Государственный долг: структура и управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: проследить количество государственного долга и методы его управления, принятые государством.
Задачи по достижению поставленной цели:
-Поиск и ознакомление с информацией, которая касается данной темы;
-Анализ и систематизация найденного материала;
-На основе найденной информации и сделанного анализа выделить проблемы и перспективы.
На первом этапе курсовой работы будет ознакомление с понятием государственного долга и самой причиной его возникновения.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….……...3
Государственный долг. Причины……………...……………..........……..4
1.1 Государственный долг………………………………………………...4
1.2 Понятия внешнего и внутреннего долга………………………….….6
1.3 Причины государственного долга в России………………………...10
Понятия управления государственным долгом в современной России. Управление…………………………………………………………….….12
2.1 Понятие рынков внешнего и внутреннего долга…………………..12
2.2 Современные методы управления государственным долгом..…..16
Опыт и практика управления государственным долгом в других государствах...................................................................................…...19
Зарубежный опыт управления государственным долгом………19
Влияние внешнего долга на национальную экономику………….24
Заключение…………………………………………………………………28
Список использованных источников……………

Файлы: 1 файл

Kursovaya_po_ekonom_teorii.docx

— 94.05 Кб (Скачать)

По статистике, из государственного долга на лишь менее 40% действительно по всем параметрам отвечают формальным критериям цивилизованности. Менее 30% приходится на принудительный и несколько более 30% — на административный кредит.

За балансом при таком подсчете остается неучтенный, но существующий, долг бюджета разным но невыполненным обязательствам. [9]

Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации (далее - внутренний долг) по состоянию на 1 января 2012 года установлен законопроектом в размере 5148,4 млрд. рублей, что на 38,1% выше, чем на 1 января 2011 года.

В 2013 году внутренний государственный  долг увеличится в 2,; раза по сравнению  с 2010 годом.

Динамика объема и структуры  внутреннего госдолга представлена в следующей таблице 3.

Наиболее значимый вклад  в увеличение государственного внутреннего  долга вносят государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых  указана в валюте Российской Федерации (ОФЗ/ГСО).

 

Таблица 3. Динамика объема и структуры внутреннего госдолга.[8]

 

На 1 января

2010 года

На 1 января

2011 года

На 1 января

2012 года

Ha 1 января

2013 года

На 1 января 2014 года

         

Отчет

Отчет

Закон №308-ФЗ

Проест

Проект

Млрд. руб

Структура, %

Млрд. руб.

Структура, %

Млрд. руб.

Структура, %

Млрд. руб.

Структура, %

Млрд. руб.

Структура, %

 

Государственный внутренний долг.

всего

2094,7

100

3726,7

100

5148,4

100

6976,4

100

8826,3

100

 

В том числе:

 

 

Государственные ценные бумаги

1837,1

 

87,7

 

2933,0

 

71,7

 

4076,

7

 

79,.2

5621,1

 

80,6

 

7147,5

81,0

 

Государственные гарантии

 

251,4

12

 

787,1

21,1

 

1064,

8

 

20,7

1355,3

 

19,4

 

1678,8

19,0

Прочая

задолженность

 

6,2

 

0,3

 

6,6

 

0,2

 

6,9

 

0,1

 

0,0

 

0

 

0,0

 

0


 

Доля ценных бумаг в  общем объеме государственного внутреннего  долга Российской Федерации будет  повышаться с 78,7 % на начало 2011 года до 81 % на начало 2014 года.

Объем внутреннего долга, выраженного в государственных  ценных бумагах, согласно законопроекту, в 2011 году составит 4 076,7 млрд. рублей, или  больше на 39 %, чем в 2010 году. За 2011 - 2013 годы указанный долг увеличится в 2,4 раза и к концу 2013 года составит 7 147,5 млрд. рублей, или 81 % объема внутреннего  долга.

В соответствии с Основными  направлениями долговой политики Российской Федерации на 2011 - 2013 годы помимо эмиссии  ОФЗ и ГСО предполагается осуществить  выпуск еврооблигаций в рублях, первое размещение их возможно в 2010 году. Предполагается, что выпуск таких бумаг позволит привлечь новых инвесторов и содействовать  укреплению позиции рубля, как одной  из расчетных валют.

На внутреннем рынке государственных  ценных бумаг преобладают инструменты  со сроком погашения 3 - 5 лет, максимум 10 лет, выпуск более долгосрочных инструментов предполагает необходимость выплат премий инвесторам за риск, что будет способствовать удорожанию обслуживания таких бумаг.[9]

В 2011-2013 годах предусматривается  значительный рост государственного внутреннего  долга по государственным гарантиям  Российской Федерации. Законопроектом (пункт 3 статьи 15) установлены верхние  пределы государственного внутреннего  долга Российской Федерации по государственным  гарантиям Российской Федерации: на 1 января 2012 года – 1064,8 млрд. рублей, на 1 января 2013 года – 1355,3 млрд. рублей, на 1 января 2014 года – 1678,8 млрд. рублей.

