Управление государственным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:01, курсовая работа

Краткое описание

Я выбрала эту тему, так как в данный момент, на мой взгляд, она является одной из самых актуальных для России, так как государственный долг за последнее время растет. И хочется изучить его нестабильное положение, то есть от чего зависит рост или снижение государственного долга.
Количественная величина прироста государственного долга за год равняется годовому дефициту государственного бюджета, то есть при росте государственного долга, дефицит государственного бюджета увеличивается.
Управляя государственным долгом, государственные органы и органы местного самоуправления определяют соотношение между различными видами долговой деятельности (государственными и муниципальными

Оглавление

Введение
-актуальность
-цели
-задачи
Вопрос 1. Определение и значение внешнего долга
1.1 Определение государственного долг
1.2. Влияние внешнего долга на российскую экономика
1.3 Состояние государственного долга.

Вопрос 2. Формирование внешнего долга, кредиторы и должники России
2.1. Внешняя задолженность России
2.2. Кредиторы России
2.2.1. Задолженность перед странами-членами Парижского клуба
2.2.2. Задолженность бывшим странам-членам СЭВ
2.2.3. Задолженность кредиторам Лондонского клуба
2.2.4. Международный валютный фонд
2.2.5. Коммерческие кредиторы
2.4. Государственный внешний долг РФ на 2009 год
Вопрос 3. Определение и значение внутреннего долга.
3.1 Внутренний государственный долг
3.2 Управление внутренним государственным долгом
3.3 Что ожидает внутренний долг России в 2009 году
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

сама Курсовая.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

      Внутренние  займы обычно оформляются путем  выпуска и размещения государственных  ценных бумаг (прежде всего облигации) среди населения, коммерческих банков и других финансовых учреждениях. В  отличии от денежной эмиссии, усиливающей развитие процессов инфляции, продажа облигаций рассматривается как не инфляционное финансирование бюджетного дефицита. Покупатели облигаций внутреннего государственного займа финансируют правительство, получая в свою очередь гарантированный доход в виде процента, выплачиваемого правительством с определенной периодичностью (например, ежегодно) в течение срока погашения облигации (например, в течение 10 лет). В нашей стране практиковались так называемые выигрышные займы, доход от которых выплачивался держателям облигаций в форме выигрыша. В большинстве развитых стран на величину государственных займов в законодательном порядке устанавливается лимит для ограничения бесконтрольного роста государственного долга.

      Государство может прибегать к займам как  в условиях стабильной ситуации, так и при возникновении экономических проблем. Каждый заем предполагает  его обоснование включая в себя оценку затрат, связанных с размещением займа, его обслуживанием (выплатой процентов) и погашением; расчет их эффективности, сравнение затрат с ожидаемыми выгодами от использования средств. Наибольшую трудность определяет оценка выгод, поскольку они имеют не только экономическую, но и социально-политическую составляющую, не всегда поддается количественному измерению и распределены во времени.

      Организационная подготовка займа предполагает, что  государство должно создать систему  управления привлеченными средствами. Для этого определяется генеральный  агент по его обслуживанию, который  в дальнейшем будет осуществлять операции по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате процентов по ним. Для федерального правительства эти функции обычно выполняет центральный банк и его учреждения. Генеральный агент действует на основе соглашения, подписанных с тем органом исполнительной власти, который осуществляет эмиссию государственных обязательств. Взаимодействуя с другими агентами, он создает цепь по распространению государственных ценных бумаг. В России Центральный банк Российской Федерации осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.

      Инструментом  заимствований является выпуск государственных  и муниципальных ценных бумаг. В  зависимости от целей размещения займа ценные бумаги могут быть предназначены  для продажи как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Эмиссия осуществляется в соответствии с законом о бюджете, программой внутренних и внешних заимствований. При ее проведение необходимо учитывать ограничения, установленные бюджетным кодексом для объема дефицита бюджета, государственного и муниципального долга.

