Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2015 в 00:07, курсовая работа
Целью работы является практическая оценка стоимости предприятия.
Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:
- описать исходные данные для курсового проектирования;
- исследовать методологию оценки рыночной стоимости;
- провести выбор методов расчёта;
- провести расчет рыночной стоимости Компании с использованием выбранных методов расчета;
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
Инженерно-экономический институт
Кафедра экономики и менеджмента в машиностроении
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по дисциплине: «Оценка бизнеса»
Вариант — 26
Выполнил студент
гр. В53701/1 ________________ И.
Принял асс. ________________ М. К. Измайлов
Санкт-Петербург 2015
Содержание
Обозначения и сокращения
ДДП |
— |
Дисконтированный денежный поток |
НМА |
— |
Нематериальные активы |
Введение
Актуальность темы курсовой работы связана с тем, что современным предприятии жизненно необходимы независимые оценки стоимости их бизнеса из-за многих факторов, в частности, в связи с выходом предприятий на финансовые рынки, выпуск новых акции, диверсификации бизнеса и т.п. Поэтому возникла объективная необходимость независимой оценки рыночной стоимости бизнеса.
Проблемы оценки бизнеса давно решаются зарубежными и сравнительно недавно - российскими учеными-экономистами. Возрастающий объем публикаций по исследованиям в этой области в России свидетельствует об актуальности данного направления и интересе со стороны государственных и частных структур.
В крупных регионах России проблема практической оценки решается неплохо: существует развитая информационная инфраструктура рынка, имеются квалифицированные специалисты, умеющие использовать данную инфраструктуру для принятия аргументированных решений, существует общепринятая методология оценки. Нестабильным рынкам присущи, как общие свойства, так и дополнительные риски, связанные с низкой инвестиционной активностью в данных локациях. Вместе с тем, рынки с неразвитой инвестиционной средой, то есть малоактивные рынки, осуществляют экономическую деятельность, для реализации которой необходимо использование соответствующих инструментов оценки.
Существующие методики оценки бизнеса основаны на категориях, отражающих развитые рыночные отношения, и практически «не работают» в условиях почти полного отсутствия рыночной информации, что порождает множество конфликтов между субъектами рыночных отношений. В связи с этим, для осуществления оценочной необходимо формирование новых подходов и методов оценки, что будет способствовать справедливому формированию цен, информационной открытости предприятии и, следовательно, тем самым улучшению инвестиционного климата в регионах. Решение поставленной проблемы требует изучения теоретического и практического опыта в областях, связанных c оценкой рыночной стоимости бизнеса в условиях нестабильного рынка.
Целью работы является практическая оценка стоимости предприятия.
Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:
- описать исходные
данные для курсового
- исследовать методологию оценки рыночной стоимости;
- провести выбор методов расчёта;
- провести расчет рыночной стоимости Компании с использованием выбранных методов расчета;
- сделать согласование подходов и определить итогувую величину стоимости Компании.
Предметом исследования являются современные методики оценки бизнеса.
Объектом исследования является рассмотрение практики оценки бизнеса.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов по изучаемой проблеме, положения современной экономической теории, законы и нормативные акты государственных органов власти, регламентирующие оценочную деятельность.
В процессе работы использованы общенаучные методы исследования - системный подход к исследованию явлений, анализ и синтез, методы экспертных оценок, приемы классифицирования и сравнения, а также экономико-математические методы анализа стоимости бизнеса.
Информационной и эмпирической базой исследования послужили данные Федеральной службы государственной статистики, а также данные семинаров и конференций по проблемам оценки бизнеса, информация, информационные ресурсы сети «Интернет». Теоретическая и практическая значимость результатов исследования состоит в исследовании методологических и практических знании в оценки бизнеса.
Работа состоит из введения, основного текста, заключения, списка литературы, приложений.
Исходные данные для курсового проектирования
Вариант 26.
Дата оценки Компании: 1.01.2015.
В таблице 1 представлены данные оцениваемой Компании.
Таблица 1. Данные по оцениваемой Компании, тыс. руб.
