Структура и управление государственным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 17:36, контрольная работа

Краткое описание

Российское правительство в результате длительных и кровопролитных усилий сумело создать репутацию надежного заемщика, который действует на рынке аккуратно, не злоупотребляя своим государственным статусом.
В настоящее время перед Российской Федерацией стоит ряд задач:
сокращение объемов внешних долговых обязательств и, соответственно, стоимости их обслуживания;
оптимизация структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей;
оптимизация графика платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей;
рефинансирование внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного ухудшения структуры долга по срокам платежей;
повышение эффективности использования заемных средств.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...…3
Теоретические основы государственного долга……………...……..……5
1.1 Понятие государственного долга……………………………………..…...5
1.2 Виды государственного долга……………………………………..………5
1.3 Формы государственного долга………………………………………..….5
2. Государственный долг РФ и его современное состояние…………..…….7
2.1 Внутренний долг…………………………………………..……………….7
2.2 Внешний долг…………………………………………………………..…12
3. Управление государственным долгом…………………………..………..17
3.1 Система управления государственным долгом…………………………17
3.2 Факторы, препятствующие проведению эффективной политики в области управления государственным долгом……………………….……..19
3.3 Цели и принципы реформирования и развития системы управления государственным долгом……………..………………………………………20
Заключение………………………………………………………….…………24
Список литературы……………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

Моя контрольная18.docx

— 362.14 Кб (Скачать)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФГБОУ ВПО  «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ  ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ»

 

 

 

 

 

 

 

К О Н  Т Р О Л Ь Н А Я    Р А Б О Т А

 

По дисциплине: Финансы и кредит

На тему: Структура и управление государственным долгом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студент    5   курса

Ирина Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………...…3

  1. Теоретические основы государственного долга……………...……..……5

1.1 Понятие  государственного долга……………………………………..…...5

1.2 Виды государственного долга……………………………………..………5

1.3 Формы  государственного долга………………………………………..….5

2. Государственный  долг РФ и его современное  состояние…………..…….7

2.1 Внутренний долг…………………………………………..……………….7

2.2 Внешний  долг…………………………………………………………..…12

3. Управление  государственным долгом…………………………..………..17

3.1 Система  управления государственным долгом…………………………17

3.2 Факторы,  препятствующие проведению эффективной  политики в области управления  государственным долгом……………………….……..19

3.3 Цели и  принципы реформирования и развития  системы управления государственным  долгом……………..………………………………………20

Заключение………………………………………………………….…………24

Список литературы……………………………………………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

  Возникает  вопрос, а почему появляется государственный  долг? С позиции долгосрочной  исторической перспективы ответ  может быть двояким: причинами  были войны и спады. Рассмотрим  эти причины: во время войны   перед государством стоит задача  переориентировать значительную  часть ресурсов экономики с  производства гражданской продукции  на нужды военного производства. Соответственно возрастут расходы  правительства на вооружение  и содержание военнослужащих.

   Существует  три варианта финансирования  этих расходов: увеличить налоги, напечатать нужное количество  денег или использовать дефицитное  финансирование. Финансирование за  счёт налогов может привести  к их росту до такого уровня, который подорвёт стимулы к  труду, а это не выгодно во  время войны. Печатание и расходование  дополнительной массы денег создаст  сильное инфляционное давление. Следовательно, большая часть  расходов должна финансироваться  за счёт продажи облигаций  населению. Таким образом, значительная  доля расходуемого дохода останется и высвободятся ресурсы из гражданского производства, которые затем могут использоваться в военных отраслях.

   Второй  источник  государственного долга  - это спады. В периоды, когда  национальный доход сокращается  или не может увеличиться, налоговые  поступления автоматически сокращаются  и имеют тенденцию вызывать  дефициты.

   Проблема  обслуживания государственного  долга - ключ к макроэкономической  стабилизации в стране. От ее  решения зависят состояние федерального  бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки  наших международных кредиторов  использовать долговую проблему  для политического давления на  Россию, грамотное урегулирование  госдолга становится фактором  национальной безопасности и  условием проведения самостоятельной  внешней, да и внутренней политики.

