Государственные
ценные бумаги занимают одно
из важнейших мест среди инструментов
рынка ценных бумаг. Государственные
облигации, некоторые типы векселей
и банкнот, казначейские обязательства
выражают имущественные отношения
(чаще всего — отношения займа)
между их владельцами и эмитентами,
дают право на получение дохода
за пользование средствами. Государственные
ценные бумаги могут выпускаться
в силу разного рода причин
центральным правительством, органами
власти, пользующимися государственной
поддержкой.
Государственные
ценные бумаги представляют собой
совокупность долговых обязательств,
облигаций, казначейских векселей
и т.д., которые эмитируются центральным
правительством, местными органами власти,
организациями и учреждениями, находящимися
в государственной собственности (либо
под контролем государства) и привлекают
временно свободные денежные средства
населения и субъектов хозяйствования.
Облигация
представляет собой ценную бумагу,
символизирующую государственное
долговое обязательство и дающую
право ее владельцу по истечении
определенного срока получить
обратно сумму долга и проценты.
Продавая облигацию, государство
обязуется вернуть сумму долга
в определенный срок с процентами
или выплачивать кредиторам доход
в течение всего срока пользования
заемными средствами, а по истечении
срока вернуть и сумму долга.
Государство
устанавливает нарицательную стоимость
облигаций. Она обозначена на
облигации и выражает денежную
сумму, предоставленную держателем
облигации государству во временное
пользование. Эта сумма выплачивается
владельцу облигации в момент
ее погашения и на нее начисляются
проценты. Однако реальная доходность
облигаций для их держателей
может быть выше или ниже
установленного номинального процента.
Это обусловлено тем, что облигации
могут продаваться по курсовой
цене, которая отклоняется от
нарицательной стоимости. Данное
отклонение называется курсовой
разницей и зависит от ряда
факторов. К их числу относится
величина дохода, выплачиваемая
по займу, уровень ссудного
процента, время покупки облигаций,
степень насыщенности фондового
рынка государственными ценными
бумагами, привлекательность условий
выпуска частных ценных бумаг,
степень доверия населения правительству.
Реальная курсовая цена облигаций
займов и их привлекательность
для заимодателей могут быть выяснены
только при свободном обращении государственных
ценных бумаг на фондовом рынке
Целями выпуска
государственных ценных бумаг являются:
• финансирование
текущего бюджетного дефицита;
• погашение
ранее выпущенных размещенных займов;
• обеспечение
кассового исполнения государственного
бюджета;
• обеспечение
равномерного поступления налоговых
платежей в течение всего финансового
года;
• финансирование
целевых программ, осуществляемых местными
органами власти;
• финансовая
поддержка учреждений и организаций,
имеющих общенациональное экономическое
и социальное значение.
Рис 6. Структура
государственного внутреннего долга
РФ по срокам погашения и по видам
обязательств на 01.04.2007г.
2.2 Внешний долг:
Внешний долг
РФ можно условно разделить на
шесть составляющих:
- Займы международных
организаций;
- Реструктуризированный
долг бывшего СССР;
- Кредиты
и займы российских банков;
- Кредиты
и займы российских предприятий;
- Валютные
облигации внутреннего займа;
- Еврооблигации
и субфедеральные внешние займы
и кредиты.
Государственный
внешний долг РФ на 1 апреля 2007
года составил $50,7 млрд, или 38,0 млрд
евро, говорится в сообщении Минфина РФ,
размещенном на его интернет-сайте.
На 1 января
2007 года внешний долг РФ составлял $52,0
млрд, или 39,5 млрд евро.
За
квартал внешний долг уменьшился
в долларовом выражении на $1,3
млрд, или 2,5%, выраженный в евро - на 1,5 млрд
евро, или на 3,8%.
Наиболее
крупную категорию задолженности
(62%) составляют еврооблигационные займы
РФ. Их объем на 1 апреля равнялся $31,4 млрд,
что на $0,5 млрд меньше, чем было на начало
года.
Задолженность
перед странами - членами Парижского
клуба уменьшилась на $0,6 млрд - до
$2,5 млрд.
За первые
три месяца текущего года сократилась
и задолженность перед международными
финансовыми организациями - на $0,2 млрд,
до $5,3 млрд.
Остальные категории
задолженности в первом квартале
не изменились: перед странами, не вошедшими
в Парижский клуб - $3,3 млрд, перед
странами, входившими в бывший Совет экономической
взаимопомощи - $1,9 млрд, коммерческая задолженность
- $0,8 млрд, по облигациям внутреннего государственного
валютного займа РФ - $4,9 млрд.
