Государственный долг: структура и управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: проследить количество государственного долга и методы его управления, принятые государством.
Задачи по достижению поставленной цели:
-Поиск и ознакомление с информацией, которая касается данной темы;
-Анализ и систематизация найденного материала;
-На основе найденной информации и сделанного анализа выделить проблемы и перспективы.
На первом этапе курсовой работы будет ознакомление с понятием государственного долга и самой причиной его возникновения.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….……...3
Государственный долг. Причины……………...……………..........……..4
1.1 Государственный долг………………………………………………...4
1.2 Понятия внешнего и внутреннего долга………………………….….6
1.3 Причины государственного долга в России………………………...10
Понятия управления государственным долгом в современной России. Управление…………………………………………………………….….12
2.1 Понятие рынков внешнего и внутреннего долга…………………..12
2.2 Современные методы управления государственным долгом..…..16
Опыт и практика управления государственным долгом в других государствах...................................................................................…...19
Зарубежный опыт управления государственным долгом………19
Влияние внешнего долга на национальную экономику………….24
Заключение…………………………………………………………………28
Список использованных источников……………

Файлы: 1 файл

Kursovaya_po_ekonom_teorii.docx

— 94.05 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА РФ

Федеральное государственное  бюджетное учреждение

Высшего профессионального  образования

« Пермская государственная  сельскохозяйственная академия

Им. Академика Д. Н. Прянишникова»

 

 

Кафедра экономической теории

 

Курсовая работа

По дисциплине: Экономическая  теория

На тему: Государственный  долг: структура и управление.

 

Выполнил: Студент экономического

Факультета очного обучения по

Специальности «Менеджмент»

Овчинников Артем Сергеевич 

Руководитель: Черемных О.А.

 

Пермь 2013

 

Содержание

Введение……………………………………………………………….……...3

  1. Государственный долг. Причины……………...……………..........……..4

1.1 Государственный долг………………………………………………...4

1.2 Понятия внешнего и внутреннего долга………………………….….6

1.3 Причины государственного долга в России………………………...10

  1. Понятия управления государственным долгом в современной России. Управление…………………………………………………………….….12

2.1 Понятие рынков внешнего  и внутреннего долга…………………..12

2.2 Современные методы  управления государственным долгом..…..16

  1. Опыт и практика управления государственным долгом в других государствах...................................................................................…...19
    1. Зарубежный опыт управления государственным долгом………19
    2. Влияние внешнего долга на национальную экономику………….24

Заключение…………………………………………………………………28

Список использованных источников……………………………………..29

Приложения………………………………………………………………….30

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема государственного долга  России очень актуальна на сегодняшний  день.

Государственный долг – это долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Положение России на сегодня  настолько тяжелое, что каждый год  наше государство вынуждено выторговывать  у иностранных кредиторов по пять- шесть миллиардов долларов только для выплаты процентов по уже накопленным задолженностями.

Что же необходимо предпринять  для того, чтобы вытянуть государство  из долговой ямы? Думаю, этот вопрос ставил перед собой не один кабинет министров  Российской Федерации. Грамотные эксперты не один год решают данную проблему, тем не менее, только с 2010 года Правительством России стали предприниматься меры по ее решению. 

Цель курсовой работы: проследить количество государственного долга  и методы его управления, принятые государством.

Задачи по достижению поставленной цели:

-Поиск и ознакомление  с информацией, которая касается  данной темы;

-Анализ и систематизация  найденного материала;

-На основе найденной  информации и сделанного анализа выделить проблемы и перспективы.

На первом этапе курсовой работы будет ознакомление с понятием государственного долга и самой  причиной его возникновения.

Во второй – понятия  рынков внешней и внутренней задолженности, а так же способы управления государственного долга.

В третьей части работы находится информация о влиянии  внешнего долга на национальную экономику.

 

    

 

1. Государственный долг. Причины.

1.1.Государственный долг

       Существует несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации. Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий .

       Капитальный государственный долг – вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.[5] Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.

Согласно действующему законодательству, следует выделять государственный и общегосударственный долг. Последнее понятие более широкое и включает в себя  задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных органов власти.

        Хроническая  дефицитность государственного  и местных бюджетов и высокий  государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых стран. Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования  бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к увеличению государственного долга – внутреннего и внешнего. Государственный долг – это долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.[5]

        Государственный  долг РФ полностью и без  условий обеспечивается всем  находящимся в федеральной собственности  имуществом, составляющим государственную  казну. В соответствии с Основными направлениями долговой политики Российской Федерации на 2011 – 2013 годы, одобренными Правительством Российской Федерации 23 сентября 2010 года, государственная политика в области государственного долга Российской Федерации будет направлена на обеспечение безусловного исполнения бюджетных обязательств, развитие эффективного рынка государственных ценных бумаг, минимизацию стоимости государственных заимствований и создание условий для осуществления корпоративных заимствований.[6]

          Согласно законопроекту в 2011-2013 годах в целях обеспечения  сбалансированности федерального  бюджета предусматривается осуществлять  значительные заимствования на  внутреннем финансовом рынке.  Всего за 2011 – 2013 годы предусматривается  общее привлечение средств от  размещения государственных ценных  бумаг Российской Федерации, номинированных  в валюте Российской Федерации,  в объеме (сальдо) 4330,5 млрд. рублей. Государственный  долг Российской Федерации при этом увеличивается с 11,8% ВВП в 2010 году до 18% ВВП в 2013 году.[7] Динамика объема и структуры государственного долга Российской Федерации в 2009 – 2013 годах представлена в таблице 1.

           Таблица 1. Динамика объема и структуры государственного долга Российской Федерации в 2009 – 2013 г.[3]

 

 

На

1 января 2010 года.

На

1 января 2011 года.

На

1 января 2012 года.

На 1 января

2013 года.

На 1

января 2014 года.

Изменение 2013 г. к 2010 г.

Отчет

Отчет

Закон №

308-ФЗ

Проект

Проект

Млрд. руб.

%

Гос. Долг РФ, млрд. рублей

3233,1

5316,7

6844,7

8976,8

11170,3

5853,6

110

% к ВВП

8,3

11,8

11,8

13,6

16

   

В том числе:

 

Гос. внутренний долг, млрд. руб.

2094,7

3726,7

5148,4

6976,4

8826,3

5099,6

137

% к ВВП

5,4

8,3

10,2

12,5

14,2

   

Гос. внешний долг, млрд. руб.

1138,4

1590,0

1696,3

2000,4

2344,0

754,0

47,4

% к ВВП

2,9

3,5

3,4

3,5

3,8

   



 

 

Анализ динамики показывает, что государственный долг увеличится за 2011 – 2013 годы в 2,1 раза. Увеличение государственного долга произойдет в основном за счет роста государственного внутреннего долга. Он увеличится в 2,4 раза в 2013 году по сравнению с 2010 годом, или с 8,3 % ВВП в 2010 году до 14,2 % ВВП в 2013 году.

Доля государственного внутреннего  долга в совокупном объеме государственного долга в 2013 году составит 79,0 %. Возросшие объемы заимствований в плановом периоде увеличат нагрузку на федеральный бюджет, однако по числу большинства индикаторов, рассчитанных в соответствии с международной методикой, бюджетная устойчивость сохранится. Вместе с тем в связи с ростом бюджетных ассигнований федерального бюджета на исполнение расходных обязательств по обслуживанию и погашению долга в 2012-2013 годах может произойти превышение предельного значения (10 %) показателя ликвидности федерального бюджета ( отношение бюджетных ассигнований на обслуживание и погашение долга к доходам федерального бюджета) в 2012 году – на 1,7 процентного пункта, в 2013 году – на 2,4 процентных пункта.[7]

1.2. Понятие внешнего и внутреннего долга

Внешний долг

Согласно Бюджетному кодексу  РФ, внешний долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте.[5]

Для структуры внешнего долга России следует выделить источники формирования:

    • 50% внешних заимствований - правительственные органы иностранных государств;
    • 35% - зарубежные банки и компании;
    • 15% -  международные финансово - кредитные институты.

В 2008 году внешний долг составлял всего 5% ВВП страны. На 1 сентября 2009 года внешний долг РФ составил 38 млрд. долларов (или 27 млрд. евро). В начале года эта сумма была значительно больше-46,5млрд. дол., но за 8 месяцев задолженность государства перед внешними кредиторами сократилась на 4%.Динамика объема и структуры внешнего долга представлена в таблице 2.

Таблица 2. Динамика объема и  структура внешнего долга. [8]

 

На 1 января 2010 г.

На 1 января 2011 г.

На 1 января 2012 г.

