Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2015 в 00:07, курсовая работа
Целью работы является практическая оценка стоимости предприятия.
Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:
- описать исходные данные для курсового проектирования;
- исследовать методологию оценки рыночной стоимости;
- провести выбор методов расчёта;
- провести расчет рыночной стоимости Компании с использованием выбранных методов расчета;
Ставка дисконтирования, рассчитанная по методу оценки капитальных активов, исходя из расчета, равна 14,73.
Графически расчет нормы доходности на собственный капитал по модели САРМ представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Расчет коэффициента β
Определение стоимости в постпрогнозный период основано на предпосылке о том, что бизнес способен приносить доход и по окончании построгнозного периода доходы бизнеса стабилизируются и в остаточный период будут иметь место стабильные долгосрочные темпы роста или бесконечные равномерные доходы.
В зависимости от перспектив развития бизнеса в постпрогнозный период выбираем расчет стоимости по модели Гордона. По модели годовой доход постпрогнозного периода капитализируется в стоимости при помощи ставки капитализации, рассчитанной как разница между ставкой дисконтирования и долгосрочными темпами роста.
Модель Гордона основана на прогнозе получения стабильных доходов в остаточный период и предполагает, что величины износа и капиталовложений равны.
Расчет конечной стоимости в соответствии с моделью Гордона производится по формуле:
V (term) = CF (t+1) / (Rd - g), (3)
где V (term) - стоимость в постпрогнозный период;
CF (t+1) - денежный поток доходов за первый год постпрогнозного (остаточного) периода;
Rd - ставка дисконтирования;
g - долгосрочные темпы роста денежного потока.
Полученную таким образом стоимость бизнеса в постпрогнозный период приводят к текущим стоимостным показателям по той же ставке дисконтирования, что применяется для дисконтирования денежных потоков прогнозного периода. Исходя, из рассчитанной ставки дисконтирования, расчет коэффициента дисконтирования проводится по следующей формуле:
где Кd - коэффициент дисконтирования;
Rd - ставка дисконтирования;
n - прогнозный год.
Расчёт рыночной стоимости Компании методом дисконтирования денежных потоков представлен в приложении А.
Исходя из расчетов таблицы приложения А рыночная стоимость Компании рассчитанная в рамках в рамках доходного подхода составляет 443000 тыс. рублей.
Определение рыночной стоимости Компании в рамках затратного подхода
В основе выбранной методики оценки затратным подходом лежит расчет чистых активов общества.
Под чистыми активами понимается величина, определяемая путем вычитания из суммы активов акционерного общества, принимаемых к расчету, суммы его обязательств, принимаемых к расчету.
Расчет рыночной стоимости Компании методом чистых активов представлен в приложении Б.
Расчет нематериальных активов Компании представлен в следующем разделе работы.
Исходя из расчетов таблицы приложения В рыночная стоимость Компании рассчитанная в рамках в рамках затратного подхода без нематериальных активов составляет 362417 тыс. рублей.
Определение рыночной стоимости НМА
Расчёт стоимости нематериальных активов представлен в таблице 7.
Таблица 7. Расчёт стоимости нематериальных активов
Показатель |
Величина, тыс. руб. |
Чистый денежный поток в первом прогнозном периоде |
53 400 |
Стоимость чистых материальных активов компании |
256 058 |
Норма прибыли чистых материальных активов |
14,73% |
Объём доходов, производимый материальными активами |
37 728 |
Избыточная прибыль Компании |
15 671 |
Норма прибыли избыточных доходов |
14,73% |
Капитализированная величина избыточных доходов |
106 359 |
Определение рыночной стоимости Компании в рамках сравнительного подхода
В рамках сравнительного подхода к оценке стоимости Компании были выбрать предприятия аналоги исходя из варианта №26.
В таблице приложения Б приведены расчеты стоимости Компании по мультипликаторам. Расчёт рыночной стоимости Компании методом рынка капитала представлен в таблице 8. Достоверность данных по варианту №26 составляет для компании А – 8 баллов, для компании Б – 9 баллов. Исходя из этого, весовой коэффициент достоверности информации по аналогам будет составлять:
Аналог А= 8(8+9)=0,47, или 47%
Аналог Б=9(9+8)=0,53. или 53%
Для определения итоговой рыночной стоимости необходимо присвоить к каждому из ценовых мультипликаторов весовой коэффициент, согласно его значимости, учитывая, что в сумме они должны давать 100%.
Наиболее весомым коэффициентом является значение мультипликатора Цена/Чистая прибыль; мультипликатор показывает, насколько эффективно работает предприятие, чем выше чистая прибыли, тем более эффективно работает предприятие. Так же мультипликатора Цена/Чистая прибыль является самым распространенным способом оценки, а информация о прибыли оцениваемой компании и предприятий-аналогов является наиболее доступной и достоверной. Поэтому, принимает данный коэффициент равным 30%.
Следующий по значимости рассмотрим мультипликатор Цена/Выручка. Данный показатель так же можно отнести к наиболее значимому мультипликатору, так как от того, сколько денег получает предприятие от своей деятельности, зависит прибыль до уплаты налогов и чистая прибыль предприятия. Поэтому, присваиваем данному мультипликатору, коэффициент равный 15%.
Мультипликатор «Цена/Собственный капитал» так же имеет большое значение при оценки любого коммерческого предприятия. Данный показатель необходим для оценки стабильности и финансовой устойчивости нашего предприятия, он точнее всего отражает доходы, на которые могут рассчитывать собственники компании – это очень важная информация для акционеров компании, поэтому присваиваем данному коэффициенту 15%.
