Государственный долг: структура и управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: проследить количество государственного долга и методы его управления, принятые государством.
Задачи по достижению поставленной цели:
-Поиск и ознакомление с информацией, которая касается данной темы;
-Анализ и систематизация найденного материала;
-На основе найденной информации и сделанного анализа выделить проблемы и перспективы.
На первом этапе курсовой работы будет ознакомление с понятием государственного долга и самой причиной его возникновения.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….……...3
Государственный долг. Причины……………...……………..........……..4
1.1 Государственный долг………………………………………………...4
1.2 Понятия внешнего и внутреннего долга………………………….….6
1.3 Причины государственного долга в России………………………...10
Понятия управления государственным долгом в современной России. Управление…………………………………………………………….….12
2.1 Понятие рынков внешнего и внутреннего долга…………………..12
2.2 Современные методы управления государственным долгом..…..16
Опыт и практика управления государственным долгом в других государствах...................................................................................…...19
Зарубежный опыт управления государственным долгом………19
Влияние внешнего долга на национальную экономику………….24
Заключение…………………………………………………………………28
Список использованных источников……………

Файлы: 1 файл

Kursovaya_po_ekonom_teorii.docx

— 94.05 Кб (Скачать)

Тем самым обеспечиваются условия общего подхода к управлению внутренним и внешним долгом, что ускоряет также процесс оперативного принятия необходимых решений.

В ряде стран, таких как  Ирландия, Дания, Швеция, Новая Зеландия, используются не совсем обычные, усложненные, методы управления государственным  долгом, нацеленные на снижение затрат и риска в его обслуживании.

Новые подходы к управлению портфелем долговых обязательств в  какой-то мере аналогичны обычной практике управления портфелем ценных бумаг. Но если в последнем случае ставится задача повышения их доходности, то при управлении долговым портфелем стремятся к сокращению затрат.

При этом для оценки эффективности  управления долгом обычно используются теоретически сконструированная базовая  модель долгового портфеля с подразделениями  по видам валют, срокам погашения, структуре  процентных ставок и относительно равномерным  графиком долговых платежей.

Можно отметить определенные успехи отдельных стран по совершенствованию  системы обслуживания государственного долга путем ее коммерциализации.

Для этого, в частности, может  использоваться особое агентство по управлению долгом при казначействе с лицензией от министерства финансов. Агентство ведет операции как  бы с позиции инвестиционного  банка, и зарплата его сотрудников  зависит от результатов их деятельности по управлению долгом. В то же время  нужно учитывать и предостережения  в отношении распространившейся установки на коммерциализацию и предпринимательское поведение государства, поскольку действия последнего должны быть не только эффективными, но и политическим ответственными.

Одним из новых моментов зарубежного опыта в обслуживании государственного долга становится его увязка с приватизацией, можно  указать на два аспекта такой  увязки. С одной стороны, доходы от приватизации зачастую используются для  снижения госдолга. В других случаях  при проведении приватизации предусматривается  выпуск государственных конвертируемых облигации.

Ряд стран Евросоюза форсировали  осуществление приватизационных программ с целью снижения размеров государственного долга до критерия в 60 % ВВП; притом, что в этих случаях выручка от приватизации, по положению, не должна засчитываться в покрытие бюджетного дефицита (с критерием 3% ВВП), но может использоваться для снижение долга правительства.

Среди стран Евросоюза  с наибольшими поступлениями  от приватизации отмечают Италию ) свыше 20 млрд. дол.), Швецию, Францию, Испанию, Германию, всего на сумму около 60 млрд. дол., и часть выручки от приватизации (около 2% ВВП) идет на погашение госдолга.

В Египте поступления от приватизации используется для реструктуризации государственного долга в целях  снижения процентных платежей. В Австралии  для снижения госдолга постепенно проводят полную приватизацию ведущей телекорпорации на общую сумму около 19 млрд. дол. В Венгрии половина выручки от приватизации должна направляться на погашение внешнего долга.

Среди препятствий для  широкого участия инвесторов в приватизационных аукционах нередко выступает  необходимость уплатить сразу крупную  сумму денег.

В Бразилии в таких случаях  стала широко использоваться система  промежуточных кредитов, которые  привлекают на период до получения нового кредита или размещения облигационного займа. Такая практика имеет существенное значение для этой страны, где программой приватизации предусмотрено реализовать государственную собственность на сумму свыше 80 млрд. дол.

Представляет интерес, получающий сейчас распространение опыт размещения на международных финансовых рынках конвертируемых государственных облигаций, которые по желанию инвесторов возможность  позволяет государству разместить приуроченный к приватизации выпуск конвертируемых облигаций на относительно льготных условиях.

Высокую оценку специалистов получило использование конвертируемых облигаций Италией в связи  с приватизацией Итальянской  страховой компании на сумму 2,35 млрд. дол.

