Оценка стоимости предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2015 в 00:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является практическая оценка стоимости предприятия.
Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:
- описать исходные данные для курсового проектирования;
- исследовать методологию оценки рыночной стоимости;
- провести выбор методов расчёта;
- провести расчет рыночной стоимости Компании с использованием выбранных методов расчета;

Файлы: 1 файл

Оценка бизнеса 2015 в53701-1 Воскобойников ИО.doc

— 395.50 Кб (Скачать)

Если же оценивается миноритарная доля в уставном капитале недостаточно ликвидного Предприятия, то учитывается скидка за неконтрольный характер и скидка за недостаточную ликвидность [1].

Метод капитализации прибыли

Метод определения стоимости бизнеса одним действием: либо путем деления оцененного дохода, получаемого от ведения данного бизнеса на коэффициент капитализации, либо путем умножения на некоторый мультипликатор. Процедура оценки данным методом заключается в том, что капитализируется чистый денежный поток. В результате получается капитализированная стоимость неограниченного во времени потока дохода. Данная техника расчета применима к равномерному денежному потоку или потоку, характеризующемуся одинаковыми постоянными темпами роста. Коэффициент капитализации представляет собой ставку, по которой доходы бизнеса переводятся в его стоимость. Коэффициент капитализации может быть рассчитан на основе ставки дисконтирования (вычитанием из ставки дисконтирования ожидаемых среднегодовых темпов прироста денежного потока) [2].

Таким образом, при отсутствии роста денежного потока коэффициент капитализации равен ставке дисконтирования. При определении стоимости бизнеса с использованием мультипликатора, последний может быть получен на основе рыночной ин- формации (например, отношение цены к прибыли компании).

 

Методы затратного подхода

Затратный подход к оценке бизнеса рассматривает его стоимость с точки зрения понесенных издержек. Стоимость бизнеса признается равной стоимости активов предприятия, оставшихся после погашения всех обязательств. При этом, как правило, балансовая стоимость активов, не отражает их рыночной стоимости. Соответственно, в нее необходимо внести поправки, проведя предварительную оценку рыночной стоимости каждого актива в отдельности.

В основе затратного подхода лежит принцип замещения, согласно которому инвестор не заплатит за объект сумму большую, чем та, в которую обойдется производство (приобретение) аналогичного объекта одинаковой полезности. Из вышесказанного вытекают основные преимущества и недостатки затратного подхода [10]:

- основное преимущество - в своей  большей части он основан на  достоверной фактической информации  о состоянии имущественного комплекса  предприятия и поэтому менее  умозрителен;

- основной недостаток - он не  учитывает будущие возможности бизнеса пред- приятия в получении чистого дохода. Кроме того, некоторые методы, например метод накопления активов или ликвидационной стоимости, довольно сложны и трудоемки в практическом использовании.

Но, несмотря на свои недостатки, затратный подход к оценке предприятия в условиях переходной экономики наиболее актуален (по сравнению с доходным и сравнительным подходами, применимость которых зачастую бывает ограничена отсутствием достоверной ин- формации по текущим и будущим чистым доходам предприятия, а также отсутствием рыночных данных о фактических продажах аналогичных предприятий ввиду отсутствия рынка слияний и поглощений предприятий и слабости фондового рынка). Это обусловлено в первую очередь наличием, как правило, достоверной исходной информации для расчетов, а также использованием в определенной мере известных, традиционных для отечественной экономики затратных (имущественных) подходов к оценке стоимости предприятия.

Методы затратного подхода [10]:

Метод чистых активов

Суть метода заключается в определении рыночной стоимости каждого актива и пассива баланса и вычитании из суммы активов всех задолженностей предприятия. Необходимым шагом, предваряющим собственно оценку, является нормализация финансовой отчетности, т.е. исключение непроизводственных, единовременных, излишних доходов и расходов. Корректировки вносятся в содержание статей последнего отчетного баланса предприятия. Расчет рыночной стоимости предприятия методом чистых активов включает в себя следующие этапы [3]:

- Оценка рыночной стоимости нематериальных активов предприятия.

- Оценка рыночной стоимости  недвижимого имущества предприятия.

- Оценка рыночной стоимости  машин и оборудования.

- Оценка товарно-материальных запасов.

- Оценка дебиторской задолженности.

- Оценка финансовых вложений.

- Оценка расходов будущих периодов.

- Оценка пассивов предприятия  в части: - целевого финансирования  и поступлений; - заемных средств; - кредиторской задолженности; - расчетов  по дивидендам; - резервов предстоящих  расходов и платежей; - прочих пассивов (долгосрочных и краткосрочных).

