Шпаргалка по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 10:59, шпаргалка

Краткое описание

1.Сущность и функции финансов.
3. Управление финансами и государственное регулирование.
4. Задачи и функции органов государственного финансового контроля в РФ.
6. Финансовая система РФ.

Файлы: 1 файл

Шпоргалки.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

1.Сущность  и функции финансов.

Финансы представляют собой  специфические производные экономического отношения, выражающие процесс образования, распределения и использования  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств для выполнения экономических функций государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Под централизованными финансами понимаются денежные отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулированных в гос. бюджете и правительственных внебюджетных фондах. Под децентрализованными финансами понимаются денежные отношения, опосредствующие кругооборот денежных фондов предприятий. Из этих определений можно сделать вывод, что финансы представляют собой денежные отношения. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличны от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда товаропроизводителей. Финансы же - это экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и НД, инструмент контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и обеспечить контроль за их расходами. Финансы выражают денежные отношения:

1. Между предприятиями  в процессе приобретения тов.-мат.  ценностей, реализации продукции  и услуг.

2. Между предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении.

3. Между государством  и предприятиями при уплате  ими налогов в бюджетную систему  и финансировании расходов.

4. Между государством  и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей.

5. Между предприятиями,  гражданами и внебюджетными фондами  при внесении платежей и получении  ресурсов.

6. Между отдельными  звеньями бюджетной системы.

7. Между органами имущественного  и личного страхования, предприятиями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая.

8. Денежные отношения,  опосредствующие кругооборот фондов  предприятия.

Сущность финансов проявляется  в их функциях. Финансы выполняют  две основные функции: распределительную, контрольную. Эти функции осуществляются одновременно. Распределительная функция финансов проявляется прежде всего при первичном перераспределении НД, когда формируется основной доход среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

1. Зарплата рабочих,  служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального  производства.

2. Доходы предприятий  сферы материального производства.

Перераспределение НД связано:

1. с межотраслевым  и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций.

2. с наличием производственной  и непроизводственной сферы, в  которой НД не создается.

3. с перераспределением  доходов между различными социальными группами населения.

Конечная цель распределения  и перераспределения НД и ВВП, совершаемых при помощи финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций, в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении лучших результатов при наименьших затратах.

Финансы выполняют также контрольную функцию - контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и использовании (расходовании) их по целевому назначению..

Регулирующая функция  связана с вмешательством государства  через финансы (гос. расходы, налоги, гос. кредит) в процессе воспроизводства.

Распределительная и  контрольная функции финансов реализуются  через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых отношений в нар.хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления, финансами и финансовой системой, финансовое законодательство

 

2.  Финансовая политика государства: содержание, значение, задачи.

Финансовая  политика — это самостоятельная сфера деятельности государства, направленная на обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития

Под социальным развитием  понимается не только развитие просвещения, культуры, здравоохранения и других социальных потребностей, но и социального  устройства общества.

Финансовая политика — это определение целей и задач, на решение которых направляется процесс формирования, распределения и перераспределении общественного богатства для обеспечения финансовыми ресурсами непрерывного воспроизводственного процесса и удовлетворения отдельных конкретных потребностей воспроизводства.

Реализацию финансовой политики обеспечивает совокупность мероприятий  государства, направленных на мобилизацию  финансовых ресурсов, их распределение  и перераспределение для выполнения государством его функций и программ — долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных.

Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или  хорошей Она оценивается в  соответствии с тем, насколько она  соответствует интересам общества (или определенной ее части) и насколько  она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач

Для оценки финансовой политики данного правительства и для  рекомендаций по ее корректировке в  первую очередь необходимо иметь ясную программу общественного развития с выделением интересов всего общества и отдельных групп населения, характеристикой перспективных и более близких задач, определением сроков и методов их решения. Только при таком условии можно разработать конкретный механизм реализации финансовой политики и дать ее объективную оценку.

Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно-исторические условия и особенности жизни.

Финансовая политика должна быть направлена прежде всего  на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как они — материальная база любых преобразований. Следовательно, для определения и формирования финансовой политики нужна достоверная информация о финансовом положении государства.

3.  Управление финансами и государственное регулирование.

Управление финансами  в РФ прежде всего осуществляют высшие законодательные органы власти. Это  Федеральное Собранне и его две  палаты — Государственная Дума и  Совет Федерации. Такое управление имеет место при рассмотрении и утверждении федерального бюджета России и утверждении отчета о его исполнении.

Федеральное собрание рассматривает  также законы о налогах, сборах и  обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и  внешнего долга.

Важнейшим органом, осуществляющим управление финансами РФ, являются Министерство финансов РФ и его органы на местах. Минфин России обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой к валютной политики  РФ

Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей возложен на Министерство РФ по налогам и сборам и его органы на местах — налоговые инспекции.

Федеральная служба налоговой  полиции РФ имеет полномочия:  право возбуждать уголовное дело, проводить по нему дознание, предварительное следствие и передавать материалы непосредственно в суд.

За поступление таможенных пошлин ответственность несет Государственный таможенный комитет РФ. В целом таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товаров границы правильностью исчисления и уплатой таможенных пошлин РФ

Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).

К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрифирменный (корпоративный), контроль со стороны коммерческих банков за организациями - клиентами, аудиторский контроль.

Внутрифирменный финансовый контроль осуществляется экономическими службами самого предприятия, фирмы, корпорации — бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджменте и др. — за финансовой деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних структур Службы внутреннего контроля постоянно следят за эффективностью и целесообразностью расходования денежных средств (собственных, заемных, привлеченных), проводят анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми, финансовую оценку результатов инвестиционных проектов, контролируют финансовое состояние предприятия.

 Коммерческие банки по закону обязаны контролировать лишь соблюдение клиентами установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства. Вместе с тем необходимость поддержания ликвидности требует от банка оценки финансового состояния и кредитоспособности предприятий — потенциальных заемщиков В случае предоставления ссуды банк контролирует использование выданной ссуды, платежеспособность и ликвидность клиента для оценки вероятности возврата ссуды с причитающимися процентами в установленный срок.

Основные задачи аудиторского контроля — установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ, проверка платежно-расчетной документации, налоговых декларации и других финансовых обязательств проверяемых экономических субъектов. Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности и декларации о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности, обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах законодательства; проработку рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок

Аудиторская проверка может  быть обязательной и инициативной. Если инициативная проверка осуществляется по предложению самого экономического субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке Обязательной аудиторской проверке подлежат все кредитные организации (включая Банк России); страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, все предприятия, созданные в форме ОАО, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам. Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (зa исключением государственных и муниципальных).

Аудиторские проверки могут  проводить как отдельные граждане, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные). Они могут иметь любую организационно - правовую форму, предусмотренную российским законодательством, кроме ОАО. После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Аудиторские фирмы и  аудиторы не могут одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью.

Все аудиторские услуги платные. Отношения аудиторской  фирмы с клиентами, как правило, оформляются договором с оплатой  услуг по договорным ценам.

4. Задачи и  функции органов государственного  финансового контроля в РФ, Государственный   финансовый   контроль   -   комплексная   и   целенаправленная   система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства.Определяющую роль в организации финансового контроля играет Конституция страны.

Государственный финансовый контроль призван отслеживать стоимостные  пропорции распределения ВНП. Он распространяется на все каналы движения денежные ресурсов, так или иначе  связанные с формированием государственных  ресурсов, полнотой и своевременностью их поступления и целевым использованием. Государственные контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки, как в государственном секторе, так и в сфере частного и корпоративного бизнеса, если таковые предопределены общенациональными экономическими интересами.

Основные методы государственного финансового контроля - комплексные  ревизии и тематические проверки.

Принцип разделения власти, закрепленный в Конституции РФ и  конституциях (уставах) субъектов Федерации, предусматривает контроль финансовой деятельности органов исполнительной власти со стороны Президента и органов представительной власти. Такой контроль осуществляется, прежде всего, при рассмотрении и утверждении проектов Федерального и нижестоящих бюджетов, государственных и местных внебюджетных фондов, также при утверждении отчетов об их исполнении.

Финансовый  контроль  со  стороны  органов  представительной  власти. С этой  целью созданы    соответствующие    структуры:    комитеты    и    комиссии    Совета    Федерации    и Государственной Думы, Счетная палата РФ, контрольно-счетные палаты субъектов РФ. Особое место в системе финансового контроля со стороны органов представительной власти принадлежит Счетной палате  РФ,  это  не  зависимый  от Правительства РФ  постоянно действующий орган государственного финансового контроля. Сфера полномочий Счетной Палаты  — контроль  федеральной собственности   и расходования  федеральных денежных средств.   Контролю   подлежат   все   юридические   лица   в   части,   связанной   с   получением, перечислением или использованием  ими средств федерального бюджета и внебюджетных фондов,  использованием федеральной собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и иных льгот, предоставленных федеральными органами. Основные методы контроля Счетной палаты -  тематические проверки и ревизии. По закону деятельность Счетной палаты является гласной; результаты должны освещаться в СМИ.

Контроль финансов со стороны Президента РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя ЦБ РФ.

Определенные функции финансового контроля выполняет Главное контрольное управление Президента РФ. Как структурное подразделение Администрации Президента оно подчиняется непосредственно Президенту РФ, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций: контроль над деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц.

Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление  единой политики в области финансов, денег и кредита. Правительство  РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств, направляет деятельность подведомственных ему органов финансового контроля. Правительством РФ утверждены положения «О Министерстве финансов», «О Казначействе» При Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный совет, выполняющий ряд контрольных функций области финансов.

Важнейшее место в  системе финансового контроля со стороны Правительства РФ занимает Минфин РФ, которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Прежде всего Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля, контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ.

Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Минфином методическое руководство организацией бухгалтерского учета в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности (сюда не входит аудит банков).

Оперативный контроль использования  государственных средств осуществляется Контрольно-ревизионным управлением  Минфина РФ. Органы Федеральною казначейства призваны осуществлять, государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль поступления, целевого и полного использования государственных средств.

 Финансовый  контроль со стороны специализированных  органов. Главная задача налоговых органов — обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью платы налогов и других обязательных платежей. Основное оперативное звено — городские и районные налоговые инспекции, поскольку именно они осуществляют непосредственный налоговый контроль и ведут учет налогоплательщиков. В свою очередь Федеральное налоговое ведомство контролирует деятельность нижестоящих налоговых органов, координирует взаимодействие органов налоговой службы с другими контролирующими и правоохранительными органами. Для обеспечения экономической безопасности РФ и укрепления государственной дисциплины в области налоговой дисциплины созданы органы итоговой полиции, ее территориальные и местные подразделения.

Особая роль в осуществлении  финансового контроля принадлежит ЦБ РФ, который организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране. ЦБР осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков, на Государственный таможенный комитет (ГТК) возложен контроль за соблюдением налогового и таможенного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу РФ.


 

  

 

 

 6. Финансовая система РФ.

 Финансовая система это система форм и методов образования,  распределения и использования фондов денежных средств Государства и предприятий.

     Финансовая  система РФ включает следующие  звенья финансовых отношений

1) государственную бюджетную  систему.

2) государственный кредит,

3} внебюджетные специальные  фонды;

4) фонды имущественного  и личного страхования.

5) финансы предприятий  различных форм собственности

 Государственная бюджетная система России включает три звена

1) федеральный бюджет и бюджеты гос. внеб. фондов;

2) б-ты субъектов РФ и б-ты террит. гос. внеб. фондов;

3) местные бюджеты

Все эти бюджеты функционируют автономно. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не включаются в федеральный  бюджет.

Государственный кредит — это особая форма кредитных  отношений между государством или местными органами власти и юридическими и физическими лицами, при которых государство или местные органы власти выступают главным образом в качестве заемщика средств

Внебюджетные фонды  имеют строго целевое назначение — расширить социальные услуги населению, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики.

Важнейший среди социальных фондов – Пенсионный фонд, средства которого формируются за счет страховых  взносов работодателей и работающих, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций фонда. Средства Пенсионного фонда используются ни выплату пенсий.