К концу 2013 года долг по гарантиям  составит 19 % объема государственного внутреннего долга Российской Федерации, или 2,7 % ВВП.[3]

1.3. Причины государственного долга в России

Причины образования государственного долга зародились еще на финансовых рынках в отношении инвестиционного  климата, который зачастую влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, все это приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике и, конечно же, к  снижению экономического роста.

Рассмотрев некие факты  и сопоставив мнения, специалисты  утверждают, что государственный  бюджет является основным финансовым планом государства, где происходит формирование денежных средств и  их дальнейшие расходы, как выяснилось уже на нужды государства.

А доходная часть этого  бюджета поступает через налоги, которые являются обязательными  платежами юридических лиц в  пользу государства.[6]

 Очень хорошо видна  налоговая структура в развивающихся  странах, где доходная часть  государственного бюджета в основном  формируется за счет косвенных  налогов, а вот в развитых  странах все наоборот поступления  налогов в государственный бюджет  составляют прямые налоги. Вообще  с точки зрения специалистов  государственные долговые обязательства  Российской Федерации существуют  в форме кредитных соглашений  и договоров, составленных от  имени Российской Федерации, как  заемщика с кредитными организациями,  иностранными государствами и  международными организациями.

Долговые обязательства  могут быть краткосрочными (до одного года), так и долгосрочными (Свыше  пяти лет) и среднесрочными (свыше  одного года и до пяти лет). Расходы  по выплате доходов и погашению  обязательств называют текущим долгом. Опираясь на факты в России, все-таки действует система учета и  регистрации государственного долга. Одним словом ведется государственная  долговая книга муниципальным образованием. Но необходимо не забывать тот факт, что учет государственных долговых обязательств ведется от истории его создания.[3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятия управления государственным долгом в современной России. Управление.

2.1. Понятие рынков  внешнего и внутреннего долга

Рынок внешнего долга.

Несколько лет назад вряд ли могли предполагать, что наше государство станет ненадежным должником, который вынужден просить отсрочу  по долговым платежам. Так же никто  не думал, что управление внешним  долгом станет постоянной проблемой  экономических и финансовых органов  страны.

С одной стороны, оправдались  опасения ненадежной платежеспособности наших должников из развивающихся  стран и СЕВа. С другой – по некоторым причинам оказалось нереальным избежать стремительного нарастания валютной задолженности западным кредиторам.

В основном, это связано  с дефицитом платежного баланса  и бюджета государства, сокращением  товарного экспорта и поставок военной  техники, ухудшением ценовых условий  внешней торговли.

Когда то Внешэкономбанк был  первоклассным заемщиков, которому давали кредиты крупнейшие банки  США, Швейцарии, Японии и , особенно, Германии. В итоге, они стали обладателями крупных просроченных задолженностей на миллионы долларов. Поэтому естественно, что многие из них захотели эти долги продать. А другие, в свою очередь, приобрели их, рассчитывая тем самым на погашение этих задолженностей в ближайшем будущем.

Возникновение рынка способствовало обезличивание долгов, то есть без  зависимости от срока погашения  и процентной ставки. Задолженности  стали представлять собой единый инструмент. Банки некоторых стран  стремились избавиться от кредитных  соглашений, а другие, соответственно, их купить с большим дисконтом  от номинальной стоимости, по которым  выдавался этот кредит. Не малый  объем внешнего долга и большое  количество банков, желавшие приобрести и продать долговые обязательства, обусловили высокую ликвидность  ( способность обращаться в деньги) инструмента внешних долгов.

За все годы существования  и функционирования рынка внешнего долга России выработан механизм торговли.

Сделка, заключенная дилерами, Внешэкономбанка с одного кредитора  на другого. ВЭБ (Внешэкономбанк) ведет  реестр кредиторов и дает согласие( или несогласие) на подобную процедуру.

Случаев отказа в переоформлении зарегистрировано не было, но сам процесс занимает достаточно длительное время. Стороны, формально, дают 21 рабочий день для того, чтобы переписать права собственности с продавца на покупателя.

В соглашении включено положение, что стороны должны приложить  максимум усилий для соблюдения данного  срока. Но на деле сначала между контрагентами  происходит подтверждение сделки, после, продавец делает запрос на reassignment(т.е. перерегистрацию) во ВЭБ, затем получает положительный ответ, после чего вместе с покупателем переписывает сам кредит.

