Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 19:26, контрольная работа
Финансовая деятельность предприятий неразрывно связана с функционированием финансового рынка, развитием его видов и сегментов, состоянием его конъюнктуры. В наиболее общем виде финансовый рынок представляет собой рынок, на котором объектом покупки-продажи выступают разнообразные финансовые инструменты и финансовые услуги.
Финансовый рынок представляет собой чрезвычайно сложную систему, в которой деньги и другие финансовые активы предприятий и других его участников обращаются самостоятельно, независимо от характера обращения реальных товаров. Этот рынок оперирует многообразными финансовыми инструментами, обслуживается специфическими финансовыми институтами, располагает довольно разветвленной и разнообразной финансовой инфраструктурой.
1. Понятие и структура финансовых рынков…………………………………..………….3
2. Сущность и основные функции банковского маркетинга…………………………..…8
3. Сущность маркетинговых исследований в банке……………………………………..13
4. Отличие банковской рекламы от рекламы промышленных товаров………………...16
Наиболее емким будет определение, которое рассматривает маркетинг как управленческую функцию и как концепцию предпринимательской деятельности в условиях конкуренции.
Таким образом, банковский маркетинг – это управленческая деятельность, поиск и использование банком наиболее выгодных рынков банковских продуктов с учетом реальных потребностей клиентов, применение основных маркетинговых методов для достижения максимальной прибыли.
С понятием банковского маркетинга тесно взаимосвязаны следующие понятия: рынок банковских продуктов (услуг), потребители услуг (клиенты и потенциальные клиенты), банковские продукты (услуги), потребность клиентов в услугах, потребительский спрос, отношения между банком и клиентами, сделки, осуществляемые между банком и клиентами.
Объектом маркетинга являются с одной стороны продукты и услуги банка, банковские технологии, с другой стороны клиенты банка, потенциальные клиенты, с третьей – процессы, происходящие внутри банка, сопровождающие оказание услуг, коммуникации, системы маркетинговой информации. К субъектам банковского маркетинга относятся клиенты, конкуренты, собственники, руководство и персонал коммерческого банка, средства массовой информации, посредники и др.
В настоящее время целями банковского маркетинга являются:
- расширение сферы сбыта услуг, рост объемов продаж банковских услуг за счет максимизации потребления и стимулирования сбыта;
- привлечение новых клиентов;
- увеличение степени удовлетворения клиентов качеством услуг, банковским обслуживанием;
- изучение и завоевание рынка, определение собственной ниши и клиентских сегментов;
- повышение конкурентоспособности, обеспечение развития банка на перспективу, ограничение влияния внешней среды;
- повышение эффективности работы.
Конечной целью маркетинга является получение максимальной прибыли за счет расширения объемов продаж в результате проведения целенаправленной политики, стимулирующей сбыт.
Главная задача банковского маркетинга заключается в анализе процессов, происходящих на рынке капитала, то есть непосредственно в сфере действия финансово-кредитных институтов.
Основные функции банковского маркетинга:
1. выявление существующих
и перспективных рынков, изучение
спроса на рынке капитала и
его отдельных сегментах,
2. анализ и предложение
услуг, удовлетворяющих
3. организация обслуживания клиентов;
4. разработка системы
планирования банковской
5. создание и поддержание желаемого образа банка;
6. управление персоналом.
В банковском маркетинге необходимо
выделить основные принципы, которые
характеризуют маркетинговую
1. ориентация на потребности клиентов;
2. активное влияние на потребительский спрос;
3. комплексность маркетингового
процесса в банке (
4. единство перспективного
и текущего планирования
В рамках общения с клиентами банковский маркетинг подразделяется на активный и пассивный маркетинг.
Активный банковский маркетинг включает в себя прямой маркетинг, т.е. активную рекламу, использующую телевидение, почту, Интернет и т.д., опросы населения, личное общение с потенциальным клиентом, изучение его потребностей, создание «фокус-групп», которые представляют собой дискуссионные клубы, организованные банком для обсуждения отдельных маркетинговых проблем. Пассивный маркетинг – это публикации в СМИ материалов о деятельности и положении банка.
Банк желающий закрепиться на рынке должен использовать оба эти способа. Особое внимание в современной банковской практике уделяется прямому маркетингу. Главная цель прямого маркетинга – это не только предоставление перспективному клиенту полной информации об услугах, но и побуждение его действовать без промедления.
Процесс управления маркетингом в коммерческом банке включает в себя несколько направлений. Ф. Котлером были выделены четыре этапа процесса управления маркетингом:
1 этап. Анализ рыночных возможностей
1.1. Системы маркетинговых исследований
1.2. Маркетинговая информация
1.3. Среда маркетинга
1.4. Розничный рынок
1.5. Оптовый рынок
2 этап. Отбор целевых рынков
2.1. Изучение спроса
2.2. Сегментирование рынка
2.3. Выбор целевых сегментов
2.4. Позиционирование товара на рынке
3 этап. Разработка комплекса маркетинга
3.1. Разработка товаров
3.2. Ценообразование
3.3. Методы распространения товаров
3.4. Стимулирование сбыта товаров
4 этап. Претворение в жизнь маркетинговых мероприятий:
4.1. Выработка стратегии маркетинга
4.2. Планирование
4.3. Маркетинговый контроль
Итак, сегодня маркетинг становится одной из важнейших концепций управления банком. Он применяется для повышения эффективности системы управления, позволяет составлять долгосрочные и краткосрочные программы развития, разрабатывать банковские продукты, быстрее реагировать на изменения, происходящие на рынке банковских услуг, создает преимущества в конкурентной борьбе.
