Законодательство в области финансов, банков и бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 16:27, реферат

Краткое описание

Финансы – одна их экономических категорий, развитие которой связано с товарно-денежными отношениями и существованием государства, использующего эту категорию для выполнения своих задач. Финансовое право базируется на общих принципах российского права и на специфических принципах, свойственных этой отрасли права.

Оглавление

1. Правовая основа финансовой деятельности государства. Стр.
2. Правовые основы финансового контроля. Стр.
3.Бюджетное право. Правовая основа бюджетной системы. Стр.
4.Правовое регулирование межбюджетных отношений. Правовое обеспечение бюджетного процесса. Стр.
5.Правовые основы государственного кредита. Стр.
6.Правовой режим деятельности государственных внебюджетных фондов. Стр.
7.Правовое регулирование финансовой деятельности юридических лиц. Стр.
8.Банковское законодательство РФ на современном этапе. Стр.
9.Правовой статус и основные функции ЦБ РФ. Стр.
10. Правовые основы организации и функционирования кредитных организаций. Стр.
11. Правовые основы обеспечения финансовой устойчивости коммерческих банков. Стр.
12. Правовые основы организации бухгалтерского учета. Стр.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Законод. в области финансов контрольная.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

  В бюджетную систему России как  федеративного государства входят бюджеты трех уровней, являясь ее самостоятельными частями. К ним относятся:

  1. федеральный бюджет;
  2. бюджеты субъектов РФ -  республиканские бюджеты республик в составе РФ; краевые бюджеты краев; областные бюджеты областей; городские бюджеты городов федерального подчинения; областной бюджет автономной области; окружные бюджеты автономных округов;
  3. местные бюджеты, в том числе: районные бюджеты сельских районов; городские бюджеты городов (кроме Москвы и Санкт-Петербурга); районные бюджеты районов в городах; поселковые бюджеты поселков; сельские бюджеты сел.

  Каждая  группа включает в себя самостоятельные  звенья бюджетной системы РФ в  целом. Бюджеты, действующие на соответствующих  территориях, объединяются в консолидированные  бюджеты. В законодательстве они представлены по уровням их формирования.

       Каждый  субъект РФ и соответствующие  местные органы власти на основе федерального законодательства самостоятельно устанавливают свою бюджетную систему, исходя из государственного и административно - территориального устройства (деления) своей территории.

       Каждый  бюджет, формируемый в РФ, обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих  соответственно федеральное, республиканское, областное, краевое, окружное или местное  значение. Однако роль каждого вышестоящего бюджета заключается и в том, что он выступает своеобразным гарантом финансирования минимально необходимых расходов нижестоящих территорий. Это выражается в выделении денежных средств из вышестоящего бюджета в нижестоящий бюджет, если последний не обеспечивает финансирование такого минимума. Таким образом, осуществляется взаимосвязь всех бюджетов Бюджетная система  РФ, обеспечивающей в своей совокупности финансирование мероприятий по социально-экономическому развитию как России в целом, так и отдельных ее регионов. 

  Вопрос  №2.

  Ответ:

  Все действующие на территории РФ бюджеты  представляют в совокупности определенную систему, которая называется –  бюджетной системой. В Бюджетном Кодексе было дано ее определение как основанной на экономических отношениях, государственном устройстве и юридических нормах совокупности федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов муниципальных образований внебюджетные государственные социальные фонды. Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

  Как видно, бюджетное устройство РФ определяется ее государственным устройством - в  унитарных государствах бюджетная  система имеет два уровня - государственный бюджет и местные бюджеты (однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней (нижестоящих государственных и административно-территориальных единиц) не входят в бюджеты вышестоящих уровней). Необходимо также отметить, что до принятия БК РФ внебюджетные фонды, являясь элементом финансовой системы (общегосударственные финансы) не включались в бюджетную систему.

   Для составления и исполнения бюджетов, обеспечения сопоставимости показателей, бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ используется бюджетная классификация РФ. Бюджетная классификация – это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней по однородным признакам с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов.

  Согласно, Бюджетного Кодекса РФ (Глава 4) бюджетная  классификация включает:

  • классификацию доходов бюджетов РФ;
  • функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
  • экономическую классификации расходов бюджетов РФ;
  • классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
  • классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  • классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;
  • ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

   Доходы  бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии  законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

   Расходы бюджета -  денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

  Виды  доходов бюджетов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и  сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также  обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

  К неналоговым доходам относятся  доходы:

  • от использования, продажи и иного возмездного отчуждение имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • от платных услуг, оказанных государственными или муниципальными органами власти и учреждениями;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);
  • финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней и др.