Год |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Выручка |
178 000 |
190 460 |
201 888 |
209 963 |
216 262 |
Полная себестоимость продукции |
132 747 |
140 712 |
146 341 |
150 731 |
155 253 |
в т.ч. амортизация основных средств |
19 647 |
20 825 |
21 867 |
22 523 |
23 198 |
Проценты за кредит |
8 600 |
9 030 |
9 482 |
9 956 |
10 453 |
Налоги |
7 331 |
8 144 |
9 213 |
9 855 |
10 111 |
Чистая прибыль |
29 322 |
32 574 |
36 852 |
39 421 |
40 445 |
Из таблицы 1 видно, что планируемая выручка оцениваемой Компании имеет тенденцию увеличения. Так, в 2015 году выручка Компании вырастет на 7%, или на тыс. рублей, в 2016 году запланирован рост выручки на 6%, или на 11428 тыс. рублей, в 2017 году на 3,9%, или на 8075 тыс. рублей, в 2018 году на 3%, или на 6299 тыс. рублей.
Полная себестоимость продукции также имеет тенденции роста, так в 2015 году данный показатель запланирован выше 2014 года на 6%, в 2016 году выше 2015 года на 4%. в 2017 году выше 2016 года на 2,9%, в 2018 году выше чем в 2017 году на 3%. Соответственно запланирован и рост амортизации за этот же период.
Чистая прибыль компании в 2015 году запланирована на 11,09% выше, чем в 2014 году, в 2016 году на 13,11% выше чем в 2016 году, в 2017 году 6,9% выше чем в 2016 году, в 2018 году на 2,5% выше чем в 2017 году.
Данные по компаниям-аналогам представлены в таблице 2.
Таблица 2. Данные по компаниям-аналогам, тыс. руб.
Показатель |
Аналог А |
Аналог В |
Рыночная стоимость собственного капитала |
176 766 |
207 295 |
Выручка |
61 824 |
46 368 |
Полная себестоимость продукции |
48 960 |
39 168 |
в т.ч. амортизация основных средств |
9 690 |
5 788 |
Проценты за кредит |
2 879 |
1 895 |
Налоги |
1 997 |
1 061 |
Собственный капитал |
6 821 |
14 637 |
Инвестированный капитал |
19 540 |
45 964 |
Достоверность данных (баллов) |
8 |
9 |
Исходя из данных таблицы 2 видно, что для сравнения взяты 2 компании-аналоги оцениваемой Компании- Аналог А и Аналог В. Компании имеют некоторые различия по масштабу, как рыночной стоимости, так и по масштабу своей деятельности. Например, Компания В по рыночной стоимости выше, чем Компания А на 17,2%, но Компания А по выручке опережает Компанию В на 33,3%, по собственному капиталу Компания В опережает Компанию А на 114,5%, по инвестированному капиталу на 135,2%.
В таблице 3 представлены прочие исходные данные для расчета стоимости Компании.
Таблица 3. Прочие исходные данные
Показатель |
Значение |
Доходность бизнеса оцениваемой Компании |
|
2011 год |
14% |
2012 год |
15% |
2013 год |
17% |
Среднерыночная доходность по отрасли |
|
2011 год |
10% |
2012 год |
15% |
2013 год |
17% |
2014 год |
16% |
Безрисковая ставка дисконтирования 6,88%.
Несистематические риски 4,93%.
В таблице 4 представлены данные бухгалтерского балансового отчёта оцениваемой Компании на дату оценки.