3.3 Что ожидает внутренний  долг России в  2009 году

 

      Внутренний  долг государства, который изначально оценивается как менее болезненный  для экономики страны, также продолжает расти. Резкий скачок его роста произошел  осенью 2008 года, когда кризис вплотную добрался и до России. Только за октябрь месяц прошлого года внутренний государственный долг, выраженный в ценных бумагах государства, увеличился почти на 8 млрд. рублей и составил 1 трлн. 378,500 млрд. рублей. На 1 февраля 2009 года эта сумма увеличилась уже до 1 трлн. 423,268 млрд. рублей. Кроме того, в 2009 году предлагается увеличить внутренний долг государства еще на 300 млрд. рублей. Эти финансовые ресурсы будут выступать в качестве гарантий государства по кредитам, получаемым стратегически важными организациями и предприятиями оборонно-промышленного комплекса (100 млрд. рублей) и предприятиями, отобранными и отнесенными правительством к числу наиболее значимых для экономики страны (200 млрд. рублей).

      Рост  государственного долга есть неотъемлемая часть борьбы с любым финансовым кризисом. В условиях снижения платежеспособного спроса и покупательной способности граждан бездействие государства может привести к значительному упадку экономики страны. Активные же государственные действия позволяют преодолеть кризисные явления и избежать состояния экономической депрессии, по сравнению с которой рост государственного долга – относительно малая цена.

      Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации (смотри приложение №3) 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Как известно, посредством  государственных заимствований  органы власти получают дополнительные финансовые ресурсы, необходимые для  финансирования общегосударственных  потребностей, не обеспеченных доходами. Государство становится полноправным участником рынка капиталов, его долговые обязательства погашаются за счет бюджетных средств (доходов), золотовалютных резервов страны, финансовых ресурсов, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований.

      Бюджетная, долговая и валютная политика государства неразрывно связаны между собой: государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста. Рано или поздно заимствования выходят за рамки возможностей государства, что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанные с погашением и обслуживанием долга. Необоснованная бюджетная, денежно-кредитная и курсовая политика государства вызывает неуверенность на финансовых рынках в отношении инвестиционного климата, побуждая инвесторов к выдвижению требований более высокой премии за риск. Это особенно касается стран, развивающих и формирующих рынки ценных бумаг, где заемщики и кредиторы могут воздержаться от принятия долгосрочных обязательств, что может негативно отразиться на развитии финансовых рынков и экономическом росте.

      К важнейшим законодательно закрепленным мерам по управлению государственным  долгом относятся установление предельных объемов государственного внутреннего  и внешнего долга, границы внешних заимствований с разбивкой по формам обеспечения обязательств; источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая поступления от эмиссии государственных ценных бумаг; предельный размер внешних заимствований; расходы на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга; верхние пределы государственных внутренних и внешних гарантий. Чрезмерный рост государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы.

      В связи с этим также следует учитывать, что система управления государственным долгом по своей политико-экономической сути должна включать определение цели и обоснованность государственных заимствований, минимизацию стоимости долга для заемщика, эффективное использование, учет и контроль за расходованием привлекаемых ресурсов, усиление инвестиционного характера займов, обеспечение своевременного возврата полученных кредитов. Это предполагает формирование единой системы управления государственным долгом, включая учет займов субъектов Федерации, внешней задолженности банков и других корпоративных заимствований. С введением в действие Бюджетного кодекса впервые на законодательном уровне прописано понятие единой системы учета и регистрации государственных долговых обязательств. Информация о долговых обязательствах Российской Федерации, выпуске ценных бумаг субъектов и муниципальных образований вносится в Государственную долговую книгу Федерации, государственную долговую книгу ее субъекта или муниципальную долговую книгу в трёхдневный срок с момента возникновения обязательства.