К социальным фондам относятся  также ФСС, Федеральный и Территориальный  ФОМС

Финансы предприятий  различных форм собственности

(государственные, муниципальные, акционерные, частные, арендные и лр ) составляют основу финансов. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий во многом зависит общее финансовое положение страны.

В условиях рыночных отношений  предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, при котором расходы должны покрываться за счет собственных доходов. Поэтому главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становится прибыль.

 


 

     

12. Организация  бюджетного процесса в РФ.

 Бюджетный процесс - регламентированная законодательством деятельность органов масти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального, территориальных и местных бюджетов

Продолжительность бюджетного процесса длится около трех лет составление проекта бюджета, его рассмотрение и утверждение занимают около года, исполнение, или бюджетный период — с 1 января по 31 декабря (календарный год), составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение — восемь месяцев

Участниками бюджетного процесса являются

•    Президент  РФ и органы законодательной власти,

•  органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов  РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджета, другие уполномоченные органы);

•   органы денежно-кредитного регулирования;

•   органы государственного и муниципального контроля; государственные  внебюджетные фонды,

•    главные распорядители  и распорядители бюджетных средств  и др.

Принципы организации бюджетного процесса:

1) единство, выражающееся в единой правовой базе, единой бюджетной классификации, единстве форм бюджетной документации;

2) самостоятельность каждого участника осуществлять бюджетный процесс;

3) балансовый метод, который заключается в установлении правильного соотношения между доходами и расходами бюджетов. 

Бюджетный  процесс включает четыре стадии бюджетной  деятельности:

1) Составление  проектов бюджетов осуществляется Правительством РФ. Готовится Бюджетное послание Президента РФ, которое направляется Федеральному Собранию РФ. Непосредственная работа по составлению проектов бюджетов проводится Минфином и его финансовыми органами, а также налоговыми и таможенными органами.

Министерство финансов РФ направляет документы (Перспективный финансовый,  баланс финансовых ресурсов) Правительству РФ, которое после принятия представляет указанные документы в виде информации Федеральному Собранию по их запросу.

Федеральные органы исполнительной власти разрабатывают и согласовывают показатели проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, объемы финансирования из средств федерального бюджета целевых программ.

С 15 июля по 15 августа  Правительство РФ рассматривает  представленные документы.

После утверждения Правительством РФ Проекта федерального закона о федеральном бюджете и других указанных документов они вносятся на рассмотрение в Государственную Думу.

  2) Рассмотрение  и утверждение бюджетов осуществляется в законодательных органах — Федеральном Собрании (парламенте) РФ, законодательных (представительных) органах субъектов РФ и органах местного самоуправления. ГосДума рассматривает Проект федерального бюджета на очередной финансовый год в четырех чтениях.

В первом чтении (длится 40 дней) рассматриваются основные характеристики федерального бюджета на предстоящий год: доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов РФ;  распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ; дефицит федерального бюджета и источники его покрытия; общий объем расходов федерального бюджета на предстоящий год. Госдума заслушивает доклад Правительства РФ и содоклады Комитета по бюджету и профильных комитетов, а также доклад Счетной Палаты РФ и выносит решение о принятии указанного законопроекта

Во втором чтении (15 дней) ГосДума утверждает расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ в пределах общего объема федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

В третьем  чтении (25 дней) утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств федерального бюджета по всем уровням функциональной классификации расходов бюджетов РФ, а также расходы федерального бюджета на финансирование федеральных целевых программ, федеральной адресной   инвестиционной программы в пределах расходов, утвержденных во втором чтении по разделам федерального бюджета.

Четвертое чтение (15 дней) оканчивается принятием закона о федеральном бюджете в целом. Внесение в него поправок не допускается.

Принятый Государственной  Думой закон о федеральном  бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации, который обсуждает федеральный бюджет в течение 14 дней и одобряет его (или нет) в целом. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту РФ и обнародование.

3) Исполнение  бюджета начинается после утверждения федерального бюджета Парламентом и подписи его Президентом РФ. Эта стадия бюджетного процесса включает выполнение доходной и расходной частей бюджета.

Важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм и в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.

Бюджетная роспись - документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Исполнение бюджетов по доходам предполагает перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета, распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов; возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов, учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах

Бюджеты, по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.

Исполнением бюджетов, доходной их частей занимаются Министерство РФ по налогам и сборам и налоговые  инспекции, а также Государственный  таможенный комитет РФ и его органы, которые осуществляют сбор налогов  и других платежей а бюджет.

4) Составление Отчета об исполнении бюджета и его утверждение Отчет об исполнении федерального бюджета направляется Правительству РФ, которое представляет его в форме ФЗ в ГосДуму и Счетную Палату РФ. Дума рассматривает этот Отчет в течение полутора месяцев после представления заключения Счетной Палаты РФ. По итогам рассмотрения Отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной Палаты Государственная Дума РФ принимает решение об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета или его отклонении.

 

 

 

13. Внебюджетные фонды: сущность, особенности, принципы организации, классификация. Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении  центральных или региональных (местных) органов власти и имеющих целевое назначение.

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует часть доходов населения для финансирования своих мероприятий.

Способы создания и методы формирования. Внебюджетные фонды создаются двумя путями:

1)  выделение из  бюджета определенных расходов,

2) формирование внебюджетного  фонда с собственными источниками  доходов

Внебюджетные специальные  фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств. Материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода

Главными методами мобилизации национального дохода в процессе перераспределения при формировании фондов являются:

•    специальные  налоги и сборы,

•    средства из бюджета и займы

Основной метод — специальные налоги и сборы, установленные законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных (местных) бюджетов. Средства из бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов Доходами . внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства.

Финансовые  связи внебюджетных фондов. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении от других финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь возникает при формировании фондов или при использовании ими средств

При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях.

При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно взаимодействует с разными финансовыми звеньями, т. е. денежные средства движутся в разных направлениях между ними.

Главная причини возникновения внебюджетных фондов — необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов в специальную группу и обеспечение их самостоятельными источниками доходов.

Перед внебюджетными  фондами стоят важные задачи: 1) обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные сферы экономики, 2) расширить социальные услуги населению с помощью различных специальных фондов.

