Структура и управление государственным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 17:36, контрольная работа

Краткое описание

Российское правительство в результате длительных и кровопролитных усилий сумело создать репутацию надежного заемщика, который действует на рынке аккуратно, не злоупотребляя своим государственным статусом.
В настоящее время перед Российской Федерацией стоит ряд задач:
сокращение объемов внешних долговых обязательств и, соответственно, стоимости их обслуживания;
оптимизация структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей;
оптимизация графика платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей;
рефинансирование внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного ухудшения структуры долга по срокам платежей;
повышение эффективности использования заемных средств.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...…3
Теоретические основы государственного долга……………...……..……5
1.1 Понятие государственного долга……………………………………..…...5
1.2 Виды государственного долга……………………………………..………5
1.3 Формы государственного долга………………………………………..….5
2. Государственный долг РФ и его современное состояние…………..…….7
2.1 Внутренний долг…………………………………………..……………….7
2.2 Внешний долг…………………………………………………………..…12
3. Управление государственным долгом…………………………..………..17
3.1 Система управления государственным долгом…………………………17
3.2 Факторы, препятствующие проведению эффективной политики в области управления государственным долгом……………………….……..19
3.3 Цели и принципы реформирования и развития системы управления государственным долгом……………..………………………………………20
Заключение………………………………………………………….…………24
Список литературы……………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

Моя контрольная18.docx

— 362.14 Кб (Скачать)

   В  соответствии с указанным Заявлением  Правительства Российской Федерации в коммерческую задолженность бывшего СССР включаются:

    • контракты с рассрочкой платежа;
    • краткосрочные или среднесрочные коммерческие кредиты, подтвержденные траттами и векселями;
    • тратты и векселя с платежом по предъявлении;
    • отзывные и безотзывные аккредитивы, включая аккредитивы с рассрочкой платежа;
    • инкассо;
    • другие коммерческие обязательства, которые могут быть отнесены к урегулированию по решению Правительства Российской Федерации.

   В  составе задолженности по кредитам  коммерческих банков и фирм, включаемой  в долг бывшего СССР, числятся  долговые обязательства перед  Международным инвестиционным банком (МИБ) и Международным банком  экономического сотрудничества (МБЭС).

 

 

 

 

 

  1. Управление государственным долгом

 

3.1 Система управления государственным  долгом

Структурные реформы экономики Российской Федерации  и дальнейшее совершенствование  бюджетного процесса обуславливает  необходимость реформирования и  совершенствования системы управления государственным долгом.

Управление  государственным долгом должно быть системным и требует формирования специальной стратегически программы. Стратегия управления государственным  долгом должна быть нацелена на смягчение  пиков платежей, улучшение структуры  долга, снижение затрат на его обслуживание, приведение в соответствие величины долга с возможностями страны по его обслуживанию и погашению.

Система управления государственным долгом представляет собой совокупность правил и процедур по привлечению, использованию, обслуживанию и погашению (возврат государственных  внутренних и внешних заимствований  также по регулированию размера, стоимости и структур обязательств государства, мониторинг заимствований  и задолженности субъектов, муниципальных  образований и не государственного сектора экономики.

Под управлением  государственным долгом понимается деятельность органов власти Российской Федерации по обеспечению своевременного и полного обслуживания и погашения  государственного долга, минимизации  в среднесрочной перспективе  возникающих при этом расходов федерального бюджета, включая деятельность по оптимизации  размера структуры и состава  государственного долга, исключающих  необходимость его реструктуризации.

Основными целями управления государственным долгом Российской Федерации являются:

•  поддержание  объема государственного долга на экономически безопасном уровне;

•  обеспечение  исполнения обязательств государства  в полном объеме;

•  оптимизация  стоимости обслуживания государственного долга Российской Федерации.

Управление  государственным долгом является составной  частью бюджетной политики. В свою очередь, бюджетная политика является составной частью социально-экономической  политики государства.