      Для того чтобы более  четко обозначить направления совершенствования  процесса управления государственным  долгом, следует иметь в виду, что на рынке государственного внутреннего  долга за последние годы произошли  позитивные перемены: проведена новация по государственным ценным бумагам, отлажена инфраструктура и нормативное регулирование рынка государственных ценных бумаг. Все это в определенной степени восстановило доверие инвесторов к рынку внутренних заимствований, привело к увеличению ликвидности рынка и объемов размещаемых на нем финансовых.

      На основе приведенной  выше информации можно сделать следующий  вывод: бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению  основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. В связи с этим на передний план снова выдвигается проблема государственного долга.

      Происходит сокращение внешнего долга за счет уточнения коммерческой задолженности, уменьшения объема роста долга вследствие неблагоприятных для России изменений валютных курсов и сокращения объема ожидаемых кредитов по линии международных финансовых организаций. Но внутренний долг за счет этого растет (за счет облигаций федерального займа).

      В общем можно  сказать, что положение нашей  страны сложно, но не безнадежно. Оживление  экономики вселяет надежду. Значительно  улучшилась динамика поступления доходов  в бюджет, снизилась задолженность по выплатам заработной платы, погашены задолженности по выплате пенсий. Но все равно вопрос государственного долга остается открытым, он требует решения и стабильного оживления экономики не на короткий период, а куда более длительный. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Закон Российской Федерации от 13 ноября 1992 года «О государственном  внутреннем долге Российской Федерации.
  2. Закона от 26 декабря 1994г. №76 «О государственных внешних заимствованиях РФ и государственных кредитах, предоставляемых РФ иностранным государствам, и их юридическим лицам и международным организациям»
  3. Указ Президента Российской  Федерации от 8 декабря 1992 года №1556 «О федеральном казначействе».
  4. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Статья 97. «Государственный долг Российской Федерации»
  5. Федеральный закон РФ от 07.12.2005 «О федеральном бюджете на 2007 год».
  6. Белоусов Д. Сценарий экономического развития Росси на пятнадцатилетнюю перспективу. Проблемы прогнозирования. №1 2006 год
  7. Белоусов Д. Солнцев О. об использовании ресурсов стабилизационного фонда для стимулирования экономического роста. Проблемы прогнозирования. №4 2009 год.
  8. Боголонов О. Сложный путь интеграции России в мировую экономику. Мировая экономика и международные отношения. №9 2008 года.
  9. Чернецов С.А. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. пособие. - М.: Магистр, 2008. - 527 с.
  10. Кудрин А. Государственный долг России. Переменны декорации. Рынок ценных бумаг. №3 2007 года.
  11. Кудрин А. РИА «Новости» 03. октября 2008 года.
  12. Воронин, Ю., Кабашкин, В. Управление государственным долгом. // Экономист. - 2008 - №1. С. 58-67.
  13. Матвеева, Т.Ю. Основы экономической теории: Учеб. пособие для вузов / Т.Ю. Матвеева, И.Н. Никулина. - М.: Дрофа, 2003. - 448 с.
  14. Шабалин, А. Динамика государственного и корпоративного долга // Экономист. - 2009 - №3..
  15. Экономика: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. - М.: Экономист, 2005. - 896 с.
  16. Экономический журнал ВШЭ. - 2006 - №3
  17. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Т.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича - М.: ИНФРА-М, 2000.
  18. Экономическая теория: учебное пособие / В.М. Соколинский, В.Е. Корольков [и др.]; под ред. А.Г. Грязновой и В.М. Соколинского. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: КНОРУС, 2008. - 464 с.
  19. Бутакова О.В., Швецов Ю.Т., «Функциональная направленность системы бюджетного регулирования», Финансы, № 10, 2007.
  20. Чичелёв М.Э. «Эффективность в бюджетном процессе», Финансы, №1, 2007.
  21. Воронин Ю. С. Управление государственным долгом Экономист. 2009-№1.
  22. Сайт Министерства Финансов http://www1.minfin.ru.
  23. Сайт «Ресурсы Университетской информационной системы РОССИЯ» http://www.cir.ru.

Приложения

Информация о работе Управление государственным долгом