Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:01, курсовая работа
Я выбрала эту тему, так как в данный момент, на мой взгляд, она является одной из самых актуальных для России, так как государственный долг за последнее время растет. И хочется изучить его нестабильное положение, то есть от чего зависит рост или снижение государственного долга.
Количественная величина прироста государственного долга за год равняется годовому дефициту государственного бюджета, то есть при росте государственного долга, дефицит государственного бюджета увеличивается.
Управляя государственным долгом, государственные органы и органы местного самоуправления определяют соотношение между различными видами долговой деятельности (государственными и муниципальными
Введение
-актуальность
-цели
-задачи
Вопрос 1. Определение и значение внешнего долга
1.1 Определение государственного долг
1.2. Влияние внешнего долга на российскую экономика
1.3 Состояние государственного долга.
Вопрос 2. Формирование внешнего долга, кредиторы и должники России
2.1. Внешняя задолженность России
2.2. Кредиторы России
2.2.1. Задолженность перед странами-членами Парижского клуба
2.2.2. Задолженность бывшим странам-членам СЭВ
2.2.3. Задолженность кредиторам Лондонского клуба
2.2.4. Международный валютный фонд
2.2.5. Коммерческие кредиторы
2.4. Государственный внешний долг РФ на 2009 год
Вопрос 3. Определение и значение внутреннего долга.
3.1 Внутренний государственный долг
3.2 Управление внутренним государственным долгом
3.3 Что ожидает внутренний долг России в 2009 году
Заключение
Список литературы
Кредиты МВФ могут быть получены лишь после того, как вторая сторона согласится на проведение стратегических реформ в своей экономике.
Россия уже использовала часть механизмов финансовой помощи МВФ: stand-by в 1992 году на сумму 1 млрд. долларов сроком на 5 лет и в 1995 году на сумму 6 млрд. долларов сроком на 5 лет с отсрочкой на 3 года и 3 месяца. На системные преобразования в 1993 г. был получен транш STF в размере 1,54 млрд. долларов сроком на 10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 года и в 1994 г. - 1,5 млрд. долларов (на тех же условиях). В 1996-1998 гг. был предоставлен кредит по программе расширенного кредитования EFF в размере 9,2 млрд. долларов (на 10 лет с отсрочкой на 4,5 года). Кредитование России приостановлено Фондом в 1999 году. С 2000 года отношения России с МВФ вступили в новый этап, отличающийся двумя особенностями. Первая состоит в значительном изменении взаимосвязи кредитов Фонда и процедуры принятия решений об их предоставлении с реструктуризацией российской внешней задолжности. Вторая связана со стабилизацией валютно-финансового положения России.
Участие в Фонде способствовало стабилизации денежного обращения России и перестройке ее экономики. Экономические программы правительства в период, когда страна выступала заемщиком Фонда, составлялись с учетом рекомендаций его экспертов. Вступление России в МВФ способствовало ускорению ее интеграции в мировую экономику и мировую валютную систему.
Выделяет ряд положительных факторов участия России в МВФ. Одним из существенных можно считать облегчение проблемы реструктуризации внешней задолжности. Благодаря подписанию соглашения о реструктуризации задолжности как с Парижским, так и с Лондонским клубами кредиторов удалось снизить давление бремени платежей по внешнему долгу на федеральные расходы, стабилизировать внешнюю кредито- и платежеспособность и международные кредитные отношения без ущерба для внутренней экономики и национальной денежно-кредитной системы.
Перестав
быть заемщиком МВФ, Россия получила
возможность продолжать реформы
естественных монополий, банковской, пенсионной,
налоговой, жилищно-коммунальной систем
с большим учетом своих национально-
На протяжении истекшего десятилетия кредиты МВФ выполняли двоякую роль. Они выступали источником пополнения доходной части бюджета и служил для внешних кредиторов гарантией принятия российским правительством мер, согласованных с МВФ и направленных на стабилизацию платежного баланса. Улучшение состояния платежного баланса страны и накопление валютных резервов должны были создать условия для бескризисного обслуживания внешнего долга.
31 января 2004 года Россия при помощи накопленной в стабфонде суммы полностью погасила долг МВФ в размере 3,3 миллиарда долларов. Досрочное погашение сэкономило 204 млн. долларов процентных платежей.
Коммерческая задолженность бывшего СССР, образовавшаяся в результате неоплаты поставок товаров и оказанных услуг по контрактам советских внешнеторговых организаций, заключенным с иностранными фирмами-поставщиками до 4 января 1992г., оценивается примерно в 4 млрд. долларов, в том числе на учете во Внешэкономбанке - около 1,8 млрд. долларов. Проблема затрагивает интересы порядка трех тысяч кредиторов. Основную часть из них составляют компании и предприятия из большинства развитых стран мира, на долю которых приходится 2/3 суммы задолженности (оставшаяся часть долга выкуплена банками и финансовыми институтами, в т.ч. входящими в Лондонский клуб). В рамках выполнения агентских функций Внешэкономбанком продолжается работа по определению объемов коммерческих обязательств бывшего СССР, подлежащих переоформлению, а также оценке соответствия требований кредиторов критериям. В настоящее время выверка задолженности осуществляется при посредничестве 14 действующих в различных странах клубов кредиторов, наиболее крупными из которых являются UBS AG/Zurich, HERMES/Hamburg, GML Ltd/London, Eurobank/Paris, EKF/Copenhagen, FIMET/Helsinki, Mediocredito Centrale/Rome, Trade Creditors Group in Japan/Tokyo.
12
апреля 2001 в Лондоне на Форуме
коммерческих кредиторов
По данным Министерства Финансов РФ, задолженность России коммерческим кредиторам на 1 января 2005 год составила коммерческая 2,2 млрд. доллара. Коммерческая задолженность России в 1-м квартале 2006 г находится в размере 1,1 млрд. долларов.
