Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 09:15, контрольная работа
Посредством государственных заимствований органы власти получают дополнительные финансовые ресурсы, необходимые для финансирования общегосударственных потребностей, не обеспеченных доходами. Государство становится полноправным участником рынка капиталов, его долговые обязательства погашаются за счет бюджетных средств (доходов), золотовалютных резервов страны, финансовых ресурсов, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований.
Цель данной контрольной работы – исследование сущности государственного долга и анализ методов по его управлению.
Введение
Государственный долг
Понятие, сущность, виды государственного долга
Внешний и внутренний государственный долг
Понятие и способы управления государственным долгом
Анализ динамики и структуры государственного долга
Проблемы управления государственным долгом
Заключение
Список используемой литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агенство по образованию
Контрольная работа
на тему
«Управление государственным долгом»
Выполнил:
Проверил:
Уфа 2009
Содержание
Введение |
3 | |
1 |
Государственный долг |
4 |
1.1 |
Понятие, сущность, виды государственного долга |
4 |
1.2 |
Внешний и внутренний государственный долг |
8 |
1.3 |
Понятие и способы управления государственным долгом |
10 |
2 |
Анализ динамики и структуры государственного долга |
18 |
3 |
Проблемы управления государственным долгом |
26 |
Заключение |
30 | |
Список используемой литературы |
31 |
Введение
В условиях сравнительно высокой доли ВВП, перераспределяемой посредством государственного бюджета, одной из важных задач экономической политики различных государств стали стимулирование экономического роста, решение проблемы сбалансированности бюджетов различных уровней, поиск способов покрытия их возможных дефицитов. Это может быть достигнуто разными методами. Сбалансированность бюджета, составленного путем достижения равенства доходов и расходов, обеспечивается автоматически. Сбалансированность бюджета, составленного с превышением, расходов над доходами (т.е. с дефицитом), достигается путем изыскания источников финансирования дефицита. В этом случае сбалансированность бюджета предполагает равенство планируемых расходов объему доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета.
Посредством государственных заимствований органы власти получают дополнительные финансовые ресурсы, необходимые для финансирования общегосударственных потребностей, не обеспеченных доходами. Государство становится полноправным участником рынка капиталов, его долговые обязательства погашаются за счет бюджетных средств (доходов), золотовалютных резервов страны, финансовых ресурсов, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований.
Цель данной контрольной работы – исследование сущности государственного долга и анализ методов по его управлению.
Государственный долг формируют привлекаемые государственные заимствования. К увеличению долговых обязательств приводит также предоставление органами власти и органами местного самоуправления гарантий по обязательствам других заемщиков. Поэтому государственный долг представляет собой долговые обязательства, вытекающие из заимствований и гарантий, предоставленных органами власти и органами местного самоуправления по обязательствам других лиц. [4, с.411]
В общем виде государственный долг можно определить как долговые обязательства органов государственной власти и органов местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по предоставленным государственным гарантиям.
Государственный долг выражает собой результат взаимосвязей органов власти и органов местного самоуправления со своими партнерами в части формирования фондов заимствованных средств для удовлетворения общегосударственных (включая местные) потребностей и воспроизводственных нужд субъектов хозяйствования (в части гарантирования их заимствований).
Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.[9, с.275]
Государственный долг в условиях рыночных отношений следует рассматривать как внешний макроэкономический фактор, оказывающий значительное воздействие на состояние национальной экономики. С другой стороны, сам рынок государственных долгов реагирует на изменение экономической ситуации внутри страны и тенденций международных финансовых рынков. [11, с.385]
В соответствии с Законом РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» различаются государственный и общегосударственный долг. Под государственным долгом понимается долг Правительства Российской Федерации. Общегосударственный долг – более широкое понятие. Под общегосударственным долгом понимается совокупный долг, как Правительства РФ, так и нижестоящих органов государственной власти: органов управления республиками в составе РФ и местных органов власти. [7, с.170]
По уровню управления государственный долг делится на:
Размеры и структура государственного внутреннего долга даны в программе государственных внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований. Программа входит в число документов, представляемых одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год. [9, с.278]
Государственные долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
Государственный долг можно классифицировать по различным критериям. Обычно используются следующие: экономический признак (степень охвата совокупности обязательств), тип заемщика, форма долговых обязательств, срочность долговых обязательств, рынок заимствований, тип кредитора, валюта заимствований, официальный (бюджетный) признак.
В зависимости от степени охвата совокупности обязательств (по экономическому признаку) государственный долг подразделяется на капитальный, основной и текущий долг. Капитальный государственный долг представляет собой всю сумм выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам. Основной государственный долг – это номинальная стоимость всех выпушенных и непогашенных долговых обязательств государства. Текущий государственный долг расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил. [4, с.412] Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет и до 30 лет). Срок погашения долговых обязательств для РФ и субъекта РФ не может превышать 30 лет, а для муниципального образования 10 лет. Также не допускается изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения. [4, с.413] По валютному критерию государственный долг делится на внешний и внутренний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные – к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга - как совокупного долга нерезидентам, а внутреннего долга – как совокупного долга резидентам. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:
По видам ценных бумаг выделяются, в частности, следующие долги: казначейские обязательства, государственные краткосрочные облигации, государственные казначейские векселя.
В зависимости от вида долговой деятельности выделяются такие долги, как государственные гарантии; государственные гарантии, предоставленные субъектам РФ; муниципальные гарантии.
По форме долговых обязательств в качестве самостоятельных видов внутренних долгов выделяются кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ; кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени субъектов РФ; кредитные соглашение и договоры, заключенные муниципальными образованиями. [4, с.414]
Предельные объемы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете на соответствующий финансовый год (федеральным законом, законом субъекта федерации или местным органом власти). Предельный объем может быть превышен правительством РФ, если это снижает расходы по обслуживанию государственного долга. В законе о бюджете утверждается также предельный объем заемных средств, направляемых Россией, субъектами Федерации или муниципальными образованиями на финансирование бюджета соответствующего уровня.
В России действует единая система учета и регистрации государственного долга. Субъекты Федерации и муниципальные образования регистрируют свои долговые обязательства в Министерстве финансов РФ, которое ведет государственную долговую книгу.
Внутренние долговые обязательства можно разбить на две группы:
Далее рассмотрим подробнее государственный внешний и внутренний долг.
Государственный долг подразделяют на внутренний и внешний долг в зависимости от состава кредиторов государства. Внутренний долг – задолженность государства гражданам, организациям, учреждениям данной страны, внешний долг – задолженность государства иностранным гражданам, фирмам, учреждениям.
Основной целью
государственных внешних
Использование различных форм внешнего финансирования позволяет государству получать дополнительные финансовые ресурсы сверх того, что может произвести его собственная экономика. В этой связи проблема внешнего долга и управления им становится весьма актуальной для государства, испытывающего особую потребность во внешних заимствованиях.
Государство может осуществлять внешние заимствования в следующих формах:
Главной особенностью внешней задолженности страны является то, что она в большей части состоит из долгов бывшего СССР, обязательства по которым приняла на себя Россия. Они касаются не только задолженности перед западными кредиторами. В качестве правопреемницы СССР Россия взяла на себя и долги перед некоторыми странами из числа бывших членов СЭВ: Венгрией, Чехией, Словакией, которые возникли в силу межгосударственных расчетов, действовавших в СЭВ (совет экономической взаимопомощи).
Проблема внешних долгов для России включает финансовые и юридические взаимоотношение с организациями, составляющими различные группы кредиторов: