Шпаргалка по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:45, шпаргалка

Краткое описание

1. Необходимость и сущность финансов
Финансы – это всегда денежные отношения, в которых главным субъектом являются государство и предприятия. Однако не всякие денежные отношения представляют финансы. Во-первых, понятие денег шире, а финансы - часть денежных отношений. Во-вторых, деньги отличаются от финансов и по сущности, и по содержанию, и по выполняемым функциям.

Файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК шпора.doc

— 808.50 Кб (Скачать)

Метод прямого счета  – точный детальный расчет ожидаемой  прибыли с использованием информации о ее получении. Особенность –  учитывает ассортимент продукции. Применяется на практике.

Суть метода: расчет суммы  частных прибылей.

ПРплан=∑ПР по i-тому виду продукции

ПР i-я = ПРо1i + ПР твi + ПРо2

о1 – входные остатки

о2 – выходные остатки

тв – товарный выпуск

ПРо1 = о1(в отпускн. ценах) – о1 (по с/б)

Расчет позволяет определить только прибыль от реализации продукции  от основной деятельности. Для расчета прибыли от операционных и внереализационных операций требуется дополнительный расчет.

Недостаток метода: трудоемкость, требует большого количества информации по основной, операционной, внереализационной  деятельности.

Планирование прибыли  аналитическим методом

Это укрупненный метод, приблизительный расчет ожидаемой  прибыли исходя из основополагающих факторов ее формирования без детализаций. Не изучает ассортимент продукции, осуществляется в целом по предприятию.

Расчет прибыли может  производиться на основе двух следующих показателей:

1. Затраты на 1 рубль  товарной продукции.

Прибыль от выпуска всего  объема товарной продукции (П) определяется по формуле

где Т – товарная продукция  в отпускных ценах за вычетом  косвенных налогов; З – затраты  
на 1 рубль товарной продукции, исчисленные в ценах реализации.

Полученный результат  корректируется на изменение прибыли  в переходящих остатках готовой  продукции на начало и конец планируемого года. Применяется при ускоренном планировании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

64. Распределение  и использование балансовой прибыли

 

Объектом распределения  является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление  прибыли в бюджет и по статьям  использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.

Принципы распределения  прибыли можно сформулировать следующим  образом:

прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной  и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;

прибыль для государства  поступает в соответствующие  бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно  изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов  в бюджет устанавливаются законодательно;

величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после  уплаты налогов, не должна снижать его  заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов  производственно-хозяйственной и  финансовой деятельности;

прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части - на потребление.

На предприятии распределению  подлежит чистая прибыль, т.е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды.

Распределение чистой прибыли  отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.

В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает  каких-либо нормативов распределения  прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует  направление прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений социальной сферы и др. Законодательно ограничивается размер резервного фонда предприятий, регулируется порядок формирования резерва по сомнительным долгам.

Распределение чистой прибыли - одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого в  условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия. В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения: фонды накопления (фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития) и фонды потребления (фонд материального поощрения).

Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает расходы на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели.

К расходам, связанным  с развитием производства, относятся расходы на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, финансирование разработки и освоения новых видов продукции и технологических процессов, затраты по совершенствованию технологии и организации производства, модернизации оборудования, затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятий. В эту же группу расходов включаются расходы по погашению долгосрочных ссуд банков и процентов по ним. Здесь же планируются затраты на проведение природоохранных мероприятий и др. Взносы предприятий из прибыли в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других предприятий, средства, перечисляемые союзам, ассоциациям, концернам, в состав которых входит предприятие, также считаются использованием прибыли на развитие.

65. Рентабельность: значение, методика исчисления показателей

 

Рентабельность –  показатель эффективности деятельности предприятия, выражающий относительную  величину прибыли и характеризующий степень отдачи средств, используемых в производстве.

Показатели рентабельности в зависимости от цели финансового  анализа

• рентабельность продукции  как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости  продукции; характеризует получение прибыли на единицу затрат, окупаемость затрат

• рентабельность продаж как отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализации продукции; определяет доходность основной деятельности

• рентабельность всех активов  как отношение чистой прибыли ко всем активам; показывает уровень прибыльности на весь капитал (норму прибыли)

• рентабельность общего капитала как отношение чистой прибыли  ко всему капиталу

• рентабельность собственного капитала как отношение чистой прибыли  к собственному капиталу; показывает уровень прибыльности для собственников

• рентабельность акционерного капитала как отношение чистой прибыли  к акционерному капиталу (если предприятие  акционерное); показывает уровень прибыльности акционерного капитала

• рентабельность оборотного капитала как отношение чистой прибыли к оборотным активам в товарно-материальных ценностях

• рентабельность инвестиционного  капитала как отношение чистой прибыли  к сумме собственного и долгосрочного  заемного капитала

• рентабельность производства как отношение прибыли к сумме основного и оборотного капитала

Базовыми показателями рентабельности являются рентабельность продукции, рентабельность продаж и  рентабельность производства.