Минфин России 15 октября 2008 года завершил прием заявок на выверку по третьему траншу обмена коммерческой задолженности бывшего СССР на еврооблигации РФ. По данным на 20 октября, объем полученных заявок составил примерно 675 миллионов долларов, из рассмотренных заявок предварительно допущены к обмену требования на сумму примерно 100 миллионов долларов.
Коммерческая задолженность на 1 января 2009 года выросла с 0,7 млрд. долларов на начало 2008 года до 1,2 млрд. долларов за счет требований, предъявленных к выверке после заявления правительства об ограничении сроков приема заявок на обмен коммерческого долга, согласно которому держатели долговых требований могли предъявить их до 15 октября 2008 года включительно.
Структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 января 2009 года (смотри приложение 1)
Динамика внешнего долга России
В 2004-2008 годах президент Путин, учитывая рост доходов рост доходов от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это сырье, поставил задачу максимально сократит масштабы внешнего государственного долга. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 года Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд. долларов по кредитам Парижского клуба, после чего ее государственный долг составил 53 млрд. долларов (9% ВВП).
Пик Российского государственного долга пришел на 1998 год (146,4% ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд. долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составил 84% ВВП).
Для сравнения по данным J&P за 2005 год, государственный долг Германии составил 68% ВВП, Франции 66% ВВП, США 53% ВВП, Великобритании 43% ВВП, Норвегии 36% ВВП, Австралии 12% ВВП, Казахстана 10% ВВП, Гонконга 2% ВВП (смотри приложение 2).
По информации Минфина, государственный внешний долг России в 2008 году уменьшился на 9,8% - с $44,9 млрд. (30,7 млрд. евро) на 1 января 2008 года до $40,5 млрд. (28,7 млрд. евро) на 1 января 2009 года.
Крупнейшая
часть задолженности по-
Внешний госдолг РФ в январе-мае 2009 года, по оценке Минэкономразвития, снизился на 4,2% - до 38,87 млрд. долларов по состоянию на 1 июня против 39,46 млрд. долларов на 1 апреля и 40,57 млрд. долларов на 1 января, говорится в распространенном министерством мониторинге ситуации в российской экономике.
В мае чистое погашение основной суммы долга составило $94,8 млн.
В
рублевом выражении объем
За май 2009 года государственный внутренний долг, номинированный в государственных ценных бумагах, увеличился на 3,447 млрд. рублей, или на 0,25%, а в целом за первые пять месяцев 2009 года - сократился на 48,8 млрд. рублей, или на 3,4%. Объем государственного внутреннего долга оценивается по состоянию на конец мая в 1 трлн. 451,04 млрд. рублей, в том числе 1 трлн. 372,64 млрд. рублей - объем долга, номинированного в государственных ценных бумагах.
Совокупный
объем государственного долга сократился
за январь-май текущего года, по оценке,
на 1,35%, составив по состоянию на 1 мая 2
трлн. 655,45 млрд. рублей против 2 трлн. 691,85
млрд. рублей на начало года.
Внутренний государственный долг - финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны.
В Российской Федерации включает в себя долговые обязательства Правительства Российской Федерации, выраженные в валюте Российской Федерации, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами, обеспечивается всеми активами находящимися в распоряжении Правительства Российской Федерации. Внутренний долг охватывает задолженности прошлых лет, вновь возникающие задолженности и долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя Российской Федерации.
Может иметь форму кредитов, государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг, других долговых обязательств, гарантированных Правительством Российской Федерации.
Понятие государственного внутреннего долга Российской Федерации определяется законом Российской Федерации от 13 ноября 1992 года «О государственном внутреннем долге Российской Федерации», в соответствии с которым государственным внутренним долгом Российской Федерации перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации. Они обеспечиваются всеми актами, находящимися в распоряжение Российской Федерации.
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть в форме:
Политику в отношении государственного внутреннего долга Российской Федерации, а также его верхний предел, устанавливаемый при утверждение федерального бюджета на очередной финансовый год, определяют законодательные органы Российской Федерации - Государственная дума и Совет Федераций совместно с центральным банком Российской Федерации.
Оперативное управление государственным внутренним долгом Российской Федерации, в том числе определение порядка, условий выпуска и размещения долговых обязательств осуществляется Правительством Российской Федерации, а в соответствии с указом президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года №1556 «О федеральном казначействе» - органы Федерального казначейства. Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации проводится Федеральным казначейством совместно с Центральным банком Российской Федерации посредством проведения операции по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате доходов по ним. Все затраты по обслуживанию долга осуществляются за счет средств федерального бюджета.
Управление реальной динамикой долговых обязательств предполагает контроль за двумя важнейшими показателями – величиной государственного долга и стоимостью его обслуживания.
Динамика реального государственного долга определяется двумя основными факторами: во-первых, долей первичного дефицита; во-вторых, соотношением внутренних и внешних обязательств, учитывающим динамику реального курса доллара и темп роста ВВП.
Существование рынка внутреннего долга не является уникальным в мировой практике: практически все страны мира, где финансовая сфера присутствует в более или менее оформленном виде и имеются хотя бы приблизительные очертания финансовых рынков, выпускаю государственные ценные бумаги. Создание российского рынка внутреннего долга было призвано ликвидировать практику прямого (эмиссионного) кредитования Центрального банка Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации. Одновременно решалась задача создания значительного по размеру рынка государственных ценных бумаг, характеристиками которого были бы высокая ликвидация и низкие риски федеральных облигации. Развитие Российского рынка внутреннего долга было непосредственно связано с эволюцией национальной финансовой сферы, действиями властей как в области осуществления макроэкономической политики, так и в проведении чисто рыночных образований.