Управление государственным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 19:52, реферат

Краткое описание

Бюджетный дефицит как превышение расходов над доходами не является исключительным явлением даже для стран с развитой рыночной экономикой. Средства, привлекаемые на покрытие бюджетного дефицита, а также на финансирование государственных инвестиционных программ социально-экономического развития в условиях профицита, образуют государственный долг. Проблемы, связанные с управлением государственным долгом, являются актуальными для большинства государств. Изучение вопросов управления государственным долгом привлекает внимание ученых-экономистов во всем мире в силу значительных объемов государственной задолженности и высокого уровня расходов на ее погашение и обслуживание как в абсолютном, так и в относительном выражении, чем и характеризуется кредитная ситуация многих государств. Рассмотрим управление государственным долгом на примере Российской Федерации.

Оглавление

Введение 2
Понятие государственного долга, его структура и виды 3
Управление государственным долгом 9
Заключение 18
Литература 20

Файлы: 1 файл

Управление государственным долгом.docx

— 40.37 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение 2

Понятие государственного долга, его структура и виды 3

Управление  государственным долгом 9

Заключение 18

Литература 20

 

 

 

Введение

Бюджетный дефицит как  превышение расходов над доходами не является исключительным явлением даже для стран с развитой рыночной экономикой. Средства, привлекаемые на покрытие бюджетного дефицита, а также  на финансирование государственных  инвестиционных программ социально-экономического развития в условиях профицита, образуют государственный долг. Проблемы, связанные  с управлением государственным  долгом, являются актуальными для  большинства государств. Изучение вопросов управления государственным долгом привлекает внимание ученых-экономистов  во всем мире в силу значительных объемов  государственной задолженности  и высокого уровня расходов на ее погашение  и обслуживание как в абсолютном, так и в относительном выражении, чем и характеризуется кредитная  ситуация многих государств. Рассмотрим управление государственным долгом на примере Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие государственного долга, его структура и виды

Государственный долг –  это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным  займам (включая начисленные проценты). Следует отметить, что понятие  государственного долга различными теоретиками дается различное. При  этом в конечном итоге для полноценного понимания понятия государственный  долг применительно к конкретной стране следует искать, прежде всего, официального толкования этого понятия  в различных нормативных правовых актах.

Рассмотрим понятие государственного долга, которое трактуется в статье 97 ФЗ. «Государственный долг Российской Федерации» [1]                                           

« К государственному долгу  Российской Федерации относятся  долговые обязательства Российской Федерации перед физическими  и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных  заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства  по государственным гарантиям, предоставленным  Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов  Российской Федерации об отнесении  на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса »

Говоря более понятным языком государственный долг РФ представляет собой займы и долговые обязательства, как на внешнем, так и на внутреннем уровнях. Государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширения воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Причиной возникновения и нарастания государственного долга является постоянный дефицит государственного бюджета. При этом наличие государственного долга не является исключением в экономике, скорее правилом: экономические развитые страны имеют значительный внутренний долг.

Структура государственного долга Российской Федерации приводится так же в статье 98 ФЗ «Структура государственного долга Российской Федерации, виды и срочность долговых обязательств Российской Федерации»:  [1]                                                                      

1. Структура государственного  долга Российской Федерации представляет  собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по установленным настоящей статьей видам долговых обязательств.

2. Долговые обязательства  Российской Федерации могут существовать  в виде обязательств по: кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации, как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

2) государственным ценным  бумагам, выпущенным от имени  Российской Федерации;

3) бюджетным кредитам, привлеченным  в федеральный бюджет из других  бюджетов бюджетной системы Российской  Федерации;

4) государственным гарантиям  Российской Федерации;

5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии  с законодательством Российской  Федерации на государственный  долг Российской Федерации.

3. Долговые обязательства  Российской Федерации могут быть  краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года  до пяти лет) и долгосрочными  (от пяти до 30 лет включительно).

4. В объем государственного  внутреннего долга Российской  Федерации включаются:

1) номинальная сумма долга  по государственным ценным бумагам  Российской Федерации, обязательства  по которым выражены в валюте  Российской Федерации;

2) объем основного долга  по кредитам, которые получены  Российской Федерацией и обязательства  по которым выражены в валюте  Российской Федерации;

3) объем основного долга  по бюджетным кредитам, полученным  Российской Федерацией;

4) объем обязательств  по государственным гарантиям,  выраженным в валюте Российской  Федерации;

5) объем иных (за исключением  указанных) долговых обязательств  Российской Федерации, оплата  которых в валюте Российской  Федерации предусмотрена федеральными  законами до введения в действие  настоящего Кодекса.

5. В объем государственного  внешнего долга Российской Федерации  включаются:

1) номинальная сумма долга  по государственным ценным бумагам  Российской Федерации, обязательства  по которым выражены в иностранной  валюте;

2) объем основного долга  по кредитам, которые получены  Российской Федерацией и обязательства  по которым выражены в иностранной  валюте, в том числе по целевым  иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные  гарантии Российской Федерации;

3) объем обязательств  по государственным гарантиям  Российской Федерации, выраженным  в иностранной валюте.

