Структура и управление государственным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 17:36, контрольная работа

Краткое описание

Российское правительство в результате длительных и кровопролитных усилий сумело создать репутацию надежного заемщика, который действует на рынке аккуратно, не злоупотребляя своим государственным статусом.
В настоящее время перед Российской Федерацией стоит ряд задач:
сокращение объемов внешних долговых обязательств и, соответственно, стоимости их обслуживания;
оптимизация структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей;
оптимизация графика платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей;
рефинансирование внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного ухудшения структуры долга по срокам платежей;
повышение эффективности использования заемных средств.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...…3
Теоретические основы государственного долга……………...……..……5
1.1 Понятие государственного долга……………………………………..…...5
1.2 Виды государственного долга……………………………………..………5
1.3 Формы государственного долга………………………………………..….5
2. Государственный долг РФ и его современное состояние…………..…….7
2.1 Внутренний долг…………………………………………..……………….7
2.2 Внешний долг…………………………………………………………..…12
3. Управление государственным долгом…………………………..………..17
3.1 Система управления государственным долгом…………………………17
3.2 Факторы, препятствующие проведению эффективной политики в области управления государственным долгом……………………….……..19
3.3 Цели и принципы реформирования и развития системы управления государственным долгом……………..………………………………………20
Заключение………………………………………………………….…………24
Список литературы……………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

Моя контрольная18.docx

— 362.14 Кб (Скачать)

— единство внутренней и внешней заемной  и долговой политики как части  финансово-бюджетной политики Российской Федерации;

— координация  на этапах формирования и реализации заемной и долговой политики Правительства  РФ с денежно-кредитной политикой  Банка России;

— приоритетность обеспечения интересов федерального бюджета Российской Федерации при  проведении операций по привлечению  заимствований, исключение конкуренции  между Федерацией, субъектами Федерации, муниципальными образованиями Российской Федерации при осуществлении  заимствований;

— диверсификации источников и методов заимствований;

— защита интересов  субъектов и муниципальных образований, а также хозяйствующих субъектов  Федерации как международных  заемщиков;

— транспарентность принятия решений и информационная открытость в вопросах формирования заемной политики и политики по управлению государственным долгом.

Финансово-экономические  принципы:

— обеспечение  экономической и финансовой эффективности  и экономической целесообразности заимствований;

— использование  заимствований на цели покрытия дефицита федерального бюджета или кассовых разрывов, поощрение частных заимствований  как источника инвестиционных ресурсов;

—  приоритетность привлечения финансовых займов по сравнению  с обусловленными и/или "связанными" кредитами;

—  поддержка  вторичного рынка долговых обязательств, эмитированных Российской Федерации.

Административные  и организационные принципы:

—      единство планирования внутренних и  внешних заимствований как неотъемлемой части бюджетного процесса и бюджетной  политики Российской Федерации;

—единство управления государственным долгом и мониторинга консолидированного долга Российской Федерации, координация  действий на внутренних и внешних  рынках капитала;

—  разграничение  полномочий и ответственности государственных  исполнительных и законодательных  органов власти, а также контролирующих органов в сфере формирования и реализации заемной и долговой политики :

—  законодательное  ограничение ежегодного объема заимствований, а также утверждение в форме  принятия федерального закона предельных размеров государственного внутреннего  и государственного внешнего долга;

—  единство текущего (годового) и стратегического (3-5 лет) планирования заимствований  и расходов федерального бюджета  по погашению и обслуживанию государственного долга;

—  регулярная оценка и мониторинг результатов  заимствований и операций по погашению  и обслуживанию государственного долга;

—  регулярный анализ и активное управление рисками, связанными с государственными заимствованиями  и структурой государственного долга.

Организационная структура системы управления государственным  долгом и полномочия органов государственной  власти.

Реформирование  системы управления государственным  Долгом Российской Федерации должно предусматривать четкое определение  функций органов государственной  власти в области управления долгом и определять порядок их взаимодействия.

Функции органов  и ветвей государственной власти в области управления государственным  долгом должны распределяться следующим  образом:

Президент РФ устанавливает основные приоритеты бюджетной политики на среднесрочную  и долгосрочную перспективу, включая  приоритеты в области управления государственным долгом;

Федеральное Собрание Российской Федерации устанавливает  в законе о федеральном бюджете  на очередной финансовый год верхний  предел государственного долга и  предел государственных внутренних и внешних заимствований, а также  программу государственных заимствований;

Правительство РФ определяет организационные основы системы управления государственным  долгом и активами, утверждает стратегию  в области управления государственным  долгом и финансовыми активами, утверждает основные источники и параметры  заимствований;

Центральный банк России на стадии разработки и  реализации стратегии в области  управления государственным долгом согласует с Минфином России вопросы соответствия долговой политики с денежно-кредитной политикой и политикой в области управления золотовалютными резервами, включая вопросы осуществления внутренних и внешних заимствований;