Внебюджетные фонды  находятся в собственности государства, но являются автономными и изъятию не подлежат. Они имеют, как правило, строго целевое назначение

Доходы внебюджетных фондов складываются из:

•    специальных целевых налогов и сборов, установленных государством для соответствующего фонда;

•   отчислений от прибыли  хозяйствующих субъектов;

•    бюджетных  средств;

•    прибыли от собственной коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим  лицом,

•   банковских кредитов.

 Классификация внебюджетных  фондов.

По экономическому содержанию внебюджетные фонды делятся на две большие  группы:

1) социальныу фонды, к которым относятся Пенсионный фонд. Фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования, фонды социальной поддержки населения и др.;

2) экономические фонды: дорожные, НИОКР и др.

В зависимости от правового статуса  различают внебюджетные фонды

1)  находящиеся в собственности  федеральной власти — федеральные фонды;

2) создаваемые по решению представительных органов субъектов Федерации и местных органов самоуправления — региональные фонды

14. Пенсионный  фонд РФ.

Основной источник  доходов Пенсионного фонда - страховые взносы работодателей и работающих. Работодатели ежемесячно уплачивают страховые взносы одновременно с получением в банках и иных кредитных организациях средств на выплаты работникам за истекший месяц. Этот срок устанавливается не позднее 15-го числа месяца, за который начислены страховые взносы.  В таком же порядке работодатели начисляют и уплачивают обязательные страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров.  Страховые взносы в Пенсионный фонд начисляются на все виды заработка (дохода) в денежной или натуральной форме независимо от источника их финансирования, в том числе штатных, нештатных, сезонных и временных работников, а также работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы.

Пенсионный фонд Российской Федерации  образован 22 декабря 1990 г. На Долю Пенсионного Фонда Российской Федерации (ПФР) приходится почти 75% средств внебюджетных социальных фондов. Основные задачи Пенсионного фонда — аккумуляция страховых взносов и расходование средств фонда в соответствии с действующим законодательством.

Уплата страховых взносов в ПФР носит обязательный характер, они отнесены к числу первоочередных платежей и включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).

Для различных категорий плательщиков установлены страховые взносы в  следующих размерах

28% — для работодателей (предприятий, учреждений, организаций), предпринимателей,

20,6% — для работодателей - организаций,  занятых а производстве с/х  продукции,

14 % — для работающих граждан.

В доходы ПФ РФ кроме обязательных взносов поступают также:

• средства федерального бюджета, направляемые через ПФ РФ на целевое финансирование выплаты государственных пенсий и пособий,

•    средства Фонда социального страхования РФ;

• доходы от обслуживания счетов Пенсионного  фонде РФ банками,

•    пени и финансовые санкции,

•  добровольные взносы юридических и физических лиц.

 Средства  ПФ РФ направляются на выплату государственных пенсий (по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца), пенсий по инвалидности, военнослужащим, компенсации пенсионерам; материальной помощи престарелым и инвалидам, пособий на детей а возрасте от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям, на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. За счет средств Пенсионного фонда финансируются различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей; осуществляются единовременные денежные выплаты.

 

 

15.  Фонд социального страхования РФ

Денежные средства фонда — государственная  собственность они не входят в  состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

    Основные задачи  ФСС:

• обеспечение гарантированных  государством пособий по временной  нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, на погребение, на санаторно-курортное  лечение и оздоровление работников и членов их семей и др.,

• участие в разработке и реализации государственных программ по охране здоровья работников, мер по совершенствованию  социального страхования,

• осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС,

• разработка совместно с Министерством труда РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

• организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;

• сотрудничество с аналогичными фондами других государств и международными организациями по вопросам социального страхования

Средства ФСС  образуются ля счет:

•  страховых взносов  работодателей,

• страховых взносов  граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью,

• страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях,

• доходов от инвестирования части временно свободных средств  ФСС в ликвидные государственные  ценные бумаги и банковские вклады;

• добровольных взносов  граждан и юридических лиц, поступлений иных финансовых средств,

•  ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных  с предоставлением льгот (пособий  и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие аварии на Чернобыльской АЭС или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий и пр.

В расходах бюджета ФСС  основной удельный вес приходит на выплату пособии, а также на санаторно-курортное  обслуживание работников и членов их семей

Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей осуществляется ФСС совместно с Министерством по налогам и сборам РФ, а за правильным и рациональным расходованием этих средств на предприятиях — ФСС с участием профессиональны; союзов

Главный недостаток многих социальных выплат -- отсутствие адресности

Большая часть выплат из ФСС идет на оплату больничных листов. За время болезни выплачиваются  средства в размере средней заработной платы.

Основная доля отчислений в социальные фонды ложится на работодателей, на предприятия. Тарифы установлены одинаковые для всех независимо от состояния условии труда, уровня заболеваемости, других важных факторов


 

17. Государственный  кредит как экономическая: сущность  и функции. Государственный кредит - это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управлении, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Как экономическая категория ГК находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита и совмещает их особенности.

Управление ГК в широком  смысле - формирование одного из направлений  финансовой политики государства, которая  находится в руках органов  власти и управления государства.

ГК - это одна из форм мобилизации  денежных ресурсов государством для  выполнении своих функций Особенностью государственного кредита является его двоякая роль. Он ориентирован главным образом на формирование денежных средств для покрытия дефицита бюджета. С другой стороны, государство выступает в роли кредитора в международных кредитных операциях.

Наиболее распространенной формой государственного кредита являются внутренние займы. Цель займа - покрытие дефицита бюджета. При этом дефицит  бывает кассовый (несовпадение доходов и расходов по времени) и бюджетный. Как правило, поступления по государственному кредиту используются на военные расходы, на содержание государственного аппарата, на социальные программы.

Единственным реальным источником возвращения государственного кредита и процентов по нему являются налоги. Поэтому займы называют антиципированными налогами, т.е. налогами, взятыми наперед. По своей экономической природе ГК, не представляя собой доход государства, служит той же цели, что и доходы государства. - покрытию расходов государства

Государство может выступать  заемщиком, кредитором или гарантом. В количественном отношении преобладает  деятельность государства как заемщика средств. Активность государства в  качестве заемщика служит индикатором состояния его финансов. Чем больше объем заимствовании, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом. Объемы операций в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут выступать: бюджетные организации, гос-е и мун-с унитарные n/п, юр лица, органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов Способами обеспечения исполнения по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества.

