Управление государственным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:01, курсовая работа

Краткое описание

Я выбрала эту тему, так как в данный момент, на мой взгляд, она является одной из самых актуальных для России, так как государственный долг за последнее время растет. И хочется изучить его нестабильное положение, то есть от чего зависит рост или снижение государственного долга.
Количественная величина прироста государственного долга за год равняется годовому дефициту государственного бюджета, то есть при росте государственного долга, дефицит государственного бюджета увеличивается.
Управляя государственным долгом, государственные органы и органы местного самоуправления определяют соотношение между различными видами долговой деятельности (государственными и муниципальными

Оглавление

Введение
-актуальность
-цели
-задачи
Вопрос 1. Определение и значение внешнего долга
1.1 Определение государственного долг
1.2. Влияние внешнего долга на российскую экономика
1.3 Состояние государственного долга.

Вопрос 2. Формирование внешнего долга, кредиторы и должники России
2.1. Внешняя задолженность России
2.2. Кредиторы России
2.2.1. Задолженность перед странами-членами Парижского клуба
2.2.2. Задолженность бывшим странам-членам СЭВ
2.2.3. Задолженность кредиторам Лондонского клуба
2.2.4. Международный валютный фонд
2.2.5. Коммерческие кредиторы
2.4. Государственный внешний долг РФ на 2009 год
Вопрос 3. Определение и значение внутреннего долга.
3.1 Внутренний государственный долг
3.2 Управление внутренним государственным долгом
3.3 Что ожидает внутренний долг России в 2009 году
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

сама Курсовая.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

      Для принятия решения о внешнем займе  должны быть учтены, как минимум, четыре фактора:

      1) финансовые возможности страны  по погашению взятых кредитов  в будущем; 

      2) возможные потери от невыполнения  или неполного выполнения тех  задач, для которых привлекаются  средства из-за рубежа;

      3) цена внешних финансовых ресурсов;

      4) степень зависимости от внешних  кредиторов при принятии решений  в дальнейшем.(16.с714)

      Ни  один из этих факторов не учитывался в  полной мере при привлечении зарубежных кредитов в последние 10-16 лет, что  привело к катастрофическому  нарастанию внешней задолженности (Внешний долг РФ на 1 июля 2009 года составил 475,1 млрд. долларов.).

      Ситуация  начала меняться к лучшему в 2001-2002гг., когда общий объем внешней  задолженности снизился со 156,8 млрд. в 2000 г. до 138,9 млрд. долларов в 2001. Появилась  устойчивая тенденция к росту экономического сектора, вследствие целенаправленной политики по сокращению государственного внешнего долга России. Об этом свидетельствуют многие факты, один из которых - увеличение прямых иностранных инвестиций в российскую экономику в 2002 г. на 39,5%.

      По  данным Минфина, на 1 января 2003 года, объем  государственного внешнего долга составил - 122,1 млрд. долларов (по предварительным  оценкам на 1 апреля 2003 г. снизился примерно до 120 млрд.), причем около 46% составляют долги бывшего СССР. Общий объем платежей РФ по внешнему долгу в 2003 г. составил около 17,3 млрд. долларов. Объем государственного внешнего долга России, по данным Минфина, к 1 января 2004 г. составил 126,8 млрд., к 2005 г. - 122,7 млрд. долларов.

      Согласно  опубликованным ЦБ данным, во 2 квартале 2009 г. внешний долг России увеличился на 24,3 млрд. долларов и составил 475,1 млрд. долларов. В то время как российские банки погашали свои долги, которые снизились за квартал на 4 млрд. долларов до 142,4 млрд. долларов, российские компании увеличили свои долговые обязательства на 20,1 млрд. долларов до 294,1 млрд. долларов.

      Правительство РФ одобрило основные направления долговой политики на 2008-2010гг.

      Правительство РФ на заседании 22 одобрило основные направления  долговой политики на 2008-2010 годы. Согласно материалам к заседанию правительства, опубликованных на Интернет -сайте кабинета министров, отмечается, что Минфин РФ планирует привлечь на внутреннем рынке государственных ценных бумаг 496,7 млрд. рублей в 2009 году и 673,2 млрд. рублей - в 2010 году. Как сообщается в материалах, дальнейшее развитие внутреннего рынка государственных ценных бумаг позволит без ухудшения условий заимствования обеспечить в целях сбалансированности федерального бюджета чистое привлечение денежных средств в объеме 396,3 млрд. рублей в 2009 году и 524,8 млрд. рублей в 2010 году. Объем погашения в 2009 году составит 100,4 млрд. рублей, в 2010 году - 148,4 млрд. рублей.  
В то же время Россия не планирует в 2009-2010 годах привлекать кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм. Однако предполагается использовать займы международных финансовых организаций (МФО) в рамках уже заключенных соглашений. В частности, в 2009 году планируется использовать займы МФО в сумме 510,6 млн. долларов, в 2010 году - 413,6 млн. долларов. Вместе с тем в материалах подчеркивается, что объем заимствований у МФО будет сокращаться в связи с тем, что проекты с участием МФО предполагается финансировать преимущественно за счет федерального бюджета.

