Законодательство в области финансов, банков и бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 16:27, реферат

Краткое описание

Финансы – одна их экономических категорий, развитие которой связано с товарно-денежными отношениями и существованием государства, использующего эту категорию для выполнения своих задач. Финансовое право базируется на общих принципах российского права и на специфических принципах, свойственных этой отрасли права.

Оглавление

1. Правовая основа финансовой деятельности государства. Стр.
2. Правовые основы финансового контроля. Стр.
3.Бюджетное право. Правовая основа бюджетной системы. Стр.
4.Правовое регулирование межбюджетных отношений. Правовое обеспечение бюджетного процесса. Стр.
5.Правовые основы государственного кредита. Стр.
6.Правовой режим деятельности государственных внебюджетных фондов. Стр.
7.Правовое регулирование финансовой деятельности юридических лиц. Стр.
8.Банковское законодательство РФ на современном этапе. Стр.
9.Правовой статус и основные функции ЦБ РФ. Стр.
10. Правовые основы организации и функционирования кредитных организаций. Стр.
11. Правовые основы обеспечения финансовой устойчивости коммерческих банков. Стр.
12. Правовые основы организации бухгалтерского учета. Стр.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Законод. в области финансов контрольная.doc

— 237.50 Кб (Скачать)
 
 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ

ЭКОНОМИКИ И ПРАВА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Законодательство  в области финансов, банков и бухгалтерского учета. 

(Программа  курса и проблемно-тематический  курс) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студент экономического факультета:

Звездина  Елена Анатольевна

№ 13 Э01303 
 
 
 
 
 

г. Екатеринбург

2003г. 
 
 
 

Содержание. 

1. Правовая  основа финансовой деятельности  государства. Стр.
2. Правовые  основы финансового контроля. Стр.
3.Бюджетное  право. Правовая основа бюджетной  системы. Стр.
4.Правовое  регулирование межбюджетных отношений. Правовое обеспечение бюджетного процесса. Стр.
5.Правовые  основы государственного кредита. Стр.
6.Правовой  режим деятельности государственных  внебюджетных фондов. Стр.
7.Правовое  регулирование финансовой деятельности  юридических лиц. Стр.
8.Банковское  законодательство РФ на современном  этапе. Стр.
9.Правовой  статус и основные функции  ЦБ РФ. Стр.
10. Правовые  основы организации и функционирования  кредитных организаций. Стр.
11. Правовые  основы обеспечения финансовой  устойчивости коммерческих банков. Стр.
12. Правовые  основы организации бухгалтерского  учета. Стр.
Список  литературы. Стр.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема 1. Правовая основа финансовой деятельности государства

  Вопрос  № 1.

  Ответ:

  Финансы – одна их экономических категорий, развитие которой связано с товарно-денежными отношениями и существованием государства, использующего эту категорию для выполнения своих задач. Финансовое право базируется на общих принципах российского права и на специфических принципах, свойственных этой отрасли права.

  Разграничением  между финансовым и другими отраслями  права являются: во-первых, то, что  одним из субъектов финансово-правового  отношения является орган государства, субъекта Российской Федерации, местного самоуправления с властными полномочиями, и, во-вторых, то, что финансовые отношения возникают главным образом, на основе одностороннего волеизъявления, определенного акта органа государства, субъекта Федерации или местного самоуправления.

  Связь финансового права с конституционным  правом проявляется в том, что нормы конституционного права определяют основные принципы правового регулирования в России, в том числе и в области финансовой деятельности государства, субъектов Федерации и местного самоуправления.

  Для административного права главным  являются отношения, складывающиеся в области государственного управления, в исполнительной и распорядительной деятельности органов государства, субъектов Федерации, местного самоуправления. Оно относится к совместному ведению органов Российской Федерации и ее субъектов.

  Для финансового права характерным  являются отношения в области  финансов, а именно аккумуляции, распределения  и использования денежных ресурсов государства, субъектов Федерации  и местного самоуправления.

  Финансы представляют собой правовую категорию, отражающую экономические отношения по поводу образования, распределения и потребления государством фондов денежных средств.

