Управление государственным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:01, курсовая работа

Краткое описание

Я выбрала эту тему, так как в данный момент, на мой взгляд, она является одной из самых актуальных для России, так как государственный долг за последнее время растет. И хочется изучить его нестабильное положение, то есть от чего зависит рост или снижение государственного долга.
Количественная величина прироста государственного долга за год равняется годовому дефициту государственного бюджета, то есть при росте государственного долга, дефицит государственного бюджета увеличивается.
Управляя государственным долгом, государственные органы и органы местного самоуправления определяют соотношение между различными видами долговой деятельности (государственными и муниципальными

Оглавление

Введение
-актуальность
-цели
-задачи
Вопрос 1. Определение и значение внешнего долга
1.1 Определение государственного долг
1.2. Влияние внешнего долга на российскую экономика
1.3 Состояние государственного долга.

Вопрос 2. Формирование внешнего долга, кредиторы и должники России
2.1. Внешняя задолженность России
2.2. Кредиторы России
2.2.1. Задолженность перед странами-членами Парижского клуба
2.2.2. Задолженность бывшим странам-членам СЭВ
2.2.3. Задолженность кредиторам Лондонского клуба
2.2.4. Международный валютный фонд
2.2.5. Коммерческие кредиторы
2.4. Государственный внешний долг РФ на 2009 год
Вопрос 3. Определение и значение внутреннего долга.
3.1 Внутренний государственный долг
3.2 Управление внутренним государственным долгом
3.3 Что ожидает внутренний долг России в 2009 году
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

сама Курсовая.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию ГОУ  СПО 

Кафедра: Бухгалтерского учета 
 

Допущена  к защите

«       »                  200   г.

Зав. кафедрой:  
 
 

Курсовая  работа 

по дисциплине: «Финансы и кредит» 

на тему: «Управление государственным долгом» 

специальность: «Финансист по отраслям» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Руководитель:  
 
 
 
 
 
 
 

Сыктывкар, 2009 
 

Задание для курсовой работы

По дисциплине «Финансы и кредит                                                 »

Специальность 080106       «Финансы по отраслям                         »

Студентке группы Ф-       очного отделения

                                                     

Тема  «Управление государственным долгом                                   »                                                         

Введение

-актуальность

-цели

-задачи 

Вопрос 1. Определение и значение внешнего долга

1.1 Определение государственного долг

1.2. Влияние внешнего долга на российскую экономика

1.3 Состояние  государственного долга.

 

Вопрос 2. Формирование внешнего долга, кредиторы и должники России

2.1. Внешняя задолженность  России

2.2. Кредиторы  России

2.2.1. Задолженность  перед странами-членами Парижского  клуба

2.2.2. Задолженность бывшим странам-членам СЭВ

2.2.3. Задолженность кредиторам Лондонского клуба

2.2.4. Международный валютный фонд

2.2.5. Коммерческие  кредиторы

2.4. Государственный внешний долг РФ на 2009 год

Вопрос 3. Определение и значение внутреннего долга.

3.1 Внутренний государственный долг

3.2 Управление  внутренним  государственным долгом

3.3 Что  ожидает внутренний долг России в 2009 году

Заключение

Список  литературы

Приложения

Срок  выдачи задания ______________Срок сдачи курсовой работы_________

Руководитель  курсовой работы -  
 

Содержание 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Я выбрала эту тему, так как в  данный момент, на мой взгляд, она  является одной из самых актуальных для России, так как  государственный долг за последнее время растет. И хочется изучить его нестабильное положение, то есть от чего зависит рост или снижение государственного долга.

      Количественная  величина прироста государственного долга  за год равняется годовому дефициту государственного бюджета, то есть при  росте государственного долга, дефицит  государственного бюджета увеличивается.

      Управляя  государственным долгом, государственные  органы и органы местного самоуправления определяют соотношение между различными видами долговой деятельности (государственными и муниципальными заимствованиями, гарантиями и кредитами), структуру видов долговой деятельности по срокам и доходности, механизм построения конкретных займов, гарантий и кредитов, порядок выпуска и обращения займов, порядок предоставления гарантий и кредитов и выполнение финансовых обязательств по ним. Соответствующие органы устанавливают и все другие необходимые аспекты функционирования государственного долга.

      В процессе управления государственным  долгом решают следующие задачи:

  • Удержание величины внутреннего и внешнего долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны, выполнения органами власти соответствующего уровня взятых на себя долговых обязательств без значительного ущерба финансированию программ социально-экономического развития;
  • Поддержание репутации российского государства как первоклассного заемщика на основе безупречного выполнения финансовых обязательств перед инвесторами;
  • Минимизация стоимости долга на основе удлинения срока заимствования и снижения доходности государственных и муниципальных ценных бумаг;
  • Поддержание стабильности и предсказуемости рынка государственного долга;
  • Обеспечение эффективного и целевого использования заимствованных средств, гарантированных займов; государственных и муниципальных кредитов;
  • Обеспечение своевременного возраста государственных и муниципальных кредитов и уплаты процентов по ним;
  • Диверсификация долговых обязательств по срокам заимствования, доходности, срокам выплат доходов и другим параметрам для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов;
  • Координация действий федеральных органов, органов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления на рынке государственных и муниципальных долговых обязательств.

      В курсовой работе я  хотела рассмотреть внутренний государственный  долг, а также структуру и состояние  государственного долга на данный момент.

      Проблема государственных  заимствований - одна из острейших в российской экономике. Размер государственного долга имеет важное, но не определяющее значение. Одним из приоритетных вопросов является определение уровня влияния, которое он оказывает на состояние финансовой системы, денежного обращения и на функционирование экономики в целом.

      Система государственных  заимствований может играть как  конструктивную, так и разрушительную роль в развитии экономики страны в связи с этим необходим механизм управления государственным долгом, представляющий собой комплекс мероприятий по регулированию состояния финансовой системы.

  1. Определение и значение внешнего долга

1.1. Определение государственного  долга

 

      В научной литературе государственный  долг определяется сложившийся к  данной дате суммой дефицита федерального бюджета за вычетом положительного сальдо (профицита) этого бюджета. На практике государственным долгом считают долговые обязательства России перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая, обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ (4).

      Государственный долг России может быть в форме:

      1) кредитных соглашения и договоров,  заключенных от имени РФ как  заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

      2) государственных займов, осуществленных  путем выпуска ценных бумаг  от имени РФ;

      3) договоров и соглашений о получении  РФ бюджетных ссуд и бюджетных  кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы России;

      4) договоров о предоставлении РФ  государственных гарантий;

      5) соглашений и договоров, в том  числе международных, заключенных  от имени РФ, о пролонгации  и реструктуризации долговых  обязательств России прошлых  лет.

      Внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте. В трактовке федерального закона от 26 декабря 1994г. №76 «О государственных внешних заимствованиях РФ и государственных кредитах, предоставляемых РФ иностранным государствам, и их юридическим лицам и международным организациям», утратившего силу при введении в действие Бюджетного кодекса, использовалось иное определение:

      «Государственными внешними заимствованиями РФ - привлекаемые из иностранных источников (иностранных  государств, их юридических лиц и международных организаций) кредиты (займы), по которым возникают государственные финансовые обязательства РФ как заемщика финансовых средств или гаранта погашения таких кредитов (займов) другими заемщиками. Государственными внешними заимствованиями РФ формируют государственный внешний долг РФ». Эта формулировка в большей степени соответствует принятым в международной практике определениям внешнего долга (2).

      Внешний долг включает в себя обязательства  по государственным гарантиям, предоставленным  РФ, и сумма основного долга по кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций (5). 