Исчисление рентабельности позволяет сопоставлять плановые и  фактические результаты деятельности, отслеживать динамику их изменений за ряд периодов, выявлять складывающиеся тенденции, принимать обоснованные решения по корректировке управленческих действий в целях максимизации прибыли.

Основными направлениями  повышения рентабельности являются:

• совершенствование  финансового механизма предприятия;

• снижение себестоимости  продукции;

• увеличение объемов  производства и реализации продукции;

• повышение эффективности  использования производственных фондов;

• улучшение качества продукции, установление оптимальных цен.

66. Необходимость, содержание  и значение  финансового планирования на предприятиях

 

Финансовое планирование – один из наиболее основных инструментов планирования в целом. Это связано с тем, что прогноз движения денежных потоков позволяет определить, каковы финансовые возможности предприятия в краткосрочной и долгосрочной перспективе, достаточно ли собственных средств для покрытия всех текущих и обязательных расходов.

В современных условиях, когда экономика страны носит стихийный характер, т. е. имеет место принцип неожиданности, финансовое планирование необходимо для защиты предприятия от влияния негативных внешних факторов, для обеспечения финансовой устойчивости, достижения высокого результата финансово-хозяйственной деятельности. В рыночной экономике, где развита конкуренция, где налоговое законодательство сурово в своих нормах, планирование позволяет защитить предприятие и обезопасить от неожиданного ухудшения финансового состояния и, возможно, даже банкротства.

Несмотря на свою важнейшую роль в современной экономике и развитии предприятия, финансовое планирование для достижения наилучшего результата должно претерпеть изменения. Ведь если рассмотреть исторический фактор, нельзя не отметить, что ранее планы предприятий ориентировались больше не на собственные потребности и цели, а в основном на планы народного хозяйства страны, т. е. решения принимались не руководством того или иного предприятия, а руководством страны, которое и задавало ритм всему. Сегодняшняя экономика открывает большие возможности. От мощностей предприятия, грамотности руководства, квалификации кадрового состава зависит как вся деятельность компании, цели, которые ставятся в краткосрочной и в долгосрочной перспективах, так и непосредственно сам результат этой деятельности.

При планировании необходимо анализировать конъюнктуру рынка, прогнозировать наступление тех  или иных событий, положительно или  отрицательно влияющих на развитие предприятия. Ведь целью любой деятельности является получение максимальной прибыли, т. е. эффективная деятельность, именно поэтому финансовое планирование призвано отражать и анализировать все имеющиеся трудовые и финансовые ресурсы, от которых зависит выполнение того или иного заказа.

Финансовое планирование позволяет увидеть, сколько денежных средств необходимо затратить для нормального функционирования производства и сколько денежных средств планируется получить от реализации продукции, работ, услуг. Финансовое планирование позволяет предвидеть наличие дефицита или профицита средств у предприятия в будущем.

Финансовое планирование отражает получение финансов – как  собственных, так и привлекаемых, а также направление их на увеличение производственного капитала.

Финансовые процессы, рассматриваемые в краткосрочном  периоде, находят свое отражение в финансовом плане, который представляет собой план движения денежных средств или, как его еще называют, план доходов и расходов.

Для формирования финансовых планов на предприятии необходимо наличие  финансовой службы, прямой обязанностью которой является контроль денежных потоков. Для осуществления такого контроля необходимо составление прогнозов на определенный период времени, в качестве такого прогноза и выступает финансовый план.

Кроме плана доходов  и расходов (прямой метод анализа  движения денежных средств), наиболее распространенного, некоторые предприятия используют также финансовый план, который отражает степень влияния статей баланса на остаток денежной наличности. Такой план формируется на основе анализа движения денежных средств косвенным методом.

Основанием для составления  любого финансового плана является информация, полученная от производственных служб. Это программа производства, смета предприятия, планируемая  выручка, а также прогнозный финансовый результат. Это необходимо для составления подробного финансового плана, где будут отражены все статьи расходов предприятия, которые существуют на настоящий момент и те, которые могут возникнуть в будущих периодах.

Для наибольшей наглядности  весь финансовый план (как в доходной, так и в расходной его части) подразделяется на виды деятельности: текущая, инвестиционная, финансовая. Это необходимо для определения направления денежного потока.

Кроме того, при планировании денежных ресурсов нужно учитывать  инфляционные процессы.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"