  Ведущей во всех проявлениях финансовой деятельности является роль государства.

  Принципы  финансового права:

    1.Принцип  приоритета публичных интересов в правовом регулировании отношений в области финансовой деятельности государства. Предполагает использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества. В конечном итоге реализация этого принципа отражается на частных интересах личности.

    2.Принцип  федерализма, согласно которому  в финансовой деятельности должны  сочетаться общефедеративные интересы  с интересами субъектов Федерации,  обеспечиваться при посредстве ее необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность субъектов Федерации (в рамках Конституции РФ).

    3.Единство  финансовой политики и денежной  системы. Является необходимым условием гарантированного Конституцией РФ, свободного перемещения финансовых средств (ч.1 ст.8).

    4.Равноправие  субъектов Федерации в области  финансовой деятельности определяется  ст.5 Конституции РФ.

     5. Социальная направленность финансовой деятельности в РФ вытекает из положений Конституции РФ, характеризующих РФ, как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.7)

    6. Участие граждан РФ в финансовой деятельности государства вытекает из положения Конституции о праве граждан участвовать в управлении делами государства, как непосредственно так и через своих представителей (ч.1 ст.32). 

  Принципы  построения и развития финансовой системы  РФ:

    1.Принцип многоуровневого построения финансовой системы РФ – это Федеральное Собрание РФ, Министерство Финансов РФ, Центральный Банк России, кредитные организации, прочие субъекты.

    2. Принцип экономического районирования  при организационном построении  финансовой системы РФ - производная от конституционного принципа осуществления деятельности на едином экономическом пространстве.

    3. Принцип полисубъектности верхнего  уровня финансовой системы РФ - дифференциация и фиксирование полномочий органов верхнего уровня системы. Один и тот же орган не может сочетать нормотворческую, контрольную и надзорную функции, выполнять роль кредитора последней инстанции и одновременно выступать как хозяйствующий субъект. 

  Методы  финансового права  РФ и деятельности государства:

    1.Гражданско-правовой метод - равноправие участников правоотношения, автономия этих участников, свободны осуществлять свои права в своем интересе, свободно распоряжаются своим имуществом.

    2.Публично-правовой  метод - формирование и использование  правоотношений по принципу команда-исполнение, субъекты, выполняющие властные, управленческие функции, действуют по своему усмотрению в пределах предоставленных им полномочий. 

  Вопрос  № 2.

  Ответ:

  Специфика финансово-правового законодательства Российской Федерации определяется принципами, закрепляющими конституционный статус субъектов финансовых отношений.

  Финансы занимают особое место в экономических  отношениях. Их специфика проявляется  в том, что они всегда выступают  в денежной форме, имеют распределительный  характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.

  Финансовые  отношения существуют объективно, но имеют конкретные формы проявления, соответствующие характеру производственных отношений в обществе. В современных условиях формы финансовых отношений претерпевают серьезные изменения.

      Основными задачами Минфина  РФ являются:

  1. разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики;
  2. составление проекта и исполнение федерального бюджета;
  3. обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны, эффективность хозяйствования, а также осуществление мер по развитию финансового рынка;
  4. концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ и ее регионов, целевое финансирование общегосударственных потребностей;
  5. разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов и об источниках их погашения;
  6. совершенствование методов финансово-бюджетного планирования, финансирования и отчетности;
  7. осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.
 

Тема 2. Правовые основы финансового  контроля

  Вопрос  № 1.

  Ответ:

    Финансовый  контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

   Финансовый  контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово-правовых институтах.

   Основными направлениями финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, являются:

  а) проверка выполнения органами государственной  власти и местного самоуправления функций  по аккумуляции, распределению и  использованию финансовых ресурсов;

  б) проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;

  в) проверка правильности использования  государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);

  г) проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;

  д) выявление внутренних резервов производства - возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств;

  е) устранение и предупреждении нарушений  финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке  применяются меры воздействия к  организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам. В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности.

  Правовой  режим характеризуется тем, что  объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредствуется денежными отношениями.

Информация о работе Законодательство в области финансов, банков и бухгалтерского учета