Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:19, курсовая работа
В мировой практике используется множество различных подходов к оценке стоимости компаний, их активов, бизнеса в целом. Вместе с тем, вопросам оценки пока еще уделяется явно недостаточное внимание. Здесь особо следует сказать о том, что при проведении оценочных работ в российских компаниях многие из существующих подходов либо вообще не используются, либо используются крайне редко, в результате этого, на практике не всегда обеспечивается всесторонняя, полная и объективная оценка величины капитала.
Введение 2
Глава 1. Теоретические и методические основы оценки стоимости предприятия 4
1.1 Понятие, цели и принципы оценки стоимости предприятия 4
1.2 Доходный и затратный подходы к оценке стоимости предприятия 7
1.3 Сравнительный метод оценки стоимости предприятия 14
Глава 2. Особенности деятельности и оценка финансового состояния ООО «ТД ОМСКОПТОРГ М» 18
2.1 Характеристика деятельности ООО «ТД ОМСКОПТОРГ М» 18
2.2 Особенности предприятия “ТД ОМСКОПТОРГ М” как объекта оценки стоимости его бизнеса 21
2.3 Анализ состояния и перспектив развития предприятия ООО «ТД ОМСКОПТОРГ М» 23
Глава 3. Оценка стоимости компании и разработка путей ее увеличения для ООО «ТД ОМСКОПТОРГ М» 29
3.1 Оценка стоимости компании ООО «ТД ОМСКОПТОРГ М» доходным и затратным методом 29
3.2 Согласование результатов оценки стоимости компании ООО «ТД ОМСКОПТОРГ М» 33
3.3 Предложения по увеличению стоимости компании ООО «ТД ОМСКОПТОРГ М» 34
Заключение 37
Список использованной литературы 39
4. Рассчитать рыночную стоимость.
В настоящее время существует множество
методов капитализации дохода предприятия,
различающиеся в зависимости
от принятых для базы (видов) дохода
и фактора, на который делятся
или умножаются эти доходы. Так, например,
можно выделить: капитализацию чистого
дохода (до налогообложения, выплаты
процентов и капитализации
При оценке рыночной стоимости предприятия ООО «ТД ОМСКОПТОРГ М» попробуем использовать метод капитализации чистого дохода (валовой прибыли) до налогообложения, выплаты процентов и капитализации затрат.
Метод капитализации чистого дохода (валовой прибыли) заключается в расчете текущей стоимости будущих доходов, полученных от нашего предприятия с помощью коэффициента капитализации (формула 2):
Доход предприятия
Стоимость = —————————————— (2)
В качестве капитализируемой величины выбирается валовая прибыль. Валовая прибыль ООО «ТД ОМСКОПТОРГ М» в 2011 году составила 2350 тыс. руб. Коэффициент капитализации необходимый для дальнейших расчетов находим методом кумулятивного построения (формула 3):
К=Сб+Рл+Рр
где Сб – безрисковая ставка (в качестве «безрисковой» взята ставка по депозитам для юридических лиц в банках высокой надежности, по данным агентства «Росбизнесконсалтинг» на 01.01.11 г. составляла » 12 %);
Рл – риск ликвидности (возможность потери, при реализации объекта – в данном случае предприятия ООО «ТД ОМСКОПТОРГ М» из-за недостаточной развитости рынка, несбалансированности, неустойчивости);
Рр – региональный риск, присущ для конкретного региона.
Таким образом, проведя необходимые расчеты получаем:
Коэффициент капитализации: К = 12%+10%+7% = 29%
Стоимость ООО «ТД ОМСКОПТОРГ М» = 2 350 000 / 0, 29 = 8103 450 руб.
Таким образом, рыночная стоимость предприятия ООО «ТД ОМСКОПТОРГ М», рассчитанная методом капитализации, в 2011 году составила ≈ 8103 тыс. руб.