   Российское  правительство в результате длительных  и кровопролитных усилий сумело  создать репутацию надежного  заемщика, который действует на  рынке аккуратно, не злоупотребляя  своим государственным статусом.

  В настоящее  время перед Российской Федерацией  стоит ряд задач:

    • сокращение объемов внешних долговых обязательств и, соответственно, стоимости их обслуживания;
    • оптимизация структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей;
    • оптимизация графика платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей;
    • рефинансирование внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного ухудшения структуры долга по срокам платежей;
    • повышение эффективности использования заемных средств.

 Поэтому  в рамках данной работы выдвигаются  следующие задачи:

-        Понять, в чем же заключается  суть государственного долга  и его классификации ;

-        Рассмотреть структуру государственного  долга РФ, в т.ч. внутренний  долг и внешний долг;

-        разработать рекомендации способов  управления государственным долгом.

  В работе  были использованы материалы  таких авторов, как В.В.Ковалева, Л.А. Дробозиной и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы государственного долга

 

1.1 Понятие государственного долга

   Государственный  долг возникает в определенные  моменты функционирования государства,  когда его расходы начинают  превышать доходы, когда бюджетный  дефицит становится хроническим  явлением, а его покрытие осуществляется  не эмиссионными методами, а государственными  заимствованиями.

   Государственный  долг - долговые обязательства Российской  Федерации перед физическими  и юридическими лицами, иностранными  государствами, международными организациями  и иными субъектами международного  права, включая обязательства  по государственным гарантиям,  предоставленным Российской Федерацией.

   Государственный  долг Российской Федерации полностью  и без условий обеспечивается  всем находящимся в федеральной  собственности имуществом, составляющим  государственную казну.

   Государственный  долг вызван использованием государственных  займов в качестве одной из  форм привлечения денежных ресурсов  для расширенного воспроизводства  и удовлетворения общественных  потребностей. Государственный долг  погашается государством за счет  средств государственного бюджета.

   Федеральные  органы государственной власти  используют все полномочия по  формированию доходов федерального  бюджета для погашения долговых  обязательств Российской Федерации  и обслуживания государственного  долга Российской Федерации

 

1.2 Виды государственного долга

а) В зависимости  от валюты возникающих обязательств:

·        Внутренний государственный долг : обязательства, выраженные в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки. Оплачиваться они должны в российской валюте.

·        Внешний государственный долг: понимаются обязательства, возни-кающие в иностранной валюте.

б) В зависимости  от срока погашения и объема обязательств

·        Капитальный государственный долг : вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам.

·        Текущий государственный долг : расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

 

1.3 Формы государственного долга

а) По формам существования:

- Кредитные  соглашения и договоры, заключенных  от имени Российской Федерации,  как заемщика, с кредитными организациями,  иностранными государствами и  международными финансовыми организациями;

- Государственные  займы, осуществленных путем выпуска  ценных бумаг от имени Российской  Федерации;

- Договоры  и соглашения о получении Российской  Федерацией бюджетных кредитов  от бюджетов других уровней  бюджетной системы Российской  Федерации;

- Договоры  о предоставлении Российской  Федерацией государственных гарантий;

- Соглашения  и договоры, в том числе международных,  заключенных от имени Российской  Федерации, о пролонгации и  реструктуризации долговых обязательств  Российской Федерации прошлых  лет.

б) По времени  существования:

- Краткосрочные (до одного года),

- Среднесрочные (свыше одного года до пяти лет)

- Долгосрочные (свыше пяти лет до 30 лет).

   В  Бюджетном кодексе РФ (ст.98) особо  оговаривается, что изменение  условий выпущенного в обращение  государственного займа, в том  числе сроков выплаты и размера  процентных платежей, срока обращения, не допускается.

в)  В объем  государственного внутреннего долга  Российской Федерации включаются:

- Основная  номинальная сумма долга по  государственным ценным бумагам  Российской Федерации;

- Объем основного  долга по кредитам, полученным  Российской Федерацией;

- Объем основного  долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией  от бюджетов других уровней;

- Объем обязательств  по государственным гарантиям,  предоставленным Российской Федерацией.

