Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 12:34, шпаргалка
1.Понятие финансов.
Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.
Деньги - это всеобщий эквивалент, универсальное средство обмена, особый вид абсолютно ликвидного товара, посредством которого выражается стоимость всех других товаров.
11. Бюджет государства:
экономическое содержание и
13. Экономическое содержание и значение налогов. Налоги являются основным источником бюджетных доходов. Налоги выполняют три функции: 1.фискальная функция. Она обеспечивает поступление необходимых средств в бюджеты разных уровней. 2.ругулирующая функция. С помощью налогов можно воздействовать на темпы развития производства, уровень доходов населения, на платежеспособный спрос. 3.контрольная функция. Зная ставки налогов и сроки их уплаты можно отслеживать полноту и своевременность формирования бюджета доходов. Исходя из общего объема поступления налога, можно судить о формировании стоимостных пропорций дохода населения и т.д. Налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения. Элементы налогообложения: 1.объект налогообложения (имущество, факт реализации товара). 2.налоговая база. 3. налоговый период (срок, по истечению которого взимается налог). 4.налоговая ставка (размер налога с единицы налоговой базы в %). 5.порядок исчисления налога. 6.порядок и сроки уплаты налога. Налоги классифицируются по разным признакам: 1.налоги делят на прямые и косвенные (акциз, НДС). 2.в зависимости от характера налоговых ставок, налоги бывают: - пропорциональный налог – налоговая ставка всегда постоянна (налог на прибыль – 20%). - прогрессивный налог – налоговая ставка возрастает при увеличении налоговой базы. - регрессивный налог – ставка понижается при увеличении налоговой базы. В зависимости от уровня, на котором установлен налог их делят на федеральные, региональные и местные налоги.
14. Элементы налога и их характеристика. В соотв. с НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: 1. Объект – могут являться прибыль, доход, либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физические характеристики, с наличием которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога. 2. Налоговая база – представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта. 3. Налоговый период – календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налог. база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налог. период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов. по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. 4. Налоговые ставки – представляют собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. 5. Порядок исчисления. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных НК РФ, эта обязанность может быть возложена на налоговый орган или налогового агента 6. Порядок и сроки уплаты. Кроме того, необходимых случаях при установлении налога могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
15. Прямы налоги и их
характеристика.В зависимости от механизма
уплаты налоги и сборы делятся на прямые
и косвенные. Прямые налоги взимаются
в процессе накопления материальных благ
непосредственно с дохода или имущества.
Отличительная особенность этих налогов
– относительно сложный механизм расчета
налоговой базы. Среди прямых налогов
выделяются: 1. реальные, которыми облагается
предполагаемый средний доход, полученный
от объекта обложения (транспортный налог).
2. личные. уплачиваемые с действительно
полученного дохода и отражающие фактическую
платежеспособность налогоплательщика
(налог на прибыль организаций, налог на
имущество).
18. Государственный кредит, его сущность и роль. (ГК) – это система экономических отношений, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта. Чаще всего государство выступает как заемщик. Государство может привлекать средства: 1.других государств 2.у МВО (международных валютных организаций) 3.у иностранных банков и фирм, а так же в форме займа при выпуске ценных бумаг номинированных в отечественной или иностранной валюте. Госкредит выполняет две основные функции: 1.фискальная. Она обеспечивает поступления долговых средств в бюджеты. 2.регулирующая. При помощи госкредита можно воздействовать на денежное обращение развития производства, занятость и т.д. Также ежегодно принимается программа Государственных внутренних заимствований (выпуск ценных бумаг). Долговые обязательства государства обеспечиваются всем государственным имуществом. Бюджетные кредиты могут быть предоставлены бюджетом других уровней, а так же юридическим лицам различных форм собственности. Результатом государственных и муниципальных заимствований является формирование государственного и муниципального долга. В объем государственного внутреннего долга (в валюте РФ) относятся: - долг по ценным бумагам в валюте РФ - долг по кредитам в валюте РФ - долг по бюджетным кредитам - объем обязательств по государственным гарантиям В объем внешнего долга включается: - долг по государственным ценным бумагам номинированный в иностранной валюте - долг по кредитам в иностранной валюте - сумма обязательств по государственным гарантиям, выраженным в иностранной валюте Для муниципального образования формируется только внутренний долг.
19. Государственный и муниципальный долг. Результатом государственных и муниципальных заимствований является формирование государственного и муниципального долга. В объем государственного внутреннего долга (в валюте РФ) относятся: - долг по ценным бумагам в валюте РФ - долг по кредитам в валюте РФ - долг по бюджетным кредитам - объем обязательств по государственным гарантиям В объем внешнего долга включается: - долг по государственным ценным бумагам номинированный в иностранной валюте - долг по кредитам в иностранной валюте - сумма обязательств по государственным гарантиям, выраженным в иностранной валюте Для муниципального образования формируется только внутренний долг. Государственные и муниципальные долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет) для федерального и регионального уровня и от 5 до 10 лет для муниципального. Управление государственным и муниципальным долгом осуществляют соответственно Министерство финансов, исполнительные органы субъекта РФ и администрация муниципального образования. Обслуживание долга означает выплату доходов по ценным бумагам, своевременную оплату процентов и погашение суммы основного долга по кредитам. В случае если федеральный бюджет субъекта РФ или муниципальное образование не в состоянии обслуживать долг, может быть проведена реструктуризация долга – это основанная на соглашении, прекращении долговых обязательств с заменой их другими обязательствами, с иными условиями обслуживания и погашения. В соответствии с научными исследованиями величина госдолга не должна превышать 10% ВВП.
20. Внебюджетные фонды. Характеристика действующих в России государственных внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды- это совокупность денежных распределит. и перерспределит. отношений, в рез-те кот. формируются фонды фин. ресурсов, не входящих в бюджет и имеющих. как правило, целевое назначение. Гос. внебюдж. фонды имеют общегос. значение и используются для решения общегос. задач. В состав централиз. (гос.) внебюдж. фондов входят: 1. ПенсионныйФ РФ (создан в целях гос. управления ф-сами пенсионного обеспечения граждан), 2. ФСоцСтрах РФ(создан в целях управления средствами гос. соц. страхования), 3. ФедФондОбязМедСтр (создан в целях гарантии гражданам при возникновении страхового случая на получение мед. помощи). Средства большинства централизованных внебюдж. фондов служат фин. гарантией конституционных прав граждан России на соц. защиту случае старости, болезни, неблагоприятного соц. и экон. положения некоторых групп населения.
21. Пенсион фонд РФ.Фонд образован в соответствии с постановлением Верховного совета РСФСР от22.12.1990г.как самост-ное финансово-кредитное учрежд., осуще-ее свою деятельность по закону в целях управления пенсионным обеспечением. Средства ПРФ формируются за счет: страховых взносов работодателей; страховых взносов работающих; ассигнований из федерального бюджета; доходов от вложений в гос ценные бумаги. Страховые взносы установлены в % от начисленной оплаты труда по всем основаниям.Платежи в ПФР осуществ. плательщиками в первоочередн порядке 1 раз в месяц платежными поручениями одновременно с чеком на получение наличных на з/п. Плательщиками налога не явл: общественн организаци инвалидов, а также предприят, принадлежащ им на правах собственн; воинские формирован РФ - по денежн довольствии военнослужащ, лиц рядового и начальствующ состава органов внутрен и дел и федеральн органов налогов полиции. Средства ПФР использ на выплаты гос пенсий,пенсий военным, инвалидам, компенсаций пенсионер, пособий для детей в возрасте от 1.5 до 6 лет, а также пособий пострадав от аварии на Чернобыльская.АЭС
22. Региональные финансы. В условиях демократии одной из важнейших составных частей фин. с-мы гос-ва являются территориальные фин-сы, которые охватывают территориальные бюджеты и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных потребностей. Территориальные финансы обеспечивают финан-ие широкого круга мероприятий, связанных с соц.-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения. Региональные финансовые ресурсы это совокупность денежных средств, созданных и используемых на экономическое и социальное развитие территорий, и денежные отношения, возникающие по поводу формирования, распределения и использования региональных фондов финансовых ресурсов для решения многообразных задач субъектов РФ. Эти отношения складываются между органами государственной власти субъекта РФ, муниципальными образованиями и населением, живущим на территории, а также хозяйствующими субъектами. Доходы регионального бюджета формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, кроме доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам, доходов от использования имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, и доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении региона, иных неналоговых доходов. Финансы субъекта РФ зависят от совокупности факторов социально-экономического развития и достигнутого уровня жизни населения, что отражается на финансовом потенциале региона и его возможностях по формированию бюджета и внебюджетных фондов.
23. Местные финансы и их особенности в РФ. Местные финансы определяются как совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. Таким образом, местные финансы входят в структуру финансовой системы России в качестве ее самостоятельного звена. Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" определил основные принципы организации местных финансов. В соответствии с вышеназванным федеральным законом местные финансы включают средства местного бюджета, государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые ресурсы. Формирование и использование местных финансов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки, гласности и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами и законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований, правовыми актами органов местного самоуправления.
24. Финансы организаций. Ф-сы орг-цмй – фин. или ден. отношения, возникающие в ходе предприним. деят. и процессе формирования собств. капитала, целевых фондов ден. ср-в, их распределения и использования. В РФ все орг-ции по орг-правовой форме делятся на: ИП и ЮЛ (коммерч. и некоммерч. орг-ции). Ф-сы орг-ций играют в фин. с-ме любой страны ведущую роль, т.к. они носят распределит. хар-р и охватывают процессы создания, распределения и использования ВВП и НД в стоимостном выражении. Ф-сы орг-ций создают фин. рес-сы, кот. впоследствии распределяются и используются для собств. развития и обеспечения потребностей экон. и соц. развития общества. Ф-сы орг-ций выполняют те же ф-ции, что и ф-сы, только рассматриваются они на микроуровне: 1. распределит. (состоит в форировании ден. фондов и резервов орг-ций посредством распределения и перераспред. поступающих доходов формирования прибыли). 2. контрольная (состоит в необходимости постоянного отслеживания и проведения анализа фин. показателей орг-ции с целью оценить итоги хоз. деят.,. сложившуюся с-му распределения и при необходимости применить меры фин. воздействия в целях обеспечения фин. устойчивости орг-ции. Ф-ция основывается на нормативных, законодательных актах, а также фин. отч-сти орг-ции).
25. Роль финансов в формировании оборотного капитала организаций и предприятий . К оборотному капиталу относятся: +Сырье и материалы +Орудия труда, которые полностью переносят свою стоимость на стоимость продукции в течение производственного цикла +Готовая продукция +Денежные средства +Дебиторская задолженность и т.д. Особенность оборотного капитала в том, что в течении производственного цикла происходит полная смена форм собственности. Первоначально оборотный капитал существует в денежной форме, за счет этих средств приобретается сырье, материалы и т.д., то есть товары – эти товары передаются в производство, в результате производится готовая продукция, которая реализуется как товар и организация получает денежные средства – выручку от реализации.Источниками пополнения оборотного капитала являются: +Прибыль +Банковский и коммерческий кредит +Постоянная минимальная кредиторская задолженность В момент создания организации оборотный капитал формируется за счет уставного.