Мультипликатор Цена/Прибыль до уплаты налогов и процентов за кредит, равный 10%, отражает эффективность работы предприятия фактическую, без учета задолженности, а также процентов за кредиты. Вес, равный 10%, присваиваем мультипликатору «Цена/Чистый денежный поток». Мультипликатор Цена/Сумма активов, следует считать так же значимым показателем, присваиваем ему вес равный 10%.
Цена/Прибыль до налогов и Цена/Денежный поток до налогов, эти показатели важны, но в меньшей степени, чем Цена/Прибыль до уплаты налогов и процентов за кредит, поэтому им присваиваем 5%.
Полученные данные представлены в таблице 8
Таблица 8. Расчёт рыночной стоимости Компании методом рынка капитала
№ пп |
Ценовой мультипликатор |
Стоимость бизнеса |
Весовой коэффициент |
ИТОГО | ||
Аналог А |
Аналог В |
Аналог А |
Аналог В | |||
1 |
Цена / Выручка |
508 936 |
795 778 |
15% |
76 340 |
119 367 |
2 |
Цена / Прибыль до налогов и процентов за кредит |
621 830 |
1 302 886 |
10% |
62 183 |
130 289 |
3 |
Цена / Прибыль до налогов |
648 897 |
1 432 302 |
5% |
32 445 |
71 615 |
4 |
Цена / Чистая прибыль |
648 897 |
1 432 302 |
30% |
194 669 |
429 691 |
5 |
Цена / Чистый денежный поток |
489 662 |
1 011 901 |
10% |
48 966 |
101 190 |
6 |
Цена / Денежный поток до налогов |
508 651 |
1 035 845 |
5% |
25 433 |
51 792 |
7 |
Цена / Собственный капитал |
848 877 |
463 883 |
15% |
127 332 |
69 582 |
8 |
Цена / Сумма активов |
588 645 |
293 465 |
10% |
58 864 |
29 346 |
Стоимость оцениваемой компании по аналогам |
626 232 |
1 002 872 | ||||
Весовой коэффициент достоверности информации по аналогам |
47% |
53% | ||||
Итоговая стоимость бизнеса по методу рынка капитала |
825 630 |
Рыночная стоимость Компании, рассчитанная в рамках сравнительного подхода составляет 825630 тыс. рублей.
Согласование подходов
Для определения итоговой величины рыночной стоимости оцениваемого бизнеса на дату оценки были проанализированы преимущества и недостатки использованных подходов.
Таблица 9. Анализ методов расчета рыночной стоимости Компании
Критерий |
Затратный подход, % |
Сравнительный подход, % |
Доходный подход, % |
1.Достоверность информации |
20 |
35 |
45 |
2.Полнота информации |
25 |
35 |
40 |
3.Способность учитывать действительные намерения покупателя и продавца |
20 |
30 |
50 |
4.Способность учитывать конъюнктуру рынка |
20 |
40 |
45 |
5.Способность учитывать размер, местоположение, доходность объекта |
20 |
30 |
50 |
6.Допущения, принятые в расчетах |
25 |
25 |
50 |
Весовые показатели достоверности метода |
21,6 |
32,5 |
45,9 |
То же. округленно |
20 |
30 |
50 |
Весовые показатели достоверности метода рассчитаны следующим образом:
– затратный подход: (20+25+20+20+20+25) : 6 = 21,6 % ;
– сравнительный подход: (35 + 35 + 30 + 40 + 30 + 25) : 6 = 32,5 % ;
– доходный подход: (45 + 40 + 50 + 35 + 50 + 50) : 6 = 45,9 %.
Расчет итоговой рыночной стоимости объекта оценки представлен в таблице приложения Г.
Исходя из расчетов таблицы приложения Г выявлено, что рыночная стоимость бизнеса Компании составляет 542000 тыс. рублей.
Заключение
Целью курсовой работы была практическая оценка стоимости предприятия.
В ходе методического обоснования оценки стоимости бизнеса сделаны выводы, что при проведении оценки бизнеса Компании в соответствии с рекомендациями теории оценки и Федеральных стандартов оценки (ФСО 1-3), а также в соответствии с Международными Стандартами Оценки МСО-2007 для оценки Компании принято решение о применении затратного, доходного и сравнительного (рыночного) подходов, поскольку все три подхода позволяют рассчитать итоговую стоимость акционерного общества используя методику согласования результатов оценки при сравнении полученных различными методиками стоимостей предприятия.
В ходе расчета оценки стоимости бизнеса было выявлено, что для определения итоговой величины рыночной стоимости оцениваемого бизнеса на дату оценки были проанализированы преимущества и недостатки использованных подходов.
Сравнительный подход наиболее точно отражает стоимость бизнеса с точки зрения соотношения спроса и предложения на рынке. При оценке рыночной стоимости бизнеса для целей купли продажи этот подход, как правило, дает наиболее объективную информацию о рыночной стоимости.
Доходный метод считается наиболее надежным для приносящего доход бизнеса, особенно, если не требуется значительная диверсификация. Однако его достоверность существенно снижается тем, что он основан на использовании прогнозных данных, определенных на длительный период времени.
Затратный подход наиболее достоверно отражает стоимость нового бизнеса, но не учитывает влияние на итоговую стоимость факторов рынка и перспектив их доходного использования.
На основании вышеизложенного, мы пришли к выводу о распределении методов по значимости для определения итоговой рыночной стоимости объекта оценки следующим образом: затратному подходу – 20, доходному подходу – 30, сравнительному подходу – 50.
Исходя из вышесказанного окончательная стоимость оцениваемого бизнеса составляет 542000 тыс. рублей.
Список использованных источников
Приложение А. Расчёт рыночной стоимости Компании методом дисконтирования денежных потоков