Чтобы удовлетворить интересы как национальных, так и иностранных  инвесторов, выпуск конвертируемых облигаций  был представлен двумя траншами, один в итальянских лирах, другой – в долларах. Аналогичным образом  правительство намеревается реализовать  свою долю в капиталах крупной  банковской группы и энергетической компании.

Приватизационные эмиссии  государственных облигаций на большие  суммы были проведены также в  Индии, Испании и Португалии.

Проводя программу ускоренной приватизации, Пакистан разместил конвертируемые государственные облигации с  правом обмены на акции Пакистанской телекоммуникационной компании, что  обеспечило успешную реализацию облигаций  по выгодной для государства цене.

Можно такие отметить необычный  метод обслуживания госдолга, к которому в том же году прибегло пакистанское правительство. Оно обратилось к  зарубежным соотечественникам с  предложением облегчить бремя государственного долга и разместить в Пакистане  депозиты на сумму от 1000 дол, и выше в течение ближайших 2-5 лет. Поместившие  в стране депозиты на сумму свыше 1 млн. дол., получают от правительства  специальные медали, а от 100 тыс. до 1 млн. дол. – персональные письма с благодарностью от премьер-министра.

Полезным для других стран  считается опыт управления госдолгом  в Мексике. После случившегося в  этой стране финансового краха ей удалось сравнительно быстро и эффективно вернуться на международные финансовые рынки. При этом важно было на практике реализовать стратегию осторожного  выхода на эти рынки, не допустить  неудачи на начальном этапе, что  могло надолго задержать восстановление доверия кредиторов. Удачным был  выбор и чередование форм заимствований, включавших краткосрочные эмиссии с плавающей процентной ставкой, среднесрочные и долгосрочные облигации с фиксированным процентом. Постепенно восстанавливались базовые эмиссии в долларах и других главных валютах. Чтобы избежать неудачи, правительство следовало правилу выступать с такими объемами облигационных выпусков, которые были значительно ниже ожидаемого спроса на них, а также не устанавливать слишком высоких цен по своим облигациям. Мексике удалось досрочно погасить значительную часть своего долга из пакета экстренной помощи.

Особенно удачным считается  выпуск облигаций пятилетнего займа  на сумму в 6 млрд. дол., который был размещен под обеспечение валютных доходов крупной государственной нефтяной компании, с зачислением их на счет в Федеральном резервном банке Нью-Йорка. В Мексике намечается также выпуск на внутреннем рынке новых долгосрочных государственных облигаций, номинированных в единицах с инфляционной индексацией, со сроками погашения от 5 до 10 лет.

Теперь пенсионным фондам разрешается инвестировать 65 % их ликвидных  ресурсов в государственные облигации, 51 % которых должны быть упомянутых единицах с инфляционной индексацией: они могут кроме того приобретать долларовые облигации мексиканского правительства.

3.2. Влияние внешнего  долга на национальную экономику

Необходимой предпосылкой обеспечения  максимально благоприятных условий  урегулирования внешнего долга является создание убедительной программы действий, ориентированной на продолжение и ускорение рыночных реформ в России, улучшение инвестиционного климата, укрепление демократических институтов. Обязательное требование – одобрение ее всеми ветвями власти, национальное согласие относительно ее основного содержания. Реализация программы должна содействовать восстановлению платежеспособности страны на базе возобновления экономического роста как условия укрепления доверия кредиторов и инвесторов.

Программа должна состоять из двух ключевых частей.

1. Перспективный бюджет, в котором на период как  минимум три года предусматривался  бы первичный профицит не менее 3-4% ВВП. Такой бюджет демонстрировал бы твердое намерение правительства рассчитываться по долгам. Это - необходимое условие восстановления доверия к стране как заемщику. Затем могли бы последовать возобновление внешнего кредитования, возврат России на мировые рынки капитала и увеличение притока прямых инвестиций.

2. План структурных реформ, включающий меры по улучшению инвестиционного климата, реструктуризации предприятий, а также реформы в социальной сфере - в трудовых отношениях, жилищно- коммунальном хозяйстве, образовании, здравоохранении, пенсионном обеспечении, системе социальной зашиты, которые позволили бы повысить эффективность использования инвестируемых средств, уменьшить обязательства государства и тем самым создать реальные предпосылки для снижения налогов и повышения деловой активности.

Сценарий развития событий.

В сложившийся сложной  политической обстановке будет очень  нелегко одновременно обеспечить сохранение внутренней политической стабильности и добиться лучших условий урегулирования государственного внешнего долга Российской Федерации.

Четче нужно представлять последствия того или иного варианта развития событий.