Таблица 4. Данные бухгалтерского балансового отчёта оцениваемой Компании на дату оценки
Наименование показателя |
Значение, тыс. руб. |
Коэффициент пересчёта по результатам переоценки |
Наименование показателя |
Значение, тыс. руб. |
Коэффициент пересчёта по результатам переоценки |
АКТИВ |
ПАССИВ | ||||
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ | ||||
Нематериальные активы |
1 045 |
рассчитать методом избыточных прибылей |
Уставный капитал |
1 260 |
|
Основные средства |
21 668 |
10,2 |
Добавочный капитал |
8 574 |
|
Незавершённое строительство |
0 |
1,0 |
Резервный капитал |
0 |
|
Доходные вложения в мат. ценности |
0 |
1,0 |
Нераспределённая прибыль |
22 921 |
|
Долгосрочные финансовые вложения |
634 |
4,1 |
Итого по разделу III |
32 754 |
|
Отложенные финансовые активы |
0 |
1,0 |
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
||
Прочие внеоборотные активы |
2 363 |
7,1 |
Займы и кредиты |
8 574 |
1,0 |
Итого по разделу I |
25 711 |
Отложенные налоговые обязательства |
0 |
1,0 | |
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
Прочие долгосрочные обязательства |
352 |
1,1 | ||
Запасы |
8 154 |
1,5 |
Итого по разделу IV |
8 925 |
|
НДС по приобретённым ценностям |
0 |
1,0 |
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА | ||
Дебиторская задолженность |
15 978 |
0,8 |
Займы и кредиты |
4 594 |
1,0 |
Краткосрочные финансовые вложения |
2 403 |
1,4 |
Кредиторская задолженность |
16 961 |
1,2 |
Денежные средства |
3 960 |
1,0 |
Задолженность перед учредителями |
0 |
1,0 |
Прочие оборотные активы |
11 770 |
1,5 |
Доходы будущих периодов |
0 |
1,0 |
Итого по разделу II |
39 360 |
Резервы предстоящих расходов |
0 |
1,0 | |
БАЛАНС |
65 071 |
Отложенные налоговые обязательства |
0 |
1,0 | |
Прочие краткосрочные обязательства |
1 837 |
1,2 | |||
Итого по разделу V |
23 392 |
||||
БАЛАНС |
65 071 |
В целом, сделан вывод, что все необходимые первоначальные данные для выполнения работы по оценки бизнеса в представленных исходных данных для курсового проектирования имеются.
Методология оценки рыночной стоимости
Методы доходного подхода
Доходный подход основан на теоретическом положении о том, что текущая стоимость имущества равна приведенной стоимости ожидаемых в будущем доходов от его эксплуатации и/или продажи. Т.е. подход с точки зрения дохода представляет собой процедуру оценки стоимости исходя из того принципа, что стоимость объекта непосредственно связана с текущей стоимостью всех будущих чистых доходов, которые может принести данный объект, т.к. инвестор приобретает приносящий доход объект на сегодняшние деньги в обмен на право получать в будущем доход от его эксплуатации и от последующей продажи.
Доходный подход считается наиболее приемлемым с точки зрения инвестиционных мотивов, поскольку под стоимостью бизнеса в нем понимается не стоимость набора активов (здания, сооружения, машины, оборудование, нематериальные ценности и т.д.), а оценка потока будущих доходов [7].
Доходный подход предполагает, что потенциальный инвестор не заплатит за данный бизнес сумму, большую, чем текущая стоимость будущих доходов от этого бизнеса.
Наибольшую сложность при оценке бизнеса предприятия с позиции доходного подхода (и, соответственно, ограничение его использования) представляет процесс прогнозирования доходов. Кроме того, иногда довольно сложно адекватно определить ставки дисконтирования (капитализации) будущих доходов конкретного предприятия.
Преимущество доходного подхода при оценке бизнеса предприятия состоит в учете перспектив и будущих условий деятельности предприятия (условий формирования цен на продукцию, будущих капитальных вложений, условий рынка, на котором функционирует предприятие, и пр.).
Главный недостаток данного подхода (особенно в условиях переходной российской экономики с ее слабыми рыночными институтами и общей нестабильностью) - его умозрительность, порой основанная на недостоверной информации.
Существует несколько методов определения стоимости действующего предприятия в рамках данного подхода. Выбор конкретного метода зависит от объекта и цели оценки, имеющейся в распоряжении Оценщика информации, состояния рыночной среды и ряда других факторов, оказывающих влияние на конечные результаты.
В рамках доходного подхода стоимость бизнеса может быть определена [7]:
- методом капитализации прибыли;
- методом дисконтирования
Метод дисконтирования денежных потоков
Основан на составлении прогнозов получения будущих доходов и их переводе к показателям текущей стоимости. Его отличительной особенностью и главным достоинством является то, что он позволяет учесть несистематические изменения потока доходов. Оценка данным методом включает составление спектра прогнозов денежных потоков. Из валовых доходов вычитаются постоянные, переменные издержки, амортизационные расходы и расходы на продажу, проценты и налоги и получается прогноз чистого дохода на каждый год прогнозного периода. Затем проводится инвестиционный анализ и рассчитывается ставка дисконта. Определяется величина стоимости компании в постпрогнозный период. И, наконец, определяется предварительная величина стоимости бизнеса, как сумма текущей стоимости денежных потоков в течение прогнозного периода и текущего значения стоимости в постпрогнозный период. Вносятся итоговые поправки, и выводится окончательная величина рыночной стоимости компании – величина стоимости контрольной доли в уставном капитале компании.