Основой для  определения бюджетной политики и политики в области управления государственным долгом являются краткосрочные  и среднесрочные прогнозы социально-экономического развития государства. Управление государственным  долгом и рисками, связанными с изменением стоимости этих обязательств, оказывает  непосредственное влияние состояние  бюджета и экономики государства.

Учитывая  изложенное, наличие устойчивой и  всеобъемлющей системы управления государственным долгом, направленной на предотвращение возможных долговых и финансовых кризисов, является важным условием для экономического развития государства, обеспечения четкого исполнения федерального бюджета.

Мерами регулирования  государственного долга являются контроль за его размером, установление предельных величин задолженности, рационализация его состава и структуры, форм и методов обслуживания и др. Это предполагает создание единой системы мониторинга и управления государственным долгом, включая внешние займы субъектов федерации и органов местного самоуправления, формирование программы погашения и обслуживания государственного долга. Программа должна содержать нормативы, при нарушении которых принятие новых долговых обязательств автоматически приостанавливается. Одновременно должен быть обеспечен мониторинг внешней задолженности банков и предприятий.

Государственный долг разнороден, составляющие его  элементы нуждаются в специфических  механизмах регулирования с использованием различных финансовых инструментов. Многие составляющие имеют высокую  степень неопределенности и нуждаются  в специальном анализе для  выбора наиболее эффективных методов  решения.

Стратегическая  программа уменьшения чрезмерного  государственного долга должна быть согласована с методами Управления государственным бюджетом в целом, размерами его Дефицита и регулированием общей экономической ситуации в  стране.

На первый план выходят следующие методы регулирования  государственного долга:

  • Сбалансирование налоговых и неналоговых доходов бюджета  и эмиссионной деятельности с размерами государственного долга, его динамикой, имея в виду стабилизацию и возможность уменьшения государственного долга, прежде го внешнего;

•  определение  и использование стабилизационных инструментов с целью управления динамикой долга;

•  уменьшение внутреннего и внешнего долга;

•  возможности  рефинансирования задолженности государства;

•  меры по реструктуризации государственного долга  и  аннулированию ее кредиторами;

•  уменьшение расходов по обслуживанию государственного долга с учетом инфляционного  обесценения основной суммы долга  и затрат на его обслуживание;

•  сокращение государственных расходов;

•  использование  источников валюты для погашения  и обслуживания внешней задолженности;

•  контроль за заимствованиями на региональном уровне;

•  контроль за заимствованиями субъектов хозяйствования.

Россия может  выйти из долговой ямы за счет собственных  средств. Однако нужно грамотно оценивать  масштабы и возможности реструктуризации долга, целесообразность рефинансирования внешнего долга за счет новых займов, возможности и условия привлечения  внутренних займов и другие вопросы. В целях более уверенного управления государственным долгом может быть создан государственный фонд погашения долга. Основной задачей таких фондов является ответственное и упорядоченное погашение государственного долга. Вместе с тем фонды погашения могут иметь инвестиционный портфель, используемый для управления ликвидностью и максимизацией доходов по ценным бумагам. Подготовка и реализация такой программы требует системной работы квалифицированных специалистов.

 

3.2 Факторы, препятствующие проведению  эффективной политики в области  управления государственным долгом

   Несмотря  на достигнутые в течение последних  лет положительные результаты  по совершенствованию системы  управления государственным долгом  сохраняется ряд фак-о0в   отрицательно  влияющих на проведение эффективной  политики в области государственных  заимствований и плавления государственным  долгом, которые могут быть разделены  на внешние по отношению к  системе управления государственным  долгом и внутренние, характеризующие  эффективность самой системы  управления государственным долгом.

   К  числу внешних факторов относятся:

—       высокая степень зависимости  платежеспособности России от состояния  мировых рынков энергоносителей  и сырья;

—       отсутствие устойчивого доступа  России на международные рынки капитала на благоприятных условиях;

—  недостатки в законодательном разграничении  компетенции органов государственной  власти в области управления государственным  долгом;

—  нерыночный характер основной доли государственного внешнего долга РФ, сформированного, главным образом, в результате привлечения "связанных" кредитов правительств иностранных государств и международных  финансовых организаций;

—  отсутствие механизма координации заемной  и кредитно-денежной политики на среднесрочную перспективу, включающего определение полномочий, процедур и методов взаимодействия, мер ответственности органов государственной исполнительной власти и Банка России, а также четкого порядка обмена информацией между ними;

— недостаток квалифицированных кадров в системе  управления государственным долгом и низкий уровень технического и  технологического обеспечения.

