Управление государственным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:01, курсовая работа

Краткое описание

Я выбрала эту тему, так как в данный момент, на мой взгляд, она является одной из самых актуальных для России, так как государственный долг за последнее время растет. И хочется изучить его нестабильное положение, то есть от чего зависит рост или снижение государственного долга.
Количественная величина прироста государственного долга за год равняется годовому дефициту государственного бюджета, то есть при росте государственного долга, дефицит государственного бюджета увеличивается.
Управляя государственным долгом, государственные органы и органы местного самоуправления определяют соотношение между различными видами долговой деятельности (государственными и муниципальными

Оглавление

Введение
-актуальность
-цели
-задачи
Вопрос 1. Определение и значение внешнего долга
1.1 Определение государственного долг
1.2. Влияние внешнего долга на российскую экономика
1.3 Состояние государственного долга.

Вопрос 2. Формирование внешнего долга, кредиторы и должники России
2.1. Внешняя задолженность России
2.2. Кредиторы России
2.2.1. Задолженность перед странами-членами Парижского клуба
2.2.2. Задолженность бывшим странам-членам СЭВ
2.2.3. Задолженность кредиторам Лондонского клуба
2.2.4. Международный валютный фонд
2.2.5. Коммерческие кредиторы
2.4. Государственный внешний долг РФ на 2009 год
Вопрос 3. Определение и значение внутреннего долга.
3.1 Внутренний государственный долг
3.2 Управление внутренним государственным долгом
3.3 Что ожидает внутренний долг России в 2009 году
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

сама Курсовая.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

2.2.1. Задолженность перед  странами-членами  Парижского клуба

 

      Парижский клуб - неинституциализированное объединение стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), созданное в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности развивающихся стран по государственным или имеющим государственную гарантию кредитам; Россия - член Парижского клуба с 1997 года.

      Долг  СССР Парижскому Клубу кредиторов на конец 1991 года составлял 37.6 млрд. долларов. В январе 1992 г. правительство РФ заключило рамочное соглашение о пересмотре календарного плана обслуживания и погашения долгов Парижскому клубу кредиторов. Далее в 1993, 1994, 1995 годах последовали три его пересмотра, связанные с обслуживанием долга в период с декабря 1991 г. по конец 1995 г.

      Вслед за этими соглашениями в апреле 1996 г. правительство РФ подписало Меморандум об условиях всеобъемлющей реструктуризации Реструктуризация долга - основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. внешнего долга СССР со странами - членами Парижского клуба кредиторов. Россия стала должна Клубу 38 млрд. долларов. Долги перед Парижским Клубом были признаны полностью, а с активами дело обстояло иначе. В сентябре 1997 г. в Гонконге первый вице-премьер России А. Чубайс подписал «Меморандум о взаимопонимании...», определяющий условия присоединения России к Парижскому клубу кредиторов. По Меморандуму он от имени России добровольно отказался от половины финансовых активов, простив их российским должникам по предложению Парижского клуба. Они были пересчитаны по финансовой методике Международного валютного фонда, которая учитывает средний уровень доходов государств, их валовой внутренний продукт на душу населения и другие критерии. Исходя из такой методики, России навязали списание активов на 60 млрд. долларов. Это первый итог.

      Правительство России взяло на себя обязательства обслуживать долг по процентной ставке 7% годовых, что составляло около 2,7 млрд. долларов ежегодных выплат Парижскому клубу.

      Другим  ущемляющим интересы России условием Соглашений стало обязательство  о первоочередности оплаты процентов и штрафов за просрочку процентных платежей. И, наконец, в соответствии со статьями «о равном подходе», включенными во все Соглашения с кредиторами Парижского клуба, наша страна фактически была лишена возможности ведения самостоятельных переговоров с любым из кредиторов о досрочном погашении или списании долга, в том числе путем денежных или товарных взаиморасчетов. Это ограничение не давало возможности для России урегулировать долг и автоматически обязало выплачивать высокую процентную ставку по кредитам СССР до 2020 года. Это второй итог вступления России в Парижский клуб кредиторов.

      В середине 2004 года для покрытия бюджетного дефицита Германия разместила облигации  Aries, получение дохода по которым привязано к выплате российского долга перед эмитентом по соглашению с Парижским клубом. О выпуске этих бумаг российское правительство было уведомлено в последний момент. Механизм досрочного погашения долга стал разрабатываться во многом именно потому, что Германия могла разместить аналогичные инструменты в 2005 году. Бесконтрольное увеличение объема торгуемого долга, так или иначе привязано к суверенным обязательствам России, невыгодно ей хотя бы потому, что при этом возрастает число кредиторов.