Чтобы как то упростить  сделки, время от времени создаются  синдикаты, куда входят основные инвестиционные банки запада, торгующие данным инструментом. Эти синдикаты, при посредничестве аудиторских крупных фирм, таких как Arthur Anderson, Price  Waterhouse и другие, клирингуют (клиринг- безналичные расчеты между странами за поставленные, проданные друг другу товары) сделки между собой.[6]

В итоге, вместо тысяч перерегистраций возникает необходимость лишь в нескольких, где будут участвовать начальные и конечные владельцы.

Так же существует и более простой способ торговли, который обычно используют отечественные банки,- нейтинг (netting- создание сетей): банк продает купленный кредит прежнему владельцу до истечения стандартного срока в 21 день и производит, таки образом, подобие арбитражной сделки, не требующей оформления. Плюс данной сделки с точки зрения российских банков в том, что можно получить прибыль без дополнительных затрат.

Для внешнего рынка выпущено 2 новых финансовых инструмента – PRIN (PrincipalNotes, на сумму основного долга) и IAN (InterestArrearsNotes, на сумму накопленных процентов) со сроками погашения в 2020 и 2015 годах соответственно.

LAN- ценная бумага, которая носит статус еврооблигаций. В свою очередь PRIN такого высокого статуса не имеет. Торгуют этими бумагами по- разному. Если IAN обращается в Euroclear, торговля PRIN ведется на межбанковском рынке ( под эмиссию нужно резервировать средства в Bank of America (американский финансовый конгломерат, оказывающий широкий спектр финансовых услуг частным и юридическим лицам), а оплата по контрактам наступает через неделю, которая проходит частично в долларах США и частично путем эмиссии новых IAN.[6]

Рынок внутреннего долга.

На рынке государственных  долговых обязательства РФ, в недавнем прошлом, имеет место следующие  их виды:

    • Золотые сертификаты Министерства финансов РФ;
    • Облигации государства сберегательного займа (ОГСЗ);
    • Облигации внутреннего валютного займа;
    • Казначейские обязательства (КО);
    • Облигации федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК);
    • Государственные краткосрочные облигации(ГКО).

Государственные ценные бумаги, в зависимости способности их обращаться на фондовом рынке, классифицируются на рыночные и нерыночные.

Самым распространенным типом  государственных ценных бумаг являются рыночные ценные бумаги, которые свободно обращаются и перепродаются на вторичном  рынке. Все перечисленные виды ценных бумаг относятся к рыночным.

Торговля данным типом  ценных бумаг ведется интенсивно, они получили популярность у различных  инвесторов. Рыночные ценные бумаги высоколиквидные  т обладают высоким рейтингом.

Нерыночные государственные  ценные бумаги свободно обращаться на рынке не могут. Они представляют собой кредит государству, однако, в  отличии от рыночных ценных бумаг, не перепродаются третьему лицу. Классифицируясь по сроку обращения, государственные ценные бумаги бывают:

    • Краткосрочные (от 1 года);
    • Среднесрочные ( до 5 лет);
    • Долгосрочные (свыше 5 лет).

К первому виду относятся  ГКО, ОГСЗ, золотые сертификаты. Ко второму  виду – ОФЗ, облигации внутреннего  валютного займа со сроками обращения 1 год и облигации внутреннего  займа со сроками обращения 3 года. К третьему – облигации внутреннего  займа со сроками обращения 15 лет.

Так же ценные бумаги классифицируются по эмитентам (эмитент – это организация, которая выпускает ценные бумаг, чтобы финансировать и расширять  свою деятельность).

Все перечисленные ценные бумаги выпущены Центральным правительством РФ. От имени государства они выпускаются  соответствующим уполномоченным органом, как правило, Министерством финансов.

Агентом последнего часто выступает Центральный банк РФ, который в свою очередь может уполномочить определенные инвестиционные институты или банки выступить дилерами. Кроме того ценные бумаги могут подразделяться по способу выплаты доходов на наличные (документированные) и безналичные.

Мировой практике известны несколько способов выплаты доходов по государственным ценным бумагам: 

    • Установление фиксированного процентного платежа;
    • Применение ступенчатой процентной ставки;
    • Использование плавающей ставки процентного дохода;
    • Индексирование номинальной стоимости ценных бумаг;
    • Реализация долговых обязательств со скидкой (дисконтом) против их нарицательной стоимости;
    • Проведение выигрышных займов.

При стабильной экономике, при отсутствии высокой инфляции чаще пользуются фиксированной доходной ставкой. В период высокой инфляции такие ценные бумаги не пользуются спросом. Когда это происходит, то используют более сложный механизм выплаты процентов. Так, доход по купонам государственного сберегательного займа определяется на каждый купонный период и равняется последней официальной объявленной купонной ставке по ОФЗ. В свою очередь, сама ставка ОФЗ «привязывается» к доходности на рынке ГКО.

Информация о работе Государственный долг: структура и управление