Рассмотрим виды государственного долга. Государственный долг делиться на:

1.Внутренний и Внешний

2.Основной и Текущий

Внешний государственный  долг - это составная часть государственного долга по внешним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-нерезидентами. Наличие внешнего долга у страны является нормальной мировой практикой. Однако существуют границы, за пределами  которых увеличение государственного внешнего долга становится опасным. Масштабное привлечение займов может  привести страну к зависимости от кредиторов. Для относительной характеристики величины государственного долга в  мировой практике используются специальные  показатели – относительные параметры  внешнего долга. Они включают отношение  долговых платежей (по погашению и  обслуживанию долга) к экспорту товаров  и услуг. По классификации Международного Банка Реконструкции и Развития (МБРР) низким уровнем внешней задолженности считается отношение меньше 18 %; умеренным – 18-30%. Другими показателями также являются:

  • отношение валового внешнего долга к ВВП (менее 48% - низкая; 48-80% - умеренная задолженность);
  • отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и нефакторных услуг (транспорт, путешествия и прочие нефинансовые услуги) (менее 132% - низкая; 132-220% - умеренная);
  • отношение платежей вознаграждения к к экспорту товаров и нефакторных услуг (менее 12% - низкая; 12-20% - умеренная). [3]

По сути, наличие внешнего долга предполагает, что передачу части созданного продукта за пределы  страны. Рост внешнего долга снижает  международный авторитет страны и подрывает доверие населения  к политике ее правительства.

Основными кредиторами внешнего долга, как правило, являются:

  • другие государства;
  • международные финансовые организации (такие как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.);
  • Частные фонды – нерезиденты.

Внутренний государственный  долг - это составная часть государственного долга по внутренним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-резидентами. Наличие внутреннего долга не является исключением в экономике, а скорее – правилом. Экономически развитые страны, как правило, имеют  значительный государственный внутренний долг. Однако значительна разница  в причинах, способах образования  и особенностях функционирования этого  вида долга. Государственный долг и  вызвавшие его дефициты могут  быть тщательно продуманными и спланированными  факторами стабилизации экономики  и ее развития.

Внутренний государственный  долг рассматривается, как «заем нации сам себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации. Определенные отрицательные последствия по его управлению перекрываются положительными эффектами от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в инвестиции или развитие экономики страны. Однако присутствует и ряд отрицательных последствий наличия внутреннего государственного долга:

  1. Погашение задолженности производится за счет бюджетных средств, т.е. за счет налогоплательщиков: таким образом, происходит переток доходов к владельцам государственных ценных бумаг, как правило, состоятельным слоям общества;
  2. Для уменьшения долга государство может увеличивать налоги, что может привести к макроэкономическим последствиям, таким как уменьшение инвестиций.
  3. Действует эффект «вытеснения инвестиций» частных предпринимателей, т.е. выход государства на ссудный рынок усиливает конкуренцию на денежном рынке, что в свою очередь приводит к увеличению процентных ставок на денежный капитал. Это лишает частный сектор какой-то части инвестиций и соответственно «тормозит» экономическое развитие страны.

Основными кредиторами внутреннего  долга, как правило, являются:

  • население;
  • корпорации;
  • банки;
  • другие финансовые и кредитные учреждения.

Основной государственный  долг, в свою очередь является общей суммой задолженности государства, которая не была выплачена в назначенный срок и не может быть выплачена за определенный период времени, который государства выделяет для погашения задолженности.

Текущий государственный  долг - это долговое обязательство, которое наступает в момент срока платежа долговой суммы. Государственный долг должен входить в рамки половины ВВП страны.  Долговая сумма свыше этой нормы может привести к кризисному состоянию страны. Заданием государственного долга является осуществление операционных работ по созданию долговых обязательств, соответственное погашение долговой суммы и процентам по ней.

Управление  государственным долгом

Под управлением государственным  долгом - понимается совокупность мероприятий государства по размещению и погашению займов, организации выплат доходов по ним, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий по выпуску новых государственных ценных бумаг.

Управление государственным  долгом в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, в пределах полномочий, устанавливаемых Федеральным Собранием РФ.

Основными целями управления государственным долгом являются:

• сохранение объёма государственного долга на экономически безопасном уровне;

•   сохранение стоимости  обслуживания государственного долга;

•   обеспечение исполнения обязательств государства в полном объёме по более низкой стоимости  на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Управление государственным  долгом подразделяется на два больших  блока: управление внутренним и управление внешним государственным долгом. [4]

В целом государственный  внутренний долг представляет собой  сумму бюджетных дефицитов за предшествующие годы, увеличенную на сумму расходов по обслуживанию государственного внутреннего долга.

Основными методами финансирования государственного внутреннего долга  являются денежно-кредитная эмиссия  и выпуск государственных займов.

Денежно-кредитная эмиссия - это наиболее простой способ финансирования государственного долга и дефицита государственного бюджета. В этом случае государственный долг не увеличивается, следовательно, не возникает издержек по его обслуживанию. Покупая государственные обязательства, центральные банки создают “базу” для последующей депозитно-чековой эмиссии коммерческих банков, что непосредственно ведет к увеличению массы обращающихся денег. Финансирование бюджетного дефицита на основе денежно-кредитной эмиссии вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения и приводит к усилению инфляции, которая имеет тяжелые социально-экономические последствия.

Выпуск государственных  ценных бумаг является наиболее целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с практикой  заимствования средств в Центральном  банке и доходов от денежной эмиссии. Размещение государственных займов среди юридических лиц не сопровождается увеличением денег в обращении, то есть носит неинфляционный характер. В практике развитых стран Запада дефицит бюджета, как правило, финансируется  за счет новых ценных бумаг, выпускаемых  правительством в течение года.

Информация о работе Управление государственным долгом