      Именно  отсутствие договоренности с Парижским  клубом о досрочной выплате части долга сдерживало рост цен на рынке. В мае 2005 года было подписано соглашение о досрочном погашение долга. Хотя никаких скидок за досрочное погашение страна не получила, выплата 15 млрд. долларов. В 2005 году позволяет сэкономить около 6 млрд. долларов. На процентных платежах за 2005-2020 года (рис. 1), а также обезопасить себя от новых выпусков облигаций, таких как Aries. Кроме того, благодаря этому соглашению Минфин РФ смог потратить средства Стабилизационного фонда на досрочное погашение внешнего долга, а не на реализацию инфраструктурных проектов.

      Россия  надеялась, что в 2006 году ей разрешат досрочно погасить еще 10 млрд. долларов долга. Вероятность этого была очень  высока, тем более что досрочные  погашения становятся для Парижского клуба обычным делом: в 2005 году он заключил соответствующие соглашения с Перу и Польшей.

      Из  общей суммы государственного внешнего долга задолженность Российской Федерации перед странами-участницами  Парижского клуба на 1 апреля 2006 года составила 24,4 млрд.долларов, уменьшившись с начала года на 800 млн.долларов. В августе 2006 года Россия выплатила досрочно долг Парижскому клубу кредиторов, благодаря чему госдолг страны сократился приблизительно до 40 млрд. долларов.

      Задолженность перед кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации, составила на 1 октября 2009года 1,108 млрд. долларов (757,8 млн. евро).

      Вступление  Российской Федерации в Парижский  клуб кредиторов как полноправной страны-участницы  означало, что требования Российской Федерации с этого времени получили равный статус с требованиями других кредиторов и не могут рассматриваться должниками как второстепенные. Одновременно у России появилась возможность использовать такой рычаг как политическое и экономическое воздействие на должников со стороны руководителей государств-лидеров мировой экономики и международных финансовых организаций. Вместе с тем принятие Российской Федерации в Парижский клуб кредиторов было связано для России не только с получением политических преимуществ и определенных экономических выгод (повышение кредитного рейтинга России, рост котировок ее долгов, начало погашения обязательств странами, ранее считавшимися безнадежными должниками), но и с выполнением ряда обязательств по списанию части внешних активов Российской Федерации.

      Часть активов была пересчитана по финансовой методике Международного валютного фонда, которая учитывает средний уровень доходов государств, их валовой внутренний продукт на душу населения и другие критерии. В результате только начальное сокращение долговых требований Российской Федерации к странам-дебиторам, имеющим отношение к Парижскому клубу кредиторов, составило 25,609 млрд. долларов США.

      Начальное сокращение долговых требований Российской Федерации к странам-дебиторам, имеющим  соглашения с Парижским клубом кредиторов, характеризуются следующими данными: (смотри приложение 2) 

2.2.2. Задолженность бывшим странам-членам совет экономической взаимопомощи

 

      Россия  взяла на себя обязательства по урегулированию задолженности бывшего СССР и  перед бывшими социалистическими  странами. Остатки задолженности предполагается гасить в основном товарными поставками. Неурегулированы вопросы пока с некоторыми странами, например, с Китаем и Румынией.

      По  состоянию на 1 января 2004 года объем  задолженности перед странами - бывшими  членами совета экономической взаимопомощи составил 3,4 млрд. долларов США и по сравнению с состоянием на 1 января 2000 года сократился более чем в 4,2 раза.

      Кроме осуществления денежных расчетов и  погашения государственного внешнего долга товарными поставками, при погашении внешнего долга Российской Федерации перед бывшим странам-членам совета экономической взаимопомощи активно использовались механизмы уступки прав и расчетов с дисконтированием задолженности. Такие схемы были реализованы с Чехией, Словакией и Венгрией на сумму погашения долга 3,3 млрд. долларов США. При этом расходы бюджета составили лишь 1,7 млрд. долларов США. Задолженность Российской Федерации перед бывшим странам советам экономической взаимопомощи уменьшилась на 100 млн. долларов и составила на 1 апреля 2006 года 2 млрд. долларов.

      Задолженность перед кредиторами на 1 октября 2009 года - бывшими странами совета экономической взаимопомощи - 1,336 млрд. долларов (913,6 млн. евро).

2.2.3. Задолженность кредиторам Лондонского клуба

 

      Лондонский  клуб - международное объединение частных коммерческих банков, сформирован в конце 70-х годов для решения проблем, возникших из-за неспособности ряда стран (в первую очередь развивающихся) регулярно обслуживать внешнюю задолженность. В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой государственных гарантий или страхования. В клуб сегодня входит около 600 коммерческих банков индустриально развитых стран мира.

      В составе Лондонского Клуба, 430 банков кредиторов, связанных с Россией (Внешэкономбанком). Альянс этих банков возглавляет Банковский консультативный  комитет (БКК). БКК является органом  выработки общих принципов по урегулированию задолженности России перед коммерческим банками - кредиторами СССР. Предметом соглашения с Лондонским клубом является задолженность бывшего СССР частным банкам по кредитам, не застрахованным и не гарантированным государственными компаниями, заключенным до 31 декабря 1991 года.

