Шпаргалка по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 12:34, шпаргалка

Краткое описание

1.Понятие финансов.
Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.
Деньги - это всеобщий эквивалент, универсальное средство обмена, особый вид абсолютно ликвидного товара, посредством которого выражается стоимость всех других товаров.

Файлы: 1 файл

otvety (1).docx

— 70.95 Кб (Скачать)

1.Понятие финансов.

Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги - это всеобщий эквивалент, универсальное средство обмена, особый вид абсолютно ликвидного товара, посредством которого выражается стоимость всех других товаров.

Финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач.

Финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Состояние экономики страны определяет состояние финансов. В  условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и НД финансы характеризуются своей устойчивостью и стабильностью, стимулируют дальнейшее развитие производства и повышение качества жизни граждан страны. И, наоборот, в условиях экономического кризиса, спада производства, роста безработицы состояние финансов резко ухудшается. Это выражается в крупных бюджетных дефицитах, в увеличении государственного долга и расходов по нему. Все это влечет за собой развитие инфляции, нарушение хозяйственных связей, увеличение взаимных неплатежей, появление денежных суррогатов, увеличение бартерных сделок, сложности с мобилизацией налогов, снижение жизненного уровня широких слоев населения. Поэтому первостепенная роль в экономических и социальных отношениях принадлежит состоянию реальной сферы производства.

2. Роль финансов в процессе воспроизводства. С переходом РФ к рыночной экономике роль финансов в процессе воспроизводства существенно возросла: от финансового положения предприятия зависит его положение на рынке, его конкурентоспособность, выживаемость, его перспективы. Финансовое обеспечение потребностей воспроизводства означает покрытие затрат засчет фин. ресурсов. Осн. источниками фин. ресурсов могут служить: собств. ср-ва (уставный капитал, прибыль и др.), заемные ср-ва (долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы), привлеч. ср-ва. Важная роль в воспроизводстве ВВП принадлежит гос. финансам и финансам предприятий. Эффективное использование фин. ресурсов возможно лишь на основе активной фин. политики государства. Процесс воспроизводства является необходимой основой существования человеческого общества. Он включает четыре стадии: производство, обмен, распределение, потребление. Эти стадии обязательны для воспроизводства, взаимосвязаны во времени и пространстве, взаимодействуют между собой и происходят одномоментно. Отсутствие хотя бы одной стадии прервет процесс воспроизводства. Все субъекты воспроизводственного процесса имеют доходы и расходы. При этом в одно и то же время одни испытывают недостаток средств, а у кого-то они могут быть в избытке. Это создает объективную необходимость перераспределения сформировавшихся денежных средств, что и осуществляется с помощью финансов в широком понимании этого термина. Процессы формирования и использования доходов субъектов воспроизводственного процесса сопровождаются распределением и перераспределением этих доходов, необходимых для регулирования экономики в условиях рыночных отношений при помощи финансов в широком понимании этого слова.

3.Финансовая система страны, характеристика ее звеньев. Фин. с-ма РФ делится на 2 сферы: централиз. и децентрализ. ф-сы. В сферу централиз. ф-сов входят гос. и муп. ф-сы,. Такая структура отражает федеративное устройство РФ в соотв. с Конст. РФ. Централиз. ф-сы включают 2 осн. звена: Бюдж. с-ма РФ и гос. и муп. кредит. Бюджетная с-ма РФ. представляет собой совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов гос. внебюдж. фондов, кот. регулируется нормами права и основывается на экон. отношениях. Гос. и муп. кредит представляет собой кредитные отношения. в кот. одной стороной обязательно является гос-во. Сфера децентрализ. ф-сов состоит из ф-сов домох-в и ф-сов орг-ции. Ф-сы домох-в – ден. отношения по поводу распределения сто-сти ВВП и формирования доходов и расходов населения. Ф-сы орг-ции представлены ф-сами коммерч. орг., некоммерч. орг. и ф-сами финн. посредников. Ф-сы ком. орг. составляют основу финн. системы любого гос-ва, т.к. здесь произ-ся большая часть сто-сти ВВП. К фин. посредникам относятся коммерч. банки, кредитные союзы, страх. орг., ПФ и др. орг-ции, преобретающие и продающие различные фин. продукты, обеспечивая тем самым эффективное перемещение фин. ресурсов к их конечным потребителям.