1.2. Влияние внешнего  долга на российскую  экономику

 

      Внешний долг, то есть накопленная задолженность  субъектов хозяйствования и органов власти перед нерезидентами, - ключевой фактор экономического развития России в XXI в.. Эта ситуация соответствует современным тенденциям, которые свидетельствуют о том, что мировая экономика дефицитна и имеет ярко выраженные долговые черты. Подавляющее число государств испытывает недостаток собственных финансовых ресурсов для осуществления внутренних платежей, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономической политики и выполнения обязательств по уже осуществлённым внешним заимствованиям. В разных странах соотношение привлечённых и предоставленных средств неодинаково, однако практически везде, в том числе и в России, сложилась экономическая система, во многом основанная на внешних заимствованиях.

      Причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, экономические спады в стране, кризисы различных сферах деятельности и т.д. Еще один источник государственного долга - политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита.

      Чем обременительнее для страны накопленный  внешний долг, тем в большей  мере его обслуживание вовлекается  во взаимодействие с функционированием  всей национальной экономики и ее финансовой сферы.

      Можно выделить определенный характер взаимодействия внешних заимствований с соответствующими сферами экономики страны. Прежде всего, важен характер опасности  чрезмерного роста внешнего долга  с позиций государственного бюджета, денежно-кредитной системы, международной кредитоспособности страны. Для государственного бюджета в трехзвенном кредитном цикле, таких как привлечение, использование, погашение, - неблагоприятные последствия чрезмерного возрастания внешнего долга связаны в основном со стадией его погашения; новые же займы для текущего бюджетного периода, наоборот, сулят возможность ослабить нагрузку на налоговые и другие обычные доходные источники, позволяют более гибко маневрировать на всех стадиях бюджетного процесса. В то же время неблагоприятно может складываться график платежей по внешнему долгу. В любом случае степень и последствия взаимодействия зависят главным образом от относительной величины накопившегося внешнего долга.

      В условиях обременительного внешнего долга  существенно возрастают трудности в укреплении доверия к национальной валюте, противодействии инфляции, в обеспечении необходимыми валютными резервами и валютной конвертируемости. Особое место при этом занимает вопрос о возможных неблагоприятных последствиях в случае чрезмерной девальвации национальной валюты, относительно занижения ее реального курса.

      Финансовая  неустойчивость мировой экономики  приобретает системный характер и принуждает отдельные страны и  регионы к поиску новых экономических  моделей, обеспечивающих необходимый баланс между реализацией национальных интересов и прагматичным участием в международных экономических отношениях. Составной частью такой экономической модели является система управления государственным долгом. До 2001 г. внешняя задолженность России оказывала негативное воздействие на развитие национальной экономики России по нескольким направлениям:

      · усиливалась зависимость РФ от иностранных государств, предоставлявших кредиты, при принятии решений в области экономической политики;

      · происходило сокращение объёма средств, которые могли быть направлены на инвестирование, что серьёзно ограничивало экономический рост;

      · сокращался объём средств, которые могли быть направлены на развитие социальной сферы, усиливалась социальная напряженность;

      · дестабилизировалась денежно-кредитная ситуация; происходило ослабление позиций России на мировых рынках товаров и капиталов.

      Совокупность  этих качественных показателей дает основания характеризовать экономическую  систему страны в XXI в. как долговую. Это означает, что принятие большинства экономических решений на государственном уровне было тесно связано и зависело, от возможностей по погашению и обслуживанию внешнего долга. Поэтому построение грамотной, научно обоснованной стратегии и тактики управления внешней задолженностью и их увязка с другими направлениями экономической политики государства являлось на современном этапе задачей исключительной важности.

      Внешние заимствования представляли собой  источник финансовых ресурсов для органов  власти. Их особенность заключалась в том, что, хотя всеми правами в сфере привлечения и использования международных кредитов обладали органы исполнительной и законодательной власти, бремя ответственности за ошибочное решение ложилось на граждан страны, которые через систему налогов передавали субъектам власти средства, необходимые для погашения внешней задолженности. Таким образом, внешний долг оказывал серьёзное влияние на налоговую нагрузку и социальную ситуацию.

Информация о работе Управление государственным долгом