Министерство  финансов РФ от имени Правительства  РФ осуществляет внешние и внутренние заимствования, реализует утверждаемую Правительством, стратегию в области  управления государственным долгом, осуществляет бюджетное планирование в части государственного долга, источников покрытия дефицита федерального бюджета и планируемых расходов на обслуживание государственного долга, проводит анализ заимствований на региональном и муниципальном уровне, а также  заимствований негосударственного сектора экономики, осуществляет обслуживание и погашение государственного долга, осуществляет и отвечает за учет государственного долга;

Министерство  экономического развития и торговли РФ осуществляет анализ эффективности  проектов, финансируемых за счет средств  внешних заимствований, участвует  в реализации мероприятий по обслуживанию коммерческой задолженности Российской Федерации, регулирует долговую политику субъектов Федерации, прогнозирует внешние заимствования в рамках государственного прогнозирования  со­циально-экономического развития, определенных Федеральным законом от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации".

Основным  результатом реформирования системы  управления государственным долгом должно явиться улучшение репутации  Российской Федерации на международных  рынках, существенное уменьшение рисков, связанных с заимствованиями  и управлением государственным  долгом, сокращение зависимости расходов федерального бюджета по погашению  и обслуживанию государственного долга  от изменения рыночной конъюнктуры, обеспечение доступа России на внутренние и внешние рынки заимствований, снижение стоимости заимствований , повышение степени доверия кредиторов и инвесторов к заемной политике Правительства РФ, выход России на качественный уровень заимствований и управления государственным долгом, соответствующий международным критериям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

   Финансовые  отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного  внешнего долга оказывают значительное  влияние на состояние государственных  финансов, денежного обращения, инвестиционного  климата, структуру потребления,  развитие международного сотрудничества  и на многие другие элементы  социально-экономической жизни общества. Этим объясняется существенная  и многогранная роль государственного  внешнего долга в развитии  страны.

   В  последнем десятилетии Россия  попала в замкнутый круг экономических  противоречий: превышение расходов  над доходами федерального бюджета  формировало дефицит бюджета,  который покрывается за счет  государственных заимствований,  в том числе внешних, что  привело к увеличению расходов  на их обслуживание.

   Таким  образом, в настоящее время  Российская Федерация не может  в полной мере выполнять свои  обязательства по обслуживанию  государственного долга без его  реструктуризации. В последние годы  наблюдается увеличение российского  внешнего долга. Достигнутые соглашения  о реструктуризации долга не  уменьшают его величину и в  ближайшее время, с 2002 г., после  окончания льготного периода,  долговая нагрузка будет возрастать. Вновь привлекаемые иностранные  заимствования фактически направляются  на обслуживание существующей  задолженности. При этом общая  сумма задолженности увеличивается.

   Существует  необходимость реального определения  предельного уровня внутренних  и внешних заимствований. При  отсутствии экономического роста,  на обслуживание государственного  долга должна направляться минимальная  сумма бюджетных средств, не  больше, чем расходуется на национальную  оборону и народное хозяйство.  В России же, при снижении объемов  производства, на обслуживание государственного  долга направляется примерно 4%, на  национальную оборону примерно 3%, на народное хозяйство 2% к ВВП.

   Так  как в России очень сложное  экономическое положение, при  спаде производства нельзя расходовать  займы на потребление и обслуживание  государственного долга, необходимо  вкладывать их в экономику.  Однако отказ от выплат кредиторам  грозит изоляцией и стагнацией, так как собственных средств  недостаточно для финансовых  вливаний в производство. Поэтому  следует осуществлять комплексную  стратегию как в направлении  переговоров по реструктуризации  и конверсии государственного  долга, что на сегодняшний день  предпринимается Правительством, так  и создания благоприятных условий  для инвестиций в реальный  сектор экономики, а не строительства  "финансовых пирамид".

   Политика, направленная на инвестиции, позволит  увеличить национальный доход.  Только при ежегодном приросте  ВВП обслуживать и погашать  государственный долг можно будет  без особого ущерба для экономики.