Заключительным элементом
Для определения рыночной стоимости предприятия (бизнеса) ООО «ТД ОМСКОПТОРГ М» в рамках данной работы использовалось два подхода - затратный подход (метод чистых активов) и доходный подход (метод прямой капитализации доходов). По результатам проведенных исчислений оба метода оказались достаточно достоверны, их конечные результаты составили:
Рыночная стоимость (собственный капитал) ООО «ТД ОМСКОПТОРГ М» на конец 2011 года, рассчитанная методом чистых активов = 8382 тыс. руб.
Рыночная стоимость ООО «ТД ОМСКОПТОРГ М» на конец 2011 года, рассчитанная методом капитализации доходов = 8103 тыс. руб.
Как видно, разрыв в результатах достаточно небольшой. Учитывая вышеизложенное, значимость расчетов различными подходами при определении итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки можно скорректировать рыночную стоимость предприятия таким образом (таблица 7):
Таблица 7
Расчет рыночной стоимости ООО «ТД ОМСКОПТОРГ М»
Подход |
Рыночная стоимость, тыс. руб. |
Затратный подход (чистые активы) |
8382 |
Доходный подход (капитализация) |
8103 |
Скорректированная величина |
8243 |
Исходя из приведенных аналитических расчетов, объект стоимостной оценки – омское оптово-торговое предприятие ООО «ТД ОМСКОПТОРГ М» имеет рыночную стоимость в размере 8243 тыс. руб.
Итак, стоимость бизнеса может быть увеличена путем управления определенными факторами. Разумеется, в разных отраслях эти факторы могут сильно различаться.
Впрочем, практика показывает, что вне зависимости от отраслевой принадлежности можно выделить три основных способа влияния на стоимость компании. Рассмотрим их.
Реализация инвестиционных проектов
(модернизация действующего производства,
строительство новых
Общими рекомендациями руководителю при этом способе увеличения стоимости компании могут быть:
Структурная перестройка компании (реформирование, реструктуризация). Этот способ эффективен для крупных многопрофильных компаний с многолетней историей существования. Он широко применяется на Западе; в последнее время многие российские фирмы также используют его для увеличения стоимости. Материальные затраты на проведение реформирования компании, как правило, существенно ниже возможных затрат при реализации инвестиционной программы: ведь предприятие повышает эффективность действующего производства. Основной риск - риск управления. Учетные, информационные, контрольные и отчетные системы фирмы могут оказаться не готовыми реализовывать свои функции в процессе реформирования. Поэтому особое значение приобретает уровень квалификации управленческих кадров.
Руководителю компании можно порекомендовать провести детальный анализ вероятности сопротивления персонала изменениям. Подобное сопротивление присутствует при реализации любых проектов, однако особенно часто оно возникает при изменении систем управления. Разъяснение персоналу целей и задач проводимых изменений вовлечет менеджеров предприятия в процесс реформирования, разовьет у них чувство причастности и дополнительной ответственности за происходящее.
“ТД ОМСКОПТОРГ М” не достаточно крупная компания для данного метода, её структура более чем оптимальна для того вида деятельности, которым она занимается, в качестве рекомендации можно выделить следующее: наделить руководителей товарных групп большей самостоятельностью в принятии решений, возможно стимулирование инициативы, каких-либо инновационных и рискованных решений.
Прозрачность и открытость предприятия. В сегодняшнем российском бизнесе существует расхождение между внешней оценкой стоимости компании (со стороны потенциальных инвесторов и кредиторов) и тем, как ее оценивают менеджеры и собственники. Эта разница обусловлена тем, что субъекты внешней среды обладают, как правило, меньшей информацией о компании по сравнению с менеджментом и собственниками.
Поэтому проведение мероприятий, повышающих прозрачность и открытость бизнеса, способно увеличить стоимость компании. Однако данный метод так же не подходит нашему предприятию на данном этапе развития, в силу недостаточных размеров компании. Раскрытие всей информации “ТД ОМСКОПТОРГ М” может повлечь за собой негативные последствия, так как на рынке множество конкурентов, которые смогут воспользоваться данной информацией в своих интересах и целях.