В связи с этим целесообразно  проанализировать следующие три  сценария:

    • Сценарий I (оптимистический) – достижение уже в текущем году соглашения о наилучших для России условиях урегулирования долга при выполнении ею отмеченных выше требований;
    • Сценарий II (пессимистический) – занятие обеими сторонами на переговорах негибких позиций, срыв переговоров и объявление суверенного дефолта;
    • Сценарий III (наиболее вероятный) – соглашение формально достигается, но на условиях, которые не устраивают ни Россию, ни западных кредиторов.

Сценарий I практически невероятен, поскольку ни правительство РФ, ни другие ветви власти не готовы взять на себя обязательства, способные убедить кредиторов в том, что предоставление России исключительных, еще не имевших прецедента условий урегулирования долга оправдано. Стоит подчеркнуть, что никакие другие условия урегулирования Россию не устраивают. Их существенное ухудшение означает либо длительную депрессию с тяжелыми социально-политическими последствиями, либо переход к сценарию II.

Сценарий II более реален с учетом стартовых условий переговоров. Однако вероятность его осуществления невелика. Россия не готова принять на себя слишком жестокие обязательства, но и западные партнеры понимают, что объявление формального дефолта не в их интересах. Случись такое, Россия понесла бы колоссальные потери и вынуждена была бы экономически и политически замкнуться в себе, а мировая экономика испытала бы шок, усиленный продолжающимся мировым финансовым кризисом. Сказанное означает, что на переговорах Россия имеет достаточно оснований заявить максимальную запросную позицию и настаивать на том, что она не в состоянии согласиться со всеми требованиями кредиторов.

Сценарий III. Отмеченные выше обстоятельства будут подталкивать Запад к достижению соглашения с Россией по урегулированию долга. Поэтому можно рассчитывать на то, что какое-то решение с МВФ будет найдено, нов ходе изматывающей борьбы.

В итоге платежи станут производиться не в полном объеме и угроза частичного дефолта будет постоянно висеть над страной.

По существу, подобная ситуация равносильна полученному, так называемому  техническому дефолту. Это означает, что формально он не объявляется, но отдельные кредиторы, не связанные  соглашением, начинают возбуждать судебные иски, а получение кредитов становятся невозможным. Страна погружается в состояние изоляции постепенно, что негативно отражается на российском бизнесе и отечественной экономике. Подобная тенденция будет с высокой степенью вероятности сохраняться до выяснения результатов парламентских и президентских выборов и определения экономической политики будущих властей.

Впрочем, даже частичные  действия нынешнего российского  правительства, направленные на подтверждение  приверженности жесткой финансовой политике, продолжение курса реформ, укрепление законности и правопорядка, будут способствовать усилению нашей  позиции на переговорах и ослаблению долговых «тисков».

Реальные располагаемые  денежные доходы населения увеличились  в 2010 году на 2,4 % ( в 2009 году – на 2,0 %). Рост экономики, улучшение ситуации на рынке труда и повышение кредитной активности населения способствовали увеличению потребительских расходов населения ( по оценке, на 4,4 %). По итогам 2010 года склонность населения к организованным сбережениям возросла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проблемы государственного долга в России многоплавны: страна одновременно является крупным должником и кредитором.

Не уделяется внимание эффективности и структуре новых  займов и способности вовремя  возвращать долги. Отсутствие промышленной политики, твердой линии на направление  внешних ресурсов на производство для  преодоления спада и возобновление  экономического роста обусловило их концентрацию в сфере финансов, а  так же использование для покрытия в бюджет дефицита. Эти производства и инвестиции реальных сектор экономики свидетельствовали о нарастании кризиса внешней задолженности.

Исходя из данных, изложенных в курсовой работе, можно сформулировать следующие выводы:

- Объемы государственного долга Российской Федерации (далее – государственный долг) увеличится с 11,8 % ВВП в  2010 году до 18 % ВВП в 2013 году.

- Увеличение государственного долга произойдет в основном за счет роста государственного внутреннего долга с 3726,7 млрд. рублей в 2010 году до 8826,3 млрд. рублей (14,2 % ВВП) в 2013 году.

- С ростом объемов государственного  долга увеличится бюджетные ассигнования  на его обслуживание (процентные  расходы) с 0,6 % ВВП в 2010 году  до 0,97 % ВВП в 2013 году, объем процентных  расходов в 2013 году будет больше  в 2,1 раза, чем в 2010 году.

- Бюджетные ассигнования  на обслуживание государственного  внутреннего долга в 2013 году  по сравнению с 2010 годом увеличатся  в 2,5 раза.

- Объем консолидированного  внешнего долга Российской Федерации  (перед нерезидентами) на 1 июля 2010 года составил 456,1 млрд. долларов  США (31,7 % ВВП), в 2009 году на I квартале 2010 года указанный долг превышал объем международных резервов Российской Федерации. По состоянию на 1 июля 2010 года указанный долг стал меньше на 5,1 млрд. долларов США объема международных резервов Российской Федерации.

Информация о работе Государственный долг: структура и управление