г) В объем  государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

- Объем обязательств  по государственным гарантиям,  предоставленным Российской Федерацией;

- Объем основного  долга по полученным Российской  Федерацией кредитам правительств  иностранных государств, кредитных  организаций, фирм и международных  финансовых организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Государственный долг РФ и  его современное состояние

 

2.1. Внутренний долг

   В  соответствии с Законом «О  государственном внутреннем долге  Российской Федерации» государственным  внутренним долгом Российской  Федерации являются долговые  обязательства Правительства Российской  Федерации, выраженные в валюте  Российской Федерации.

   На  практике государственный внутренний  долг РФ состоит из:

• кредитов, полученных Правительством РФ;    

• государственных  займов;

• других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

   Государственный  кредит, при котором государство  выступает заемщиком, осуществляется  в форме государственных займов, путем выпуска государственных  долговых обязательств (казначейских  обязательств). Функционирование системы  государственного кредита имеет  следствием рост государственного  долга.

   Традиционная  роль государственных займов  — обеспечение финансирования  государственных расходов при  недостатке бюджетных средств  — дополняется стремлением использовать  государственный кредит для проведения  регулирующих мероприятий. Другими  словами, выпуск займов, сроки  и время их размещения стали  определяться не только дефицитом  государственного бюджета, как  ранее, но и потребностями регулирования  денежного обращения.

   Государственные  займы — основная форма государственного  кредита, представляющая кредитные  отношения, в которых государство  вы­ступает главным образом в  качестве заемщика. Задолженность  по государственным займам, в  которых государство является  заемщиком, включается в сумму  государственного долга страны.

      Объем внутреннего государственного  долга Российской Федерации увеличился  по сравнению с показателем  на 1 января 2007г. (1 тлрн 028 млрд 036 млн руб.) на 6,32% и на 2 апреля 2007г. составил 1 трлн 093 млрд 381 млн руб., сообщается в материалах Министерства финансов (Минфин) РФ.

В структуре  внутреннего долга 20,98% (229,481 млрд руб.) составляют облигации с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), 3,67% (94,834 млрд руб.) - бумаги с фиксированным купоном (ОФЗ-ФК), 65,54% (716,651 млрд руб.) - облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД).

Государственные сберегательные облигации с фиксированной  процентной ставкой (ГСО-ФПС) составляют 4,75%, или 52 млрд руб., государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой ГСО-ППС - 0,03%, или 415,13 млн руб.

 

Рис.1 Государственный  внутренний долг РФ выраженный в государственных ценных бумаг на 23.04.2007г

 

 

Рис.2 Структура  государственного внутреннего долга, выраженного в государственных  ценных бумаг на 23.04.2007г

 

  Отметим  также, что в бюджете на 2007г.  установлен верхний предел внутреннего  госдолга РФ на 1 января 2008г. в  сумме 1 трлн 363 млрд руб. При этом верхний предел внешнего госдолга составляет 46,7 млрд долл., а долг иностранных государств перед Россией утвержден в размере 71 млрд долл.

  Рис.3 Государственный  внутренний долг, выраженный в  государственных ценных бумагах,  млрд.рублей.

 Внутренний  долг РФ наращивается в соответствии  с долговой стратегией РФ, которая  предусматривает постепенное замещение  внешнего долга внутренним.

Рис.4 Операции Минфина России на внутреннем рынке  государственных ценных бумаг.

         Рис.5 Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумаг.

   В  современных условиях государственная  задолженность достигла таких  масштабов, что некоторые государства  оказываются не в состоянии  погашать обязательства по государственным  займам в установленные сроки.  Поэтому широкое развитие получили  операции по изменению условий  ранее выпущенных займов. Для  сокращения расходов по этим  займам удлиняются сроки (консолидация) или уменьшаются размеры выплачиваемых  по облигациям процентов (конверсия). Нередки сочетания конверсии  и консолидации, когда одновременно  удлиняется срок действия займа  и снижается процент по нему.

Информация о работе Структура и управление государственным долгом