Таким образом, наиболее целесообразным является решение о расширении географии своей деятельности для увеличения стоимости компании “ТД ОМСКОПТОРГ М”, следует отметить, что предприятие уже сделало первый шаг на пути к завоеванию новых территорий, это открытие филиала в городе Сургут, где отсутствуют аналоги нашего предприятия. Можно сделать вывод, что при правильном проникновении на новые рынки, при учете всех особенностей различных территорий, а так же при грамотном управлении средствами и нахождении партнеров на новых территориях, не смотря на значительные финансовые затраты, “ТД ОМСКОПТОРГ М” сможет значительно увеличить рыночную стоимость своего бизнеса и сделать его более привлекательным для инвестирования.
Таким образом, в третьей практической главе мы рассчитали стоимость ООО “ТД ОМСКОПТОРГ М” двумя методами: затратным (метод чистых активов) и доходным (метод прямой капитализации доходов); произвели согласование полученных результатов оценки, в результате чего рыночная стоимость компании составила 8243 тыс. руб. Кроме того нами были рассмотрены возможные пути увеличения стоимости бизнеса “ТД ОМСКОПТОРГ М” и даны рекомендации по их реализации. Наиболее оптимальным является решение об освоении новых рынков сбыта, завоевании новых территорий.
В представленной курсовой работе была исследована тема – «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)». При изучении выбранной темы была поставлена конкретная цель – раскрыть содержание темы в теоретическом и практическом аспекте, и провести анализ полученных материалов и сведений. В процессе изучения и исследования были решены следующие задачи:
По итогам проведенных исследований можно сделать такие выводы.
Оценка стоимости предприятия (бизнеса) — это расчет и обоснование стоимости предприятия на определенную дату. Оценка стоимости бизнеса представляет собой целенаправленный упорядоченный процесс определения величины стоимости объекта в денежном выражении с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент времени в условиях конкретного рынка.
Оценку предприятия (бизнеса) проводят в следующих целях: повышения эффективности текущего управления предприятием; принятия обоснованного инвестиционного решения; купли-продажи предприятия; установления доли совладельцев в случае подписания или расторжения договора или в случае смерти одного из партнеров; реструктуризации предприятия; разработки плана развития предприятия; определения кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании; страхования; налогообложения; принятия обоснованных управленческих решений; и в иных случаях.
Для определения стоимости
В представленной работе была проведена оценка стоимости омского предприятия ООО «ТД ОМСКОПТОРГ М». Данное предприятие – это частное предприятие, основной деятельностью которого является реализация товаров легкой промышленности, а именно: трикотажа, чулочно-носочных изделий, текстиля и белья. По результатам финансового анализа, ООО «ТД ОМСКОПТОРГ М» обладает хорошим запасом финансовой устойчивости, это позволяет ему «быть на плаву», конкурировать с другими предприятиями в своей экономической зоне, увеличивать объемы продажи, расширять ассортимент, привлекать дополнительных клиентов почти без финансового риска.
Для определения рыночной стоимости предприятия (бизнеса) ООО «ТД ОМСКОПТОРГ М» в рамках данной работы использовалось два подхода - затратный подход (метод чистых активов) и доходный подход (метод прямой капитализации доходов). По результатам проведенных исчислений оба метода оказались достаточно достоверны, их конечные результаты составили: 8382 тыс.руб. (метод чистых активов) и 8103 тыс. руб. (метод капитализации).
Следует отметить, что стоимость данного предприятия по современным оценкам достаточно высока, и это объясняется финансовой политикой ООО «ТД ОМСКОПТОРГ М», которая придерживается следующей тенденции – крайне редко прибегать к привлечению капитала со стороны (кредиты и займы), также сохранять очень маленькую сумму кредиторской задолженности.
По результатам проведенной работы скорректированная стоимость предприятия ООО «ТД ОМСКОПТОРГ М» составила 8243 тыс. руб. Данное предприятие является очень привлекательным, и для возможной сделки купли-продажи предприятия, и для различного рода инвестирования в него.
Книги, монографии