Согласно Бюджетному кодексу РФ внутренние кредиты делятся  на бюджетные кредиты (форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая  предоставление средств юридическим  лицам на возвратной и платной  основе) и бюджетные ссуды (бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года).

   В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом. В отличие от первых двух видов кредитных отношений (заемщик, кредитор), сразу же влияющих на величину централизованных денежных фондов, гарантирование погашения обязательств не обязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. На практике достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.

ГК как экономическая  категория находится на стыке  двух видов денежных отношений - финансов и кредита - имеет особенности  и финансов, и кредита.

Через распределительную  функцию государственного кредита  осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.        Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. Тогда, если за счет кредита профинансируются производственные затраты, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, количество наличной массы останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

Операции по купле-продаже  государственных ценных бумаг или  выдача кредитов под их залог, проводимые центральным банком, являются важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков в стране.

Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство  увеличивает спрос на заемные  средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.

Также государственный  кредит контролирует целевое использование  средств, сроки их возврата и своевременность  уплаты процентов.

Через распределительную функцию ГК осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах платности, срочности, возвратности.

Регулирующая    функция    ГК:    вступая    в    кредитные    отношения, государство    воздействует    на    состояние    денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость.

Контрольная функция  тесно связана с деятельностью  государства и стоянием  централизованного  фонда денежных  средств,   охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку предполагает возвратность   и   возмездность   получения   средств,   осуществляется   не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами

18. Сущность  и роль территориальных финансов в экономическом и социальном развитии административно-территориальных образовании.

Территориальные финансы — это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход, фонд денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий

Через территориальные  финансы государство активно  проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам  власти средств для бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог

С помощью территориальных  финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы. Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц, а также налогов вышестоящих бюджетов. При этом территориальным бюджетам выделяются отчисления от определенных налогов, а также субвенции, т.е. финансовые ресурсы, предоставляемые из вышестоящих бюджетов на определенные цели

Региональные  бюджеты — основная составная часть территориальных финансов. В современных условиях все в большей степени территориальные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных    территориях,    Значительно    возрастает    их    координационная    функция    в экономическом и социальном развитии территорий.

Средства субъектов хозяйствования — также составная часть территориальных финансов. К таким средствам относятся:

1) финансовые ресурсы  предприятий, находящиеся в муниципальной  собственности;

2)  финансовые ресурсы  предприятий, фирм, организаций,  используемые ими на финансирование  социально-культурных и жилищно-коммунальных  объектов

Территориальные внебюджетные фонды — третий компонент территориальных финансов. Источниками формирования таких фондов служат добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы и др. Внебюджетные фонды чаще всего имеют целевое назначение. Финансовой базой территориальных органов власти являются их бюджеты.

Территориальные бюджеты. Через эти бюджеты общественные фонды потребления распределяются между   отдельными   группами   населения.   Из   территориальных   бюджетов   в   известной   мере финансируются и развитие отраслей производственной сферы. Они выполняют следующие функции:

• формирование   денежных   фондов,   являющихся   финансовым   обеспечением   деятельности территориальных органов власти;

 •  распределение  и использование этих фондов  между отраслями народного хозяйства; 

 • контроль за  финансово-хозяйственной деятельностью  предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти

  Доходы территориальных  бюджетов формируются за счет  собственных и регулирующих источников

доходов

Собственные или закрепленные доходы — это средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, т. е. полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступающие в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие бюджеты. Основу собственных доходов составляют местные налоги и сборы, отчисления от федеральных и региональных налогов, переданные в территориальные бюджеты в твердой доле на постоянной основе.

Регулирующие  доходы - это вся совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью реагирования (сбалансирования) их расходов и доходов. К  регулирующим доходам относятся процентные отчисления от федеральных и региональных налогов, дотации, субвенции, средства, полученные из вышестоящих бюджетов по взаимным расчетам, средства, полученные из федерального и региональных фондов финансовой поддержи территорий. Расходы территориальных бюджетов на управление, на правоохранительную деятельность, на отрасли  хозяйства (промышленность, энергетика, строительство, сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство), на ЖКХ на образование, на культуру и искусство, на здравоохранение и др,


 

 

29. Сущность  и классификация ценных бумаг.

    Ценной бумагой является документ, удостоверяющий  с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.  С передачей ценной бумаги удостоверяемые ею права переходят в совокупности.

   Отличительные  признаки ценных бумаг:   1) это  документы, 2) составляются эти документы  с соблюдением установленной  формы и обязательных реквизитов, 3) они удостоверяют имущественные права. 4) осуществление им передача имущественных прав возможны только при предъявлении этих документов.

   Для раскрытия  экономической сущности цб необходимо  рассмотреть дополнительные качества, без которых документ не может  претендовать на статус цб:

1) цб представляют  собой денежные документы, удостоверяющие  имущественное право в форме  титула собственности  или  имущественное право как отношение  займа владельца документа к  лицу, его выпустившему;

2) цб выступают в  качестве документов, свидетельствующих об инвестировании средств;

3) цб - это документы,  в которых отражаются требования  к реальным активам (акциям, чекам,  приватизационным документам, коносаментам, жилищным сертификатам и др ) и  к самим ценным бумагам (производным  ценным бумагам);

4) важным моментом  для понимания экономической  сущности цб является то обстоятельство, что они приносят доход.

   Под ликвидностью понимается способность ценных бумаг быть превращенными в денежные средства путем продажи.

Обращаемость заключается в способности пенных бумаг выступать в качестве или предмета купли-продажи или платежного инструмента.

Ценные бумаги существуют как особый товар, который должен иметь свой рынок с присущей ему  организацией и правилами работы на нем.