 

 

 

 

4. Бюджетная система РФ и принципы ее организации.  Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве совокупность всех бюджетов государства.  В бюджетную систему РФ включается:  1) - федеральный бюджет  - бюджеты федеральных государственных внебюджетных фондов  2) - бюджеты субъектов РФ и территориальные государственные внебюджетные фонды 3) - местные бюджеты (бюджеты городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований, городов федерального значения и бюджеты населений)  На местном уровне муниципальных внебюджетных фондов нет.  Бюджетная система РФ функционирует в соответствии со следующими принципами:  1.единство бюджетной системы.  Означает единство валюты, в которой составляется бюджет; бюджетного законодательства; формируются бюджетные документации ответственности за нарушение бюджетного законодательства.  2.разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов между бюджетами разных уровней.  За каждым бюджетом закреплены свои расходы, и средства одного бюджета нельзя изъять в пользу другого.  3.самостоятельность бюджета.  Не один из бюджетов в РФ не является частью другого. Органы власти на каждом уровне в пределах своей компетенции самостоятельно определяют направления использования бюджетных средств, осуществляется бюджетный процесс, находятся источники финансирования дефицита бюджета.  4.равенство бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований 1 типа.  Все субъекты федераций имеют одинаковые источники доходов бюджетов, одинаковый перечень расходов, равные права на получение финансовой помощи.  5.полнота отражения доходов, расходов и источников финансового дефицита бюджета.  Все средства предназначенные для зачисления в … бюджет должны быть отражены в законе или решении об этом бюджете. Все расходы бюджета также должны планироваться и отражаться в соответствующем бюджете.  6.сбалансированность бюджета, расходы бюджета должны покрываться его доходами и источниками финансового дефицита.7.результативность и эффективность использования бюджетных средств.  Средства бюджета должны использоваться экономно и эффективно, от их исполнения должны быть определены результатом.  8.общее совокупное покрытие бюджетных расходов.  Все расходы бюджета покрываются общей суммой его доходов, нельзя установить соответствие между отдельной статьей расходов и видом доходов кроме предусмотренных в законе случаев.  9.прозрачность (открытость).  Процедуры рассмотрения и утверждения бюджетов являются открытыми. Принятые бюджеты и отчеты об их исполнении обязательно публикуются в органах официальной печати.  10.достоверностьбюджета.Бюджетные показатели рассчитываются на основе надежных методик и реальных данных об объемах налоговых поступлений, бюджетных расходов и т.д.11.адресность и целевой характер бюджетных средств.  Средства бюджета предоставляются только определенным получателям, имеющим на это право и на определенные цели.12.подведомственность расходов бюджета.Деньги предоставляются определенным распределителем бюджетных средств, который отвечают за доведение их до конкретных получателей.  13.единство кассы. Средства каждого бюджета зачисляются и расходуются с единого бюджетного счета, открываемого федеральным казначейством.

5. Бюджетный федерализм  РФ и его проблемы Бюджетная система РФ, в соответствии с 6 статьей бюджетного кодекса, подразделяется на три уровня:1.Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.2.Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов.3.Местные бюджеты. Районные, городские, сельские, поселковые бюджеты. К местным бюджетам относятся также бюджеты закрытых административно-территориальных образований. Способом построения бюджетных отношений между тремя уровнями бюджетной системы носит название бюджетный федерализм. Это такие бюджетные отношения, которые позволяют в условиях самостоятельности и автономии каждого бюджета оргнически сочетать фискальные интересы федерации с интересами субъектов федерации и местных органов самоуправления. Содержание бюджетного федерализма включает: Законодательное распределение доходов и расходов между бюджетами разного уровня. Обеспечение самостоятельности каждого бюджета. Сохранение доминирующего положения федерального бюджета. Прозрачность бюджетных отношений.Методы распределения:1. Закрепление определенных видов налогов за определенными бюджетами.2.Установление нормативов от абсолютной суммы поступления налогов или от ставок налога.3.Разграничение путем трансфертов. Трансферты – это платежи из различных бюджетов в нижестоящие бюджеты. В частности выделение средств из фонда финансовой поддержки.

 

 

 

 

 

 

6. Характеристика межбюджетных отношений в РФ. Все бюджеты, входящие в бюдж. с-му страны, взаимосвязаны в рамках межбюдж. отношений. Межбюдж. отнош. – это отношения между органами гос. власти РФ, органами гос. власти субъектов РФ и органами МСУ, связанные с формированием и исполнением соотв. бюджетов. В основе процесса распределения расходов и доходв между звеньями бюдж. с-мы заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с фед. бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который преполагает использование единой методики расчета нормативов фин. затрат на предоставление гос. и муп. услуг, нормативов расчета фин. помощи терр. бюджетам, а также единый порядок уплаты фед. и региональных налогов. Межбюдж. трансферты, служат отличием бюдж. федерализма в РФ. Трансферты – это безвозмездные перечисления ден. ср-в из бюджетов различных уровней получателям: гражданам, предприят., бюджетам др. уровней: бюдж. кредит – предоставление ср-в ФЛ и ЮЛ на возвратной и возмездной основах; субвенция – ср-ва бюджету соотв. уровня или ЮЛ на безвозмездной и безвозвр. основах на осущ. целевых расходов; субсидия – ср-ва бюджету соотв. уровня. ФЛ и или ЮЛ на условиях долевого фин-ия; бюдж. ссуда – ср-ва др. бюджету на безвозмездной или возмездн. основах на срок не более 6 мес. в теч. фин. года; дотации – ср-ва бюдж. др. уровня на безвозмездной и безвозвр. основах для покрытия текущ. обязательств; гос. и муп. гарантии – способ  обеспечения гражданско-прав. обяз-в, в силу кот. РФ, субъект РФ или МО дает письменное обяз-во отвечать за исполнение обяз-ва лицом, кот. дается гос. или муп. гарантия перед 3ими лицами полностью или частично.