- Определение стоимости собственного  капитала путем вычитания из  обоснованной рыночной стоимости  всех активов текущей стоимости  всех обязательств.

Метод чистых активов применяется для оценки бизнеса действующих предприятий, обладающих значительными активами, холдинговых или инвестиционных компаний (которые сами не создают доход), когда у предприятия отсутствуют ретроспективные данные о производственно-хозяйственной деятельности (например, недавно созданное предприятие), когда деятельность предприятия в значительной степени зависит от контрактов (например, строительные организации), или у предприятия отсутствуют постоянные заказчики, или, наконец, значительную часть активов предприятия составляют финансовые активы (денежные средства, дебиторская задолженность, ликвидные ценные бумаги и пр.). Хотя метод чистых активов является довольно трудоемким в применении, но часто в этих случаях он является единственно возможным.

Метод чистых активов как метод оценки предприятия соответствует общепринятым принципам бухгалтерского учета (GAAP), рекомендован к использованию российскими государственными органами (Приказ Министерства финансов Российской Федерации №10н, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг №03-6/пз от 29 января 2003 года "Об утверждении порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ") и широко используется в тех случаях, когда речь идет о сделках с государственной и муниципальной собственностью [3].

Метод замещения

Метод замещения используется для определения стоимости замещения предприятия и заключается в определении расходов в текущих ценах на строительство предприятия, имеющего с оцениваемым аналогичную полезность, но построенного в современном архитектурном стиле, с использованием прогрессивных проектных и технологических нормативов, с применением новых материалов, конструкций и оборудования. При реализации метода замещения вносятся поправки на физический, функциональный и экономический (внешний) износ оцениваемого предприятия.

Наиболее сложный момент применения данного метода – определение удельной стоимости строительства функционального аналога оцениваемого предприятия. Некоторые специализированные научно-исследовательские институты осуществляют разработку показателей стоимости на потребительскую единицу строительной продукции (в том числе для производственных зданий и сооружений), причем расчеты производятся в базисном, текущем и прогнозном уровнях цен на основании ежеквартальных цен на строительные ресурсы. Следует отметить, что метод замещения всегда использовался в советской практике оценки стоимости при разработке технико-экономических обоснований строительства объекта [3].

В настоящее время представляется возможным использование этого метода для приблизительных расчетов рыночной стоимости предприятия (с соответствующими поправками на все виды износа оцениваемого предприятия).

Метод ликвидационной стоимости

Ликвидационная стоимость применяется, когда предприятие находится в ситуации банкротства или ликвидации, либо есть серьезные сомнения в способности предприятия оставаться действующим и продолжать свой бизнес. Ликвидационная стоимость представляет собой чистую денежную сумму, которую собственник предприятия может получить при ликвидации предприятия и закрытии его бизнеса, раздельной распродаже активов и после расчетов со всеми кредиторами.

Различают три вида ликвидационной стоимости [3]:

- Упорядоченную, когда распродажа  активов ликвидируемого предприятия  осуществляется в течение разумного  периода времени, с тем чтобы  можно было получить максимально возможные цены продажи активов;

- Принудительную, когда активы  предприятия распродаются настолько  быстро, насколько это возможно, часто одновременно и на одном  аукционе;

- Стоимость прекращения существования  активов предприятия, когда активы предприятия не продаются, а списываются и уничтожаются. Стоимость предприятия в этом случае представляет собой отрицательную величину, так как в этом случае требуются определенные затраты на уничтожение материальных активов. Последовательность работ по расчету упорядоченной ликвидационной стоимости предприятия, т. е. стоимости, которую можно получить при упорядоченной ликвидации бизнеса предприятия, состоит в следующем:

- Разработка календарного графика  ликвидации активов предприятия.

- Расчет текущей стоимости активов с учетом затрат на их ликвидацию.

- Корректировка текущей стоимости  активов.

- Определение величины обязательств  предприятия.

- Вычитание из текущей (скорректированной) стоимости активов величины обязательств  предприятия.

 

Методы сравнительного подхода

Сравнительный подход – основан на рыночной ин- формации и учитывает текущие действия продавцов и покупателей акций предприятий. Другими словами, наиболее вероятной величиной стоимости бизнеса оцениваемого предприятия может быть реальная цена продажи аналогичной фирмы, зафиксированная на фондовом рынке.