      Кроме того, отмечается, что одной из целей долговой политики в 2009-2010 годах является использование механизма предоставления государственных гарантий РФ для ускорения темпов социально-экономического развития страны. "Данная форма поддержки рассматривается как основной способ реализации особо важных государственных проектов, имеющих национальное значение", - говорится в материалах. Механизм государственных гарантий будет также использован в тех направлениях, где реализация отдельных проектов невозможна без поддержки государства (смотри приложение №1 «Чистая позиция по внешнему долгу Российской Федерации на 1 января 2009 года»)[21

1.3 Состояние государственного долга

      Доходы Федерального бюджета запланированы в объеме:

      - на 2007 год 5.828,5 млрд. рублей, расходы 4.892,4 млрд. рублей;

      - на 2008 год 6.587,4 млрд. рублей, расходы 5.621,6 млрд. рублей;

      - на 2009 год 7.034,0 млрд. рублей, расходы 6.083,0 млрд. рублей.

      В целом за 2007-2009 годы объем государственного долга увеличится на 145,1 млрд. рублей. До сих пор Россия сокращала внешний долг, замещая его внутренним, а с 2008 года будут браться займы не только на реструктуризацию долга, но и на текущие расходы.

      Федеральным Законом  о федеральном бюджете был  установлен верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2008 года по долговым обязательствам Российской Федерации в сумме 1 363 256 345,5 тыс. рублей. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать объемы выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации и осуществлять их размещение в объеме, не приводящем к превышению установленного верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами. ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» №238-ФЗ от 19.12.2006

      Министерство Финансов Российской Федерации ежемесячно предоставляет отчет о состоянии внутреннего долга в виде бюллетеней. На 24 марта 2008 года государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в ценных бумаг составляет 1.292.352,404 млн. рублей. И только за январь - март 2008 года было уже привлечено 44.542,246 млн. рублей. (13.с50)

2. Формирование внешнего  долга, кредиторы  и должники России

2.1. Внешняя задолженность  России

 

      В результате принятия на себя всех обязательств бывших Советских республик по погашению внешнего долга СССР, внешний долг России, составлявший на начало 1992 года 57 млрд. долларов достиг в начале 1993 96.6 млрд. долларов и сравнялся со всем годовым ВНП страны. К концу 1993 года обязательства России составили уже более 110 млрд. долларов, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 15 млрд. долларов в первую очередь за счет привлечения займов международных финансовых организаций.

      Причинами стремительного роста задолженности  стали: дефицитность государственного бюджета и заметное ухудшение  ценовых условий внешней торговли в совокупности с сокращением  экспорта. Несмотря на это, в 1993 году соотношение  внешнего долга к ВНП сократилось до 65 %. Для оценки остроты долговой проблемы существуют 2 базовых критерия. Первый основан на сопоставлении задолженности и долговых платежей с экспортом, второй, - на основе их сопоставления с ВВП.

      В действительности, именно от экспорта зависит поступление валюты в страну, а значит и возможности по обслуживанию кредитов, номинированных в иностранной валюте. Границей опасности считается превышение суммы долга по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасности - в 3 раза. Также границей опасности считается отношение процентных платежей к экспорту 15- 20%, границей повышенной опасности: 25-30%.

      Отношение размера государственного долга  к валовому внутреннему продукту (ВВП) - основной показатель финансовой устойчивости государства. В 2000 году внешний  долг России сравнялся с ВВП (на тот момент Россия по этому показателю стояла в одном ряду с Мозамбиком и Эфиопией, пожалуй, самыми проблемными странами третьего Мира).

      По  официальным данным Минфина на 31 декабря 1997 г. внешний долг России составлял 123.5 млрд. долларов, из которых 91,4 млрд. долларов - составляли долги, доставшиеся в наследство от Советского Союза. Однако в 1998 году вновь были сделаны масштабные заимствования. К 1 июля внешний долг вырос до 129 млрд. долларов, и, этот рост задолженности был связан, в первую очередь, с попытками предотвратить дефолт по внутреннему долгу. Во второй половине 1998 года произошла конвертация части внутреннего долга во внешний - объем задолженности на конец 1998 года составил уже - 156,6 млрд.долларов, а в 1999 году достиг своего исторического пика - 167 млрд. долларов (более 90% ВНП в долларовом исчислении) В 1997-98 годах затраты на обслуживание долга составляли половину бюджетных расходов.