Рынок ценных бумаг представляет собой сложную организационную и экономическую систему с высоким уровнем целостности и законченности технологических циклов. (Нарицательная цена имеет формальное счетное значение и используется в качестве базы для начисления дивидендов, процентов используется при дальнейших расчетах Эмиссионная цена означает продажную цену при первичном размещении ценных бумаг Она определяется доходностью ценных бумаг и уровнем ссудного процента. Рыночная цена (курс) - цена, по которой ценные бумаги обращаются (продаются и покупаются) на вторичном рынке (при их перепродаже)).

Ценные бумаги в документарной  и бездокументарной формах должны содержать  все предусмотренные законодательством  реквизиты. Отсутствие или неправильное оформление хотя бы одного из них означает недействительность документа как ценной бумаги данного вида.

Существенной экономической  характеристикой ценной бумаги является надежность, т е способность выполнять закрепленные за ценной бумагой функции в течение длительного периода времени.

По признаку принадлежности прав, удостоверяемых ими, права могут принадлежать:

1) предъявителю ценной  бумаги,

2) названному в ценной  бумаге лицу.

3)  названному в ценной бумаге лицу, которое может само осуществить эти права или назначить своим распоряжением (приказом) другое правомочное лицо

В соответствии с этим различают :

  1) Ценная бумага на предъявителя не требует для выполнения прав идентификации владельца, не регистрируется на имя держателя. Права, удостоверенные ценной бумагой на предъявителя, передаются другому лицу путем простого вручения.

   2) Именная цб выписывается на имя определенного лица. Права, удостоверенные именной цб , передаются в порядке, установленном для уступки требований (цессии). Лицо, передающее право по цб, несет ответственность за недействительность соответствующего требования, но не за его исполнение.

   3) Ордерная цб выписывается на имя первого приобретателя или «его приказу». Это означает, что указанные в ней права могут передаваться в зависимости от произведенной на бумаге передаточной надписи – индоссамента. Индоссат ответственен не только за существование права, но и за его осуществление. Индоссамент переносит все права, удостоверенные ценной бумагой, на индоссата, которому или приказу которого передаются права по цб.

     По критерию назначения или цели выпуска:

  1)  цб денежного краткосрочного рынка -  цб со сроком обращения от 1 дня до 1 года (коммерческие, банковские и казначейские векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты). Они основаны на отношениях займа. Цель выпуска – обеспечить бесперебойность платежного и денежного оборота.

2) рынок капиталов  (инвестиций).представлен среднесрочными (до 5 лет) и долгосрочными (свыше 5 лет) цб, а также бессрочными фондовыми ценностями - не имеют конечного срока погашения – акции, бессрочные облигации.

       - долговые цб, основанные на отношениях займа и воплощающие обязательство эмитента выплатить проценты и погасить основную сумму долга в согласованные сроки (облигации);

      - цб, выражающие отношения собственности и являющиеся свидетельством о доле собственника в  капитале корпорации (акции).

   Фондовые цб отличаются массовостью эмиссии обращаются на фондовых биржах.

    Торговые цб имеют коммерческую направленность. Они предназначены для расчетов по торговым операциям и обслуживания процесса перемещения товаров.

    С учетом  правового статуса эмитента, степени  инвестиционных и кредитных рисков, гарантий охраны интересов инвесторов  и других факторов фондовые  цб подразделяются на 3 группы: 1) государственные и субъектов Федерации (казначейские векселя, казначейские обязательства. облигации государственных и сберегательных займов); 2) муниципальные (долговые обязательства местных органов власти); 3) негосударственные (корпоративные  и частные  финансовые инструменты)

. Корпоративными   цб служат обязательства предприятий, организаций и банков. Частными цб могут быть векселя, чеки, выпускаемые физ. лицами.

   Особенности обращаемости  на рынке предопределяют деление  цб на рыночные (обращаемые)- могут свободно продаваться и покупаться на вторичном рынке в рамках внебиржевого оборота. После выпуска они не могут быть предъявлены эмитенту досрочно,   и нерыночные (необращаемые) - не переходят свободно из рук в руки, т.е. не имеют вторичного обращения.

    По своей  роли цб делятся на основные (акции и облигации), вспомогательные (чеки, векселя, сертификаты), производные (варранты, опционы, фьючерсы, преимущественные права приобретения).

30. Рынок ценных  бумаг: сущность, функции, виды.

В общем виде рынок ценных бумаг (РЦБ) можно определить как совокупность эк. отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками.  Рынок ценных бумаг — это рынок, на котором в качестве товаров выступают ценные бумаги.

Главная функция РЦБ  состоит в мобилизации финансовых ресурсов общества для целей организации и расширения масштабов хозяйственной деятельности.

Классификация видов  РЦБ:

- международные и национальные;

- рынки конкретных  видов цб;

- рынки гос. и корпоративных  (негос.) цб;

- рынки первичных и  производных цб.

Основные функции  РЦБ:

1) инвестиционная – образование и распределение инвестиционных фондов, необходимых для расширенного воспроизводства и технического прогресса; передел собственности с помощью использования пакетов цб (прежде всего акций), т.е.  мобилизация временно свободных ресурсов и их инвестирование в экономику

2) перераспределительная  -  обеспечивает перелив капитала  под влиянием средней нормы  прибыли, хеджирование рисков  с помощью купли-продажи фиктивного  капитала, посредством «противоположных»  сделок, участники которых поочередно принимают риск на себя;

3) функция «притяжения  венчурного капитала», дающая  возможность субъектам рынка  рискнуть своим капиталом для  получения высокой прибыли;

4) повышение ликвидности  долга (в том числе государственного), покрытие его с помощью цб.

Общерыночные  функции 

- коммерческая – получение  прибыли;

- ценовая – процесс  складывания рыночных цен;

- информационная –  об объектах торговли и ее  участниках;

- регулирующая – создает  правила торговли и участия  в ней, порядок разрешения споров.

Специфические функции:

- перераспределительная  – перераспределяет денежные  средства, перевод сбережений из  непроизводственной сферы в производственную  сферу, финансирование дефицита  гос. бюджета;

- функция страхования  ценовых и финансовых рисков (хеджирование);

   Обеспечивая выполнение  этих функций, РЦБ снижает инфляцию  и обеспечивает нормализацию  пропорций между производством  и потреблением.

 Составные части РЦБ:

- первичный и вторичный;

- организованный и  неорганизованный;

- биржевой и внебиржевой;

- традиционный и компьютеризированный;

- кассовый и срочный.