3. Сущность маркетинговых исследований в банке
Коммерческий банк работает в постоянно меняющихся условиях, которые характеризуют среду маркетинга. Анализ этой среды, или внешнего окружения банка, сводится к наблюдению за изменениями макросреды, которая неподконтрольна банку, и исследованиям рынка, на котором работает банк.
В маркетинге выделяют маркетинговые исследования и исследования рынка, которые при сходстве методов и подходов различаются объектами и целями исследования.
Специфика маркетинга в банке — большая направленность на маркетинговые исследования, хотя проводятся также исследования рынка конкретных продуктов банка.
Маркетинговые исследования — это совокупность процедур и методов сбора, анализа и интерпретации конъюнктурной информации для принятия управленческих решений. В результате маркетинговых исследований руководство получает разнообразную информацию о новых рыночных возможностях, потенциальных проблемах и угрозах, с которыми может столкнуться банк.
Такие исследования связывают банк с его рыночным окружением, позволяют провести сегментацию рынка и выделить целевые сегменты, а также определить конкурентные преимущества банка и разработать маркетинговую стратегию, основанную на использовании этих преимуществ.
Конечная цель маркетинговых исследований — обеспечение руководителей банка необходимой конъюнктурной информацией для принятия адекватных управленческих решений.
Это, в свою очередь, определяет требования к маркетинговым исследованиям: они должны иметь заказной характер (выполняются по заказу того, кто на основе полученной информации будет принимать решения), проводятся для решения конкретной проблемы, должны быть тщательно спланированными с точки зрения затрат времени и финансов.
Процесс маркетинговых исследований включает обычно ряд этапов, но конкретный план проведения исследований существенно зависит от опыта и традиций банка, поставленных целей, квалификации исполнителей.
Основные этапы маркетинговых исследований.
1. Выявление проблем и
формулировка целей
2. Определение методов сбора и источников информации (цели исследований)
3. Сбор маркетинговой информации (реализация)
4. Анализ собранной информации и представление результатов
5. Принятие управленческих решений
Маркетинговые исследования
постоянно расширяют поле своей
деятельности. Наиболее типичными решаемыми
задачами являются анализ макросреды
и микросреды банка, изучение характеристик
и потенциальных возможностей рынка,
анализ распределения долей рынка
между фирмами, анализ сбыта, изучение
тенденций деловой активности, изучение
товаров конкурентов, краткосрочное
прогнозирование, изучение реакции
на новый товар и его потенциала,
долгосрочное прогнозирование, изучение
политики цен. Маркетинговые исследования
в банке традиционно
1. Разработка новых услуг
— новых видов банковской
2. Сбыт и рынки банковских услуг, где определяются:
-размеры потенциально возможного рынка;
-распределение доли рынка между банками;
-характеристики рынка;
-каналы распределения услуг;
-квоты и территория сбыта услуг.
3. Реклама банковских услуг; здесь исследуются и изучаются:
-потребительские мотивации;
-рекламные тесты;
-средства рекламы;
-эффективность рекламных объявлений.
4. Коммерческая деятельность банков и ее экономический анализ; изучаются:
-тенденции деловой активности;
-политика банковского процента;
-принципы расположения филиалов банка;
-товарная номенклатура;
-международные рынки;
-разрабатывается система информирования руководства.
5. Ответственность банков, при этом изучаются:
-проблемы информирования потребителей;
-воздействие на окружающую среду;
-законодательные ограничения
в области рекламы и
4. Отличие банковской
рекламы от рекламы
В настоящее время по суммарному
объему расходов на рекламу банки
ведущих стран прочно удерживают
4-е место после производителей
автомобилей, торговых фирм и издательских
групп. Действенность рекламы
Рекламировать банковские услуги
гораздо сложнее, чем любой другой
вид продуктов. Здесь есть много
ловушек, в которые легко угодить.
Основное отличие банковских операций
от всех других состоит в том, что
их, образно выражаясь, далеко не всегда
можно ощутить с помощью пяти
имеющихся у человека органов
чувств, нельзя сфотографировать или
изобразить предметно. Не случайно в
рекламе банков рекламисты вынуждены
часто демонстрировать образы, так
или иначе передающие характеристики
и особенности этого
Таким образом, пользуясь в банковской рекламе теми или иными средствами иносказания для продвижения на рынке столь специфического товара, как банковские услуги, есть риск, что клиент, мельком взглянув на изображение, истолкует его буквально: как прямую товарную рекламу изображенного предмета. И если у него нет необходимости в данном товаре, он просто переключит внимание с рекламы банка на другую. Поэтому для банковской рекламы задача точного определения стимулов и мотиваций, на которых должно быть основано рекламное сообщение, становится вопросом не просто важным, а решающим.
Другой важной особенностью
банковской рекламы является следующее.
Не имея возможности продемонстрировать
товар напрямую из-за в определенном
смысле “не материальности” банковских
услуг, банк вынужден в качестве средств
убеждения использовать образ производителя,
справедливо полагая, что положительное
отношение к производителю
Еще одна особенность, о которой стоит сказать отдельно, — индивидуальность банковских услуг. Большинство промышленных товаров производится для массового потребителя. Розничный продавец, выкладывая на прилавки свой товар, не думает о каждом покупателе в отдельности. Для него они объединены в широкие социальные группы.
С банковскими услугами дело обстоит иначе. Каждый покупатель банковских услуг индивидуализирован в глазах продавца. Банки должны знать своих клиентов если не в лицо, то, по крайней мере, по именам.