Управление государственным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 09:15, контрольная работа

Краткое описание

Посредством государственных заимствований органы власти получают дополнительные финансовые ресурсы, необходимые для финансирования общегосударственных потребностей, не обеспеченных доходами. Государство становится полноправным участником рынка капиталов, его долговые обязательства погашаются за счет бюджетных средств (доходов), золотовалютных резервов страны, финансовых ресурсов, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований.
Цель данной контрольной работы – исследование сущности государственного долга и анализ методов по его управлению.

Оглавление

Введение
Государственный долг
Понятие, сущность, виды государственного долга
Внешний и внутренний государственный долг
Понятие и способы управления государственным долгом
Анализ динамики и структуры государственного долга
Проблемы управления государственным долгом
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

гос долг.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

В законодательстве следовало  бы, более четко учесть цели, стратегию  управления долгом, координацию с  денежно-кредитной и бюджетно-налоговой  политикой, систему управления рисками, направления рефинансирования государственного долга, а также детальнее прописать процедуры и механизмы взаимодействия, координации и ответственности государственных органов, осуществляющих валютную, денежно-кредитную, долговую и бюджетную политику.

Одним из условий эффективного управления государственным долгом Российской Федерации является достоверный учет и контроль за его состоянием в реальном режиме времени. Однако пока учет долговых обязательств в значительной степени разобщен, а единая база данных государственных долговых обязательств отсутствует.

Сложности в управлении государственным долгом для Российской Федерации создали ряд обстоятельств, отрицательно влияющих на проведение эффективной политики в области государственных заимствований и управления государственным долгом. Среди таких обстоятельств следует отметить нерыночный характер основной доли государственного долга, особенно внешнего. К началу 2000 г. структура внутреннего долга была переориентирована в рыночные инструменты. Внешние долговые обязательства длительное время формировались путем привлечения "связанных" кредитов правительств иностранных государств и международных финансовых организаций. Это усложняет механизм их перевода в рыночные инструменты, особенно для использования на вторичном рынке.

Основная часть российских долговых инструментов номинирована в долларах, что повышает степень валютных рисков по операциям обслуживания и погашения задолженности, особенно в связи с введением евро и разницы в курсах валют. Это ставит управление государственным долгом, в частности внешним, в жесткую зависимость как от внешних факторов, так и от валютной политики государства и состояния платежного баланса страны.

С другой стороны, большая  часть иностранного долга перед  Россией (более 65%) номинирована в советских  и переводных рублях, что усложняет  переговорный процесс и пересчет долга для его погашения, и планирование бюджетных доходов страны, связанных с выплатами по иностранному долгу перед Россией. Другими словами, несоответствие качественной структуры российского государственного внешнего долга структуре задолженности иностранных государств не позволяет производить обмен российского долга на долг перед Россией. [5 с. 66]

До сих пор существуют спорные моменты при определении  государственного долга Российской Федерации. Представляется спорной сама величина советского долга из-за не кредитной природы некоторой ее части. К примеру, долгов перед странами бывшего социалистического лагеря.

Приведенные обстоятельства усложняют долговое положение России в случае ухудшения мировой экономической  конъюнктуры, усиливают риски при возникновении неблагоприятной ситуации в финансовой сфере. Все это обусловливает необходимость реформирования системы управления государственным долгом на основе использования мирового опыта.

Пока вне правового  регулирования остается механизм проведения операций переоформления и реструктуризации, обмена долговых обязательств на инвестиции, а также конверсии и консолидации займов.

Перед Российской Федерацией в области управления государственным  долгом с точки зрения оптимизации  его структуры и стоимости обслуживания, поддержания его размера на экономически безопасном уровне формируются следующие задачи:

  • завершение формирования единой системы государственного долга и государственных заимствований;
  • единой базы данных;
  • внедрение интегрированной системы аналитического учета федеральных, региональных и муниципальных долговых обязательств и заимствований негосударственного сектора экономики с целью обеспечения экономически обоснованных решений в сфере управления государственным долгом и государственными заимствованиями.

Это предполагает: сокращение объемов долговых обязательств и  соответственно оптимизацию стоимости их обслуживания; оптимизацию платежей по внутреннему долгу; особенно долгу бывшего СССР, а также структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей.

Необходимы рефинансирование внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного ухудшения структуры долга по срокам платежей; повышение эффективности использования заемных средств на национальном и мировом рынках ссудного капитала.

В целях совершенствования  системы управления государственным  долгом требуется также создание единой базы данных по государственному долгу Российской Федерации, установление единого порядка ведения государственных долговых книг Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Существенным моментом в реформировании данной системы является разработка критериев и механизмов оценки эффективности заемной и долговой политики государства и контроля за их соблюдением, включая контроль со стороны Счетной палаты Российской Федерации. [5, c.67]

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

При наличии тенденции  к сокращению внешнего долга Российской Федерации и снижению долговой нагрузки на экономику Российской Федерации его структура по прежнему не является оптимальной с точки зрения управления долгом.

Основными задачами по управлению долгом в ближайшее время будут  являться:

  • сокращение объемов внешних долговых обязательств и, соответственно, стоимости их обслуживания;
  • оптимизация структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей;
  • оптимизация графика платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей;
  • рефинансирование внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного ухудшения структуры долга по срокам платежей;
  • повышение эффективности использования заемных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 02.02.2006)
  2. О внесении изменений в федеральный закон “О бюджетной классификации и РФ” и Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 22.12.05 №176-ФЗ//Российская газета- 2005-27 декабря
  3. Общие принципы урегулирования коммерческой задолженности: Постановление Правительства РФ от 27 сентября 1994 года №1107
  4. А.Г. Грязнова. Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В Маркиной. – М.: , 2006. Финансы и статистика, 2006. – 504 с.
  5. Воронин Ю. С. Управление государственным долгом/Ю. С. Воронин// Экономист.-2006-№1
  6. Воронин Ю. С. Управление государственным долгом/Ю. С. Воронин// Экономист.-2006-№4
  7. Галицкая С.В. Денежное обращение, Кредит, Финансы (теория и рос. практика). Учеб. Пособие. – М.: Междунар. отношения, 2002. – 272с.  
  8. Евдокимова Л.А. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2006 – 365с.
  9. Колпакова Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие/ Ред. Колпакова Г. М.- 2-е изд., переработ. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2003.- 496 с.
  10. М.В.Романовский. Финансы: Учебник / под ред. проф. М.В.Романовского, проф.  О.В.Врублевской, проф. Б.М.Сабанти. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт – Издат, 2006. -462с. - (Университеты России).        
  11. С. И. Лушин. Финансы: учебник / Под ред. директора эк. наук, проф. С. И. Лушина, директора эк. наук, проф. В.А. Слепова. – 2-е изд, перераб. и доп. – М.: экономистъ, 2006. – 682с. – (Homo faber).
  12. Шенаев В. Н. Проблема внешнего долга России/ В. Н. Шенаев// Бизнес и банки-2005-№26
  13. Финансово-кредитный энциклопедический словарь/ колл. Авторов; под общ. Ред. А.Г.Грязновой. – М.: Финансы и статистика,2002.

Информация о работе Управление государственным долгом