В сумму внешнего
долга включаются гарантии, предоставленные
Россией в иностранной валюте.
На 1 апреля объем этого долга
также не изменился - $0,6 млрд., сообщает
"Интерфакс".
Рис.7 Структура
государственного внешнего долга РФ
по состоянию на 01.04.2007г
К обязательствам Российской
Федерации перед Парижским клубом
кредиторов (далее - ПКК) относится
задолженность по кредитам, предоставленным
иностранными банками в рамках
межправительственных соглашений
под гарантии своих правительств
или застрахованными правительственными
страховыми организациями. Парижский
клуб кредиторов, полноправным членом
которого с сентября 1997 года является
Россия, объединяет восемнадцать
стран - крупнейших мировых кредиторов
(число членов варьируется). Двойственное
положение России заключается
в том, что она выступает
здесь в качестве должника
одних стран и, одновременно, кредитора
других.
Отметим,
что за период с 1 января 2003
г. объем задолженности Российской
Федерации по основному долгу
перед странами-членами Парижского
клуба сократился на 92,6 процента.
Это сокращение произошло в
основном за счет осуществленных
в 2005-2006 гг. досрочных погашений
обязательств Российской Федерации
по долгу бывшего СССР. Долг бывшего СССР
перед Австралией, Австрией, Бельгией,
Данией, Испанией, Италией, Канадой, Норвегией,
США, Швейцарией, Швецией и Японией полностью
погашен по цене 100 процентов от номинала.
Также по номиналу погашена задолженность
перед Финляндией, за исключением задолженности,
погашение которой предусмотрено производить
товарными поставками. Долг перед Германией
и Нидерландами, а также часть долга перед
Францией и Великобританией погашен по
ценам, превышающим номинал.
В
ходе выборочной проверки несоответствий
осуществленных операций по погашению
и обслуживанию задолженности
условиям межправительственных
соглашений не выявлено. Досрочное
погашение долга перед странами-членами
Парижского клуба, а также компенсационные
выплаты были произведены за
счет средств Стабилизационного фонда
Российской Федерации. По расчетам, проведенным
в ходе осуществленной Счетной палатой
проверки, номинальная экономия расходов
федерального бюджета по обслуживанию
государственного долга Российской Федерации
в 2006-2028 гг., уменьшенная на объем осуществленных
компенсационных выплат (сумм, превышающих
номинал долга), оценивается в 6,6 млрд.
долл. США.
Вместе
с тем, отметим , что при регистрации
обязательств Российской Федерации по
долгу бывшего СССР перед странами-членами
Парижского клуба кредиторов не были соблюдены
требования Бюджетного кодекса в части
сроков внесения информации о долговых
обязательствах в Государственную долговую
книгу Российской Федерации. Кроме того,
в нарушение Инструкции по бюджетному
учету не ведется аналитический учет долговых
обязательств Российской Федерации перед
странами-членами Парижского клуба кредиторов.
По
состоянию на 1 апреля 2007 года задолженность
перед странами кредиторами -
не членами Парижского клуба
кредиторов составило 3,3 млрд. долларов
США, или 6,5% от общей суммы
внешнего долга Российской Федерации
на указанную дату.
Постановлением
Правительства от 23 апреля 1993 года
№364 "О порядке продолжения
работы по реструктуризации внешней
задолженности бывшего СССР" Министерству
финансов Российской Федерации совместно
с Внешэкономбанком было поручено представить
в Правительственную комиссию по государственному
внешнему долгу и активам бывшего СССР
информацию о состоянии внешней задолженности
бывшего СССР официальным кредиторам,
не представленным в Парижском клубе кредиторов.
По
мере завершения выверки имеющейся
задолженности перед странами
кредиторами - не членами Парижского
клуба подписывались соответствующие
двусторонние соглашения. В настоящее
время заключены двусторонние
межправительственные соглашения
с 7 странами - не членами Парижского
клуба: Кореей, Оманом, Тайландом, Турцией,
Уругваем, Египтом, Мальтой.
Россия
взяла на себя также обязательства
по урегулированию задолженности
бывшего СССР и перед бывшими
социалистическими странами. Остатки
задолженности предполагается гасить
в основном товарными поставками.
Неурегулированы вопросы пока с некоторыми
странами, например, с Китаем и Румынией.