Основным преимуществом сравнительного подхода является то, что стоимость бизнеса предприятия фактически определяется рынком, т.к. оценщик лишь корректирует реальную рыночную цену аналога для лучшей сопоставимости, тогда как при применении других подходов к оценке бизнеса или акций предприятия, стоимость является результатом расчета.

Недостатком сравнительного подхода при оценке бизнеса предприятия является то, что он не учитывает перспективы развития предприятия в будущем, так как целиком основан на ретроспективной информации. Основным условием применения сравнительного подхода при оценке бизнеса является наличие активного фондового рынка, поскольку этот подход предполагает использование данных о фактически совершенных сделках с акциями аналогичных предприятий.

Кроме того, применение сравнительного подхода возможно только при наличии доступной разносторонней финансовой информации не только по оцениваемому предприятию, но и по компаниям-аналогам, отобранным оценщиком в процессе оценки. В современной российской экономической реальности, эти необходимые условия зачастую делают сравнительный подход трудно применимым.

Необходимо отметить, что хотя данный подход и предусматривает использование информации по открытым компаниям, акции которых котируются на фондовом рынке, такая информация может использоваться в качестве ориентиров и при оценке акций и бизнеса компаний закрытого типа.

Сравнительный подход включает в себя следующие основные методы: • метод рынка капитала [4];

- метод сделок;

- метод отраслевых коэффициентов.

- метод ретроспективных сделок.

Метод рынка капитала или метод компании-аналога

Основан на использовании цен, сформированных открытым фондовым рынком. То есть, при оценке бизнеса, базой для сравнения служит цена компаний-аналогов и в чистом виде данный метод используется для оценки миноритарного пакета акций.

Процесс оценки бизнеса с применением метода рынка капитала включает следующие основные этапы [5]:

1. Сбор необходимой информации. Сбор данных о фактических ценах купли-продажи акций, аналогичных с акциями оцениваемой компании; подбор бухгалтерской и финансовой отчетности, как оцениваемого предприятия, так и компаний-аналогов. Качество и доступ- ность такой информации, безусловно, зависят от уровня развития фондового рынка и играют решающую роль в оценке акций (бизнеса) данным методом.

2. Выбор аналогичных предприятий. Производится путем сужения первичной (довольно широкой) выборки предприятий-аналогов.

Если первичный отбор производится по достаточно общим критериям сопоставимости (отраслевая принадлежность, производимая продукция, ассортимент, объем производства), то в дальнейшем список сужается из-за отказа некоторых фирм предоставить необходимую информацию, а также из-за введения более специфичных критериев сопоставимости (уровень диверсификации производства, положение на рынке, размер, характер конкуренции, перспективы роста, финансовый риск, качество менеджмента и т.д.).

3. Финансовый анализ. Финансовый  анализ является важнейшим приемом определения сопоставимости аналогичных компаний с той, чьи акции (бизнес) оцениваются. Во-первых, с помощью финансового анализа можно определить рейтинг оцениваемой компании в списке аналогов; во-вторых, он позволяет обосновать степень доверия оценщика к конкретному виду мультипликатора в общем их числе, что в конечном счете определяет вес каждого варианта стоимости при выведении итоговой величины; в-третьих, финансовый анализ является основой для внесения необходимых корректировок, обеспечивающих увеличение сопоставимости и обоснованности окончательной стоимости оцениваемых акций (бизнеса).

4. Расчет оценочных мультипликаторов. Расчет оценочных мультипликаторов (коэффициентов, показывающих отношение  рыночной цены акции к финансовой  базе) происходит в следующем порядке:

- Определить цену акции по  всем компаниям, выбранным в качестве  аналога - это даст значение числителя  в формуле.

- Вычислить финансовую базу (прибыль, выручку от реализации, стоимость  чистых активов и т.д.) либо  за определенный период, либо по состоянию на дату оценки - это даст величину знаменателя.

На практике, при оценке акций (бизнеса) предприятия используются два типа мультипликаторов: интервальные и моментные.

К интервальным мультипликаторам относятся: цена/прибыль, цена/денежный поток, цена/ дивидендные выплаты, цена/выручка от реализации. К моментным мультипликаторам относятся: цена/балансовая стоимость активов, цена/ чистая стоимость активов.

Группа мультипликаторов цена/прибыль, цена/денежный поток является наиболее применяемой, так как информация о прибыли оцениваемой компании и предприятий- аналогов является наиболее доступной. Возможность применения того или иного мультипликатора зависит от целей оценки.

Информация о работе Оценка стоимости предприятия