      С 2000 года благодаря политике по обслуживанию внешних обязательств без осуществления новых заимствований происходит постепенное (до 10 млрд. долларов в год) сокращение внешнего долга России. В 2000 году благодаря списанию части задолженности бывшего СССР долг сократился до 148.7 млрд. долларов, в 2001 году за счет проведенных выплат долг сократился до 138 млрд. долларов; в 2002 - сократился до 130 млрд. долларов. В последние годы также наблюдается тенденция к сокращению внешнего долга по отношению к ВНП страны (2000г. - 62%, 2001г. - 50%, 2002 - 48 %, 2004 - по оценкам Министерства Финансов к концу 2002 года внешний долг страны 31,9% , 2005 - 23,5%). По состоянию на 1 января 2003 года внешняя задолженность России составляла 122,1 млрд. долларов. За 2004 год госдолг сократился на 353,3 млрд. рублей (5,4 млрд. долларов) и составлял на 1 января 2005 года 3 трлн. 172,8 млрд. рублей (114,3 млрд. долларов), (10).

      В 2009-2011 годах в соответствии с проектом федерального бюджета на 2009 год и  на плановый период 2010 и 2011 годов политика замещения внешнего долга внутренним продолжится. Если на начало 2004 года внутренний госдолг составлял 19,4 процента от внешнего госдолга, то на конец 2008 года внутренний госдолг превысит внешний госдолг на 78 процентов. Это превышение в 2009, 2010, 2011 годах составит соответственно 2,1; 2,5; 3,2 раза. В итоге роста заимствований на внутреннем рынке в стране начался быстрый рост внутреннего госдолга. В 2002-2006 годах он возрос в 2 раза и составил 3,7 процента ВВП. В соответствии с проектом бюджета на 2009-2011 годы внутренний госдолг в 2011-м вырастет по сравнению с 2006-м почти в 3 раза и составит 5,5 процента ВВП. При этом к государственным долговым обязательствам не относятся облигации Банка России (ОБР). Между тем задолженность Банка России по ОБР только с начала января 2006 года по начало августа 2007 года возросла с 32,8 миллиарда до 370,3 миллиарда рублей, что существенно влияет на объем и структуру внутреннего госдолга (см. рис. 3). Если эти тенденции сохранятся, то к 2014 году объем внутреннего госдолга превысит 230 миллиардов долларов. Это означает, что бюджетная задолженность по госбумагам достигнет 35-40 процентов доходов федерального бюджета.

2.2. Кредиторы России

 

      За  последние годы инвесторы стали  намного выше оценивать надежность России как заемщика благодаря улучшению  всех долговых показателей страны.

      Однако  основой уверенности кредиторов в способности России исправно обслуживать  внешний долг является постоянное увеличение Стабилизационного фонда.

      Опыт  ряда стран (Норвегия, Чили, Венесуэла  и др.) показывает, что правительства  государств, имеющих сырьевую специализацию экспорта и подверженных влиянию мировой конъюнктуры, имеют возможность воспользоваться периодами высоких цен на сырье для накопления временных избыточных доходов путем создания стабилизационного фонда или фонда будущих поколений. Средства такого фонда могут быть использованы для поддержания реального уровня расходов государственного бюджета и погашения внешнего долга в неблагоприятные периоды или после истощения природных ископаемых.

      Существующие  в различных странах мира государственные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет «избыточных» или дополнительных (в случае более высоких цен на экспортные товары) доходов бюджета, поступлений от экспорта природных ресурсов, условно можно разделить на три типа:

      · стабилизационные фонды (Аляска, Венесуэла, Нигерия, Чили);

      · фонды будущих поколений (Кувейт, Оман, Папуа - Новая Гвинея);

      · бюджетные резервные фонды (Гонконг, Сингапур, Эстония, ЮАР).

      Первые  два типа фондов связаны с аккумулированием тем или иным образом части  доходов от экспорта природных ископаемых или других невосполняемых ресурсов. Основное различие между данными типами фондов заключается в целях создания фондов. Стабилизационные фонды создаются для сглаживания колебаний в доходах и расходах государственного бюджета, дополнительного финансирования государственных расходов на территориях, где ведется добыча ископаемых. Фонды будущих поколений рассчитаны на их использование после того, как месторождения природных ископаемых будут исчерпаны, либо для выплаты дополнительных платежей населению территорий, на которых ведется добыча ископаемых. В ряде случаев фонды выполняют смешанные роли (например, в штате Аляска, в Кувейте, Норвегии, Новая Гвинея).

      Целью третьего типа фондов является стабилизация государственных расходов в годы рецессии и экономического спада или неблагоприятной конъюнктуры на мировых сырьевых рынках.

      Механизм  формирования Стабилизационного фонда  и направления его использования, предусмотренные в проекте федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части создания Стабилизационного фонда Российской Федерации», основаны на мировой практике.

Информация о работе Управление государственным долгом