31. Участники  рынка ценных бумаг.

К ним относятся ФЛ или орг-ции, кот. продают или покупают ц/б или обслуживают их оборот и расчеты по ним, то есть это те, кто вступает между собой в  опред-е экон-е отн-я по поводу обращения ц/б.

Участников РЦБ м.классиф-ть следующим образом:

  • Эмитенты – те, кто выпускает ц/б в обращение. Эмитентами по российскому законод-ву м.б. ЮЛ или органы исполн-й власти либо органы местного самоуправления.
  • Инвесторы – те, кто покупает ц/б, выпущенные в обращение (население, КО), (владелец)
  • Профессиональные участники РЦБ - ЮЛ, в т.ч. КО, а также граждане (ФЛ), зарегистрированные в качестве предпринимателей, кот. осущ-ют виды различные деятельности.
  • Органы, осуществляющие функции регулятора на РЦБ.

Российское законод-во о РЦБ  устанавливает 7  видов  профессиональной деятельности на РЦБ: брокерская; дилерская; деятельность по управлению ценными бумагами; деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг); депозитарная деятельность; деятельность по ведению реестра владельцев ц/б; деятельность по организации торговли на РЦБ. 

   Брокерская  деятельность - совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера, действующего на основании договора поручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок при отсутствии указаний на полномочия поверенного или комиссионера в договоре.

   Дилерская  деятельность - совершение сделок купли - продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и/или продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и/или продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам. Дилером может быть только ЮЛ, являющееся КО

   Деятельность  по управлению ценными бумагами - осуществление    юр.лицом    или    индивидуальным предпринимателем       от       своего       имени       за вознаграждение   в   течение   определенного   срока доверительного  управления   переданными   ему   во владение   и    принадлежащими   другому   лицу    в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих    лиц:    ценными    бумагами;    денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги; денежными средствами и ценными бумагами,   получаемыми   в   процессе   управления ценными бумагами.

   Деятельность  по определению взаимных обязательств (клиринг). Клиринговая деятельность - деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним.

   Депозитарная  деятельность  -  оказание  услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и / или учету   и переходу прав на ценные бумаги.    Депозитарием может быть тоже только ЮЛ                           

Деятельность  по ведению реестра владельцев ценных бумаг - сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. Лица, осуществляющие деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, именуются держателями реестра (регистраторами).

Организаторы  торговли на РЦБ – оказывают услуги способствующие совершению сделок с ц/б.

Консультанты по проблемам  конъюнктуры  РЦБ, нужны чтобы правильно оценить инвестиционные качества уже выпущенных ц/б и чтобы помогать эмитентам осуществлять их новые выпуски. Также они делают прогнозы изменения курсов акций, определяют перспективы развития отдельных отраслей экономики, анализируют налоговую политику и т.д.

33. Понятие  и виды сделок с ценными  бумагами.

Под сделкой с ценными  бумагами понимаются действия участников операций с ценными бумагами, направленные на установление, прекращение или  изменение их прав и обязанностей в отношении ценных бумаг. Отличительной чертой биржевой сделки является то, что это торговая сделка, заключенная в специальном биржевом помещении в часы работы биржи и имеющая своим объектом ценные бумаги, допущенные к котировке и обращению на бирже.

Биржевые         сделки         заключаются         при посредничестве маклера или иного лица, являющегося полномочным представителем биржи, который организует биржевую торговлю и объявляет котировки.

Все виды биржевых сделок можно подразделить на:

Кассовые сделки т.е. сделки с ценными бумагами, подлежащие исполнению немедленно или в течение 2-3 (иногда до 7) дней после их заключения: этот вид сделок, как правило, занимает основной удельный вес в общем объеме биржевых сделок на фондовом рынке. При этом существуют две основные разновидности кассовых сделок:

- покупка ценных бумаг с частичной оплатой заемными средствами, так называемые "сделки с маржей",       когда       покупатель       оплачивает собственными   денежными   средствами   только частично   стоимость   ценных   бумаг,   остальная часть покрывается банковским  кредитом, либо брокером  в форме отсрочки  платежа.  Следует учитывать, что эти сделки являются достаточно рискованными, поскольку в них вовлекаются не только продавцы и покупатели, но и брокеры-кредиторы и коммерческие банки.

- продажа ценных бумаг, взятых взаймы. По этой   сделке   участник   торговли,   ожидающий понижения    курса,    продает    ценные    бумаги, которыми  он  не   владеет,   а получил   напрокат, либо     взаймы.      Если     ожидания      продавца оправдываются,   то   он   выкупает   эти   ценные бумаги по более низкому курсу и возвращает их брокеру-кредитору.

Срочные    сделки,    которые    имеют    сложную структуру, можно классифицировать: 1)  В   зависимости   от  времени   проведения расчетов на:

- сделки с оплатой  в середине месяца;

- сделки с оплатой  в конце месяца.

2) В зависимости от механизма заключения на:

а) твердые   (простые)   сделки,   т.е.   сделки, обязательные к исполнению в установленный  в договоре   срок   и   по   твердой   цене.   В   ней фиксируется    объем,    курс    продажи    и    срок исполнения.

б) фьючерсные   сделки,   т.е.   сделки,   которые имеют     дополнительные      преимущества      по сравнению с твердыми (простыми) сделками, а именно:

- стандартные объемы  и сроки поставки ценных бумаг;

участие надежных видов  ценных бумаг, которые гарантируют  надежную поставку,

высокая ликвидность  из-за большого числа покупателей  и продавцов, участие расчетной  палаты биржи.

в) условные сделки или сделки с премией, т.е. сделки, в которых   один    из    контрагентов   за    вознаграждение (премию)   приобретает   право   исполнить   сделку   или отказаться   от   ее   исполнения   (опционы).   Различают следующие виды опционов:

-  опцион покупателя предоставляет право плательщику купить ценные бумаги по заранее оговоренной цене или отказаться от сделки.

-     опцион     продавца    означает,     что    премия    дает  возможность   контрагенту,   ее   уплатившему,   продать  ценные бумаги или отказаться от сделки.

