Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 19:52, реферат
Бюджетный дефицит как превышение расходов над доходами не является исключительным явлением даже для стран с развитой рыночной экономикой. Средства, привлекаемые на покрытие бюджетного дефицита, а также на финансирование государственных инвестиционных программ социально-экономического развития в условиях профицита, образуют государственный долг. Проблемы, связанные с управлением государственным долгом, являются актуальными для большинства государств. Изучение вопросов управления государственным долгом привлекает внимание ученых-экономистов во всем мире в силу значительных объемов государственной задолженности и высокого уровня расходов на ее погашение и обслуживание как в абсолютном, так и в относительном выражении, чем и характеризуется кредитная ситуация многих государств. Рассмотрим управление государственным долгом на примере Российской Федерации.
Введение 2
Понятие государственного долга, его структура и виды 3
Управление государственным долгом 9
Заключение 18
Литература 20
Финансовой базой погашения
займов выступают налоги. В периоды
экономического кризиса займы могут
опережать налоговые
Существуют следующие меры в области управления государственным внутренним долгом:
Аннулирование государственных ценных бумаг проводится по двум причинам:
Отсрочка погашения займа - мера, при которой отодвигаются сроки погашения займов, и прекращается выплата доходов. Отсрочка погашения внешней задолженности может и не повлечь приостановку выплаты процентов. Отсрочка погашения займа принимается в таких случаях, когда большая часть поступлений от реализации облигаций новых займов направляется на выплату процентов и погашение по ранее выпущенным займам.
В настоящее время в мировой практике управления выпущенным долгом отчетливо проявляются две тенденции:
• направленность большинства стран на диверсификацию видов ценных бумаг и сроков погашения;
• стремление к пролонгированию государственной задолженности. В этих условиях доля долгосрочных долговых обязательств в обороте государственных ценных бумаг становится показателем устойчивости рынка.
Комплекс мер по управлению государственным внешним долгом намного уже, чем по управлению внутренним долгом.
В случае если государство-заемщик не может платить долги и проценты по ним, а кредиторы не желают давать отсрочку и провести реструктуризацию задолженности, то кредиторы могут объявить страну банкротом. Тогда производится арест всех зарубежных активов этой страны, всех находящихся в зарубежных портах судов и грузов в уплату долгов кредиторам, парализуется импорт.
Если государство признает угрозу банкротства, то по просьбе правительства под эгидой международных финансовых организаций в стране вводится контроль над экономикой и финансами. Создается управляющий орган - международный валютный совет, который уполномочен решать вопросы распределения и использования выделяемых правительству средств. При этом национальная валюта привязывается жестко к доллару, и доллар запускается в обращение наряду с национальной валютой.
Посмотрим, как обстоят дела с управлением государственным долгом в России.
Вплоть до осени 2008 г. проблема дефицитного финансирования государственных расходов и эффективного управления государственным долгом оставалась в тени. Однако, масштабное падение внутреннего и внешнего спроса на российскую продукцию, слабая конкурентоспособность, отсутствие диверсификации и низкая эффективность российской экономики сделали в текущем году проблему дефицитного финансирования в качестве инструмента стимулирования экономического развития одной из наиболее актуальных, призванной обеспечить национальной экономике не только прохождение острой фазы кризиса. Но и реализацию ее структурного реформирования.
Как следствие, претерпела корректировку
и позиция государства в
На протяжении последних
нескольких лет на фоне понижающего
тренда объема совокупной задолженности
в процентах к ВВП страны (с
108,6% ВВП в 1999 г. до 5,8% ВВП в 2008 г.) и
сокращения абсолютного размера
внешнего долга наблюдался устойчивый
рост абсолютного объема государственного
внутреннего долга. Что свидетельствовало
о расширении внутренних источников
дефицитного финансирования государственных
расходов, которое неизбежно связано
с масштабными эффектами
В связи с ожидаемым
существенным дефицитом федерального
бюджета в 2009 г. до 7,7% ВВП в среднесрочной
перспективе ставка на пополнение доходов
федерального бюджета была сделана
именно на наращивание внешних и
внутренних заимствований. Однако, в
условиях острого дефицита ликвидности
на внутреннем и внешнем рынках,
значительного размера внешнего
долга российского
Таким образом, уже в 2010 г. заимствования как один из источников дефицитного финансирования государственных расходов станет основным, а возрастающий государственный долг, несомненно, должен стать одним из доминирующих инструментов стабилизирующей и одновременно стимулирующей политики государства. В этой связи с точки зрения эффективного управления государственным долгом в мировой практике уже сложились ряд заслуживающих внимания направлений, которые могли бы использоваться и в российской бюджетной политике.
1. Во многих странах
мира существует
2. Актуальность и
3. С 1 января 1995 г. в России
действует запрет на
4. Также возможно продолжение
практики перечисления прибыли
ЦБ РФ в доход федерального
бюджета как одной из форм
дефицитного финансирования, не
сопровождающейся
5. Одним из внутренних
источников финансирования
6. В условиях отсутствия
прогрессивной системы
7. Следует отметить продуктивную
кредитно-денежную политику ЦБ
РФ по рефинансированию
Наращивание государственного
долга за счет кредитных источников
в нынешних экономических условиях
преследует по большей части краткосрочные
цели, связанные с выполнением
текущих обязательств, в то время
как эффективное управление государственным
долгом требует разделения расходов
по источникам их финансирования на текущие
и инвестиционные. В этой связи
представляется целесообразным определить
в законодательных и
Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.
Долговые проблемы России
многоплановы: страна одновременно является
крупным должником и
Особое положение в
составе государственного долга
занимает внутренний государственный
долг, который на 1 апреля 2010 года составлял
2094,73 млрд. руб. На протяжении последних
нескольких лет на фоне понижающего
тренда объема совокупной задолженности
в процентах к ВВП страны (с
108,6% ВВП в 1999 г. до 5,8% ВВП в 2008 г.) и
сокращения абсолютного размера
внешнего долга наблюдался устойчивый
рост абсолютного объема государственного
внутреннего долга. Что свидетельствовало
о расширении внутренних источников
дефицитного финансирования государственных
расходов, которое неизбежно связано
с масштабными эффектами