   Также выделяют регулирующие доходы – это доходы, которые передаются в бюджет в целях сбалансирования его доходов и расходов (бюджетного регулирования), в виде процентных отчислений от налогов и других платежей, находящихся в распоряжении вышестоящих органов власти, по нормативам, определяемым при утверждении бюджета на предстоящий финансовый год.

  Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие  расходы (обеспечивающие текущее финансирование органов государственной власти) и капитальные (обеспечивающие инновационную и инвестиционную деятельность, расширенное воспроизводство, проведение капитального ремонта).

  В любом бюджете доходы и расходы  должны быть сбалансированы. При дефиците бюджета - превышении расходов над доходами - должны быть указаны источники финансирования дефицита (перечень источников финансирования различен для разных уровней бюджетной системы РФ). Законодательством РФ установлены предельные размеры дефицита бюджета. Для покрытия дефицита бюджета используются государственные заимствования - займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной (внешние) или российской валюте (внутренние заимствования). 

Тема 4. Правовое регулирование  межбюджетных отношений. Правовое обеспечение  бюджетного процесса

  Вопрос  № 1.

  Ответ:

  Согласно  гл.16 статьи 129 Бюджетного Кодекса межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

    Межбюджетные  отношения основываются на принципах:

  • распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;
  • разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
  • равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
  • выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
  • равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.

  Передача расходов  и доходов бюджетов

  1. Отдельные виды расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации путем включения соответствующих норм (положений) в федеральный закон о федеральном бюджете с одновременным внесением изменений в настоящий Кодекс.
  2. Отдельные виды расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренные пунктом 1 статьи 86 настоящего Кодекса, а именно:

- обеспечение  функционирования органов законодательной  (представительной) и исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации;

- обслуживание  и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации;

- проведение  выборов и референдумов субъектов  Российской Федерации;

- обеспечение  реализации региональных целевых  программ;

- формирование  государственной собственности  субъектов Российской Федерации;

- осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;

- содержание  и развитие предприятий, учреждений  и организаций, находящихся в  ведении органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации;

- обеспечение  деятельности средств массовой информации субъектов Российской Федерации;

  • оказание финансовой помощи местным бюджетам;
  • обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;
  • компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;
  • прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Российской Федерации; могут передаваться из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам только путем включения соответствующих норм (положений) в закон субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и внесения изменений в настоящий Кодекс.

3.   Передача доходов из бюджета  одного уровня бюджетной системы  Российской Федерации бюджету  другого уровня может быть  произведена в порядке, установленном  статьями 52, 58 и 63 настоящего Кодекса.

4. Финансовые  средства, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, не относящихся к предметам ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, передаваемые из соответствующего бюджета, предусматриваются в бюджете, из которого передаются расходы, как отдельный вид расходов бюджета и учитываются раздельно по каждому передаваемому виду расходов.

    Средства, переданные федеральному бюджету, бюджету  субъекта Российской Федерации, местному бюджету в качестве обеспечения  отдельных государственных полномочий, учитываются в соответствующем бюджете как доход в форме безвозмездных перечислений.

    Увеличение  расходов бюджетов субъектов  Российской Федерации  и местных бюджетов.

    В течение финансового года органы законодательной (представительной) и  исполнительной власти, представительные органы местного самоуправления не вправе принимать решений, приводящих к увеличению расходов бюджетов либо снижению (выпадению) доходов бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, без внесения изменений и дополнений в соответствующие законы (решения) о бюджетах, компенсирующих увеличение расходов, снижение (выпадение) доходов.

    Принцип равенства бюджетов субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным  бюджетом.

    1. Принцип равенства бюджетов субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом предполагает установление единых для всех субъектов Российской Федерации нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов Российской Федерации и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов. Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг, нормативы минимальной бюджетной обеспеченности, являющиеся основой для расчета финансовой помощи субъектам Российской Федерации из федерального бюджета, определяются на основе единой методики с учетом социально - экономических, географических, климатических и иных особенностей субъектов Российской Федерации и согласовываются с субъектами Российской Федерации до принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Информация о работе Законодательство в области финансов, банков и бухгалтерского учета