На 1 января 2013 г.

На 1 января 2014г.

Отчет

Отчет

Закон №308

Проект

Проект

Млрд. дол. США

Структура %

Млрд. дол. США

Структура %

Млрд. дол. США

Структура %

Млрд. дол. США

Структура %

Млрд. дол. США

Структура %

Гос. внешний долг, всего:

36,6

100

53,0

100

55,6

100

65,2

100

75,6

100

В том числе :

 

Кредиты иностранных гос-в, кредиты МФО, иностр. Субъектов международного права, иностр. Юрид. Лиц в иностр. валюте

 

 

 

8,7

 

 

 

23,1

 

 

 

7,3

 

 

 

13,8

 

 

 

6,1

 

 

 

11

 

 

 

5,5

 

 

 

8,4

 

 

 

4,8

 

 

 

6,3

Гос. ценные бумаги РФ, номинир. в иностран. валюте

 

 

28,0

 

 

74,5

 

 

34,2

 

 

64,5

 

 

38,2

 

 

58,7

 

 

43,9

 

 

67,4

 

 

49,8

 

 

65,7

Гарантии РФ в иностранной  валюте

0,9

2,4

11,5

21,7

11,3

20,3

15,8

24,2

21,1

28


 

 

Верхний предел государственного внешнего долга РФ по состоянию на 1 января 2012 года составил 55.6 млрд. долларов США или 44,9 евро, или 3,4% ВВП, что превышает на 2,6 млрд. долларов США показатель утвержденный законопроектом на 1 января 2011 года (53 млрд. дол. США).

Анализ динамики показывает, что объем государственного внешнего долга в долларовом эквиваленте в 2011 году увеличился, по сравнению с 2010 на 2,6 млрд. долларов (или 4,9%), а в 2013 году увеличился в 1,4 раза. Объем государственного внешнего долга в рублевом выражении увеличился с 3,5% ВВП (в 2010 году) до 3,8% ВВП к 2013 году. [3]

Рост внешнего долга обусловлено  заимствованиями на внешних финансовых рынках путем размещения государственных ценных бумаг, а так же увеличение объемов представляемых гарантий в иностранной валюте.

Доля задолженности по государственным ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, в 2011 году сократится по сравнению с 2010 годом на 4,2 процентных пункта и составит 68,7%, в конце 2013 года - 65,7%.

В ближайшие 10-15 лет будущее  России будет определяться тем, на каких условиях удастся добиться урегулирования внешнего долга. Причем уже сейчас переговоры должны начинаться с учетом долгосрочной перспективы: Россия только тогда сможет выполнять свои обязательства, когда ее экономика достигнет достаточно высоких темпов роста – 4,5 % в год.

Согласно расчетам, это  может произойти не ранее, чем  через 6 - 7 лет, при условии, что в России будут осуществлены благоприятные институциональные изменения и в течение этого времени она сможет тратить на обслуживание долга не более 3-4 миллиарда долларов в год.[4]

Внутренний долг

В "Финансовой энциклопедии" можно прочитать следующее: "С  формальной точки зрения внешними займами называются займы, заключенные на иностранных биржах или через иностранные банки в иностранной валюте. Но по существу (с материальной точки зрения) под внешними займами следует понимать те, которые находятся в руках иностранцев-кредиторов; формально внутренний заем может попасть в руки иностранцев и обратно".

Таким образом, при этом допускается  возможность превращения внутреннего  займа во внешний и обратно.

Сегодня существуют 3 основные формы покрытия государственного долга:

    • Добровольный, рыночный кредит – размещение ценных бумаг на свободном ( или почти свободном) рынке. К ценным бумагам, размещенным таким образом, принадлежат государственные краткосрочные обязательства (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации сберегательного займа (ОСЗ).
    • Вынужденный квазирыночный кредит – рыночное оформление фактического государственного долга. Так, например, появились на свет облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), казначейские обязательства (КО), векселя Минфина, переоформившие на Минфин задолженность предприятий по банковским кредитам, предоставленным под государственные программы. Сюда же может быть отнесен портфель государственных бумаг ЦБ, сформированный в целях поддержки собственно рынка.
    • Дружеский (административный) кредит ЦБ Минфину, это — принудительный, нерыночный кредит. На федеральном уровне он составляет 10-15 % учтенного государственного долга.

Информация о работе Государственный долг: структура и управление