления финансами. После второй мировой войны, как термин, появился в США. В России финансовый менеджмент, как наука, не существовал.
Основной категорией финансового менеджмента является капитал, объектом управления — процесс движения капитала (кругооборот). Капитал является первоосновой в любом бизнесе, объектом управления финансового менеджмента является кругооборот капитала в виде денежных потоков, а также финансовый результат деятельности предприятия.
Цели и задачи финансового менеджмента.
Цели финансового менеджмента определяют по-разному. Обычно считают, что управление финансами организации осуществляется исходя из интересов ее владельцев и высшего управленческого персонала.
Основные цели —это достижение максимальных темпов
роста цены предприятия или максимизация величены его цены, достижение которых обеспечивается путем наращивания капитализированной стоимости предприятия. Для достижения этих целей при управлении финансами
принимаются решения по трем направлениям взаимодействия предприятия с финансовыми рынками:
1) инвестиционная политика;
2) управление источниками средств;
3) дивидендная политика.
Предпосылкой финансового менеджмента является достаточно высокий уровень развития экономической науки (ОЭТ, бухгалтерский учет, менеджмент, экономический анализ).
Этапы развития и становления финансового менеджмента
В странах с рыночной экономикой принципы и методы этого управления еще на рубеже XIX-XX веков оформились в специализированную область знаний, получившую название "финансовый менеджмент" (известный американский специалист в области финансового менеджмента - Ю. Бригхем - связывает его зарождение как самостоятельной научной дисциплины в США, где впервые возник этот термин, с 90-ми годами XIX столетия).
И.А. Бланк считает, что за прошедший период финансовый менеджмент прошел ряд этапов, в процессе которых постоянно расширялся круг изучаемых им проблем и углублялся методологический аппарат их исследования.
На первоначальном этапе своего становления (1890-1930 гг.) финансовый менеджмент был направлен на решение следующих основных проблем:
1. определение источников и форм привлечения капитала в процессе создания новых фирм и компаний;
2. изучение возможностей увеличения финансовых ресурсов в процессе расширения бизнеса за счет таких внешних источников, как эмиссия акций и облигаций ;
3.формирование организационно-экономических основ эмиссионной деятельности компаний;
4. рассмотрение финансовых аспектов и форм объединения отдельных компаний;
5. формирование системы рейтинговой оценки облигаций и других долговых обязательств, а позднее и акций;
6.разработка системы основных индикаторов состояния и динамики конъюнктуры финансового рынка. Первый такой индекс, отражающий динамику котировки основных фондовых инструментов, был предложен Ч.Доу, что заложило основы технического анализа конъюнктуры фондового рынка.
Второй этап развития финансового менеджмента (1931-1950 гг.) был связан, прежде всего, с преодолением негативных последствий Великой депрессии 1930 г. и послевоенного экономического спада. Для этого периода были характерны высокие темпы инфляции , массовое банкротство предприятий, низкая инвестиционная активность субъектов хозяйствования, коллапс всех основных видов финансовых рынков. Важнейшими целями управления финансовой деятельностью предприятий этого периода являлись вывод предприятий из кризисного состояния и предотвращение их банкротства, с одной стороны, и восстановление их активности как субъектов финансового рынка, с другой.
Соответственно, научные усилия в области финансового менеджмента были направлены на решение следующих основных проблем:
- формирование системы методов углубленной диагностики и критериев интегральной оценки финансового состояния предприятий (с соответствующим совершенствованием информационной базы). В эти годы была разработана обширная система финансовых коэффициентов и ряд моделей интегральной оценки финансового состояния хозяйствующих субъектов;
-заложены методологические основы современного финансового анализа; унифицированы основные стандарты финансовой отчетности предприятий;
- определение основных направлений вывода предприятий из финансового кризиса, а также форм и методов регулирования процедур санации и банкротства. На этом этапе были сформированы основы антикризисного финансового управления предприятием;
- унификация основных инструментов финансового инвестирования, условий и правил их эмиссии;
- унификация правил и норм поведения хозяйствующих субъектов на различных организованных финансовых рынках, а также процедур ведения торгов;
- формирование методов и показателей оценки реальной рыночной стоимости
основных финансовых инструментов инвестирования. С этим периодом связана первая разработка методологических принципов оценки различных финансовых инструментов с учетом фактора риска.
Научные разработки в области финансового менеджмента получили отражение в целом ряде правовых актов того времени. В частности, на их основе в США в этом периоде были приняты Закон о ценных бумагах (1933 г.), Закон о банках (1933 г.), Закон о фондовой бирже (1934 г.), Закон о холдинговых компаниях (1935 г.), Закон о банкротстве (1938 г.) и другие, которые заложили основу современного государственного регулирования финансовой деятельности предприятий.
Третий этап развития финансового менеджмента (1951- 1980 гг.) - период расцвета его концептуальных основ. Этот этап характеризовался поступательным экономическим развитием большинства стран, активной интеграцией отдельных национальных экономик в систему мирового экономического хозяйства, углублением исследований в области общеэкономической теории и теории менеджмента, индивидуализацией методов управления всеми основными аспектами финансовой деятельности предприятий.
На этом этапе научные разработки в области финансового менеджмента были сконцентрированы на решении следующих основных проблем:
- теоретическое обоснование главной цели финансовой деятельности предприятия (а соответственно и финансового менеджмента) и ее места в системе общих целей его развития;
- выявление условий эффективного формирования портфеля финансовых инвестиций ;
- углубление методологических подходов и методического аппарата оценки реальной рыночной стоимости (инвестиционной привлекательности) различных видов финансовых инструментов инвестирования (финансовых активов, обращающихся на фондовом рынке);
- формирование условий равного доступа к информации для всех участников финансового рынка, обеспечение его прозрачности;
- разработка методологии оценки стоимости капитала, привлекаемого из различных источников, и управления его структурой;
- формирование теоретических основ дивидендной политики компании, обеспечивающей возрастание ее рыночной стоимости ;
- повышение эффективности управления оборотными активами предприяти
- оптимизация схем и диверсификация источников финансирования активов предприятия;
- формирование методологических основ финансового планирования и бюджетирования;
- исследование финансовых аспектов слияния, поглощения, разделения и других форм реорганизации предприятий
Четвертый, современный этап развития финансового менеджмента (с 1981 г. по настоящее время) характеризуется усилением процессов глобализации экономи
- интеграция теоретических выводов различных научных школ (американской, европейской, японской и др.) по основным концептуальным подходам к управлению финансами предприят
- обоснование принципов и моделей финансового обеспечения устойчивого роста предприятия;
- совершенствование системы методов фундаментального анализа конъюнктуры финансового рынка с учетом специфики функционирования отдельных его видов и сегментов;
- активная разработка новых финансовых инструментов и финансовых технологий в сфере управления финансами предприят
- формирование нового направления финансовой науки - "финансовой инженерии";
- дальнейшее развитие информационных технологий в сфере финансового рынка и финансов предприятий; интеграция теоретических выводов и методического аппарата финансового менеджмента и управленческого учета;
- углубление методов оценки инвестиционной привлекательности отдельных финансовых активов, в первую очередь, производных ценных бумаг;
- совершенствование методов оценки и формирование эффективной системы управления недиверсифицируемыми финансовыми рискам и предприятия;
- конкретизация теоретических положений и методов стратегического менеджмента в процессе формирования методологических основ разработки финансовой стратегии предприятия.
Вопрос 2. Роль дивидендной политики в управлении финансами российских акционерных обществ
Дивидендная политика, которой придерживается организация, оказывает существенное влияние на ее репутацию. Особенно это касается тех организаций, акции которых котируются на рынке: динамика цены акций - прямое отражение дивидендной политики.
Дивиденды представляют собой денежный доход акционеров и являются для них показателем успешной работы коммерческой организации, в акции которой они вложили свое имущество.
Схема распределения прибыли отчетного периода стандартна: одна часть прибыли выплачивается в виде дивидендов, другая - реинвестируется в организации. Остающаяся часть прибыли является внутренним источником финансирования деятельности организации.
Дивидендная политика существенно влияет на размер внешних источников финансирования, привлекаемых организацией, поскольку капитализация чистой прибыли позволяет расширять деятельность за счет собственных, более дешевых источников. Расходы организации на привлечение дополнительных источников снижаются. Есть и другие преимущества: например, сохраняется сложившаяся система контроля деятельности организации, которая может существенно пострадать из-за изменения количества акционеров.
Имеет ряд преимуществ и стабильность дивидендных выплат. Прежде всего, это индикатор деятельности организации, свидетельство ее финансового благополучия. Кроме того, стабильность дивидендных выплат снижает неопределенность, т.е. уровень риска для инвесторов. Информация о стабильных доходах инициирует повышение спроса на акции организации, т.е. ведет к росту цены ее акций.
По сути, дивидендная политика - это составная часть общей политики управления прибылью. Ее задача состоит в том, чтобы в целях максимизации рыночной стоимости организации оптимизировать соотношение между потребляемой и капитализируемой частями прибыли.
Важную роль дивидендной политики определяют следующие факторы:
- отношения организации с инвесторами. Акционеры считают, что сокращение дивидендов связано с финансовыми трудностями. При выборе дивидендной политики финансовый менеджер организации должен учитывать интересы владельцев, иначе акционеры могут продать свои акции, снизив их рыночную цену;
- финансовая программа и бюджет капиталовложений организации;
- движение денежных средств организации;
- сокращение акционерного капитала и увеличение в результате долговых обязательств.
Процесс формирования дивидендной политики акционерного общества составляют следующие основные этапы:
- учет основных факторов, определяющих предпосылки формирования дивидендной политики;
- выбор вида дивидендной политики в соответствии с финансовой стратегией организации;
- разработка механизма распределения прибыли в соответствии с избранным видом дивидендной политики;
- определение уровня дивидендных выплат на одну акцию;
- определение форм выплаты дивидендов;
- оценка эффективности дивидендной политики.
Главное - реально оценить финансовые возможности и потребности организации и распределить эти потребности по степени их важности, а именно осуществлять затраты в приведенной последовательности:
1) погашение кредиторской задолженности банку;
2) пополнение собственных оборотных средств;
3) инвестиции в развитие производства;
4) дивиденды.
Однако неоспорим тот факт, что большинство крупных компаний на Западе предпочитают регулярно выплачивать дивиденды.
Еще совсем недавно участники российского рынка по традиции не придавали большого значения дивидендной политике. Да и срок деятельности отечественных акционерных обществ еще относительно невелик. Однако в настоящее время ситуация явно меняется. Прибыли сырьевых компаний позволяют надеяться на значительный рост дивидендов, а значит, оптимизация дивидендной политики приобретает важное значение.
Нужно признать, что какого-то единого формализованного алгоритма в выработке дивидендной политики не существует. Она определяется многими факторами, которые бывает трудно формализовать, например, психологическими. Поэтому каждая организация выбирает свою субъективную политику.
Можно, однако, выделить две основные задачи, которые должны быть решены при выборе оптимальной дивидендной политики:
Информация о работе Контрольная работа по "Финансовому менеджменту"