    Внутренние  факторы:

  • отсутствие единого механизма управления государственным внутренним и государственным внешним долгом;
  • наличие нескольких не интегрированных между собой баз данных по государственному долгу в Минфине России , банке России и Внешэкономбанке;
  • неразвитые процедуры долгосрочного планирования заимствований и моделирования долговой ситуации;
  • отсутствие механизма регулирования, мониторинга и оценки субфедеральных, региональных, муниципальных и корпоративных заимствований.

   Действие  указанных факторов предопределяет  уязвимость долгового положения  России в случае ухудшения  мировой экономической конъюнктуры,  неспособность сложившейся системы  управления государственным долгом  предотвратить или смягчить кризисы  при возникновении неблагоприятной  ситуации в финансовой сфере.  Значительные колебания котировок  рыночных долговых обязательств  Российской Федерации также обусловливают  необходимость реформирования системы  управления государственным долгом  с целью пересмотра принципов  ее функционирования с учетом  мирового опыта и особенностей  текущего положения страны.

 

3.3 Цели и принципы реформирования  и развития системы управления  государственным долгом

   Как  уже отмечалось, основная задача  реформирования и развития системы  управления государственным долгом  заключается в усилении государственного  влияния и контроля за государственным долгом и заимствованиями, а также постепенном снижении зависимости федерального бюджета Российской Федерации от ситуации на мировых рынках капитала.

   Оптимизация  стоимости обслуживания государственного  долга и сохранение объема  государственного долга на экономически  безопасном уровне требует решения  в процессе управления государственным долгом следующих задач:

  • повышение эффективности государственных заимствований на внутреннем и внешнем рынках;                                               
  • дальнейшее развитие рынка внутренних заимствований, в том числе в связи с реформой пенсионной систем
  • оптимизация структуры и стоимости обслуживания государственного долга Российской Федерации;
  • обеспечение принятия экономически обоснованных решений в области управления государственным долгом и государственными заимствованиями;
  • развитие рыночных инструментов заимствовании и инструментов управления долгом.

На решение  упомянутых задач может быть направлено создание и совершенствование следующих  элементов  системы управления государственным  долгом:

1. Совершенствование  правовых основ в области управления  долгом.

2. Создание  единой и централизованной организационной  структуры и четких механизмов  управления долгом.

3. Создание  единых системы учета государственного  долга и базы данных по учету  государственного долга 

4.      Создание единой системы анализа рисков области управления долгом и финансового предварительного и последующего анализа долговых операций и заимствовании.

5.      Формирование интегрированной и  унифицированной системы стратегического  планирования в сфере управления  государственным долгом и оценки  эффективности заимствований.                       

6.  Совершенствование  механизмов взаимодействия управления  государственным долгом с системой  кассового исполнения федерального  бюджета. 

7.  Создание  системы и механизмов взаимодействия (включая межведомственные и внутриведомственна16 процедуры) управления государственным  долгом, денежно-кредитной политикой  и политикой в области управление  золотовалютными резервами. 

8.  Внедрение  интегрированной системы по аналитическому  учету субфедеральных, муниципальных  долговых обязательств и заимствований  негосударственного сектора экономики. 

Учитывая  большое влияние "долгового фактора  »  на социально-экономическое развитие страны, а также возможные политические и финансовые последствия   в  случае возникновения кризисной  ситуации, в процессе проведения заемной  и долговой политики Российская Федерация  должна опираться на следующие принципы:

   Общие  принципы:

— обеспечение  экономической безопасности Российской Федерации;

Информация о работе Структура и управление государственным долгом