По
состоянию на 1 апреля 2007 года объем
задолженности перед странами - бывшими
членами СЭВ составил 1,9 млрд. долларов
США
Кроме
осуществления денежных расчетов
и погашения государственного
внешнего долга товарными поставками,
при погашении внешнего долга
Российской Федерации перед бывшим
странам-членам СЭВ активно использовались
механизмы уступки прав и расчетов с дисконтированием
задолженности. Такие схемы были реализованы
с Чехией, Словакией и Венгрией на сумму
погашения долга 3,3 млрд. долларов США.
При этом расходы бюджета составили лишь
1,7 млрд. долларов США.
Вместе с
тем данные механизмы расчетов по
государственному внешнему долгу имеют
и определенные недостатки, которые
рассмотрены в разделе 4.5 "Нестандартные
схемы урегулирования задолженности".
Объем
коммерческой задолженности по
состоянию на 1 апреля 2007 года учитывается
по структуре государственного
внешнего долга Российской Федерации
в объеме 0,8 млрд. долларов США.
Этот
вид задолженности является наиболее
сложным с точки зрения урегулирования.
До последнего времени остается
коммерческая задолженность перед
десятками тысяч иностранных
фирм-экспортеров большинства развитых
стран мира. Под коммерческой
задолженностью бывшего СССР
понимаются следующие инструменты:
коммерческие кредиты (контракты
с рассрочкой платежа, краткосрочные
и среднесрочные коммерческие
кредиты, подтвержденные траттами
и векселями, тратты и векселя
с платежом по предъявлении), аккредитивы
(отзывные и безотзывные, включая
аккредитивы с рассрочкой платежа)
и инкассо. В 1991 году негарантированная
коммерческая задолженность СССР
составляла более 6 млрд. долларов
США.
Коммерческая
задолженность образовалась в
1989-1991 годах в результате деятельности
организаций государственного сектора,
выступавших на международных
рынках товаров и услуг по
поручениям Правительства Российской
Федерации, союзных министерств
и ведомств, а также в результате
операций различных организаций,
получивших к тому времени
право осуществления внешнеторговой
деятельности.
В
результате в настоящее время
Россия имеет дело по урегулированию
долговых обязательств бывшего
СССР в основном с тремя
группами кредиторов: официальные
кредиторы (Парижский клуб), иностранные
коммерческие банки (Лондонский
клуб) и коммерческие фирмы и
банки, не входящие в названные
клубы. Задолженность перед коммерческими
фирмами и банками, не входящими
в названные клубы, определена
как коммерческая задолженность
бывшего СССР (формирование задолженности
в разрезе Лондонского клуба
и Парижского клуба кредиторов
рассматривалась ранее).
Российское
Правительство признало эту группу
задолженности позже всех - в октябре
1994 года. Согласно международной
практике негарантированная коммерческая
задолженность регулируется в
последнюю очередь - после "парижской"
и "лондонской". Реально переговоры
начались в декабре 1996 года, поэтому
образовался большой временной
интервал, в течение которого
кредиторы были в полной неопределенности
относительно реальности погашения
им задолженности. Поскольку требования
западной системы бухгалтерского учета
не допускали "провисания" в течение
такого длительного периода на балансе
фирм просроченных обязательств, это вынуждало
фирмы продавать задолженность по бросовым
ценам (15-20% от номинала) или искать пути
решения своих проблем в Правительстве
Российской Федерации. Соответствующая
правительственная комиссия составляла
списки первоочередных платежей и, одновременно,
принимала решения о расходовании активов
бывшего Союза ССР, не учтенных в доходной
части бюджета вообще или учтенных по
официальному курсу рубля еще Госбанка
СССР с пересчетом в рубли по текущему
валютному курсу.
Еще
в 1994 году половина задолженности
была передана в Парижский
и Лондонский клубы. Оставшаяся
часть была сгруппирована по
страновым группам (клубам). На сегодняшний
день их 14: датский (агент - EKF), бельгийский
(OFN), французский (Eurobank), итальянский (Mediocredito
Centrale), корейский (Seoul Club), финский (FIMET),
шведский (STC Group), английский (Morgan Grenfell),
австрийский (Prisma), голландский (FSNUC), японский
(TCGJ), немецкий (Hermes) и чешско-словацкий
(смешанная торговая палата "Восток").
Кроме того, осталось 9 индивидуальных
японских кредиторов, крупнейшие из которых
Marubeni Corp. и Nissho Iwai Corp.
Общие
принципы урегулирования коммерческой
задолженности были определены
постановлением Правительства Российской
Федерации от 27 сентября 1994 года
№1107, на основании которого 1 октября
1994 года было распространено Заявление
Правительства Российской Федерации
"О переоформлении коммерческой
задолженности бывшего СССР перед
иностранными кредиторами".