      Переговоры с Лондонским клубом о долгосрочной реструктуризации долгов СССР коммерческим банкам Россия вела с декабря 1992 года.

      Осенью 1994 года на сессии МВФ в Мадриде  стороны нашли компромисс, договорившись, что должником перед Лондонским клубом будет выступать Внешэкономбанк. На время переговоров банки-кредиторы предоставляли Внешэкономбанку отсрочки платежей (так называемые ролл-оверы). Всего в рамках Лондонского клуба был предоставлен 21 ролл-овер.

      В ноябре 1995 года во Франкфурте-на-Майне  правительство РФ и члены Банковского консультативного комитета Лондонского клуба подписали Меморандум о согласованных принципах глобальной реструктуризации долга бывшего СССР клубу на общую сумму 32,3 млрд. долларов, включая проценты сроком на 25 лет с семилетним льготным периодом, в течение которого выплачиваются лишь проценты. 6 октября 1997 г. Внешэкономбанк и Лондонский клуб банков-кредиторов подписали в Москве соглашение о реструктуризации внешней задолженности СССР зарубежным коммерческим банкам. 10,4% долга было списано, а оставшаяся сумма была разбита на две части - основной долг - 24 млрд. долларов (облигации - Principal Loan - PRIN), проценты по нему - 8,3 млрд. долларов (облигации - Interest Accrual Notes - IAN).

      Эмитентом облигаций выступал Внешэкономбанк, но согласно постановлению правительства от 15 сентября 1997 года эти обязательства по статусу были приравнены к долговым обязательствам государства. Часть каждого платежа по облигациям должна была осуществляться деньгами, другая часть выплачивалась процентными облигациями (IANs). С течением времени денежная часть выплат должна была возрастать.

      В 2001 году долг по облигациям Внешэкономбанка  Лондонскому Клубу был переоформлен в обязательства Российской Федерации, 30% основной суммы долга было списано. По условиям обмена соответствующая задолженность была обменена на пакет номинированных в долларах США новых еврооблигаций Российской Федерации с окончательными сроками погашения в 2010-2030 гг. 17 мая 2001г. состоялся очередной, IV этап обмена требований по реструктуризированному кредиту (PRINs) и процентным облигациям (IANs). По итогам четырёх этапов операций объём обмененных PRINs составил 99,98%, а IANs - 99,33%. Суммы выпуска новых российских еврооблигаций со сроками погашения в 2010 и 2030гг. равнялись 18,3 млрд. долл. США и 2,8 млрд. долл. США соответственно.

      В соответствии с условиями обслуживания еврооблигаций, Россия ежемесячно осуществляет платежи, представляющие собой оплату купонов по облигациям.

      На 300 млн. долларов в период январь-март уменьшилась задолженность по евро-облигационным займам - на 1 апреля 2006 года она равнялась 31,2 млрд. долларам.

      Минфин  РФ рассчитывает до конца года выплатить  оставшуюся неурегулированной задолженность  перед кредиторами Лондонского  клуба в объеме 34 млн. долларов, заявил РИА Новости директор департамента внешнего долга министерства Константин Вышковский.

      Владимир  Путин своим распоряжением поручил  Минфину окончательно урегулировать  долг бывшего СССР перед Лондонским клубом кредиторов. Большая часть  этого долга была реструктурирована в 2000 году путем обмена на еврооблигации РФ со сроками погашения в 2010 и 2030 годах. Однако не все кредиторы тогда подали требования об обмене долговых обязательств.

      По  словам Вышковского, таких «неприсоединившихся» не так много. «Все держатели этих бумаг известны, иначе они не смогут подтвердить свои права. Известны и факты переуступки требований», — сказал собеседник агентства. Он рассчитывает, что сложностей при согласовании с кредиторами условий погашения не возникнет.

      Вышковский  отметил также, что формально речь идет о долговых обязательствах ВЭБа, но «реально это российский внешний долг». Согласно распоряжению Путина, задолженность будет погашена за счет средств, предусмотренных федеральным бюджетом на 2009 год.

2.2.4. Международный валютный фонд

 

      Международный валютный фонд (МВФ) - ведущая международная  валютно-финансовая организация, учрежденная  в 1944 году в результате Бреттон-Вудских  соглашений с целью поддержания  стабильности международной валютной системы и снижения торговых и  валютных барьеров между странами.

      МВФ сегодня координирует международное  сотрудничество в валютно-финансовой сфере, оказывает финансовую поддержку  странам, являющимся его членами, для  преодоления временных трудностей с платежным балансом, консультирует  их по различным экономическим вопросам; ресурсы МВФ состоят из взносов стран-членов и рыночных заимствований. МВФ использует несколько механизмов финансовой помощи. Это программы обычного кредитования stand-by, программы расширенного кредитования EFF, программы льготного кредитования (механизм расширенного финансирования структурной перестройки ESAF и механизм финансирования системных преобразований STF).

Информация о работе Управление государственным долгом