В заключение следует отметить, что дело не столько  в относительной тяжести государственного долга, хотя и это, несомненно, важно, сколько в степени экономического развития, абсолютных размерах ВВП, уровне благосостояния граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. В.В. Ковалева «Финансы» учебник Москва-2004г
  2. Л.А. Дробозиной «Финансы» ученик Москва-2000г
  3. www.budgetrf.ru/Publications/Schpalata/2004/schpal2004bull09/schpal812004 bull9-11.htm
  4. www.debt.by.ru/g3.htm
  5. www.news.aif.ru/news.php?id=25900
  6. www.minfin.ru: КСПО, 2002. – 280 с.
  1. Федеральный закон "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" от 13 ноября 1992 г.
  1. Хакамада И. Государственный долг: структура и управление. // Вопросы экономики. - 1997. -№4 - с.67-79.
  2. Ясин Е.  О проблеме урегулирования внешнего долга России. // Вопросы экономики. – 1999. №5 – с. 71-77.
  1. В. Я. Иохин Экономическая теория. // Бюджетный дефицит и государственный долг. – 2000. с. 638-643.
  1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998№ 145-ФЗ (ред. от 02.02.2006)/ Российская газета. – 1998.- 12 августа
  2. Бюджетная стратегия Российской Федерации на период до 2023
  3. Федеральный закон 119-ФЗ от 06.07.2007. «О федеральном бюджете на 2009год и на плановый период 2010 и 2011годов»
  4. Астапов К.Л. Управление внешним и внутренним долгом в России/ К.Л. Астапов// Мировая экономика и международные отношения.-2003.-№2.-с.26-35.
  5. Балацкий Е.В. Прогнозирование внешнего долга: модели и оценки/ Е.В. Балацкий// Мировая экономика и международные отношения.-2001.№2.-с.3.
  6. Бескова И.А. Анализ управления государственным внутренним долгом РФ/ Финансы.-2001.№2.-с.72-73.
  7. Вавилов А.П.. Внутренние проблемы внешнего долга/ А.П. Вавилов// КоммерсантЪ.- 2004.-№59.-с.3.
  8. Воронин Ю.С. Управление государственным долгом/ Ю.С. Воронин// Экономист.-2006-№1.-с.58-67.
  9. Гаврилова Н. К вопросу о государственном долге/ Н.Гаврилова// Экономист.-2003.-№4.-с.45-48.
  10. Государственный долг РФ// Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит/ Г.М. Колпакова.- М.: Финансы и статистика.2005.-с.275-292.
  11. Жигаев А.Ю. Роль государственного долга в рыночной экономике/ А.Ю. Жигаев// Деньги и кредит.-2004.-№5.-с.43-49.
  12. Жигаев А. Ю. Система макроэкономических ограничений на размер государственного долга/ А. Ю. Жигаев// Деньги и кредит.-2004.№7.-с.54-61.
  13. Карелин О. В. Регулирование международных кредитных отношений России/ О. В. Карелин. - М.: Финансы и статистика, 2003.-172с.
  14. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. Пособие./ Ред. Колпакова Г.М. - 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Финансы и статистика, 2003.-496с.
  15. Красавина Л.Н. Внешний долг России: уроки и перспективы/ Л.Н. Красавина, Е.П. Баранова// Деньги и кредит.-2001.№9.-с.70-77.
  16. Красс М.С. Модель управления динамикой государственного долга/ М.С. Красс, С.Э. Цвирко// Мировая экономика и международные отношения.-2002.-№4.-с.48-55.
  17. Махмутова Э.Х. Законодательная база управления государственным долгом РФ/ Э.Х. Махмутова// Финасы.-2004.-№5.-с.20-22.
  18. Подвинская Е.С. Об управлении внешним долгом/ Е.С. Подвинская// Финансы.-2002.№3.-с.22-24.
  19. Рагозин В. Государственные гарантии – составная часть государственного долга России/ В. Рогозин// Вопросы экономики.-2002.№10.-с. 111-113.
  20. Селезнёв А. Государственный долг: иллюзии и реальность/ А. Селезнёв// Эконмист.-2004.-№3.-с30-40.
  21. Смирнов Государственный внешний долг России: проблемы и перспективы/ Смирнов// Финансы.-2001.-№8.-с.72-73.
  22. Соснин А.Е. Тяжесть бремени государственного долга/ А.Е. Соснин// Мировая экономика и международные отношения.-2002.№1.-с.31-33.
  23. Стахович Л.В. Необходимость и сущность управления государственным внутренним долгом/ Л.В. Стахович, Л.Ю. Рыжаковская// Финансы и кредит.-2006.-№15.-с.56-63.
  24. Столяров А. Некоторые проблемы обслуживания государственного долга России/ А. Столяров// Общества и экономика.-2001.-№5.-с.163-170
  25. Третьяк А. Категории валового и чистого госдолга в анализе государственной задолженности/ А. Третьяк// Российский экономический журнал.-2000.№9.-с. 92-95.
  26. Финансы/ под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной.- М.: Финансы и статистика. 2005.-501с.
  27. Хейфец Б.А. Управление государственным долгом в царской России/ Б.А. Хейфец//Финансы.-2003.-№11.- с.67-70.
  28. Хоминич И.П. Из истории государственного долга России/ И.П. Хоминич// Вестник Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова.-2005.№4.-с.107-115.
  29. Шабалин А. Динамика государственного и корпоративного долга/А.Шабалин// Экономист.-2006.-№4.-с.50-57.
  30. Шенаев В.П. Проблема внешнего долга России/ В.Н. Шенаев// Бизнес и банки.-2005.-№26.-с.1-3.
  31. Экономика переходного периода: очерки экономической политики посткоммунистической России 199802002гг./главный редактор Е.Т. Гайдар. - М.: Дело.2003.-831с.
  32. Министерство финансов Российской Федерации/ www.minfin.ru
  33. Счётная палата Российской Федерации// www.ach.gov.ru/ bulletins
  34. Аналитическая лаборатория «Веди»/www.vedi.ru
  35. Центральный Банк Российской Федерации//www.cbr.ru

 


Информация о работе Структура и управление государственным долгом