Пролонгированные  сделки -   сделки, которые как правило,   заключаются   на бирже на срок с целью получения курсовой разницы. Исполняются эти сделки на внебиржевом обороте в связи с тем что биржевому спекулянту необходимо продлить (пролонгировать) сделку с прежними условиями ее исполнения с целью получения прибыли при постижении нового срока ее исполнения.

 

34. Клиринг и расчеты  по сделкам с ценными бумагами

Биржевой клиринг представляет систему расчетов, основанную на    взаимных    требованиях    и    обязательствах    по    денежным средствам   и   ценным   бумагам   между   участниками   биржевой торговли.

Основными функциями  биржевого клиринга являются:

-  передача и получение  информации о торговых сделках,  ее проверка и подтверждение, регистрация сделок;

-   учет  зарегистрированных   сделок   по   участникам   торговли, срокам исполнения сделок;

-    зачет    взаимных    обязательств    и    платежей    участников  биржевого рынка;

- гарантийное обеспечение  биржевых сделок,

- организация денежных расчетов;

-   обеспечение   поставки   биржевого  товара   по   заключенной биржевой сделке

Организация биржевого  клиринга основана на соблюдении ряда принципов:

1.    Клиринг   осуществляется    специализированной    службой, которая    может    иметь    юридический    статус    самостоятельной клиринговой      организации,       либо      является       структурным подразделением биржи. В качестве расчетного центра на бирже могут   осуществлять   свою   деятельность   коммерческие   банки, небанковские    кредитные    и    другие    организации,     имеющие соответствующую лицензию на право осуществления клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг.

2.  Средства инвесторов-клиентов  с целью защиты их интересов  учитываются раздельно от средств биржевых посредников

3.   Сведения  о  заключенных  биржевых  сделках   поступают   в расчетно-клиринговую  систему только после  их  регистрации   и сверки   всех   реквизитов.   В    противном   случае   эти   сделки   к клирингу не допускаются.

4.    Установление   определенного   расписания   осуществления клиринга во времени, т.е. каждая операция в процессе клиринга имеет строго ограниченный временной интервал, за нарушение которого предусматриваются штрафные санкции.

5.      Установление      системы      гарантирования      исполнении заключенных на бирже сделок, т.е. если одна из сторон биржевой сделки не в состоянии выполнить свои денежные обязательства, клиринговая     структура     биржевого     рынка     берет     на     себя выполнение этого обязательства

 Клиринговые    системы     получают развитие на     российском     биржевом     рынке, основными задачами которого выступают:

- снижение издержек  по клирингу;

- сокращение   сроков  осуществления   клиринговых операций, например на основе унификации расчетных периодов.

Достижение   вышеотмеченных   целей   облегчается   на  основе перехода     к     дематериализации     ценных     бумаг,     т.е.     их существованию   в   безбумажной   форме,   в   виде   электронных  записей на счетах    в компьютерных системах. Однако решение  этой   задачи   на   практике   находится   в   тесной   взаимосвязи   с   решением      проблемы      создания      единого      национального   электронного депозитария.

     Использование  электронных форм биржевой торговли,  учета  биржевых   сделок   и   расчетов   по   ним   позволит   существенно    упростить   и   сократить   издержки   по   операциям,   связанным   с     перерегистрацией    именных    ценных    бумаг    после    их    купли-продажи. В этих условиях исключаются проблемы, связанные с потерей ценных бумаг, их подделкой, задержкой поставок. Более того,   переход  на  электронную  биржевую  торговлю  позволяет расширить биржевой рынок, способствует удешевлению торговли и   упрощению   процедур   биржевых  торгов,   а  также  ускоряет процессы   автоматизации   клиринга   и   расчетов   по   биржевым сделкам.

Клиринговые операции начинаются после совершения биржевой сделки в  торговой системе биржи. Следует  учитывать, что клиринг, совершаемый  через расчетно-клиринговые системы, является высокорискованной операцией. Для снижения рисков, связанных с осуществлением клирингового процесса (например, вследствие колебания цен, несвоевременности расчетов и т.д.), предусматривается создание гарантийных фондов при фондовых биржах или специализированных клиринговых организациях за счет средств самих участников клиринга, т.е. биржевых посредников.

В настоящее время  в биржевой деятельности не разработана  типовая система биржевого клиринга. Процессы клиринга и расчетов на каждой крупной бирже организуются самостоятельно. Тем не менее существуют общие подходы к организации клиринга на бирже.

 Основными этапами расчетно-клирингового процесса выступают:

- регистрация сделки  на бирже;

-  подтверждение ее  реквизитов участниками сделки,

-  передача денежных  средств и ценных бумаг от  клиентов к брокерам;

-   передача ценных  бумаг расчетной палатой в  депозитарный центр для их  перерегистрации на нового владельца;

-   возврат  перерегистрированных   ценных   бумаг   в   расчетную  палату биржи;

-   передача денежных  средств и ценных бумаг из  расчетной палаты соответствующим  брокерам;

-   передача брокерами  денежных средств  и  ценных  бумаг их новым владельцам.

В процессе клиринга (сравнения) выявляются не только сравнимые сделки, т.е. сделки, которые подтверждены с обеих сторон: стороной брокера покупателя и брокера продавца. Эти сделки готовы к взаимному погашению Однако, в процессе клиринга могут также иметь место:

1.   Несравнимые  сделки, т.е. сделки, по которым  в расчетных документах между  участниками торговли  не согласуются  какие-либо реквизиты, например, дата, сумма, количество ценных бумаг и т.п.

2.    Совещательные    сделки,    т.е.    сделки,    сведения    о    которых  представлены только одной из  сторон.

Клиринговый процесс  занимает, как правило, не один, а несколько дней (до 5-7 дней). Время, которое занимает клиринговый процесс, т.е. время между заключением биржевой сделки и расчетами по ней называется расчетным периодом. Дата расчетов (Д) определяется по формуле: Д = Т + П, где Т - дата заключения биржевой сделки: П -количество дней, связанных с выполнением расчетной палатой клиринговых операций.

В зависимости от вида ценных бумаг П может быть различным. Как показывает практика, более короткий срок - по облигациям, фьючерсным контрактам (1-2 дня), по акциям акционерных обществ - до 5.дней.

   

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"