7. Доходы бюджетной системы: их классификация и характеристика. Доходы бюджета – это поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соотв. с зак-вом РФ в распоряжение органов гос. власти РФ, органов гос. власти субъектов РФ и органов МСУ. Доходы бюджета формируются в соотв. с БК РФ, зак-вом о налогах и сборах и зак-вом об иных обязат. платежах. Состав бюдж. доходов опр-ся бюдж. класс-цией и регламентируется ст. 20 БК РФ. Бюдж. класс-ция доходов бюджетов представляет собой группировку доходов всех уровней БС и основывается на законодат. актах РФ. Согласно бюдж. класс-ции выделяют след. группы доходов: 1. Налоговые и неналог. доходы. 2. безвозмездные поступления. Неналоговые доходы включают в себя доходы от использования гос. и муп. имущества, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, доходы от внешнеэкон. деят. и прочие неналоговые доходы. К безвозмездным поступлениям относятся межбюдж. трансферты, а также безвозсездные поступления от ФЛ и ЮЛ, междунар. орг-ций, Правительств иностр. гос-в, в том числе и добровольные пожертвования.

9. Расходы бюджетной системы:  их классификация и характеристика.      Расходы бюджетов – это экономические отношения, возникающие в ходе использования централизованных фондов денежных средств между государством и физическими и юридическими лицами.     В бюджетной классификации выделяют следующие разделы бюджетных расходов:    1.общегосударственные вопросы 2.национальная оборона (этого раздела нет в местных бюджетах)  3.национальная безопасность и правоохранительная деятельность  4.национальная экономика (транспорт, сельское хозяйство)  5.ЖКХ 6.охрана окружающей среды 7.образование 8.культура, кинематография, СМИ 9.здравоохранение, физкультура и спорт 10.социальная политика  11.межбюджетные трансферты  В настоящее время в законах о бюджетах разделяются: действующие и вновь принимаемые расходные обязательства в пределах общей суммы доходов.  Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:  1.осигнование на содержание бюджетных учреждений  2.средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых по гос-ым и муниципальным контрактам  3.транферты населению 4.бюджетные кредиты юридическим лицам 5.инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц 6.межбюджетные трансферты  В настоящее время из бюджета каждого уровня осуществляется финансирование тех вопросов, которые находятся в компетенции соответствующего уровня власти. Компетенция органов власти разных уровней определяется конституцией РФ, а так же ФЗ №184-ФЗ и №131-ФЗ.  Расходы могут быть переданы с одного уровня бюджетной системы на другой, но при обязательной передаче соответствующей суммы доходов.  В федеральном бюджете наибольший удельный вес имеют расходы на общегосударственные вопросы, национальную оборону и безопасность.  В региональных и местных бюджетах преобладают расходы на социальную сферу.

 

 

 

 

 

 

8. Доходы федерального бюджета РФ. В доходы федерального бюджета зачисляются: собственные налоговые доходы федерального бюджета; полностью собственные неналоговые доходы; доходы субъектов РФ для целевого финансирования. В процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ, другие безвозмездные перечисления. К налоговым доходам федерального бюджета относятся: 1) федеральные налоги и сборы; 2) таможенные пошлины, таможенные сборы и другие таможенные платежи; 3) государственная пошлина. Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет: 1) доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходов от платных услуг, оказываемых органами государственной власти РФ и бюджетными учреждениями в полном объеме; 2) доходов от продажи имущества, находящегося в государственной собственности; 3) части прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей. В доходах федерального бюджета также учитываются: прибыль Банка России; доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы от реализации государственных запасов и резервов. Собственные доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам.

10. Бюджетный дефицит,  причины его возникновения и  источники финансирования. Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. Сокращать бюджетный дефицит достаточно сложно в силу ряда причин. Объем обязательств по осуществлению расходов, которые принимает на себя государство, очень велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы влиятельных структур. Некоторые расходы носят чрезвычайный характер и могут внезапно увеличиваться. Находить же новые источники пополнения доходной части бюджета гораздо сложнее: рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует большему уклонению от налогообложения; приватизация государственной собственности дает лишь разовое поступление денег в казну и т.п. Для финансирования дефицита бюджета используются различные источники, которые делятся на внутренние (средства, поступившие от размещения государственных ценных бумаг, бюджетные кредиты, кредиты, предоставленные кредитными организациями, международными финансовыми организациями и иные источники) и внешние (средства, поступившие от размещения государственных займов, кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций и прочие источники).

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"